Конспект урока "Введение понятия логарифма" 10 класс ч.1
план-конспект урока по алгебре (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Тема: Введение понятия логарифма
Цели урока:
- Ввести понятие логарифма а) через решение показательных уравнений с целью преодоления трудностей, связанных с записью ответа б) выделить на конкретных примерах признаки логарифма (существенные, несущественные) в)ввести определение логарифма
- Выполнить упражнения на доказательство и на вычисление логарифмов
Данный урок - урок введения понятия по технологии личностно ориентированного обучения, и одной из задач, решаемых на уроке, является:
«Показать учащимся общий путь введения новых математических понятий и их символов таких как √ ,log, arccos, arcsin и др.»
План урока:
- Мотивация
- Введение определения логарифма через графическое решение уравнения 2x=6
- На конкретных примерах выделить
- существенные признаки
- несущественные признаки
- особые формулы
- Введение определения логарифма на языке символов (основное логарифмическое тождество) и его отработка на примерах. Определение десятичного логарифма
- Подведение итогов
Ход урока
I Сегодня мы разрешим последний вопрос, связанный с решением показательных уравнений.
Задание №1. Решите уравнение:
- 32x=81 2) 5x=8x 3) 3x+3x+2=30 4) 2x2=4 5) 2x=6
Обратите внимание, что при решении уравнения 4 мы ввели новый символ для записи ответа - √. Решая показательное уравнение 5, нам нужно решить вопрос о нахождении корня и записи ответа.
II Решим уравнение 2x=6 графически.
? Каков алгоритм решения уравнения этим методом?
(Слайд 1 – обсуждение чертежа)
- Видим, что уравнение имеет единственный корень
- Возникла трудность: по чертежу мы не можем определить значения корня, можем только установить, что это число, заключенное в промежутке 2
Поступим аналогично. При решении уравнения 2x=6, для записи единственного решения ввели символ log2 т.е
Слайд 1 Ответ: x=log26
Теперь для любого уравнения вида 2x=b, где b>0 ( Почему?)
можно записать общее решение x=log2b
Слайд 2 Аналогично рассуждая, мы найдем решения и этих уравнений:
3x=5 10x=0,7 (1/3)x=3
(запись на доске решений уравнений)
Вывод: Единственный корень уравнения вида ax=b , где а>0, a≠1 и b>0 математики договорились записывать x=logab
Слайд 3
Определение: Логарифмом положительного числа b по положительному и отличному от единицы основанию a называют показатель степени, в которую надо возвести а, чтобы получилось число b.
III Выделим существенные признаки числа logab
Основание а: a>0, a≠1
Число под знаком логарифма: b>0
Исходя из определения, число x (т.е logab) – любое ( это показатель степени)
Задание №2. Операция вычисления log (нахождения значения логарифма) – логарифмирование. Обратная операция – возведение в степень.
Найдите значение логарифма по определению.
- 2, 4, 16
log( )( )=( )
т.к ( )( )=( )
- -2, 1/9, 3
log( )( )=( )
т.к ( )( )=( )
- 1/2 , 3, 1/8
log( )( )=( )
т.к ( )( )=( )
- -4, 625, 1/5
log( )( )=( )
т.к ( )( )=( )
- -5, 2, 25
log( )( )=( )
т.к ( )( )=( )
- 64, 1/2, 8
log( )( )=( )
т.к ( )( )=( )
- 2, 7, -49
log( )( )=( )
т.к ( )( )=( )
- 1/5, 1/2, 1/25
log( )( )=( )
т.к ( )( )=( )
Можно ли заметить некоторые закономерности?
(Это несущественные признаки понятия «Логарифм числа»)
- Если логарифм равен дробному числу, то чтобы определить число, стоящее под знаком логарифма надо извлечь корень из числа в основании.
log = дробное число →извлечение корня
- Если число под знаком логарифма целое, а основание – дробное число, или наоборот, то сам логарифм - число отрицательное.
а b , т о logаb - отрицательное число
целое ↔ дробное logba
- loga( )=0 ? loga( )=1?
Попробуйте обосновать формулы. Приведите примеры.
loga1=0 logaa=1 logaac=c
- log26 – иррациональное число
Задание №3 №266 Найти логарифмы чисел по основанию 3
IV Мы дали определение логарифма на обычном языке, теперь приведем то же определение на языке символов.
Что надо подставить вместо * в уравнение a*=b , чтобы выполнялось равенство?
В какую степень нужно возвести а, чтобы получить b?
Данное равенство называют : «Основное логарифмическое тождество».
Задание №4 №274-276 (1,3)
V Итоги
- Какое новое понятие ввели?
- Почему возникла необходимость введения нового символа?
- Что означает log37?
Логарифмы открыты Д. Непером и щвейцарским математиком И. Бюрге в начале 17 века.
Термин «логарифм» возник из сочетания греческих слов logos - отношение и arithmos – число.
Мы познакомились с символами √, log, и в будущем, при изучении тригонометрических уравнений познакомимся еще с одним символом. Путь введения нового символа, нового понятия будет аналогичным рассуждениям приведенным на сегодняшнем уроке.
Домашнее задание §15 № 267-278 (четные)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики 1 класс Тема: "Количество предметов. Понятия: "Много-мало"
Конспек урока математики в 1 классе для детей с тяжелой степенью умственной отсталости. На тему: "Количество предметов. Понятия: "Много-мало".На этом уроке дети в игровой форме познакомятся с количест...
конспект урока "Содержание и объем понятия" 6 класс
конспект урока формирующий у учащихся представление о содержании и объёме понятия, о единичных и общих понятиях...
План - конспект урока в 9 классе «Алгоритмы, понятия алгоритма, свойства алгоритма. Исполнители алгоритма»
Понятие алгоритмов, свойства алгоритма. Исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Способы записей алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов....
План - конспект урока в 9 классе «Алгоритмы, понятия алгоритма, свойства алгоритма. Исполнители алгоритма»
Понятие алгоритмов, свойства алгоритма. Исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Способы записей алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов....
План конспект урока геометрии 9 класс Понятие вектора
План конспект урока №1 по геометрии 9 класс. Понятие вектора. Учебник Атанасяна...
Конспект урока в 9 классе на тему "Понятие алгоритма"
Конспект урока по теме "Понятие алгоритмов" для учащихся 9 классов по учебнику Н. Д. Угриновича для средней общеобразовательной школы....
План конспект урока "Понятие базы данных и информационной системы. Основные понятия БД"
Аннотация к уроку «Понятие базы данных и информационной системы. Основные понятия БД».Тема: «Понятие базы данных и информационной системы. Основные понятия БД».Работу выполнил: учитель инф...