Урок по теме "Решение квадратных уравнений по формуле"
план-конспект урока по алгебре (8 класс) по теме
Открытый урок, по математике с использованием компьютерной презентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_algebry_v_8_klasse.doc | 43.5 КБ |
otkrytyy_urok_.ppt | 574 КБ |
Предварительный просмотр:
- Урок алгебры в 8-м классе по теме
- "Решение квадратных уравнений по формуле"
Цели и задачи урока:
-обучающие: познакомить с формулой корней квадратного уравнения, дискриминанта, учить применять эти формулы, рассмотреть приемы решения уравнений;
-развивающие: развивать логическое мышление учащихся, повышать интерес к изучаемой теме;
-воспитательные: воспитать стремление к достижению цели, воспитание интереса к математике.
Изучение темы направлено на достижение следующих целей:
1) в направлении личностного развития:
• развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
• воспитание качеств личности, способность принимать самостоятельные решения;
• формирование мышления;
• развитие интереса к предмету «Математика».
2) в метапредметном направлении:
• развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности;
• формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры
3) в предметном направлении:
• познакомить с формулой корней квадратного уравнения, дискриминанта, учить применять эти формулы, рассмотреть приемы решения уравнений; развивать логическое мышление учащихся, повышать интерес к изучаемой теме; воспитать стремление к достижению цели, воспитание интереса к математике.
• формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Тип урока: урок изучения нового материала; комбинированный с применением групповой работы.
Формы работы: индивидуальная (фронтальная, индивидуальная и групповая)
Оборудование к уроку:
- Компьютер, мультимедийный проектор.
- Презентация в Power Point
Схема урока:
- Настроимся на урок (1 мин)
- Актуализация знаний (3 мин)
- Постановка проблемы (1 мин)
- Объяснение нового материала(7 мин)
- Физкультминутка (1мин)
- Первичное закрепление (5 мин)
- Самостоятельная работа и ее проверка(5 мин)
- Тест(6 мин)
- Домашнее задание (1 мин)
- Подведение итогов (1 мин)
ХОД УРОКА
I. Настроимся на урок.
Сегодня у нас не совсем обычный урок, к нам пришли гости. Посмотрите на наших гостей, улыбнитесь им, посмотрите друг на друга и тоже улыбнитесь, ведь от улыбки станет всем теплей, поднимется настроение.
Математику не зря называют "царицей наук", ей больше, чем какой-либо другой науке, свойственны красота, изящность и точность. Одно из замечательных качеств математики - любознательность. Постараемся доказать это на уроке. Вы начали изучать новый большой раздел «Квадратные уравнения», на который отводится 18 уроков. И на сегодняшнем уроке мы продолжим разговор о квадратных уравнениях. И начнем мы с вами, как обычно, с повторения.
II. Актуализация знаний. ( Слайд 2)
Цель этапа – подготовить учащихся к дальнейшей работе путем повторения теоретического материала по теме.
– Какие уравнения вы видите на экране? (Квадратные)
– Докажите, что данные уравнения квадратные.
– Перечислите виды квадратных уравнений, изображенных на экране. (Неполные квадратные уравнения, полные квадратные уравнения, приведенные и неприведенные квадратные уравнения).
– Какие методы вы применяете при решении квадратных уравнений? (1. При решении неполных квадратных уравнений следует воспользоваться определением квадратного корня (когда нет слагаемого при х), либо вынесением х за скобки; 2. Выделение полного квадрата).
III. Постановка проблемы
Цель этапа: достижение заинтересованности учащихся в работе урока.
(Слайд 3)
– Каким из перечисленных методов можно воспользоваться для решения квадратного уравнения общего вида ах2 + вх + с = 0? (Выделение полного квадрата)
– Как вы думаете, есть ли еще метод для решения квадратных уравнений?
Сегодня мы познакомимся с еще одним способом решения, который позволит быстро находить корни квадратного уравнения. Итак, тема урока «Решение квадратных уравнений по формуле». ( Слайд 4)
IV. Объяснение нового материала
1. Вводная беседа о роли квадратных уравнений (сообщение заранее готовит один из учеников).
( Слайд 5)
– Неполные квадратные уравнения и частные виды полных уравнений (х2 – х = а) умели решать вавилоняне (примерно за 2 тысячи лет до нашей эры). Некоторые виды квадратных уравнений решали древнегреческие математики, сводя их решение к геометрическим построениям. Вывод формулы корней квадратного уравнения в общем виде имеется у Виета, однако он признавал только положительные корни. Итальянские математики 16 в. учитывают помимо положительных и отрицательные числа. Лишь в 17 в. благодаря трудам Ньютона, Декарта и других ученых способ решения квадратных уравнений принимает современный вид.
- Вывод формулы для нахождения корней квадратного уравнения ах2 + вх + с = 0, а =/= 0
( Слайд 6)
Опр. Дискриминантом квадратного уравнения ах2 + bх + с = 0 называется выражение b2 – 4ac.
Его обозначают буквой D, т.е. D= b2 – 4ac.
– Как вы считаете, какое значение может принимать дискриминант? (Положительное, отрицательное и равное нулю).
Рассмотрим три случая:
1. D > 0;
2. D = 0;
3. D < 0.
1. Если дискриминант больше нуля, то уравнение имеет два различных корня, которые можно найти по формулам:
х1 = ; х2 =. (Слайд7)
2. Если дискриминант равен нулю, то в этом случае уравнение имеет единственный корень: х1 = . (Слайд 8)
3. Если дискриминант отрицательный, то уравнение корней не имеет.(Слайд9)
- Составим алгоритм решения квадратного уравнения. (Слайд 10)
V. Гимнастика для глаз
Дадим отдых глазам. Отложите ручки и карандаши. Выпрямитесь. Закройте глаза. Закрытыми глазами посмотрите вправо, влево, вверх, вниз. Сильно зажмурьте глаза, расслабьте. Сделайте круговые движения глазами сначала в одну сторону, затем в другую. Еще раз зажмурьте глаза, расслабьте. Немного посидите с закрытыми глазами. Хорошо.
Плавно открываем глаза. Восстанавливаем резкость изображения.
VI. Первичное закрепление.
Цель этапа: отработка навыка решения квадратных уравнений по формулам.
(Слайд 11)
-Вернемся к уравнениям, которые были изображены на экране в начале урока. Решим следующие уравнения:
а) 2х2 - 5х + 2 = 0;
б) 2х2-3х+5=0;
в) х2-2х+1 = 0.
(С помощью учителя ученики разбираются в структуре алгоритма решения квадратных уравнений по формуле, записывают с доски записи учителя в тетрадь). Слайд(12-14)
– Все ли квадратные уравнения можно решить по формуле корней?
VII. Обучающая самостоятельная работа
Вернемся к эпиграфу нашего урока. Попытаемся сделать математику хотя бы сегодня на уроке немного более занимательной.
Вам необходимо угадать, что же находится в черном ящике.
_Угадайте, что в ящике. Даю три определения этому предмету:
1. Непроизводная основа слова.
2. Число, которое после постановки его в уравнение обращает уравнение в тождество.
3. Один из основных органов растений.
/Корень/
(Слайд 15)
- А сейчас вы будете должны определить, какого растения этот корень, решив следующие уравнения в парах, а из ключа выберете букву, соответствующая правильному ответу и впишите в бланк.
1 вариант | 2вариант |
|
|
-2;5 | 3 | Нет корней | -1/5; 1 | Нет корней | 1;2/3 | -1;3 | !/2 |
А | О | З | Р | З | Р | А | О |
- Что это за растение? (Роза) (Слайд 17)
- Значит, в черном ящике лежал корень розы, о которой в народе говорят: "Цветы ангельские, а когти дьявольские". О розе существует интересная легенда: по словам Анакреона, родилась роза из белоснежной пены, покрывающей тело Афродиты, когда богиня любви выходила из моря. Поначалу роза была белой, но от капельки крови богини, уколовшейся о шип, стала алой.
- Видите, ребята, все в этом мире взаимосвязано: математика, русский язык и литература, биология. Мы увидели, что слово "корень" встречается на уроках биологии и математики. И не только.
VIII. Домашнее задание
- У вас на столе лежат листы с напечатанными индивидуальными заданиями. Решить уравнения.
IX. Тестирование.
- А сейчас мы посмотрим, как вы поняли изученный материал. У вас на столе лежат тестовые задания. Вам необходимо выбрать букву, соответствующую правильному ответу.
(слайд 18)
- Давайте проверим полученные результаты. Поменяйтесь тестовыми работами.
(слайд 19)
- А теперь оценим свою работу.
- За первые три задания вы получите отметку «3»;
- за четыре задания «4»; за пять заданий «5».
X. Подведение итогов урока
- Что нового вы узнали на уроке? (узнали новую формулу для решения квадратных уравнений, зависимость количества корней от дискриминанта, научились применять новые знания)
(слайд 20)
- И закончить сегодняшний урок хотелось бы словами великого математика У. Сойера: «Человеку, изучающему алгебру, часто полезнее решить одну и ту же задачу тремя различными способами, чем решить три-четыре различные задачи. Решая одну задачу различными методами, можно путем сравнений выяснить, какой из них короче и эффективнее. Так вырабатывается опыт»
(Слайд 21)
-Итак, наш урок подошел к концу. Я хочу сказать вам СПАСИБО за работу на уроке.
- А сейчас я вам предлагаю сравнить свое настроение с тучкой или солнышком. Если хорошее настроение, то прикрепите смайлик на солнышко, если не очень, то на тучку.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Уравнения
Уравнение общего вида
Решение квадратных уравнений по формуле
Р.ДЕКАРТ 1596-1650 И. НЬЮТОН 1643-1727 Ф. ВИЕТ 1540 -1603
Дискриминант квадратного уравнения Опр. Дискриминантом квадратного уравнения ах 2 + b х + с = 0 называется выражение b 2 – 4ac . Его обозначают буквой D , т.е. D= b 2 – 4ac . Возможны три случая: D 0 D 0 D 0
Если D 0 В этом случае уравнение ах 2 + b х + с = 0 имеет два действительных корня:
Если D = 0 В этом случае уравнение ах 2 + b х + с = 0 имеет один действительный корень:
Если D 0 Уравнение ах 2 + b х + с = 0 не имеет действительных корней.
Алгоритм решения квадратного уравнения ах 2 + b х + с = 0 . D= b 2 – 4ac D = 0 D 0 D 0 Нет действительных корней
Задачи Решить уравнение 2x 2 - 5x + 2 = 0 . Решить уравнение 2x 2 - 3x + 5 = 0 . Решить уравнение x 2 - 2 x + 1 = 0 .
Решить уравнение 2x 2 - 5x + 2 = 0 Здесь a = 2, b = -5, c = 2 . Имеем D = b 2 - 4ac = (-5) 2 - 4 2 2 = 9 . Так как D > 0 , то уравнение имеет два корня. Найдем их по формуле то есть x 1 = 2 и x 2 = 0,5 - корни заданного уравнения.
Решить уравнение: 2x 2 - 3x + 5 = 0 З десь a = 2, b = -3, c = 5 . На йдем дискриминант D = b 2 - 4ac = = (-3) 2 - 4·2·5 = -31 , т. к . D < 0 , то уравнение не имеет д ействительных корней.
Решить уравнение x 2 - 2 x + 1 = 0 З десь a = 1 , b = - 2 , c = 1 . Получаем D = b 2 - 4ac = (-2) 2 - 4 · 1 · 1= 0, поскольку D=0 Получили один корень х = 1.
Обучающая самостоятельная работа 1 вариант 2 вариант 1) 3 х 2 -5х+2=0 ; 1) 5 х 2 -4х-1=0 ; 2) 4 х 2 -4х+1=0 ; 2) х 2 -6х+9=0 ; 3) 6х 2 + 3х + 1 =0; 3) 2х 2 + 2х + 3 =0; 4) - х 2 +2х+3=0 ; 4) - х 2 +3х+10=0 ;
1 ВАРИАНТ -2; 5 3 Нет корней -1/5; 1 А О З Р Нет корней 1; 2/3 -1; 3 1/2 З Р А О 2 ВАРИАНТ
ЛЕГЕНДА О РОЗЕ По словам Анакреона, родилась роза из белоснежной пены, покрывающей тело Афродиты, когда богиня любви выходила из моря. Поначалу роза была белой, но от капельки крови богини, уколовшейся о шип, стала алой.
ДАВАЙТЕ ПРОВЕРИМ № задания 1 2 3 4 5 1 вариант Б Б А Г В 2 вариант А Г Б Б Г
ТЕПЕРЬ ОЦЕНИМ СВОЮ РАБОТУ Выполнено три задания – отметка « 3 »; Выполнено четыре задания–отметка« 4 » Выполнено пять заданий – отметка « 5 »;
«Человеку, изучающему алгебру, часто полезнее решить одну и ту же задачу тремя различными способами, чем решить три-четыре различные задачи. Решая одну задачу различными методами, можно путем сравнений выяснить, какой из них короче и эффективнее. Так вырабатывается опыт» У. Сойер
СПАСИБО ЗА УРОК, РЕБЯТА! ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ!
Имеет ли уравнение корни? 2012x 2 - 2013 x -2014 = 0
Имеет два корня, так как дискриминант положительный
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспект урока по математике "Решение квадратных уравнений по формулам" для 8 класса
Ислледование количества корней квадратного уравнения в зависимости от знака дискриминанта D и нахождение их с помощью формул....
Презентация к уроку алгебры в 8 классе по теме "Решение квадратных уравнений по формуле"
Урок объяснения нового материала по теме "Решение квадратных уравнений по формуле" в 8 классе. УМК Ю.Н. Макарычев,Н.Г. Миндюк и др....
Открытый урок по алгебре "Решение квадратных уравнений по формуле"
В своей работе на уроках математики я систематически использую информационные технологии.Большое внимание я уделяютакже и исследовательской деятельности учащихся.Сочетать эти два направления мне помог...
УРОК ПО ТЕМЕ «РЕШЕНИЕ КВАДРАТНЫХ УРАВНЕНИЙ ПО ФОРМУЛЕ». УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ.
Урок закрепления знаний по теме"Формула корней квадратного уравнения". Третий урок по теме. Продолжается работу по формированию умения вычислять корни полного квадратного уравне...
Открытый урок Тема урока: "Решение квадратных уравнений по формуле"
Тип урока: Урок закрепления знаний, комбинированный с элементами игры и кейс – технологий.Цели урока.-обучающие: закрепить и систематизировать знания о квадратных уравнениях в ходе в...
Конспект урока алгебры " Решение квадратных уравнений по формуле". 8 класс
Уурок обобщения и систематизации знаний...
Открытый урок алгебры "Решение квадратных уравнений по формуле"
Урок разработан по УМК Ю. Н. Макарычева...