Технология Развития Критического Мышления через Чтение и Письмо и возможность ее реализации на уроках математики.
материал на тему

Козина Наталья Александровна

Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен выделять в тексте противоречия, аргументировать свою точку зрения. Такой ученик чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы. На уровне ценностей, критически  мыслящий учащийся умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, актуальными везде и всегда- это критическое мышление, интеллект и активная гражданская позиция»

                                                                                                                   И. О. Загашев

В данной презентации представлен материал по теме "Технология Развития Критического мышления через Чтение и Письмо". Содержание работы:

1 «Критическое мышление» и его характеристики.

2. Педагогическая технология развития критического мышления через чтение и письмо.

3. Учебная модель Развития Критического Мышления через Чтение и Письмо на уроках математики.

4. Приемы РКМПЧ на уроках математики.

5. Заключение.

6. Список литературы.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема « Технология Развития Критического Мышления через Чтение и Письмо и возможность ее реализации на уроках математики » Ф.И.О. Козина Наталья Александровна Место работы : МБУОШИ « Новопортовская школа – интернат среднего (полного) общего образования», с. Новый Порт, Ямальский район, ЯНАО. Должность: учитель математики

Слайд 2

План 1 «Критическое мышление» и его характеристики. 2 . Педагогическая технология развития критического мышления через чтение и письмо. 3. Учебная модель Развития Критического Мышления через Чтение и Письмо на уроках математики. 4 . Приемы РКМПЧ на уроках математики. 5. Заключение. 6. Список литературы.

Слайд 3

« Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен выделять в тексте противоречия, аргументировать свою точку зрения. Такой ученик чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы. На уровне ценностей, критически мыслящий учащийся умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, актуальными везде и всегда- это критическое мышление, интеллект и активная гражданская позиция» И.О. Загашев

Слайд 4

Диана Халперн определяет критическое мышление в своей работе «Психология критического мышления» следующим образом: «…использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата. Отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью. Другое определение – направленное мышление ». Российские исследователи приходят к собственному определению понятия «критическое мышление». Они трактуют его как способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода, с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросом и проблемам . 1. «Критическое мышление» и его характеристики

Слайд 5

Свойства обыденного и критического мышления Критическое мышление Обыденное мышление Оценивающее суждение; Взвешенное суждение; Классификация; Допущение; Логическое формулирование выводов; Понимание принципов; Построение гипотезы; Предложение мнений с аргументами; Формулирование суждений на основе критериев. Гадательное предположение; Предпочтение; Группирование; Верование; Формулирование выводов; Объединение понятий по ассоциации; Предположение (без достаточных оснований); Предложение мнений без аргументов; Формулирование суждений без опоры на критерии.

Слайд 6

Чтобы научиться мыслить критически, необходимо опираться на четыре основных принципа: Выявление и оспаривание предположений; Проверка фактической точности и логической последовательности; Рассмотрение контекста; Изучение альтернатив . Мы сформулировали четыре основных принципа, которые формируют основу критического мышления. Взятые вместе, они позволят критически осмыслить любую информацию, получаемую из средств массовой коммуникации, сети интернет, общения со сверстниками и получаемую на уроках математики .

Слайд 7

Существует определенный алгоритм формирования критического мышления, предполагающий ответы на следующие вопросы 1. Какова цель данной познавательной деятельности? Цели могут включать в себя выбор одного из вариантов решения, выработку решения при отсутствии вариантов; обобщение информации; оценку надежности аргументов; оценку вероятного развития событий; проверку достоверности источника информации: количественную оценку неопределенности. 2. Что известно? Это отправной пункт направленного или критического мышления. Этот этап также включает в себя нахождение недостающей информации. 3. Что делать? Какие навыки мышления позволяют достичь поставленной цели? Знание того, как добраться от начальной до конечной точки маршрута, — движущая сила критического мышления. Здесь как раз и предполагается использование сформированных ранее интеллектуальных умений. 4. Достигнута ли поставленная цель? Точность при выполнении заданий является решающим фактором успеха. Имеет ли смысл принятое решение? Для чего ?

Слайд 8

Информационный бум, формирование рыночных отношений в мире труда, сложные экономические условия требуют подготовки человека к активному самостоятельному решению многих жизненных вопросов, в том числе выбор образовательной траектории. Для того чтобы ребенок в течение обучения и после окончания школы смог преодолеть эти проблемы помогает новая педагогическая технология – технология Развития Критического Мышления через Чтение и Письмо (РКМЧП), разработанная американскими педагогами Дж. Стил , К. Мередитом , Ч. Темплом и С. Уолтером . В основе технологии РКМЧП лежат также работы отечественных ученых Л. С. Выготского , Ж. Пиаже, Б. Блума . 2. Педагогическая технология развития критического мышления через чтение и письмо

Слайд 9

Фазы РКМЧП

Слайд 10

В процессе реализации фазы вызова ставятся следующие дидактические и учебные задачи: Дидактические задачи Учебные задачи Актуализовать опыт предыдущих знаний; Мотивировать учащихся к изучению новой темы; Активизировать деятельность учащихся; Помочь учащимся при постановке индивидуальных целей. Вспомнить, что изучали на предыдущем уроке; – 3. Выдвинуть интересные идеи, мнения, суждения по изучению новой темы; Определить для себя, что будет интересно на уроке. Или не интересно и почему это не интересно.

Слайд 11

В процессе реализации фазы осмысления ставятся следующие дидактические и учебные задачи: Дидактические задачи Учебные задачи Сформировать у учащихся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идее изучаемого вопроса; Систематизировать и классифицировать полученную информацию; Сохранить интерес к изучаемой теме. Воспринимать новую информацию, опираясь на то, что уже знаете и умеете; Ориентироваться на то, что именно привлекает внимание; указать, какие аспекты менее интересны и почему; Обратить внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы. Осуществить поиск ответов на эти вопросы.

Слайд 12

В процессе реализации фазы рефлексии ставятся следующие дидактические и учебные задачи: Дидактические задачи Учебные задачи Сформировать целостное представление о предмете изучения; Присвоить новое знание; Расширить цели учебной деятельности, за счет расширения учебного поля; Оценить результаты учебного процесса. Определить, что вы узнали нового на этом уроке (можно через обсуждение); Принять суждения (высказывания) ваших товарищей в качестве собственных, если считаете их вполне приемлемыми; Выявить новые вопросы, ответы на которые вы бы хотели услышать; Оценить, в полной ли мере вы узнали о том, о чем хотели узнать в начале урока.

Слайд 13

Функции трех стадий технологии развитие критического мышления Стадия Функции Вызов Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к новой теме). Информационная (вызов на «поверхность» имеющихся знаний по теме. Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями). Осмысление содержания Информационная (получение новой информации по теме). Систематизационная (классификация полученной информации). Мотивационная (сохранения интереса к изучаемой теме). Рефлексия Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации). Информационная (приобретение нового знания). Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля). Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).

Слайд 14

3. Развитие критического мышления в ходе обучения математике подразумевает определенную структуру учебных занятий. В технологии РКМЧП она представлена в виде: Вызов Осмысление Рефлексия Цели Актуализация опыта предыдущих знаний; Активизация деятельности учащихся; Формирование мотивации; Постановка учащимися индивидуальных целей. Освоение новых знаний; Формирование понимания и систематизация знаний, соотнесение известного с неизвестным; Освоение способа работы с информацией; Поддержка целей учащихся. Присвоение нового знания; Создание целостного представления (образа) о предмете изучения; Расширение проблемного поля, постановка новых целей в учебной деятельности; Работа по оценке и самооценке развития учащихся. Приемы Разбивка на кластеры; Чтение с остановками; Свободное письменное задание; Ключевые термины; «Верные или неверные утверждения» или «Верите ли вы…?»; «Дерево предсказаний»; «Таблицы» (графическое представление материала); Дискуссии; Игры. Инсерт ; «Круглый стол»; «Зигзаг»; «Уголки»; «Верные или неверные утверждения» или «Верите ли вы…?»; «Таблицы»; Стратегия «РАФТ»; Дискуссии; Игры. « Синквейн »; Свободное письменное задание; «Верные или неверные утверждения» или «Верите ли вы…?»; «Дерево предсказаний»; «Таблицы»; Дискуссии; Игры. Результаты Актуализированный опыт; Активизированное знание; Сформированный мотив; Персональный отклик на информацию. Систематизированное знание; Укрепление целей, заявленных на стадии на Вызов; Персональная интерпретация новых сведений. Присвоенное знание; Сформированное целостное представление о предмете; Поставленные проблемы на дальнейшее продвижение.

Слайд 15

Прием Кластер На уроке математике в 5 классе при изучении темы «Треугольник. Виды треугольников по сторонам и углам» в течение урока предлагается заполнить организационную схему: 4. Приемы технологии РКМЧП

Слайд 16

Прием Кластер В ходе изучения материала у учащихся получается следующая схема (кластер).

Слайд 17

Приём Карусель группы получают 4 схемы «Кластер» Задача-вписать любое из известных свойств и передать другой группе параллелограмм прямоугольник ромб квадрат

Слайд 18

Приём «Граф» упорядочение изучаемой информации Свойства степеней с натуральным показателем Умножение степеней Деление степеней Возведение степени в степень Возведение в степень произведения Возведение дроби в степень формулы Номера заданий

Слайд 19

Прием « Инсерт » Читая текст, делают пометки + это я знал - я это не знал ! э то меня удивило ? Хотел бы узнать подробнее Неполные квадратные уравнения решение Количество корней пометка 10х²=0 х²=0 Х=0 1 + 6х²+12х=0 6х(х+2)=0 Х=0 или х=-2 2 + х²-25=0 Х²=25 х=√25=5 Х=-√25=-5 2 ! х²+9=0 х²=-9 нет ?

Слайд 20

Прием «Понятийное колесо» Схема появляется в результате объяснения учителя или учащиеся самостоятельно достраивают схему, извлекая информацию из учебника

Слайд 21

Приём «Перепутанные логические цепочки» Направлен на развитие умений строить логическую цепь рассуждений, доказательств.

Слайд 22

Приём «Верные и неверные утверждения» Верно ли, что 2⁴ х2⁵ =2⁹ 3⁵х3²=3³ 0⁰:4=4 (-2)³х(-2)² =2⁵ (5⁶ )³ =5⁹ ((⅛)²)²=( -⅛)⁴ 4³ х2³ =8³ Х³ хУ² =х⁵ а⁰ х(а⁵)³ =а⁸ 4²=(-2)⁴ (-6) ⁴< 0 0<(-5)⁷ -5³ = (-5)³ В начале урока В конце урока Проводится в начале урока, чтобы вызвать интерес к изучению темы , создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по теме.

Слайд 23

Прием « Синквейн » Синквейн - пятистрочный белый стих (1 существительное темы; 2 прилагательных или причастия, раскрывающих тему; 3 глагола, описывающие действия, относящиеся к теме; предложение из 4 слов, позволяющая ученику выразить свое отношение к теме или содержащая вывод. Тема «Теорема Пифагора» Тема «Симметрия» Прямоугольный треугольник Симметрия равнобедренный, египетский осевая, центральная (красивая) обозначать, находить, измерять строить, удивляет, завораживает важно знать теорему Пифагор постоянно встречается в жизни

Слайд 24

Прием «Шесть шляп» Используется при подведении итогов на уроке. Организация учебного материала: цвет шляпы указывает на основные моменты, которые необходимо осмыслить и обобщить. Красная – выражение чувств, без причин их возникновения; Белая – перечень фактов; Черная – выявление недостатков; Желтое – позитивное мышление; Зеленая – применение изученных фактов; Синяя – общий, философский вывод;

Слайд 25

Таблица вопросов Основой являются вопросы, начинающиеся с вопросительных слов . Задание: Прочитав текст, составьте в тетради таблицу вопросов по нему, так чтобы вопрос начинался с указанного слова. “Ни 30 лет, ни 30 столетий не оказывают никакого влияния на ясность или на красоту геометрических истин”. Кэрролл Л. Самая простая из кривых линий – окружность. Это одна из древнейших геометрических фигур. Ещё вавилоняне и древние индийцы считали самым важным элементом окружности – радиус. Слово это латинское и означает “луч”. В древности не было этого термина: Евклид и другие учёные говорили просто “прямая из центра”, Ф. Виет писал что “радиус” - это “элегантное слово”. Общепринятым термин “радиус” становится лишь в конце XVII в. Впервые термин “радиус” встречается в “Геометрии” французского ученого Рамса, изданной в 1569 году. В Древней Греции круг и окружность считались венцом совершенства. Действительно в каждой своей точке окружность “устроена” одинаково, что позволяет ей как бы двигаться “по себе”. На плоскости этим свойством обладает еще лишь прямая. Одно из интереснейших свойств круга состоит в том, что он при заданном периметре ограничивает максимальную площадь. В русском языке слово “круглый” тоже стало означать высокую степень чего-либо: “круглый отличник”, “круглый сирота” и даже “круглый дурак ”. Если вы когда-либо пробовали получить информацию от бюрократической организации, вас, скорее всего “погоняли по кругу”. Фраза “ходить по кругу” обычно не ассоциируется с прогрессом. Но в период индустриальной революции, выражение “ходить по кругу” очень точно отражало прогресс. Шкивы и механизмы давали машинам возможность увеличить производительность и значит сократить рабочую неделю. Без понятия круга и окружности было бы трудно говорить о круговращении жизни. Круги повсюду вокруг нас. Окружности и циклы идут, взявшись за руки. Циклы получаются при движении по кругу. Мы изучаем циклы земли, они помогают нам разобраться, когда надо сажать растения и когда мы должны вставать. Представление об окружности даёт линия движения модели самолёта, прикреплённого шнуром к руке человека, также обод колеса, спицы которого соответствуют радиусам окружности. Термин “хорда” (от греческого “струна”) был введён в современном смысле европейскими учёными в XII-XIII веках. Определение касательной как прямой, имеющей с окружностью только одну общую точку, встречается впервые в учебнике “Элементы геометрии” французского математика Лежандра (1752-1833 гг.). В “Началах” Евклида даётся следующее определение: прямая касается круга, если она встречает круг, но при продолжении не пересекает его. Что? Кто? Когда? Как? Почему? Зачем?

Слайд 26

5. Заключение : Технологию РКМЧП необходимо применять на уроках математики, так как она: развивает мыслительную деятельность учащихся; формирует умение аргументировано высказываться, задавать разумные вопросы, делать логические умозаключения . Методы и приёмы технологии способствуют: лучшему запоминанию изученного материала; активизируют деятельность учащихся на уроке; формулирование вопросов развивает познавательную деятельность. Различные формы рефлексии развивают: способность формулировать мысли; помогают лучше понять причины явлений. Приведенные выше преимущества не являются исчерпывающими, в технологии РКМЧП. И еще раз показывают всю логическую стройность данной технологи.

Слайд 27

Спасибо за внимание!

Слайд 28

Список литературы: 1. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. –СПб: Издательство «Альянс Дельта»,2003 2. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. - СПб: Издательство «Альянс Дельта», 2003. 3. Статьи журнала «Новое образование» 2011-2013годы. Интернет – ресурсы: www.allbest.ru http://festival.1september.ru/articles/513292/ http://ppt4web.ru/pedagogika/primenenie-tekhnologii-razvitija-kriticheskogo-myshlenija-na-urokakh-matematiki.html http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98663074 http://900igr.net/prezentatsii/matematika/Matematika-v-shkole/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация основных стратегий технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке английского языка

Статья, отражающая описанние, реализацию основных стратегий технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке английского языка, результаты применения....

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»Тема: И. Василенко «Мостик».Цель: работать над ра...

Технология развития критического мышления через чтение и письмо как средство повышения мотивации на уроках немецкого языка

       Проблема мотивации особенно важна при изучении иностранного языка, так как у учащихся отсутствует естественная потребность в коммуникации. Для меня, как  учителя...

О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)

На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....

Методические рекомендации по теме «Технология развития критического мышления через чтение и письмо как средство формирования УУД в рамках реализации ФГОС»

АннотацияМетодические рекомендации по применению технологии развития критического мышления предназначены для педагогов школы. В них изложены стратегии технологии развития критического мышления в рамка...