Рабочая программа по математике 10 класс
рабочая программа по алгебре (10 класс) по теме
Рабочая программа по математике 10 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по математике 10 класс | 768.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов № 2 города Котельнича Кировской области
Рассмотрено на заседании ШПО учителей математики Протокол №___ от______________2011 г. Руководитель ШПО___________________
| Утверждаю. Приказ №___от__________2011 г. Директор школы_______________ М.Н.Целищева |
Согласовано с методическим советом школы Протокол №___от_______________2011 г. Председатель метод совета_____________ О.Б.Бусыгина |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по МАТЕМАТИКЕ
для 10 класса
на 2011/2012 учебный год
Учитель Башмакова Е.В.
Первая квалификационная категория
2011
г. Котельнич
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа по математике для 10 класса составлена на основании программ А.Г.Мордковича (Программы. Математика. 5-6 классы. Алгебра. 7-9 классы. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы / авт.-сост. И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович.-2-е изд., испр. и доп. – М.: Мнемозина, 2009.) и Л.С.Атанасяна (Геометрия. 10-11 классы. Составитель Т. А. Бурмистрова, М.: Просвещение, 2009.) в соответствии ФГОС (Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть II. Среднее (полное) общее образование./ Министерство образования Российской Федерации. – М. 2004.).
Данный учебный предмет изучается на общеобразовательном уровне в объеме 204 часов (6 часов в неделю). Из них 4 часа – федеральный компонент и 2 часа выделено из школьного компонента на поддержку основного курса в связи с обязательным ЕГЭ. При этом предполагается построение курса в форме последовательности тематических блоков, с чередованием материала по алгебре, математическому анализу, статистике и вероятности, геометрии.
Цели и задачи учебного курса.
Изучение математики на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
- развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
- воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.
Задачи обучения:
- приобретение математических знаний и умений;
- овладение обобщёнными способами мыслительной, творческой деятельностей;
- освоение компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития и ценностно-ориентационной.
Воспитательные задачи.
- Воспитание общей культуры учащихся через развитие у учащихся точной, экономичной и информативной речи, знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки.
- Эстетическое воспитание учащихся через развитие эмоций, воображения, восприятия геометрических фигур, выполнения творческих заданий.
- Воспитание личностных качеств учащихся: трудолюбия, настойчивости в достижении поставленной цели, честности, уважительного отношения друг к другу.
Курс математики в 10 классе характеризуется повышением теоретического уровня обучения, усилением роли теоретических обобщений и дедуктивных заключений. Прикладная направленность курса обеспечивается систематическим обращением к примерам, раскрывающим возможности применения математики к изучению действительности и решению практических задач.
УМК
Алгебра и начала математического анализа
- Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы, В 2 ч.: учебник и задачник (базовый уровень) /А. Г. Мордкович. -12-е изд., доп. - М.: «Мнемозина», 2011 г.
- Алгебра и начала математического анализа 10. Методическое пособие для учителя. /А. Г. Мордкович - М.: «Мнемозина», 2010 г.
- Алгебра и начала математического анализа 10. Самостоятельные работы. /Л. А. Александрова – М.: «Мнемозина», 2010 г.
- Алгебра и начала математического анализа 10. Контрольные работы (базовый уровень). /В. И. Глизбург – М.: «Мнемозина», 2009 г.
Геометрия
- Учебник «Геометрия 10-11» /Л. С. Атанасян, М. Ф. Бутузов – М.: «Просвещение», 2009 г.
- Дидактические материалы. Геометрия 10 класс. /Б. Г. Зив – М.: «Просвещение», 2008 г.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения математики обучающийся должен
знать/понимать
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
вероятностный характер различных процессов окружающего мира;
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
как используются математические формулы; примеры их применения для решения математических и практических задач;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
Алгебра
уметь
выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств;, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих тригонометрические функции;
вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;
Функции и графики
уметь
определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
строить графики изученных функций;
описывать по графику и в простейших случаях по формуле поведение и свойства функций, находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения;
решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графиков.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков;
Начала математического анализа
уметь
вычислять производные и элементарных функций, используя справочные материалы;
исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшие и наименьшие значения функций, строить графики многочленов и простейших рациональных функций с использованием аппарата математического анализа;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
решения прикладных задач, в том числе социально-экономических и физических, на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения;
Уравнения и неравенства
уметь
решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, простейшие тригонометрические уравнения, их системы;
составлять уравнения и неравенства по условию задачи;
использовать для приближенного решения уравнений и неравенств графический метод;
изображать на координатной плоскости множества решений простейших уравнений и их систем;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
построения и исследования простейших математических моделей;
Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей
уметь
решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул;
вычислять в простейших случаях вероятности событий на основе подсчета числа исходов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков.
Геометрия
уметь
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей), в том числе: для углов от 0 до 180 определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
решения геометрических задач с использованием тригонометрии
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Учебный план.
6 часов в неделю, всего 204 часа.
1 триместр – 11 недель
2 триместр – 11 недель
3 триместр – 12 недель
Количество контрольных работ: 12.
Учебно-методическое и программно-методическое сопровождение.
- Программы. Математика. 5-6 классы. Алгебра. 7-9 классы. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы / авт.-сост. И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович.-2-е изд., испр. и доп. – М.: Мнемозина, 2009.
- Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 10-11 классы. (составитель Т. А. Бурмистрова – М.: «Просвещение», 2009 г.)
- Учебно-методический комплект:
- «Алгебра и начала анализа» для 10-11 кл. в двух частях: учебник и задачник /А. Г. Мордкович, М.: «Мнемозина», 2010 г.
- Алгебра и начала математического анализа 10. Методическое пособие для учителя. /А. Г. Мордкович - М.: «Мнемозина», 2010 г.
- Алгебра и начала математического анализа 10. Самостоятельные работы. /Л. А. Александрова – М.: «Мнемозина», 2010 г.
- Алгебра и начала математического анализа. 10 класс. Контрольные работы для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень) / В. И. Глизбург; под ред. А. Г. Мордковича. – М.: «Мнемозина», 2009 г.
- Учебно-методический комплект:
- Учебник «Геометрия 10-11» /Л. С. Атанасян, М. Ф. Бутузов – М.: «Просвещение», 2009 г.
- Дидактические материалы. Геометрия 10 класс. /Б. Г. Зив – М.: «Просвещение», 2008 г.
График контрольных работ
№ пп | Триместр | Контрольные работы | Форма проведения | Дата |
1 | 1 | Вводная. | традиционная форма | |
2 | 1 | Алгебра №1. | традиционная форма | |
3 | 1 | Алгебра №2. | традиционная форма | |
4 | 1 | Алгебра №3. | традиционная форма | |
5 | 2 | Геометрия №1. | традиционная форма | |
6 | 2 | Геометрия №2. | традиционная форма | |
7 | 2 | Алгебра №4. | традиционная форма | |
8 | 2 | Геометрия №3. | традиционная форма | |
9 | 3 | Алгебра №5. | традиционная форма | |
10 | 3 | Алгебра №6 | традиционная форма | |
11 | 3 | Геометрия №4. | традиционная форма | |
12 | 3 | Итоговая | тест |
Тематическое планирование.
Перечень разделов | Перечень подразделов и тем | Кол-во часов | Содержание каждой темы в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования |
Алгебра и начала математического анализа | Повторение | 9 | Преобразования простейших выражений, включающих арифметические операции. Свойства арифметических квадратных корней. Преобразование числовых выражений, содержащих квадратные корни. Линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения. Системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы. Линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы. Функции и их графики. Текстовые задачи. |
Действительные числа | 12 | История развития понятия числа. Делимость целых чисел. Деление с остатком. Рациональные числа. Иррациональные числа. Действительные числа. Модуль числа. | |
Числовые функции | 8 | Функции. Область определения и множество значений. График функции. Построение графиков функций, заданных различными способами. Свойства функций: монотонность, четность и нечетность, периодичность, ограниченность. Промежутки возрастания и убывания, наибольшее и наименьшее значения, точки экстремума (локального максимума и минимума). Графическая интерпретация. Периодичность, основной период. Обратная функция. Область определения и область значений обратной функции. График обратной функции. | |
Тригонометрические функции | 25 | Синус, косинус, тангенс и котангенс числа. Основные тригонометрические тождества. Радианная мера угла. Тригонометрические функции, их свойства и графики; периодичность, основной период. Преобразования графиков: растяжение и сжатие вдоль осей координат. Обратная функция. | |
Тригонометрические уравнения | 10 | Простейшие тригонометрические уравнения и неравенства. Решения тригонометрических уравнений. | |
Преобразование тригонометрических выражений | 20 | Синус, косинус суммы и разности двух углов. Тангенс суммы и разности двух углов. Формулы приведения. Синус и косинус двойного угла. Формулы половинного угла. Преобразования суммы тригонометрических функций в произведение и произведения в сумму. Решения тригонометрических уравнений. | |
Комплексные числа | 8 | Комплексные числа. Действительная и мнимая часть, модуль и аргумент комплексного числа. Арифметические действия над комплексными числами. Геометрическая интерпретация комплексных чисел. Тригонометрическая формы записи комплексных чисел. В простейших случаях находить комплексные корни уравнений с действительными коэффициентами. | |
Производная | 29 | Последовательности. Понятие о пределе последовательности. Существование предела монотонной ограниченной последовательности. Длина окружности и площадь круга как пределы последовательностей. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия и ее сумма. Понятие о производной функции, физический и геометрический смысл производной. Производные основных элементарных функций. Производные суммы, разности, произведения, частного. Производные обратной функции и композиции данной функции с линейной. Применение производной к исследованию функций и построению графиков, нахождению наибольших, наименьших значений. | |
Комбинаторика и вероятность | 7 | Формулы числа перестановок, сочетаний, размещений. Решение комбинаторных задач. Поочередный и одновременный выбор нескольких элементов из конечного множества. Вероятность события. | |
Геометрия | Повторение | 3 | Находить стороны, углы треугольников. Теорема косинусов и теорема синусов. Площадь треугольника. |
Параллельность прямых и плоскостей | 20 | Основные понятия стереометрии (точка, прямая, плоскость, пространство).Пересекающиеся, параллельные прямые. Параллельность прямой и плоскости, признаки и свойства. Пересекающиеся, параллельные и скрещивающиеся прямые. Угол между прямыми в пространстве. Параллельность плоскостей, признаки и свойства. Параллелепипед. Тетраэдр. Сечения куба, пирамиды. | |
Перпендикулярность прямых и плоскостей | 17 | Перпендикулярность прямой и плоскости, признаки и свойства. Теорема о трех перпендикулярах. Перпендикуляр и наклонная. Угол между прямой и плоскостью. Расстояния от точки до плоскости. Расстояние от прямой до плоскости. Перпендикулярность плоскостей, признаки и свойства. Двугранный угол, линейный угол двугранного угла. | |
Многогранники | 14 | Призма, ее основания, боковые ребра, высота, боковая поверхность. Прямая и наклонная призма. Правильная призма. Пирамида, ее основание, боковые ребра, высота, боковая поверхность. Треугольная пирамида. Правильная пирамида. Усеченная пирамида. Представление о правильных многогранниках (тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр и икосаэдр). Симметрии в кубе, в параллелепипеде, в призме и пирамиде. Понятие о симметрии в пространстве (центральная, осевая, зеркальная). | |
Обобщающее повторение | 22 | Функции. Тригонометрические функции. Преобразование тригонометрических выражений. Тригонометрические уравнения. Производная. Применение производной. Аксиомы стереометрии и их следствия. Параллельность прямых и плоскостей. Перпендикулярность прямых и плоскостей. Многогранники. | |
ИТОГО | 204 |
Минимум содержания образования.
АЛГЕБРА
Преобразования простейших выражений, включающих арифметические операции.
Основы тригонометрии. Синус, косинус, тангенс, котангенс произвольного угла. Радианная мера угла. Синус, косинус, тангенс и котангенс числа. Основные тригонометрические тождества. Формулы приведения. Синус, косинус и тангенс суммы и разности двух углов. Синус и косинус двойного угла. Формулы половинного угла. Преобразования суммы тригонометрических функций в произведение и произведения в сумму. Выражение тригонометрических функций через тангенс половинного аргумента. Преобразования простейших тригонометрических выражений.
Простейшие тригонометрические уравнения. Решения тригонометрических уравнений. Простейшие тригонометрические неравенства.
Арксинус, арккосинус, арктангенс числа.
ФУНКЦИИ
Функции. Область определения и множество значений. График функции. Построение графиков функций, заданных различными способами. Свойства функций: монотонность, четность и нечетность, периодичность, ограниченность. Промежутки возрастания и убывания, наибольшее и наименьшее значения, точки экстремума (локального максимума и минимума). Графическая интерпретация. Примеры функциональных зависимостей в реальных процессах и явлениях.
Обратная функция. Область определения и область значений обратной функции. График обратной функции.
Вертикальные и горизонтальные асимптоты графиков. Графики дробно-линейных функций.
Тригонометрические функции, их свойства и графики; периодичность, основной период.
Преобразования графиков: параллельный перенос, симметрия относительно осей координат и симметрия относительно начала координат, симметрия относительно прямой y = x, растяжение и сжатие вдоль осей координат.
НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Понятие о пределе последовательности. Существование предела монотонной ограниченной последовательности. Длина окружности и площадь круга как пределы последовательностей. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия и ее сумма.
Понятие о непрерывности функции.
Понятие о производной функции, физический и геометрический смысл производной. Уравнение касательной к графику функции. Производные суммы, разности, произведения, частного. Производные основных элементарных функций. Применение производной к исследованию функций и построению графиков. Производные обратной функции и композиции данной функции с линейной.
Примеры использования производной для нахождения наилучшего решения в прикладных, в том числе социально-экономических, задачах. Нахождение скорости для процесса, заданного формулой или графиком. Примеры применения интеграла в физике и геометрии. Вторая производная и ее физический смысл.
УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА
Решение рациональных уравнений и неравенств. Решение иррациональных уравнений.
Основные приемы решения систем уравнений: подстановка, алгебраическое сложение, введение новых переменных. Равносильность уравнений, неравенств, систем. Решение простейших систем уравнений с двумя неизвестными. Решение систем неравенств с одной переменной.
Использование свойств и графиков функций при решении уравнений и неравенств. Метод интервалов. Изображение на координатной плоскости множества решений уравнений и неравенств с двумя переменными и их систем.
Применение математических методов для решения содержательных задач из различных областей науки и практики. Интерпретация результата, учет реальных ограничений.
ЭЛЕМЕНТЫ КОМБИНАТОРИКИ, СТАТИСТИКИ И ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ
Табличное и графическое представление данных. Числовые характеристики рядов данных.
Поочередный и одновременный выбор нескольких элементов из конечного множества. Формулы числа перестановок, сочетаний, размещений. Решение комбинаторных задач.
Элементарные и сложные события. Рассмотрение случаев и вероятность суммы несовместных событий, вероятность противоположного события. Понятие о независимости событий. Вероятность и статистическая частота наступления события. Решение практических задач с применением вероятностных методов.
ГЕОМЕТРИЯ
Прямые и плоскости в пространстве. Основные понятия стереометрии (точка, прямая, плоскость, пространство).
Пересекающиеся, параллельные и скрещивающиеся прямые. Угол между прямыми в пространстве. Перпендикулярность прямых. Параллельность и перпендикулярность прямой и плоскости, признаки и свойства. Теорема о трех перпендикулярах. Перпендикуляр и наклонная. Угол между прямой и плоскостью.
Параллельность плоскостей, перпендикулярность плоскостей, признаки и свойства. Двугранный угол, линейный угол двугранного угла.
Расстояния от точки до плоскости. Расстояние от прямой до плоскости. Расстояние между параллельными плоскостями. Расстояние между скрещивающимися прямыми.
Параллельное проектирование. Площадь ортогональной проекции многоугольника. Изображение пространственных фигур.
Многогранники. Вершины, ребра, грани многогранника. Развертка. Многогранные углы. Выпуклые многогранники. Теорема Эйлера.
Призма, ее основания, боковые ребра, высота, боковая поверхность. Прямая и наклонная призма. Правильная призма. Параллелепипед. Куб.
Пирамида, ее основание, боковые ребра, высота, боковая поверхность. Треугольная пирамида. Правильная пирамида. Усеченная пирамида.
Симметрии в кубе, в параллелепипеде, в призме и пирамиде. Понятие о симметрии в пространстве (центральная, осевая, зеркальная). Примеры симметрий в окружающем мире.
Сечения куба, призмы, пирамиды.
Представление о правильных многогранниках (тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр и икосаэдр).
Объемы тел и площади их поверхностей. Понятие об объеме тела.
Формулы объема куба, прямоугольного параллелепипеда.
Контрольно-измерительные и дидактические материалы
- Алгебра и начала математического анализа 10. Самостоятельные работы. /Л. А. Александрова – М.: «Мнемозина», 2010 г.
- Алгебра и начала математического анализа. 10 класс. Контрольные работы для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень) / В. И. Глизбург; под ред. А. Г. Мордковича. – М.: «Мнемозина», 2009 г.
- Дидактические материалы. Геометрия 10 класс. /Б. Г. Зив – М.: «Просвещение», 2008 г.
План внеклассной работы по предмету
- Участие в декаднике математики.
- Участие в олимпиадах.
- Участие в математических конкурсах («Кенгуру» и др.)
- Участие в Межпредметном чемпионате по математике.
- Факультативный курс «Математика. Подготовка к ЕГЭ».
- Элективный курс «За страницами учебника математики».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.
Рабочая программа разработана на один учебный год: в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...
Рабочая программа по математике класс (автор Виленкин Н.Я.))
Рабочая проргамма содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, требования к подготовке учащихся...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 5-х классов Разработана на основе примерной рабочей программы ( автор – составитель О.С. Кузнецова ) учителем математики ГБОУ школы № 645 Старковской С.Н
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике....
Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет математика Класс 5 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет математика Класс 5 Учитель Асессорова Е.М...