Последовательность введения понятия логарифма и логарифмической функции, а также их свойств в школьных учебниках, использующих в настоящее время.
методическая разработка (алгебра) по теме
Логарифмы и их свойства. Логарифмическая функция
Скачать:
Предварительный просмотр:
Последовательность введения понятия логарифма и логарифмической функции, а также их свойств в школьных учебниках, использующих в настоящее время.
Логарифмы и их свойства
А. Г. Мордкович, П. В. Семенов.
“ Алгебра и начала анализа” 11 класс (профильный уровень).
Понятие логарифма вводится для обдумывания ситуации с показательным уравнением. А именно: показательное уравнение решается графически и по чертежу мы не можем определить значение корня, поэтому нужно вводить новый символ.
Определение: логарифмом положительного числа b по положительному и отличному от 1 основанию а называют показатель степени, в которую нужно возвести число а, чтобы получить число b.
На языке символов = b.
Операцию нахождения логарифма числа обычно называют логарифмированием. Эта операция является обратной по отношению к возведению в степень с соответствующим основанием.
Особо выделяют три формулы:
logaa = 1
loga1 = 0
logaac = c
Одна и та же зависимость logab = c и ac = b.
Логарифм по основанию 10 называется десятичным логарифмом.
Свойства логарифмов: (все свойства формулируются для положительных значений переменных, содержащихся под знаками логарифма)
- Логарифм произведения двух положительных чисел равен сумме логарифмов этих чисел: loga bc = logab + logac.
Доказательство:
Введем следующее обозначения:
loga bc = х, logab = у, logac = z.
Нужно доказать, что выполняется равенство х = у + z.
Так как loga bc = х, то ах = bc.
Так как logab = у, то ау = b.
Так как logac = z, то аz = c.
Итак, ах = bc, ау = b, аz = c.
Значит, ау · аz = ах, т.е. ау+z = ах.
Но если степени двух положительных чисел равны и основания степеней равны и отличны от 1, то равны и показатели степеней. Значит, у + z = х, что и требовалось доказать.
Теорема остается справедливой и для случая, когда логарифмируемое выражение представляет собой произведение более двух положительных чисел.
- Если а, b,c – положительные числа, причем а 1, то справедливо равенство loga = logab – logac. ( логарифм частного равен разности логарифмов делимого и делителя или логарифм дроби равен разности логарифмов числителя и знаменателя). Без доказательства.
- Если а и b – положительные числа, причем а 1, то для любого числа r справедливо равенство logabr = r logab. (логарифм степени равен произведению показателя степени на логарифм основания степени.)
Доказательство:
Введем следующие обозначения:
logabr = х, logab = у.
Нужно доказать, что х = rу.
Из logabr = х следует, что ах = br; из logab = у следует, что ау = b. Возведя обе части последнего равенства в степень r, получим аrу = br. Итак, ах = br, аrу = br, значит, ах = аrу, т.е. х = rу, что и требовалось доказать.
- Равенство loga t = loga s, где а > 0, а 1, t > 0, s >0, справедливо тогда и только тогда, когда t = s. Без доказательства.
- Если а, b,c – положительные числа, причем а и с отличны от 1, то имеет место равенство logab = .
Доказательство:
Введем следующие обозначения:
logab = х, logcb = y, logca = z.
Нужно доказать, что х = .
Из logab = х следует, что ах = b; из logcb = y следует, что су = b. Итак, ах = су. Далее, из logca = z следует, что сz = а. Значит, (сz)х = су, т.е. zх = у, что и требовалось доказать.
Следствие 1: Если а и b – положительные и отличные от 1 числа, то справедливо равенство logab = .
Доказательство:
Применив формулу logab = к случаю, когда с = b, получим: logab = =.
Следствие 2: Если а и b – положительные числа, причем а 1, то для любого числа r 0 справедливо равенство logab = logar br.
Доказательство:
Перейдем к выражению logar br к логарифмам по основанию а: logar br =
Вычисление значений логарифмов сводится к решению некоторого показательного уравнения.
А. Н. Колмогоров.
“ Алгебра и начала математического анализа” 10 – 11 класс.
Уравнение ax = b, a > 0 и а 1 не имеет решений при b0 и имеет единственный корень в случае b > 0. Этот корень называют логарифмом b по основанию а и обозначают logab, т.е. aloga b = b (основное логарифмическое тождество).
Определение: Логарифмом числа b по основанию а называется показатель степени , в которую нужно возвести основание а, чтобы получить число b.
Основные свойства логарифмов: ( при любом а > 0, а 1 и любых
положительных х и у).
- loga 1 = 0.
- logaa = 1.
- logaxy = logax + logay (логарифм произведения равен сумме логарифмов).
Доказательство:
Воспользуемся основным логарифмическим тождеством: х = аlogax, y = alogay. Перемножая почленно эти равенства, получаем: ху = аlogax· alogay = аlogax+logay, т.е. ху = аlogax+logay. Следовательно по определению логарифма logaxy = logax + logay.
- loga = logax - logay (логарифм частного равен разности логарифмов.)
Доказательство:
Воспользуемся основным логарифмическим тождеством: х = аlogax, y = alogay. , следовательно, по определению loga = logax - logay
- logaxp = p logax , для любого действительного p.(логарифм степени равен произведению показателя степени на логарифм основания этой степени.)
Доказательство:
Воспользуемся тождеством х = аlogax, откуда хр = (аlogax)р = арlogax. Следовательно, по определению logaxp = p logax.
- logax = (формула перехода от одного основания логарифма к другому основанию.)
Доказательство:
По правилу логарифмирования степени и основному логарифмическому тождеству получаем: logbx = logb(аlogax), откуда logbx = logax·logba. Разделив обе части полученного равенства на logba, приходим к нужной формуле.
М. И. Башмаков.
“ Алгебра и начала анализа” 10 – 11 класс.
Определение: Логарифмом числа b по основанию а называется показатель степени, в которую надо возвести а, чтобы получить число b. (t = logab)
На основе определения вводится понятие логарифма. Рассматривается только степень. Все выкладки и формулы производятся путем подстановки в равенство at = b. Например, подставляя в равенство at = b запись числа t в виде логарифма, получаем равенство, называемое основным логарифмическим тождеством: alogab = b.
Свойства логарифмов: (числа b, b1, b2 положительны)
- logab1b2 = logab1 + logab2 ( логарифм произведения равен сумме логарифмов множителей.)
Доказательство:
Обозначим logab1 = t1, logab2 = t2. По основному логарифмическому тождеству имеем: at1 = b1 и at2 = b2. Перемножим эти равенства: at1· at2 = b1 b2. По свойству степеней at1· at2 = at1+ t2, т.е. b1 b2 = at1+ t2. По определению логарифма logab1b2 = logab1 + logab2, что и требовалось доказать.
- loga = logab1 – logab2 ( логарифм дроби равен разности логарифмов числителя и знаменателя). Без доказательства.
- logabk = k logab (логарифм степени равен показателю степени, умноженному на логарифм основания). Без доказательства.
Н. Я. Виленкин, О. С. Ивашев – Мусатов, С. И. Шварцбурд.
“ Алгебра и математический анализ” 11 класс.
Вначале рассматривается только натуральный логарифм, как функция, который вводится на основе интеграла, а затем путем рассмотрения натурального логарифма и логарифмической функции получают логарифм х по основанию а. А уже показательная функция здесь основывается на логарифмической.
Свойства функции натурального логарифма:
- ln ax = ln a + ln x
- ln = ln a – ln x
- ln xn = n ln x
- ln = ln x, x > 0
Свойства логарифма: (Без доказательства)
- logaax = x
- alogab = b, b > 0
- logaxy = logax + logay, x > 0, y > 0
- loga = logax – logay, x > 0, y > 0
- loga = logax, x>0
- logab = , a > 0, b > 0, c > 0, c1
Логарифмическая функция
Рассмотрим последовательность введения логарифмической функции в современных школьных учебниках.
А. Г. Мордкович, П. В. Семенов.
“ Алгебра и начала анализа” 11 класс (профильный уровень).
Рассматривается показательная функция у = ах. Значит, по теореме об обратной функции для функции у = ах существует обратная этой обратной функцией является х = logaу или у = logах. Ее график получается из графика показательной функции у = ах с помощью преобразования симметрии относительно прямой у = х. График функции у = logах называется логарифмической кривой.
Свойства функции y = logax, a>1:
- D(f) = (0;+)
- не является ни четной, ни нечетной.
- возрастает на (0;+)
- не ограничена сверху, не ограничена снизу
- не имеет ни наибольшего, ни наименьшего значений
- непрерывна
- E(f) = (-; +)
- выпукла вверх.
- D(f) = (0;+)
- не является ни четной, ни нечетной.
- убывает на (0;+)
- не ограничена сверху, не ограничена снизу
- не имеет ни наибольшего, ни наименьшего значений
- непрерывна
- E(f) = (-; +)
- выпукла вниз.
А. Н. Колмогоров.
“ Алгебра и начала математического анализа” 10 – 11 класс.
Определение: Функцию заданную формулой y = logax называют логарифмической функцией с основанием а.
Свойства:
- Область определения логарифмической функции – множество всех положительных чисел R, т.е. D (loga) = R+.
- Область значений логарифмической функции – множество всех действительных чисел.
- Логарифмическая функция на всей области определения возрастает ( при а >1) или убывает (при 0
Графики показательной и логарифмической функций симметричны относительно прямой у = х.
М. И. Башмаков.
“ Алгебра и начала анализа” 10 – 11 класс.
Определение: Логарифмической функцией называется функция вида y = logax.
Определение логарифмов основано на понятии степени, при доказательстве свойств логарифмической функции используют свойства показательной функции.
Свойства:
- Область определения – множество всех положительных чисел, т. е. промежуток (0;+).
- Монотонность: если а>1, то логарифмическая функция строго возрастает, если 0
- Область значений: множество всех вещественных чисел R.
Доказательство:
Всякое вещественное число t может быть логарифмом некоторого числа х. Так как степень at определена при любом t, то, взяв х = аt, получим logaat = t, что и требовалось доказать.
Н. Я. Виленкин, О. С. Ивашев – Мусатов, С. И. Шварцбурд.
“ Алгебра и математический анализ” 11 класс.
Вначале вводится определение ln x, ее свойства и график. Затем логарифмическая функция и степень с любым показателем. И только после изучения логарифмической функции изучается показательная функция.
Логарифмическая функция вводится на основе натурального логарифма, который в свою очередь представляет собой интеграл.
В профильных классах можно рассмотреть следующие свойства:
Свойство 1. При положительном основании отрицательные числа и нуль не имеют действительных логарифмов.
Дано: logaN
N 0
a>0, a.
Доказать: не существует действительного значения для logaN.
Доказательство: Предположим что logaN, где N<0 существует и равен k т.е. logaN = k. Тогда по определению логарифма ak=N. Но ak>0 (при положительном основании функция у=ах- положительна), а N<0.
Таким образом, пришли к противоречию: положительное число (ак) равно отрицательному числу или нулю (N).
Следовательно отрицательные числа и нуль при положительном основании не имеют логарифмов.
Свойство 2. При положительном основании каждое положительное число имеет логарифм.
Дано: N>0, a>0, a.
Доказать: lgaN – действительное число.
Покажем на частном примере нахождение логарифма некоторого положительного числа по какому-либо основанию с любой степенью точности.
Пусть требуется например lg 2 с точностью до 0,1.
Положим lg 2 = . Отсюда ( по определению логарифма) = 2 или возвысив обе части последнего равенства в 10-ю степень получим:
10x=210 или 10x= 10241000=103, т.е. 10x 103 и x3.
Значит, lg 2 ==0,3.
Для нахождения log 2 с точностью до 0,01 положим lg 2 = .
Сделав аналогичные преобразования получим:
=2,10x=2100=(210)10=102410 (103)10=1030, т.е.
10x 1030 и x30, a lg 2 =0,3.
Замечание. Применяя указанный способ и рассмотренные ниже свойства логарифмов можно было бы составить таблицы логарифмов чисел по любому положительному основанию с любой степенью точности но указанный способ очень сложный. Математика дает более простые способы вычисления которые выходят за рамки школьной программы.
Свойство 3. Числа, имеющие при одном и том же основании равные логарифмы, равны между собой.
Дано: logaN1=logaN2.
Доказать: N1=N2.
Доказательство. Обозначив logaN1=logaN2 через к по определению логарифма получим: N1=ak и N2=ak, откуда N1=N2.
(Две величины порознь равные третьей равны между собой.)
Свойство 4. При одном и том же основании равные числа имеют равные логарифмы.
Дано: N1=N2
Доказать: logaN1=logaN2.
Доказательство. Положив logaN1=k , a logaN2=m (1) рассмотрим относительно основания а два случая: 1) а>1
2)a<1
Случай 1. (а>1). Из (1) по определению логарифма имеем: ak=N1 и am=N2, откуда ak=am, или ak-am=0, ak(1-am-k)=0. Но ak 0, следовательно, 1- am-k=0,
am-k=1.
Последнее равенство возможно при m-k =0, т.е. при m=k. В самом деле если
m-k>0, то am-k>1, а если m-k<0, то am-k<1 ( по свойству показательной функции при а >1).
Случай 2 доказывается аналогично.
Итак доказано, что m=k, т. е. logaN1=logaN2.
Замечание. Так как логарифм есть показатель степени, то это свойство можно сформулировать и так: если степени равны, основания степеней равны, то и показатели степеней равны.
Из свойств 2 и 4 заключаем:
Каждое положительное число имеет единственный логарифм.
Свойство 5: (Теорема о логарифмах).
Я считаю целесообразным доказать справедливость теоремы о логарифмировании произведения произвольного числа n сомножителей, применяя метод математической индукции.
Будем считать доказанным равенство:
loga(N1 ·N2) = logaN1+logaN2.
Докажем справедливость равенства:
loga(N1N2N3…Nn-1Nn) = logaN1+logN2+…+lognNn-1+logaNn. (1)
Доказательство:
1. Теорема справедлива для произведения двух сомножителей:
loga(N1 ·N2) = logaN1+logaN2.
2. Предположим, что теорема справедлива и для произведения произвольного числа k сомножителей, т.е. что
loga(N1N2...Nk) = logaN1+logaN2+…logaNk.
Докажем, что эта теорема будет справедлива и для произведения k+1 сомножителя, т.е. справедливо равенство:
loga(N1N2…NkNk+1) = logaN1+logaN2+…+logaNk+logaNk+1.
Действительно:
loga(N1N2…NkNk+1) = loga((N1N2…Nk)Nk+1) = loga(N1N2…Nk)+logaNk+1.
Но по предположению
loga(N1N2…Nk) = logaN1+logaN2+…+logaNk.
Следовательно, окончательно имеем:
loga(N1N2…NkNk+1) = logaN1+logaN2+…+logaNk+logaNk+1.
что и требовалось доказать.
Свойство 6: (Основное логарифмическое тождество).
alogaN = N
Это тождество вытекает из определения логарифма. В самом деле, положив logaN=k, получим ak=N, но k=logaN, а поэтому alogaN=N.
Пользуясь этим тождеством, можно доказать теоремы о логарифмах.
Свойство 7: ( Модуль перехода от одной системы логарифмов к другой).
Существуют различные системы логарифмов. Основными являются десятичные (основание 10) и натуральные (основание – иррациональное число е=2,718231…). Покажем, как, зная логарифм некоторого числа по основанию, например а, найти логарифм того же числа по основанию b.
Итак, пусть logbN=k. Найдем logaN.
LogbN=k, отсюда bk=N.
Прологарифмировав обе части полученного равенства по основанию а, получим: k·logab=logaN, откуда
k=logaN/logab, т. е.
logbN=logaN/logab.
Поясним на примере, как с помощью этой формулы, зная логарифм числа по одному основанию, найти логарифм того же числа по другому основанию. Например, пользуясь десятичными таблицами логарифмов, найдем log28.
Таким образом, с помощью этой формулы, пользуясь таблицей десятичных логарифмов чисел, мы можем найти логарифм любого положительного числа по другому положительному основанию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/09/16/picture-109530.jpg)
Урок "Свойства логарифмов.Логарифмическая функция"
Урок повторения и обобщения изученного материала. Может использоваться как зачетный урок по теме "Логарифмическая функция", на 1-ом курсе в ОУ НПО, так и на 2-ом курсе на уроках повторения материала п...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/03/picture-62071-1393848704.jpg)
Логарифм.Производная логарифмической функции. Материалы открытого урока по алгебре 11 класс.
Открытый урок в 11 классе с использованием учебника "Алгебра и начала анализа" А.Н. Колмогоров, по теме :"Логарифм. Производная логарифмической функции. Содержит материал для подготовки к Е...
Конспект урока "Введение понятия логарифма" 10 класс ч.1
Конспект урока "Введение понятия логарифма" 10 класс...
Конспект урока "Введение понятия логарифма" 10 класс ч.2
Конспект урока "Введение понятия логарифма" 10 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/07/picture-873040-1483806777.jpg)
Статья "Реализация проектной деятельности обучающихся разных профилей на примере изучения темы "Понятие логарифма. Логарифмическая функция"
В данном сборнике вы можите ознакомиться с моей статьей, опубликованной в электроном сборнике с материалами VIII Городской научно-практической конференции "Профессиональное развитие педагогов в у...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/30/picture-954113-1506776006.jpg)
Разработка урока по алгебре "Степенная функция, ее график и свойства" 10 класс, учебник Ш.А.Алимова
Класс: 10Предмет: алгебра и начала математического анализа.Тема: «Степенная функция, ее свойства и график»Тип урока: изучение нового материала....
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/10/picture-1448404-1673367929.jpg)
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «Понятие показательной функции и показательного выражения. Логарифм числа. Десятичные и натуральные логарифмы. Свойства логарифмов. Основное логарифмическое тождество».
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯпо теме: «Понятие показательной функции и показательного выражения. Логарифм числа. Десятичные и натуральные логарифмы. Свойства логарифмов. Основное логарифмическое ...