ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ (из опыта работы)
опыты и эксперименты по технологии на тему

Шувалова Наталья Витальевна

Использование на уроках технологии развития критического мышления, как способа организации активного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_dlya_konkursa.doc286.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

(из опыта работы)

        Автор-составитель: Преподаватель

Шувалова Наталья Витальевна

 

бюджетное образовательное учреждение Чувашской Республики

среднего профессионального образования  «Чебоксарский электромеханический колледж» Минобразования Чувашии

Проблема удовлетворения потребностей общества в высококвалифицированных специалистах одинаково актуальна как для нашей страны, так и для зарубежных стран. Высокие темпы развития мировой экономики, стремительно меняющиеся требования к выпускнику, большой объем информации, необходимой для усвоения к концу обучения, вынуждают использовать в образовании различные методы активного обучения.

Активные методы обучения - методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, они строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы, характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Именно такое обучение сейчас общепринято считать «наилучшей практикой обучения».

         Опыт работы показывает, что именно на активных занятиях  учащиеся усваивают материал наиболее полно и с пользой для себя, они думают о том, что они изучают, применяют это в ситуациях реальной жизни или для дальнейшего обучения и могут продолжать учиться самостоятельно. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога.

        В данном пособии в качестве инструмента для организации активного обучения предлагается педагогическая технология развитие критического мышления.  

        Пять характеристик критического мышления по Д. Клустеру:

                «Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное, критическим мышление может быть только тогда, когда оно носит индивидуальный характер.

        Во-вторых, информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления.

        В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.

        В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации.

        В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими».

Применяя ТРКМ на своих уроках, использую различные  приёмы и формы, дающие реальную возможность создать в группе атмосферу партнёрства, помочь учащимся стать более самостоятельными, ответственно и творчески относиться к учёбе. Стараюсь  на уроке создать условия своим учащимся для изучения нового материала, а затем помочь им творчески переработать и обобщить полученные знания. Урок структурно состоит из трёх этапов:  вызов, осмысление, рефлексия. Каждому этапу соответствуют свои приёмы и методы.

Технологическую основу составляет базовая модель трех стадий «вызов – реализация смысла (осмысление) – рефлексия (размышление)», которая позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активный поиск информации и размышлять о том, что они узнали.

На стадии вызова (evocation) в сознании учащихся происходит процесс актуализации имеющихся знаний и представлений о предмете изучения. Поскольку при этом сочетаются индивидуальная и групповая формы работы, участие студентов  в образовательном процессе активизируется, формируется познавательный интерес. Результатом данных процессов является самостоятельное определение ими цели дальнейшей учебной  деятельности.

На стадии осмысления (realization) учащийся вступает в непосредственный контакт с новой информацией – носителем новых идей. Происходит ее систематизация. Студент получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения уже известной и новой информации и выработки собственных умозаключений. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов преподаватель помогает учащимся отслеживать процесс собственного понимания новых идей.

Стадия рефлексии (reflection) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные представления с тем, чтобы  включить в них новые понятия. Таким образом, происходит “присвоение” нового знания и формирование на его основе своего аргументированного представления об изучаемом объекте. Анализ студентами развития и эффективности собственных мыслительных операций составляет сущность данного этапа.

В ходе работы по такой модели учащиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств, выражать свои мысли четко, понятно для других, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

1 этап – ВЫЗОВ

         Предлагаю работу индивидуально, в парах и группах. Обучающиеся получают информацию самостоятельно или через лекцию, записывают и обсуждают её, используя такие приёмы и методы, как:

1) Кластеры

Способ графической организации материала, позволяющие наглядно показать мыслительные процессы на ту или иную тему. Посередине тетрадного листа или классной доски рисуется овал, в котором прописывается ключевое слово темы, как спутники у планеты или грозди ягод, затем учащиеся прописывают  идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. Таким образом, у каждого «спутника» появляется свой «спутник», и получается у каждого индивидуальная структура, которая графически отображает именно его размышления по данной теме. При этом дети продолжают работу, пока не иссякнут идеи, не боясь записывать всё, что они думают, стараясь построить как можно больше связей. Система кластеров позволяет охватить большой объём информации и можно применить её для изучения любой темы.

Например: Тема «Ассортимент одежды». На доске совместно с учащимися строится  кластер, показанный на рисунке 1

Рисунок 1 – Силуэт  одежды

2) Составление списка информации

Например: Тема «Ассортимент одежды». Даётся задание составить список известных вам видов одежды, имеющихся у вас, а затем сообща прописываются каких силуэтов одежда бывает.

3) Ключевые слова

         Обучающиеся, используя ключевые слова, записанные на доске, прослушав материал, должны распределить их в определённой последовательности, а затем  на этапе осмысления найти подтверждения своим предложениям, прочитав параграф учебника.

Например: Тема: «Обработка верхнего среза юбки обтачкой». Даётся задание в части вызов расположить в определённой последовательности ключевые слова: обтачать, обтачка, расположить, кант, выметать шлёвка; в части осмысления – прочитав текст учебника, внести изменения или дополнения в свою ранжировку.

4) Мозговая атака

        Предлагаю работу в паре или в группе. Преимущество этой формы в том, что учащиеся, которым трудно высказать своё мнение перед аудиторией, получают уверенность в своих силах, предлагая свои идеи, работая в паре. Обменявшись мнением с соседом, такой ученик легче выйдет на контакт со всей группой. На этапе осмысления лучшая идея прорабатывается, а на этапе рефлексии может быть получен конечный продукт.

Например: Тема «Обработка нижнего среза юбки» даётся задание разработать технологической последовательности обработки низа юбки.

5) Таблица «Плюс – минус – интересно»

Данный приём помогает учащимся нудный и скучный текст прочитать внимательно.

Например: Тема «Особенности обработки изделий плащевых тканей».

Даётся задание для заполнения таблицы: «Плюсы и минусы АХОВ».

плюс

минус

интересно

Ткань водонепроницаемая

Ткань паро-воздухо-непроницаемая

Почему в таких тканях припуски закрепляют отделочной строчкой?

6) «Перепутанные цепочки»

Например: Тема «Обработка верхнего среза юбки поясом».

Даётся  индивидуальное задание учащимся выстроить в правильном порядке технологическую последовательность обработки верхнего среза юбки поясом в толстых тканях. Учащиеся предлагают каждый свой вариант, а затем представляют его на аудиторию.

7) «Вопросительные слова»

Например: Тема «Обработка нижнего среза юбки».

Даётся  индивидуальное задание учащимся записать вопросы, что бы вы хотели узнать  по заданной теме. Учащиеся записывают свои вопросы, а затем представляют их на аудиторию.

2 этап – ОСМЫСЛЕНИЕ

         Предлагаю обучающимся найти ответы на поставленные вопросы. Ставится задача на непосредственную работу с информацией с использованием других приёмов и методов.

1) Взаимоопрос

         Один из способов работы в парах. Два учащихся читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков.

2) Рисунок

          Данный приём помогает учащимся лучше усвоить тему урока,    особенно тем, у кого есть проблемы с устными ответами, т.е. происходит самовыражение через рисунок.

Например: Тема «Обработка накладного кармана». Даётся задание зарисовать схема обработки накладного кармана. Затем учащиеся обмениваются рисунками и комментируют работы друг друга.

3) Ведение «бортового журнала».

         Этот метод можно использовать не только на уроке, но и во время выполнения домашней работы. Предлагаю выполнить таблицу из двух колонок. В левой колонке - учащиеся на этапе вызова записывают то, что им было известно по изучаемой теме. В правую колонку – записывают всё новое, что узнали. На этапе рефлексии сопоставляются и анализируются записи в двух колонках.

Например: Тема: «Окончательная обработка юбки». Даётся задание заполнить таблицу. Левую часть до прочтения текста, правую – после изучения темы.

Мне известно по данной теме

Что нового узнал

3 этап – РЕФЛЕКСИЯ

На этом этапе анализируется полученная информация, идёт предварительное, чаще творческое, подведение итогов. Учащиеся анализируют полученную информацию, соотносят её с уже знакомой им и, используя знания, полученные на этапе осмысления, творчески перерабатывают.

Приёмы и методы данного этапа: заполнение кластеров, дискуссия, написание творческих работ (сочинения, слоганы, синквейны и др.)

1) Игра «Да – нет»

Обучающиеся на вопросы учителя отвечают быстро и односложно.

Например:  Темы: «Особенности обработки изделий плащевых тканей».

Вопросы:  - Можно ли припуски швов я данных изделиях не закреплять отделочной строчкой?

  1. Форму изделия придают влажно-тепловой обработкой деталей?
  2. Температура утюга  при влажно-тепловой обработке деталей изделия из таких материалов должна быть высокой?
  3. Закрепляют обтачные края деталей изделия из таких материалов отделочной строчкой?
  4. Плечевые швы в таких изделиях переводят на полочку?

2) Дискуссия

Форма групповой дискуссии способствует развитию общения, становлению самостоятельности мышления. Дискуссия может использоваться как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии.

Например:  Тема: «Особенности обработки изделия с рукавами покроя реглан».  Класс делиться на две группы, даётся задание для обсуждения в группах. В итоге каждая группа должна записать последовательность обработки изделия с рукавами покроя реглан и защитить её.

3) Творческие задания

Обучающиеся придумывают загадки, кроссворды, слоганы на заданную тему.Например: Тема «Обработка прорезного кармана»

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Глаза бояться, а руки делают.

4) Сочинение синквейнов (пятистиший)

Стихотворное сочинение из пяти строк предлагаю как индивидуальное самостоятельное задание, так и для работы в группах.  Краткость формы развивает способность излагать мысль в нескольких значимых словах, ёмких и лаконичных выражениях.

Например: Тема: «Окончательная обработка юбки»

Юбка

Прямая, красивая.

Одеваю, застёгиваю, ношу.

Выхожу на улицу.

Модница.

На методическом уровне технология представляет собой систему приемов и стратегий, объединяющих приемы учебной работы по видам учебной деятельности независимо от конкретного содержания. Базовая модель задает не только определенную логику построения занятия, но и последовательность, и способы сочетания конкретных методических приемов.

На своих уроках заметила, что обучение с использованием технологии развития критического мышления становится продуктивным лишь тогда, когда сама в процессе осознания собственной деятельности способна отказаться от официально утвержденных и годами практикуемых методов работы. Необходимо разрушение таких педагогических стереотипов, как:

  • оценка преподавателем обучаемых;
  • студент не должен делать ошибок;
  • преподаватель знает, как и  что должен отвечать студент;
  • преподаватель учит, а студент учится;
  • преподаватель должен знать ответы на все вопросы, которые возникают на занятии;
  • на вопрос преподавателя всегда должен быть ответ.

Технологию развития критического мышления считаю интегрирующей, в ней обобщены наработки многих технологий: она обеспечивает и развитие мышления, и формирование коммуникативных способностей, и выработку умения самостоятельной работы. В связи с большим арсеналом приемов и методов, входящих в технологию, выбираю те, которые близки лично мне, не выходя за границы рамочного подхода данной технологии (разрешено все то, что не запрещено).

В связи с переходом на Федеральный государственный образовательный стандарт меняется система требований к результату образования, а так же система оценивания достижений учащихся.

С помощью технологии критическое мышление у обучающихся формируются следующие коммуникативные компетенции:

  1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
  2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
  3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
  4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
  5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
  6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

А также в рамках дисциплины «Технология одежды» формируются профессиональные компетенции:

  1. Проверять наличие деталей кроя в соответствии с эскизом.
  2. Определять свойства и качество материалов для изделий различных ассортиментных групп.
  3. Обслуживать швейное оборудование и оборудование для влажно-тепловой обработки узлов и изделий.
  4. Выполнять поэтапную обработку швейных изделий различного ассортимента на машинах или вручную с разделением труда и индивидуально.
  5. Формировать объемную форму полуфабриката изделия с использованием оборудованием для влажно-тепловой обработки.
  6. Соблюдать правила безопасности труда.
  7. Пользоваться технической, технологической и нормативной документацией.
  8. Выполнять поузловой контроль качества швейного изделия.
  9. Определять причины возникновения дефектов при изготовлении изделий.
  10. Предупреждать и устранять дефекты швейной обработки.
  11. Выявлять область и вид ремонта.
  12. Подбирать материалы для ремонта.
  13. Выполнять технологические операции по ремонту швейных изделий на оборудовании и вручную.

Критерии оценки сформированности компетенций

К числу критериев, по которым оценивается деятельность участников в рамках реализации технологии развития критического мышления, относятся:

1) эффективность принимаемых участниками решений в ходе мозгового штурма (стадия вызова)

  • решение поставленной проблемы наиболее рациональным способом с учетом профессиональной специфики, культурологических, исторических, межкультурных особенностей контекста ситуации;
  • компетентность участников игры;
  • затраченное на поиск решения время;
  • рассмотрение альтернативных подходов, возможных способов решения;
  • трудоемкость;
  • предвидение последствий принимаемого решения;

2) активность участников на стадии осмысления

  • применение различных стратегий работы с текстом (видео-, аудио- файлами)
  • участие всех студентов в исследовательской деятельности

3) оригинальность, творческий подход к формулировке решения выхода из создавшейся проблемной ситуации (стадия рефлексии)

  • подготовка схем (кластеров) ответа
  • сочинение синквейнов
  • графическое оформление ответов

4) языковая правильность.

Занятия, разработанные с применением стратегий развития критического мышления, проводится как в начале изучения темы, так и в конце блока как средство организации контроля усвоения материала.

Эффективность использования уроков с применением технологии развития критического мышления.

Применяя ТРКМ на своих уроках, использую различные  приёмы и формы, дающие реальную возможность создать в группе атмосферу партнёрства, помочь учащимся стать более самостоятельными, ответственно и творчески относиться к учёбе. Наглядно эффективность использования уроков с применением технологии развития критического мышления показывает следующая диаграмма.

Успеваемость группы П2-09 до и после использования технологии

В приложении приведена разработка урока по дисциплине «Технология одежды» на тему: Обработка верхнего среза юбки в толстых тканях с использованием технологии развития критического мышления.  

Список литературы

  1. Загашев И.О. Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная технология критического мышления средствами чтения и письма. Педагогический университет «Первое сентября». 2004.
  2. Загашев И.О. Учим детей мыслить критически. Альянс-Дельта. 2003.
  3.  Кокеткин П.П.Одежда: технология, техника, процессы качество: справочник. -М.:Изд-во МГУДТ, 2001г.
  4. Е.С.Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учебное пособи е. – М.Академия. 2003.
  5. Силаева М.А. Пошив изделий по индивидуальным заказам: учеб. для НПО. -М.:Изд. центр «Академия», 2004 г.
  6. http://lingvist.ucoz.ru/publ/18-1-0-19
  7. http://history-helpmy.blogspot.com/2010/04/blog-post_5385.html

      ПРИЛОЖЕНИЕ

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

ФИО (полностью)

Шувалова Наталья Витальевна

Место работы

бюджетное образовательное учреждение Чувашской Республики среднего профессионального образования  «Чебоксарский электромеханический колледж» Минобразования Чувашии

Должность

Преподаватель спецдисциплин

Предмет

Технология одежды

Курс

1

6.

Тема

Обработка верхнего среза юбки в толстых тканях

7.

Базовый учебник

Силаева М.А. Пошив изделий по индивидуальным заказам: учеб. для НПО. -М.:Изд. центр «Академия», 2004 г.

Тип урока: комбинированный

Метод обучения: проблемно-поисковый

Форма контроля:  фронтальный опрос

Вид контроля: предварительный, заключительный

Метод контроля: письменный

Средства контроля: тест

Количество учебных часов: 1

Место проведения: кабинет спецдисциплин

Цели занятия:

Образовательные:

1. Способствовать формированию умения активно и последовательно отстаивать свою точку зрения, умение найти убедительные аргументы при доказательстве.

2. Изучить обработку верхнего среза юбки поясом в толстых тканях

Воспитательные:

1. Способствовать воспитанию мотивов учения, положительного отношения к знаниям

2. Развивать внимательность, ответственность и аккуратность

Развивающая: Способствовать установлению связи полученной информации с практикой

Планируемые результаты:

Учащийся должен знать:

  1. детали кроя для обработки верхнего среза юбки поясом в толстых тканях;
  2. технологическую последовательность обработки верхнего среза юбки поясом в толстых тканях;
  3. читать схему обработки верхнего среза юбки поясом в толстых тканях.

Учащийся должен уметь:

  1. выбирать детали для обработки верхнего среза юбки поясом в толстых тканях в соответствии с техническими условиями;
  2. составлять технологическую последовательность обработки верхнего среза юбки поясом в толстых тканях;
  3. зарисовывать схему обработки верхнего среза юбки поясом в толстых тканях.

 Оснащение урока: компьютер, проектор, учебник и наглядные пособия (карточки, тесты).

Обеспечивающие предметы: Основы конструирования и моделирования одежды, Материаловедение, Оборудование швейного производства.

Обеспечиваемые предметы: Производственное обучение.

Внутрипредметная связь: обработка застёжки-молнии в юбках - обработка нижнего среза юбки

ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ

1. Организационный этан – 2мин

2. Этап контроля и всесторонней проверки знаний- 5мин

3. Активация умственной деятельности учащихся СТАДИЯ 1-ВЫЗОВ – 2мин

4. Мотивация перехода к новому материалу – 2мин

5. Этап первичной проверки понимания нового материала – 12мин

6. Этап повторения пройденного материала  СТАДИЯ 2-ОСМЫСЛЕНИЕ – 12мин

7. Этап обобщения и систематизации новых знаний  СТАДИЯ 3-РЕФЛЕКСИЯ – 4мин

8. Посттест – 5мин

9.  Выдача домашнего задания – 1мин

Таблица 1.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Этап

занятия

Деятельность преподавателя

 Деятельность учащегося

Методическое  обоснование

Время

1

2

3

5

6

7

1

Организационный

Приветствует учащихся Проверяет полную готовность группы и оборудования.

Готовятся к работе на занятии.

Создание рабочей атмосферы, важно настроить ученика на нужный лад.

2

2

Этап контроля и всесторонней проверки знаний

Оценивает на практике качество предыдущего урока.

Отвечают на вопросы данного им теста.

Контроль уровня усвоения пройденного материала, исправление и пояснение ошибок.

5

3

Активация умственной деятельности учащихся

СТАДИЯ 1-ВЫЗОВ

Представляет учащимся  на доске схему обработки верхнего среза юбки поясом в толстых тканях

Определяют тему занятия по предложенной схеме

Активное  участие каждого обучаемого в вызове того, что они уже знают (или думают, что знают) по данной теме;

2

4

Мотивация перехода к новому материалу

  1. Записывает предложенные варианты на доске
  2. Записывает тему урока на доске

1)Предлагают варианты темы урока

Вызов  интереса теме и определение цели ее рассмотрения

2

5

Этап первичной проверки понимания нового материала

1) Выдаёт индивидуальное задание учащимся: выстроить в правильном порядке ТП обработки верхнего среза юбки поясом в толстых тканях

2) Выдаёт задание учащимся в группах по 4 человека: предложить каждый свой вариант и выберите верный

1) Выполняют индивидуальное задание

2) Выполняют задание в группах по 4 человека, а затем представляют их на аудиторию.

  1. овладение навыками общения
  2. активное участие каждого обучаемого в вызове того, что они уже знают (или думают, что знают) по данной теме;

«Перепутанные цепочки»

6

1) Выдаёт индивидуальное задание учащимся: записать вопросы, что бы вы хотели узнать  по заданной теме.

2) Выдаёт задание учащимся в группах по 4 человека: выберите 5 вопросов, которые вы считаете  наиболее важными для данного занятия

1) Выполняют индивидуальное задание

2) Выполняют задание в группах по 4 человека, а затем представляют их на аудиторию.

1.овладение навыками общения

2.активное участие каждого обучаемого в вызове того, что они уже знают (или думают, что знают) по данной теме;

  1. активизация каждого обучаемого;
  2. вызов интереса теме и определение цели ее рассмотрения

«Вопросительные слова»

6

6

Этап повторения пройденного материала

СТАДИЯ 2-ОСМЫСЛЕНИЕ

Предоставляет новый материал

1) Выдаёт индивидуальное задание учащимся: записать ответы на выбранные вопросы

2) Выдаёт задание учащимся в группах по 4 человека: проверить правильность ответов

1) Выполняют индивидуальное задание

2) Выполняют задание в группах по 4 человека, а затем представляют их на аудиторию.

  1. поддержание интереса, активности и инерции движения, созданного во время стадии «Вызов»;
  2. поддержание усилий обучаемых по описанию собственного понимания;
  3. создание условий для активного восприятия новой информации.

12

7

Этап обобщения и систематизации новых знаний  

СТАДИЯ 3-РЕФЛЕКСИЯ

1) Выдаёт задание учащимся в группах по 4 человека: найти ошибки в составлении ТП обработки верхнего среза юбки поясом в толстых тканях

1) Выполняют задание в группах по 4 человека, а затем представляют их на аудиторию.

1. возвращение к предыдущим представлениям

2. активная перестройка представлений с включением новых понятий (внесение изменений или дополнений)

3.закрепление полученных знаний   и формирование долговременного знания

4.создание нового смысла (присвоение знаний), «который соотносится с моими предсатвлениями» через творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации

Возвращение к «Логической цепочке»

4

8

Посттест

Оценивает на практике качество данного урока.

Отвечают на вопросы данного им теста.

1. контроль уровня усвоения данного материала, исправление и пояснение ошибок.

2. грамотное завершение работы и подведение итогов.

5

9

Выдача домашнего задания

Выдаёт домашнее задание, разъясняя цели, содержание и способов выполнения домашнего задания.

Учащиеся записывают домашнее задание.

закрепить пройденный материал, проконтролировать уровень усвоения и навыки самостоятельной работы

1

Таблица 2.

ОЧЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

Фамилия, Имя, Отчество (инициалы)

Претест  

Посттест

Итого

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

  1. Глоссарий – ПРИЛОЖЕНИЕ 1
  2. Лекционный материал (презентация) - ПРИЛОЖЕНИЕ 2
  3. Тесты (претест и посттест), «Перепутанные цепочки»- ПРИЛОЖЕНИЕ 3
  4. Литература

1. Кокеткин П.П.Одежда: технология, техника, процессы качество: справочник. -М.:Изд-во МГУДТ, 2001г.

2. Силаева М.А. Пошив изделий по индивидуальным заказам: учеб. для НПО. -М.:Изд. центр «Академия», 2004 г.

3. Труханова А.Т. Основы технологии швейного производства : учеб. для НПО.- М.: Высш.шк.: Изд.центр Академия»,2001 г.

4. Технология швейного производства /Э.К. Амирова: уч. пос. для СПО.-М.: Изд.центр Академия»,2004 г.

5. Труханова А.Т. Технология женской и детской легкой одежды : учеб. для НПО.- М.:Высш.шк.; Изд.центр Академия», 1999 г. - 10   2001 г -  60

6. Труханова А.Т. Справочник молодого швейника.-М.:Высш.шк.,1993г.

7. Поузловая обработка одежды /сост.Л.А.Кузьмина : уч. пос.для ссузов.- Чебоксары ”Локус”,1999 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Глоссарий

 ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ

  1. Пошив швейных изделий

Ндп. Шитье

Изготовление швейных изделий с применением ниточного соединения

  1. Ниточное соединение деталей швейного изделия

Ниточное соединение деталей

Соединение деталей и их частей машинными или ручными стежками

  1. Стачивание деталей швейного изделия

Ниточное соединение двух  и более деталей по совмещенным краям

  1. Притачивание деталей швейного изделия

Ниточное соединение мелких деталей с крупными

  1. Обтачивание деталей швейного изделия

Ниточное соединение деталей с последующим их вывертыванием

  1. Втачивание  деталей швейного изделия

Ниточное соединение деталей по овальному контуру

  1. Настрачивание шва

Прокладывание строчки при наложении одной детали на другую для их соединения, закрепления припусков шва, складки, направленных в одну сторону

  1. Расстрачивание шва

Прокладывание строчек на деталях для закрепления  припусков шва, складки, направленных в противрположные стороны

  1. Застрачивание шва

Прокладывание строчки для закрепления подогнутого края детали или изделия, складок, вытачек, защипов

  1. Выстегивание деталей (материала) швейного изделия

Ндп. Стежка

Простегивание 

Соединение двух и более деталей или слоев материала, наложенных друг на друга, потайными или сквозными стежками на отдельных участках или по всей поверхности

Термин

Определение  

  1. Сметывание деталей швейного изделия

Временное ниточное соединение двух и более деталей

  1. Заметывание детали  швейного изделия

Временное ниточное закрепление подогнутого края детали, складок, вытачек, защипов

  1. Приметывание деталей швейного изделия

Временное соединение мелких деталей с крупными

  1. Вметывание деталей швейного изделия

Временное ниточное соединение деталей по овальному контуру

  1. Выметывание деталей швейного изделия

Временное ниточное закрепление  обтачанных краев деталей для сохранения приданной им определенной формы

  1. Подшивание детали щвейного изделия

Ндп. Подшивка детали

Прикрепление подогнутого края детали потайными стежками

  1. Окантовывание детали швейного изделия

Ндп. Окантовка детали

Обработка среза детали полоской материала, тесьмой для отделки или предохранения срезов от осыпания

  1. Обметывание детали швейного изделия

Ндп. Обметка детали

Ниточное закрепление среза детали или прорези для предохранения от осыпания

  1. Высекание среза детали швейного изделия

Ндп.  Высечка среза детали

Оформление края детали фигурным вырезом

  1. Оплавление  среза детали швейного изделия

Обработка среза детали из термопластичного матери-ала тепловым методом для предохранения от осыпания

  1. Проклеивание шва

Нанесение клея на детали в области шва с последу-ющим приклеиванием полоски материала или тесьмы

  1. Клеевое закрепление среза детали швейного изделия

Клеевое закрепление среза

Проклеивание среза детали для предохранения его от осыпания

  1. Склеивание детали швейного изделия

Клеевое соединение двух и более деталей или слоев материала

  1. Приклеивание детали швейного изделия

Клеевое соединение мелкой детали с основной

  1. Дублирование деталей швейного изделия

Соединение по поверхности двух и более деталей посредством склеивания или сварки

  1. Сварка деталей швейного изделия

Неразъемное соединение деталей или слоев термопластичных материалов посредством их расплавления

Примечание. Применяемые виды сварок: термоконтактная, высокочастотная, ультразвуковая сварка и др.

Термин

Определение  

  1. Влажно-тепловая обработка детали швейного изделия (изделия)

Обработка детали или изделия посредством специального оборудования с использованием влаги, тепла и давления

Примечание.  Влажно-тепловая обработка может быть внутрипроцессная и окончательная

  1. Пропаривание швейного изделия

Влажно-тепловая обработка, обеспечивающая насыщение изделия паром

  1. Прессование швейного изделия

Влажно-тепловая обработка изделия посредством пресса

  1. Утюжильная обработка детали швейного изделия

Придание детали или изделию желаемой формы посредством утюжильного оборудования

  1. Разутюживание детали швейного изделия

Ндп. Разутюжка 

Раскладывание припусков шва или складки на противоположные стороны и закрепление их в этом положении посредством утюжильной обработки

  1. Заутюживание шва (детали) швейного изделия

Ндп. Заутюжка

Укладывание припусков шва или складки, края детали на одну сторону и закрепление их в этом положении посредством утюжильной обработки

  1. Приутюживание шва  (детали) швейного изделия

Уменьшение толщины шва, сгиба или края детали посредством утюжильной обработки

  1. Сутюживание деталей швейного изделия

Уменьшение линейных размеров деталей на отдельных участках посредством влажно-тепловой обработки для придания желаемой формы

  1. Оттягивание деталей швейного изделия

Увеличение  линейных размеров деталей на отдельных участках посредством влажно-тепловой обработки для получения желаемой формы

  1. Отпаривание швейного изделия

Обработка изделия паром для удаления лас

  1. Декатирование материала

Ндп. Декатировка

Влажно-тепловая обработка материала для предотвращения последующей усадки

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРЕТЕСТ

Выберите правильный ответ

1

Застёжка-молния может располагаться

  1. в левом боковом шве
  2. в правом боковом шве
  3. в рельефном шве

2

Цвет потайной застёжки-молнии подбирают в цвет

  1. подкладки
  2. отделочных ниток
  3. основного материала

3

Застёжка-молния настрачивается

  1. с лицевой стороны
  2.  с изнаночной стороны

Дайте определение термину

4

Примётывание

5

Застрачивание

6

Притачивание

7

Приутюживание

Ответь «да» или «нет»

8

Застёжка- молния должна быть длиннее на 2см нестачанного участка шва юбки?

9

Шов приметывания застёжки-молнии сов падает со швом притачивания?

10

Перед обработкой застёжки-молнии среза юбки стачивают?

ПОСТТЕСТ

Выберите правильный ответ

1

Длина пояса в крое равна

1. Ст+4(5)см

2. Сб+4(5)см

3. Сг+4(5)см

2

Конец пояса обтачивают швом шириной

  1. 0,3-0,5см
  2. 1,0-1,2см
  3. 0,5-0,7см

3

По нижнему срезу пояс обтачивают швом шириной

  1. 0,5-0,7см
  2. 1см
  3. 1,0-1,2см

Дайте определение термину

4

Высекание

5

Заутюживание

6

Замётывание

7

Обмётывание

Ответь «да» или «нет»

8

Переходный пояс должен быть продолжением притачного пояса?

9

В поясе необходима прокладка?

10

Ширина пояса в крое равна ширина  пояса в готовом?

Критерии оценок

«5» - количество правильных ответов 9-10

«4» - количество правильных ответов 7-8

«3» - количество правильных ответов 5-6

«2» - количество правильных ответов менее 5

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

ПРЕТЕСТ

Выберите правильный ответ

1

Застёжка-молния может располагаться

2. в правом боковом шве

2

Цвет потайной застёжки-молнии подбирают в цвет

3. основного материала

3

Застёжка-молния настрачивается

2. с изнаночной стороны

Дайте определение термину

4

Примётывание

Временное соединение мелких деталей с крупными

5

Застрачивание

Прокладывание строчки для закрепления подогнутого края детали или изделия, складок, вытачек, защипов

6

Притачивание

Ниточное соединение мелких деталей с крупными

7

Приутюживание

Уменьшение толщины шва, сгиба или края детали посредством утюжильной обработки

Ответь «да» или «нет»

8

Застёжка- молния должна быть длиннее на 2см нестачанного участка шва юбки?

Да

9

Шов приметывания застёжки-молнии сов падает со швом притачивания?

Нет

10

Перед обработкой застёжки-молнии среза юбки стачивают?

Да

ПОСТТЕСТ

Выберите правильный ответ

1

Длина пояса в крое равна

1. Ст+4(5)см

2

Конец пояса обтачивают швом шириной

1.  0,5-0,7см

3

По нижнему срезу пояс обтачивают швом шириной

1. 1см

Дайте определение термину

4

Высекание

Оформление края детали фигурным вырезом

5

Заутюживание

Укладывание припусков шва или складки, края детали на одну сторону и закрепление их в этом положении посредством утюжильной обработки

6

Замётывание

Временное ниточное закрепление подогнутого края детали, складок, вытачек, защипов

7

Обмётывание

Ниточное закрепление среза детали или прорези для предохранения от осыпания

Ответь «да» или «нет»

8

Переходный пояс должен быть продолжением притачного пояса?

Да

9

В поясе необходима прокладка?

Да

10

Ширина пояса в крое равна ширина  пояса в готовом?

нет

«Перепутанная цепочка»

  1. Подготовка деталей кроя к пошиву
  2. Обтачивание концов пояса
  3. Обработка шва притачивания пояса к юбке
  4. Притачивание пояса к юбке
  5. Окончательная ВТО пояса
  6. Соединение подпояса с юбкой

«Логическая Цепочка»

1. Подготовка деталей кроя к пошиву

2. Обтачивание концов пояса

3. Притачивание пояса к юбке

4. Обработка шва притачивания пояса к юбке

5. Соединение подпояса с юбкой

6. Окончательная ВТО пояса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование технологии развития критического мышления как способ формирования универсальных учебных действий учащихся"

Статья "Использование технологии развития критического мышления как способ формирования универсальных учебных действий учащихся"....

Групповая работа в рамках технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Обучение сообща. Прием: Чтение, суммирование, прочитанного в парах.

Методическая разработка по теме "Групповая работа в рамках технологи развития критического мышления через чтение и письмо. Обучение сообща....

Технология развития критического мышления, как способ эффективного обучения на уроках английского языка

Ускоренное совершенствование образовательного пространства усилило интерес и к изучению иностранных языков, став одним из приоритетных направлений модернизации школьного образования. В соответствии с ...

Презентация к мастер-классу по теме: Применение технологий развития критического мышления как способ реализации системно-деятельностного подхода на уроках литературы в старших классах. Прием «Фишбоун»

Презентация является методическим оснащение к мастер-классу, проводимому среди учителей литературы в рамках обмена педагогическим опытом....

Технология развития критического мышления как средство познавательной активности учащихся на уроках информатики и ИКТ.

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные универсальные учебные действия, обеспечиваю...

Технология развития критического мышления как средство познавательной активности учащихся на уроках английского языка.

Технология развития критического мышления (ТРКМ) – это «изобретение» американской педагогики. Данная технология основана на творческом сотрудничестве ученика и учителя, на развитии у...

Презентация к педагогическому проекту «Технология развития критического мышления как способ создания условий для творческой самореализации учащихся не только в учёбе, но и в обычной жизни».

Технология развития критического мышления как способ создания условий для творческой самореализации учащихся не только в учебё, но и в обычной жизни....