Конспект урока 10 класс
план-конспект урока по алгебре (10 класс) по теме

Шалашова Наталья Александровна

Конспект предназначен для учителей математики, работающих в 10-х классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkritii_urok_po_algebre.doc460.5 КБ

Предварительный просмотр:

Геометрический смысл производной

 

Теория без практики мертва и бесплодна,

практика без теории невозможна и пагубна.

Для теории нужны знания, для практики,

сверх всего того, и умения.

Алексей Николаевич Крылов

Материалы к уроку (раздаточный материал, тест, задачи) 

Цель урока:

  • Расширение школьного курса по данной теме;
  • Повышение математической культуры учащихся;
  • Развитие устойчивого интереса к математике;
  • Формирование умений и навыков составления уравнения касательной в задачах более высокого уровня;

 Повторить:

  1. В чём состоит геометрический смысл производной.
  2. Как определяется угол между графиком функции и осью абсцисс.
  3. В каком отношении находятся угловые коэффициенты параллельных прямых.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Найдём связь между угловыми коэффициентами перпендикулярных прямых:

пусть

           

внешний угол треугольника равен сумме внутренних углов, не смежных с ним.

, тогда =

, т. е.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

№1. Найдите уравнение касательной к графику функции , которая перпендикулярна прямой .

Решение

   Значит угловой коэффициент касательной =-2.

Найдём производную функции , а

Составим уравнение:

                                         

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

№2. На графике функции  найдите точку, в которой касательная перпендикулярна прямой .

Решение

Если , то угловой коэффициент касательной равен -5, тогда .

 

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

№3. К графику функции  напишите уравнение касательной, параллельной прямой .

Решение

      k=-1

 

 

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

№4. Составьте уравнение касательной к графику функции , проходящей через точку A(-1;-2), не принадлежащую этому графику.

 Решение

Составляем уравнение касательной к графику данной функции в точке :

Прямая проходит через точку А. Подставим её координаты в уравнение и решим его относительно :

Составим уравнение касательной к графику функции  в точках:

                                     

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------      

 

 Углом между графиками функций  и  в точке их пересечения называется угол между касательными к их графикам в этой точке. В случае, когда этот угол равен , графики функций касаются друг друга.

, если

Если

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------№5. Найдите угол между графиками функций  и  в точке их  пересечения.

Решение

  1. Найдём абсциссу точки пересечения:

     

     

     

     

     

     

     

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Уравнение общей касательной нескольких кривых

Прямая является общей касательной графиков функций

и ,

если она касается как одного, так и другого графиков (но совершенно не обязательно в

одной  той же точке). Функции и имеют в точке их пересечения

 общую вертикальную касательную, тогда и только тогда, когда .

Например, прямая  является общей касательной графиков функций  (в точке ) и  (в точке ).

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

№6. Докажите, что параболы  и  имеют в их общей точке общую касательную. Найдите уравнение этой касательной.

Решение

  1. Найдём координаты общей точки двух парабол:

  1. Найдём значения производных для обеих функций в точке и убедимся, что они равны:

       

 И составим уравнения касательной:

     

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

№7. Найдите уравнение всех общих касательных к графикам функций  и .

Решение

  1. Пусть - абсцисса. Составим уравнения касательных в точках пересечения с абсциссой .

     

  1. Пусть - абсцисса. Составим уравнения касательных в точках пересечения с абсциссой .

           

 Уравнения прямых совпадают, если их угловые коэффициенты и свободные члены равны:

           

 Запишем уравнения этих касательных:

               

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Класс Паукообразные.Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных"

Конспект урока " Класс паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных. Многообразие и значение паукообразных в природе и жизни человека"...

Конспект урока "Класс насекомые.Общая характеристика и значение"

В конспекте дается  представление об отличительных чертах внешнего строения насекомых; и о их образе жизни. Знакомство  с представителями этого класса; распознавание  их и отличие...

Конспект урока: "Класс птицы общая характеристика и особенности строения птиц."

Тема:  "Общая характеристика и особенности  строения класса птиц"  является актуальной для формирования восприятия  материалистического мировоззрения  , помогает сформировать ...

Конспект урока "Классы органических веществ"

Конспект предназначен для обобщения знаний по темам: алканы, алкены, алкины, алкадиены....

Конспект урока Класс: 6 Курс: «История средних веков» Тема урока: «Франкское государство в VI –VIII веках»

Можно использовать для проверки знаний как самостоятельную работу....

Конспект урока: Класс Насекомые (7 класс)

Урок является пропедевтическим в изучении огромного разнообразия насекомых, их численности, систематической классификации. Главный подход – деятельностный – мотивирован особенностями класса и мес...