Конспект урока по алгебре «Производная»10 класс
план-конспект урока по алгебре (10 класс) по теме
Цели урока:
1) выяснение степени усвоения понятия производной функции, правил вычисления производных, таблицы производных элементарных функций;
2) рассмотреть задачи на геометрические и механические приложения производной;
3) воспитание интереса к математике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_algebre_proizvodnaya_10_klass.doc | 149.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Производная».
Тип урока: урок - КВН.
Класс: 10 класс.
Продолжительность урока: 45 минут.
Учебник: А.Г. Мордкович и др. Алгебра и начала анализа.
Цели урока:
- выяснение степени усвоения понятия производной функции, правил вычисления производных, таблицы производных элементарных функций;
- рассмотреть задачи на геометрические и механические приложения производной;
- воспитание интереса к математике.
Оборудование:
- кодоскоп с кодограммами,
- цветные карточки для оценивания в личном первенстве,
- карточки с заданиями,
- таблицы по теме «Производная»,
- магнитофон.
Ход урока:
- Вступительное слово учителя: объявление темы и целей урока. Знакомство учащихся с порядком проведения урока – КВН – соревнования между командами и между учащимися за личное первенство.
- Домашнее задание: §32-35, № 877, № 901.
- Конкурс «Читать мысли учителя». Проверка усвоения теоретического материала. Правильный ответ +1 балл, неправильный –1 балл.
- определение производной,
- определение возрастающей функции,
- признак точки максимума,
- производная постоянного числа,
- тангенс угла наклона,
- признак убывающей функции,
- определение экстремумов функции.
- Конкурс «Разминка». Решение устных и письменных примеров – вычисление производных функций, на нахождение промежутков монотонности, точек экстремума и экстремумов функции. Правильный ответ +1 балл, неправильный –1 балл.
- чтение графика функции (устно) по таблице:
Найти:
а) промежутки возрастания и убывания функции,
б) точки экстремума,
в) экстремумы функции,
г) наименьшее и наибольшее значения функции.
y
a x1 x2 x3 x4 b
- устно (кодоскоп):
Найти производные функций:
- тестовые задания (письменно):
а) найти производную функции
А) Б) В)
б) найти значение производной функции в точке
А) Б) 44 В)
в) сравнить и , если
А) = Б) > В) <
г) решить неравенство , если .
А) Б) В)
Решение учащиеся оформляют в тетрадях, ответы сдают на листках. За правильный ответ +3 балла, за неправильный –3 балла.
- Конкурс «Блицтурнир». Решение устных заданий типа «Что бы это значило?», «Найди ошибку». Ответы по желанию команд. Вопросы на обратной стороне доски.
1). «Что бы это значило?»
1 | (1;5) | ||
+ | 0 | – | |
? | 4 | ? | |
? |
За правильный ответ +1 балл.
2). «Найди ошибку».
За правильный ответ с объяснением +5 баллов.
- Конкурс художников. Геометрическое приложение производной. Решение задачи на составление уравнения касательной, построение графиков элементарных функций (параболу, прямую).
У доски представитель от каждой команды. Первый правильный ответ +6 баллов.
Задание. Написать уравнение касательной к графику функции в точке графика с абсциссой Выполнить рисунок.
- Конкурс «Домашнее задание». Консультанты проверили домашние тетради, подводят итоги. Правильное решение +1 балл, неправильное –1 балл.
- Конкурс «Математический футбол». Составление заданий учащимися по готовым рисункам.
Придумать задание по рисунку, назвать фамилию ученика из другой команды и «отфутболить» ему это задание. Правильный ответ +1 балл, неправильный ответ – «гол» –1 балл.
команда №1 команда №2 команда №3
y = f(x)
x
x0
Если осталось время, выполнить в тетрадях задание художников.
- Конкурс «Юные физики». Механическое приложение производной. Решение задачи на вычисление кинетической энергии тела.
Задание. Тело массой 5 кг движется прямолинейно по закону (s – путь в метрах, t – время в секундах). Найти кинетическую энергию тела через 2 с после начала движения.
Это задание выполняется письменно всеми участниками команд, на доске записывается ответ. Первый правильный ответ +4 балла.
- Конкурс капитанов. Геометрическое приложение производной. Исследовать на возрастание и убывание функции; на максимум и минимум функции.
Задание. Найти промежутки монотонности, точки экстремума и экстремумы функции
Это задание капитаны выполняют письменно по карточкам, первый правильный ответ с объяснением +5 баллов.
- Подведение итогов: по командам, личному первенству. Выставление оценок.
- Конкурс любознательных. Исторический материал о происхождении терминов и обозначений по теме «Производная».
Сведения из истории
Термин «производная» является буквальным переводом на русский французского слова deriveе, которое ввел в 1797 году Ж. Лагранж (1736 – 1813); он же ввел современные обозначения у’, f ’. Исаак Ньютон называл производную функцию флюксией, а саму функцию – флюентой. Г. Лейбниц говорил о дифференциальном отношении и обозначал производную как .
Систематическое учение о производных развито Лейбницем и Ньютоном. Если Ньютон находил в основном из задач механики, то Лейбниц по преимуществу находил из геометрических задач. Свои результаты в этой области Ньютон изложил в трактате, названным им «Метод флюксий и бесконечных рядов», но его трактат был опубликован лишь посмертно в 1736 г. Первая печатная работа по дифференциальному исчислению была опубликована Лейбницем в 1684 г., озаглавленная «Новый метод максимумов и минимумов, а также касательных, для которого не являются препятствием дробные и рациональные количества, и особый для этого род исчисления».
Стихотворение о производной
В данной функции от икс, нареченной игреком,
Вы фиксируете x, отмечая индексом.
Придаете вы ему тотчас приращение,
Тем у функции самой, вызвав изменение.
Приращений тех теперь взявши отношение,
Пробуждаете к нулю у стремление.
Предел такого отношения вычисляется,
Он производную в науке называется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока по алгебре, 9 класс "Соотношения между тригонометрическими функциями одного и того же угла"
Основное назначение урока заключается в систематизации знаний учащихся по изучаемой теме, создания условий для осознанного повторения ранее изученного материала, возможностей для максимального развити...
Конспект урока по алгебре 8 класс "Решение квадратных уравнений графическим способом"
Конспект урока-практикума по алгебре с тестовыми заданиями...
Конспект урока по алгебре 7 класс на тему "Степень с натуральным показателем"
Конспект урока по алгебре в 7 классе на тему : «Степень с натуральным показателем».(Алгебра: Учеб. для 7 кл. общеобразоват.учреждений/Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин и др.). Урок на 45 минут включает ...
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА ПО АЛГЕБРЕ 9 КЛАСС.
Цель урока: Систематизировать и обобщить знания учащихся о способах решения задач на проценты. Задачи: Образовательные: систематизировать, расширить и углубить знания, умения применять различные сп...
План-конспект урока по алгебре 7 класс по теме:Решение задач с помощью систем уравнений
Открытый урок для 7 класса по алгебре по теме "Решение задач с помощью систем уравнений" подготовленный для методической недели в школе № 1462 на 19 апреля 2013 года...
План-конспект урока по алгебре (7 класс) .Урок по теме: "Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращённого умножения."
Урок обобщения и закрепления по теме:"Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращённого умножения." На уроке отрабатываются навыки применения формул при решении уравнений , а так ...
Конспект урока по алгебре 9 класс "Математическое моделирование 1 урок"
Сформировать у учащихся представление о понятии математической модели, формировать умение решать текстове задачи с помощью составления их математических моделей....