Методический материал по теме "ТРКМ (технология развития критического мышления) и её возможности в обучении математике"
учебно-методический материал по алгебре по теме

В материале представлена структура технологии развития критического мышления (ТРКМ), её основные элементы, приемы, "плюсы" и "минусы" использования, возможности применения на уроках математики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на тематическом педагогическом совете

Современные педагогические технологии

Тема выступления

ТРКМ (технология развития критического мышления),

её возможности в обучении математике.

 Из опыта работы учителя математики МКОУ СОШ №1 г. Россоши

Россошанского муниципального района Воронежской области

 Коробейниковой О.А.

Народная мудрость гласит: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому,  и я научусь».

Современные тенденции образовательного процесса рассматривают компетентностный подход в обучении как средство повышения качества образования, а критическое мышление - как одну из ключевых компетенций познавательной деятельности.  

Технологию развития критического мышления предложили в середине 90-х годов двадцатого века американские педагоги Джон Стил, К. Мередит и Ч. Темпл как особую методику обучения, отвечающую на вопрос: Как учить мыслить?

Цель технологии – обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс. Критическое мышление означает не негативность суждения или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованность суждения или решения.

Основу данной технологии составляет трехфазовая структура урока, состоящая из:

1. Вызова (актуализации имеющихся знаний, постановка учеником собственных целей обучения).

2. Осмысления содержания (получение новой информации; корректировка целей).

3. Рефлексии (размышления, рождение нового знания, постановка учеником новых целей обучения).
        Применение приема «Кластер», стратегии «Идеал» и таблицы «Знал, хочу узнать, узнал» оптимизирует развитие критического мышления, как одну из ключевых компетенций.

Поскольку у школьников в этих условиях развиваются способности к критическому мышлению, то учителю следует работать над выработкой у них умения выделять из потока информации главное, осмысливать его и проявлять желание глубже проникнуть в суть, создавая условия для формирования гражданского сознания, для подготовки к коммуникациям в социуме.

         Признаки критического мышления:

1. Критическое мышление есть мышление самостоятельное.

2. Информация является отправным, а  не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически.

3. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить

4. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.

5. Критическое мышление есть мышление социальное. (Дэвид Клустер, США)

        

Общее представление о ТРКМ

Технология развития критического мышления.

Ведущие целевые ориентации: 

- Мотивация к учению.

- Расширение знаний и развитие интеллектуальных умений.

- Развитие рефлексивного мышления.

- Формирование обобщений.

Цель применения технологии развития критического мышления:

 Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых для учёбы и обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать, рассматривать различные стороны решения).

Технология РКМ: 

- Формирует самостоятельное мышление.

- Вооружает методами и способами самостоятельной работы.

- Даёт возможность сознательно управлять образовательным процессом в системе “учитель-ученик”.

- Позволяет влиять на результат и цели образовательного процесса.

Некоторые правила технологии РМК:

1. Задавайте вопросы, интересуйтесь.

Это не о поверхностное любопытство, проявляющееся в том, чтобы всюду совать свой нос, а  любознательность, пытливость, интеллектуальная жажда.

Вопросы могут служить мотивацией к изучению материала, могут способствовать лучшему закреплению изученного, а также работать на рефлексию. (Прием «толстые и тонкие вопросы»)

2. Анализируйте идеи, предположения, тексты.

 Анализ - это исходная мыслительная операция, с которой начинается процесс мышления. Для его осуществления нужно разложить идею или объект на составные части.

Анализировать можно по нескольким направлениям: “это я уже знаю”, “это я слышал”, “это не знаю”. Другой пример: “это я понимаю и объясню другому”, “это я понимаю, но объяснить не смогу”, “это я не понимаю”. (Прием “ИНСЕРТ” проставление значков в тексте, разметка текста). 

3. Исследуйте факты, доказательства.

4. Высказывайте свои предложения, мысли, идеи, а также считайтесь с другими мнениями.

Базовая модель ТРКМ

Одно из основных положений ТРКМ  -

 следование трем стадиям:

Вызов. На этой стадии формируется мотив к обучению. Учащийся ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме.

Осмысление. Контакт с новой информацией. Форма получения информации может быть различна – чтение текста, лабораторная работа, лекция, эвристическая беседа. На данной стадии учащийся под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на те вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии.

Рефлексия. Это закрепление новых знаний, прояснение нового материала. На этой стадии может быть составлен опорный конспект в тетради учащегося, возврат к стадии вызова.

Методы, приемы и стратегии ТРКМ.

Прием обучения

Плюсы применения

(+)

Минусы применения

(-)

Прием «Кластеры»

Это графические систематизаторы, которые показывают несколько различных типов связей между объектами или явлениями.

1.По кластеру легко составить ответ на теоретический вопрос, запомнить ту или иную тему.

2. Помогают упорядочить мысли.

3. Облегчают работу, развивают логику.

1. Записи в тетрадях не всегда аккуратны.

Прием «Ассоциации»

В центре листа пишется слово (тема, проблема). Далее вокруг этого слова записываются слова или предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой.

1.Можно высказать свою точку зрения, какой бы странной, на первый взгляд она не была.

2. Помогает усвоить сложные термины.

1. Есть угроза запутаться.

2. Не дают точной информации.

Прием «Инсерт»

 Прием маркировки текста. Учащимся предлагается система маркировки  текста, предполагающая следующие значки:

«V» - галочкой отмечается  то, что известно;

« - » - знаком минус отмечается то, что противоречит представлениям учащихся;

«+» - знаком плюс помечается то, что является для ученика интересным и неожиданным

«?» - ставится, если у ученика возникло желание узнать о том, что описывается более подробно, или то, что не понятно.

 1.Ученики привыкли читать текст «по диагонали». Вдумчивое чтение подразумевает использование спектра мыслительных операций. Предложенный прием помогает не только вдумчиво прочитать и запомнить текст, но и сформировать свою точку зрения на информацию, содержащуюся в нем.

2. Хороший способ систематизации знаний.

1. Учащиеся с низкой математической подготовкой вообще сомневаются в том, что написано в учебнике.

Прием

«Плюс-минус»

Прием нацелен на актуализацию отношений к виду деятельности. При работе с новым материалом предлагается выделить положительные (+) и отрицательные стороны (-) изученного материала применительно к практическим действиям.

1. Предоставляет возможность увидеть оптимальную область применения информации в практической деятельности.

2. Позволяет лучше усвоить сведения.

1. Иногда трудно определить +  это или -.

Прием

 «Тонкие и толстые вопросы»

«Толстые вопросы» - это проблемные вопросы, требующие неоднозначного ответа.

«Тонкие вопросы» - это вопросы требующие простого односложного ответа.

1. Развивает умение задавать умные вопросы.

2. Классификация вопросов помогает в поиске ответов: толстые - значит от тебя требуются рассуждения, тонкие – отвечай точно и кратко.

3. Составляя вопросы, мы вдумываемся в текст

4. Помогает вчитываться в текст, лучше запоминать содержание .

1. Попутно требует развитие речи.

Прием «Зигзаг»

Шаг 1 Класс разбивается на четверки и распределяется материал. Каждому члену четверки достается разный материал для изучения и последующей презентации друг другу.

Шаг 2. Экспертные группы изучают материал и готовят его презентацию. Они объединяют учащихся, которым дан для изучения один и тот же материал. Партнеры-эксперты читают и изучают свой материал сообща, планируют эффективные способы его представления в первоначальных четверках.

Шаг 3. Вернитесь в первоначальные группы для взаимообучения и взаимопроверки. При возвращении в свои первоначальные группы по очереди знакомят друг друга с изученным материалом. Задача команды, чтобы каждый овладел всей темой целиком.

Шаг 4. Индивидуальная и групповая отчетность.

1. Полезно поработать с другими людьми.

2. Интересен, как игровой момент.

3. Прием повышает ответственность: в группе ты один, кто знает этот материал и тогда стараешься четче запоминать на стадии работы в экспертной группе.

4. Развитие памяти и речи.

5. Получают быстро большое количество информации.

1. Может пострадать глубина научности изложения нового материала.

Прием «Сравнительная таблица»

Этот прием предполагает сравнение нескольких объектов.

1.Систематизация свойств и признаков.

2. Наглядное представление различий.

Синквейн – способ творческой рефлексии – «стихотворение», написанное по определённым правилам:

1 строка - существительное, определяющее тему;

2 строка - два прилагательных, описывающих тему;

3 строка – 3 глагола, описывающих действия в рамках этой темы;

4 строка – фраза из 3-4 слов, показывающая отношение к теме;

5 строка – одно существительное, которое выражает суть темы.

Дает возможность систематизации понятий, знаний. Целостного представление о предмете изучения.

Требует определенной дополнительной подготовки

Технологический цикл структуры урока по ТРКМ

Возможные методические приемы

Вызов.

1. Парная и групповая  мозговая атака.

2. Работа с ключевыми терминами.

3. Перевёрнутые логические цепи(связать последовательность элементов информации в нужной последовательности).

4. Свободное письмо (пишите всё, что приходит в голову: это может быть связанный текст или опорные словосочетания).

5. Разбивка на кластеры (учащиеся должны выделить главную смысловую единицу в виде ключевого слова или словосочетания (тема), выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категории информации), конкретизировать категории мнениями и фактами, которые содержатся в осваиваемой информации.

6. Маркировочная таблица (знаю, хочу узнать, узнал).

Стадия осмысления.

1. Маркировочная таблица (знаю, хочу узнать, узнал)

2. Чтение с пометками (текст читается не более 10 минут и информация помечается символами: «V»-знаю, «-»- противоречит моим первоначальным представлениям, «?» - хочу узнать, «+» - это для меня новое).

3. Мудрые совы. Этот прием используется для организации самостоятельной работы с определенным текстом учебника. 4. Работа может  проводиться  дифференцированно с использованием  различных  видов заданий, таких как:

 - Азы работы над текстом.

 - Что, не ждали?

 - Ты уже знаешь последние новости

 - Известное и неизвестное.

 - Иллюстративное изображение

 - Поучительный вывод

 - Важная тема для обсуждения.

5. Двойной дневник (страница делится на две части: слева – что понравилось, запомнилось; справа - почему, какие ассоциации).

Рефлексия.

1. Пятиминутное эссе. Учащихся просят написать, что они узнали по новой теме и задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.

2. Незаконченные предложения.

Пример:

- Сегодня на уроке мне удалось…

- Если бы …

- На мой взгляд это…

- Я думаю…



Предварительный просмотр:

Примеры практического применения приемов

технологии развития критического мышления

   

Приёмы постановки вопросов:

1. ”Толстый” и “тонкий” вопрос. (Этап контроля знаний)

Составьте вопросы по теме, по тексту.

Толстый.

Тонкий.

Объясните почему….?

Почему вы думаете….?

Предположите, что будет если…?

В чём различие…?

Почему вы считаете….?

Кто..? Что…? Когда…?

Может…? Мог ли…?

Было ли…? Будет…?

Согласны ли вы…?

Верно ли…?

2. Таблица вопросов. Основой являются вопросы, начинающиеся с вопросительных слов.

Тема «Окружность. Взаимное расположение прямой и окружности». 8 класс

Учащимся предлагается текст:

Самая простая из кривых линий – окружность. Это одна из древнейших геометрических фигур. Ещё вавилоняне и древние индийцы считали самым важным элементом окружности – радиус. Слово это латинское и означает “луч”. В древности не было этого термина: Евклид и другие учёные говорили просто “прямая из центра”, Ф. Виет писал что “радиус” - это “элегантное слово”. Общепринятым термин “радиус” становится лишь в конце XVII в. Впервые термин “радиус” встречается в “Геометрии” французского ученого Рамса, изданной в 1569 году.

В Древней Греции круг и окружность считались венцом совершенства. Действительно в каждой своей точке окружность “устроена” одинаково, что позволяет ей как бы двигаться “по себе”. На плоскости этим свойством обладает еще лишь прямая. Одно из интереснейших свойств круга состоит в том, что он при заданном периметре ограничивает максимальную площадь.

В русском языке слово “круглый” тоже стало означать высокую степень чего-либо: “круглый отличник”, “круглый сирота” и даже “круглый дурак”.

Если вы когда-либо пробовали получить информацию от бюрократической организации, вас, скорее всего “погоняли по кругу”. Фраза “ходить по кругу” обычно не ассоциируется с прогрессом. Но в период индустриальной революции, выражение “ходить по кругу” очень точно отражало прогресс. Шкивы и механизмы давали машинам возможность увеличить производительность и значит сократить рабочую неделю.

Без понятия круга и окружности было бы трудно говорить о круговращении жизни. Круги повсюду вокруг нас. Окружности и циклы идут, взявшись за руки. Циклы получаются при движении по кругу. Мы изучаем циклы земли, они помогают нам разобраться, когда надо сажать растения и когда мы должны вставать.

Представление об окружности даёт линия движения модели самолёта, прикреплённого шнуром к руке человека, также обод колеса, спицы которого соответствуют радиусам окружности.

Термин “хорда” (от греческого “струна”) был введён в современном смысле европейскими учёными в XII-XIII веках.

Определение касательной как прямой, имеющей с окружностью только одну общую точку, встречается впервые в учебнике “Элементы геометрии” французского математика Лежандра (1752-1833 гг.). В “Началах” Евклида даётся следующее определение: прямая касается круга, если она встречает круг, но при продолжении не пересекает его

По материалам книг: Г. Глейзер “История математики в школе”, С Акимова “Занимательная математика”.

Прочитав текст, составьте в тетради таблицу вопросов по нему, так чтобы вопрос начинался с указанного слова.

Что?

Кто?

Когда?

Как?

Почему?

Зачем?

 

 

 

 

 

 

Прием «Сравнительная таблица»

Тема “Функции”. Обобщающий урок. 9класс.

Учащихся заполняют таблицу, работая в группах. Затем проводится обсуждение и сравнение результатов.

Вид функции

Область определения

Область значений

Возрастание

убывание

У>0

Y<0

Четность

Нули функции

1. Линейная

 

 

 

 

 

 

2. Квадратичная

 

 

 

 

 

 

3. Степенная

 

 

 

 

 

 

А)

 

 

 

 

 

 

Б)

 

 

 

 

 

 

В)

 

 

 

 

 

 

“Ромашка” Блума. ( как вариант домашнего задания) По теме составить вопросы, учитывая их назначение.

Изучив таблицу, сформулируйте геометрические определения понятий, используя ключевые слова.

Рисунок

Определяемое понятие

Используемые ключевые понятия

1

img2

Окружность

Точки плоскости, одинаковое расстояние, точка - центр.

2

img3

радиус

Точки окружности, центр окружности, отрезок.

3

img4

Хорда

Отрезок, точки окружности.

4

img5

Диаметр

Хорда окружности, центр окружности.

Кластер (графический систематизатор) составляют учащиеся по теме «Решение квадратных уравнений» 8 класс.

Сделайте вывод о взаимном расположении прямой и окружности. Заполните таблицу.

Радиус окружности меньше расстояния от центра окружности до прямой

Радиус окружности больше расстояния от центра окружности до прямой

Радиус окружности равен расстоянию от центра окружности до прямой

Прямая и окружность ……….

Прямая и окружность ……….

Прямая и окружность ……….

Обсудите свои выводы с товарищем по парте.

Результативный компонент опыта.

       На протяжении нескольких лет, я строила свои уроки, исходя из принципов деятельностного подхода.  Такое построение обучения, по-моему, мнению, наиболее полно способствует формированию интеллектуальных умений на уроках математики, так как позволяет увидеть предмет не как набор перемешанных фактов, никак не связанных между собой, а как стройную систему понятий, находящихся в четко определенных отношениях.

Установление логических связей, работа на базе сравнения, анализа, обобщения, конкретизации и т.д. позволяют не только углубить  знания, но и оказывают огромное влияние на формирование процесса мышления учащихся.

       Положительное влияние технологии развития критического мышления в обучении на развитие и интеллектуальных умений подтверждают результаты диагностики и мониторинга,  проводимых на протяжении пяти лет.

            Как показывает диаграмма, за 2 года обучения наметилась положительная динамика в развитии интеллектуальных умений учащихся.

              Положительная динамика прослеживается и в результативности обучения учащихся по математике.

Выводы:

        Улучшение показателей в работе дает основание считать намеченные пути верными, а используемые методические приемы и технологии заслуживают внимания.

     Анализируя проделанную работу и имеющийся педагогический опыт, можно сделать следующие выводы:

  1. Занятия по математике с использование технологии развития критического мышления были достаточно продуктивными.
  2. Результатом проведенной работы являются несколько методических рекомендаций к курсу математики:
  • В целях совершенствования преподавания математики использовать принципы деятельностного подхода как способ развития интеллектуальных умений
  • Предложенный механизм развития интеллектуальных умений является эффективным в случае применения технологии развития критического мышления.

            Проведенная деятельность позволяет утверждать, что работа над формированием интеллектуальных умений дело важное и необходимое.

Поиск новых путей активизации деятельности школьников является одной из неотложных задач современной педагогики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых, здоровьесберегающих, групповых способов обучения, информационно-коммуникативных технологий и технологий развития критического мышления на уроках математики и во внеурочной деятельности

Данная работа представляет собой  описание опыта применения различных современных образовательных технологий на уроках алгебры, геометрии и во внеурочной деятельности....

Технология развития критического мышления как условие повышения качества обучения

В настоящее время отечественное образование находится в стадии реформирования. Одним из направлений развития реформ является более широкое использование компетентностного подхода, что продиктовано жел...

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ (из опыта работы)

Использование на уроках технологии развития критического мышления, как способа организации активного обучения....

Технология Развития Критического Мышления через Чтение и Письмо и возможность ее реализации на уроках математики.

Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен выделять в тексте противоречия, аргументировать свою точку зрения. Так...

Групповая работа в рамках технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Обучение сообща. Прием: Чтение, суммирование, прочитанного в парах.

Методическая разработка по теме "Групповая работа в рамках технологи развития критического мышления через чтение и письмо. Обучение сообща....

Технология развития критического мышления поможет заполнить пробелы в обучении российских школьников.

По данным исследования PISA школьников разных стран, российские подростки отстают от своих сверстников из развитых стран по многим показателям на 20 процентов. Отсюда встает вопрос, что делать? К...

Творческий отчет. Тема: Технология развития критического мышления, как средство обучения математики.

Творческий отчет.Тема: Технология развития критического мышления, как средство обучения математики....