урок в 5 классе по теме "Обыкновенные дроби"
методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме
урок посвящен годовщине снятия Блокады Ленинграда
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_5_klasse.doc | 97.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 5 классе
по теме «Обыкновенные дроби»
Цели урока:
Образовательные:
- обобщить знания об обыкновенных дробях и действиях над ними
- закрепить навыки действий с обыкновенными дробями
Развивающие:
- развивать интерес к предмету;
развивать математическую речь, творческие способности при решении задач.
Воспитательные:
- развивать чувства патриотизма на основе материалов Великой Отечественной войны и местного материала.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Урок начинается с презентации и стихотворения О. Берггольц.
2. Сообщение цели урока:
Дорогие ребята, сегодня мы поговорим не только об обыкновенных дробях, но и вспомним события из жизни нашей Родины.
Откроем тетради, запишем число.
3. Повторение.
Диктант:
Я предлагаю ответить на мои предложения одним словом «да» или «нет». Например,5/6-правильная дробь? – да.
1) 9/11>3/11
2) 3/8 – сократимая дробь
3) 16/100 < 15/100
4) 23/23=1
5) 25/17 – правильная дробь
6) 8/3 <8/9
7) 13/17+2/17=15/34
8) 5/10=1/5
9) 13/41-8/41=5/41
Проверка: номера правильных ответов содержатся в исторической дате события, название которого вы узнаете, разгадав анаграммы.
АВЙНО (война) АКОЛБДА (блокада)
Знакомы ли вам эти слова? О какой войне идет речь? Что означает слово блокада? О каком городе идет речь?
Вот как планировал Гитлер уничтожить город Ленинград:
Из тезисов немецкого доклада "О блокаде Ленинграда", 21 сентября
«Сначала мы блокируем Ленинград и разрушаем город артиллерией и авиацией... Весной мы проникнем в город... вывезем всё, что осталось живое, вглубь России или возьмём в плен, сровняем Ленинград с землёй и передадим район севернее Невы Финляндии»
4. Актуализация темы:
1) Вычислите:
1/8*3; 1/8:3; 1/24+1/8
После того, как все задания выполнены, учитель оставляет на доске дробь 1/8.
5. Стихотворение.
Ученица читает стихотворение:
Какая длинная зима, как время медленно крадется!
В ночи
Ни люди, ни дома не знают, кто из них проснется.
И поутру, когда ветра метелью застилают небо,
Опять короче, чем вчера, людская очередь за хлебом.
В нас голод убивает страх. Но он же убивает силы…
На Пискаревских пустырях все шире
Братские могилы….
5. Физкультминутка:
Из-за парт мы выйдем дружно,
Но шуметь совсем не нужно,
Встали прямо, ноги вместе,
Поворот кругом, на месте.
Хлопнем пару раз в ладошки.
И потопаем немножко.
6. Исследовательская работа.
Скажите, почему именно это число осталось написанным на доске?
Учитель: часть килограммовой буханки хлеба – это блокадная восьмушка, дневной паёк жителя обескровленного города Ленинграда. Давайте подсчитаем, сколько весит часть буханки, вес которой 1 кг.
(Показываю восьмушку хлеба).
Сколько граммов в 1 кг?(1000 г)
Дети выполняют вычисления:
1000 : 8 *1 = 125 грамм
Учитель: Ребята, а какую часть буханки составляет треть восьмушки?
Дети выполняют вычисления:
: 3 = часть буханки
Учитель: Что больше или ? 1/8 или 1/24?
На сколько?
Дети сравнивают дроби.
Учитель: Ребята, представьте, что этими дробями выражаются дроби хлебного пайка.
В каком пайке больше хлеба? На сколько граммов?
Ответ: в части больше, чем в примерно на 21 грамм.
7. Учитель:
Ребята! Блокадный хлеб и хлебом называть настоящим было трудно! Уже в октябре 1941 года ячменная мука была полностью израсходована, и хлеб стали выпекать из такого состава (зачитывают учащиеся по очереди).
Состав хлеба:
125-граммовый кусок хлеба:
Пищевая целлюлоза
Хлопковый жмых
Обойная пыль
Вытряски из мешков
Кукурузная мука
Ржаная мука
Уже с 1944 года в Ленинграде стал создаваться Музей Обороны. В зале стояла витрина, покрытая как бы изморозью. За этой витриной стояли весы, и на весах лежало 125 г хлеба. А теперь скажите, так много или мало 1/8 буханки хлеба? (1/8 блокадного хлеба – это много. Ведь такой кусочек спасал жизни многих людей.)
– Да, действительно, такой кусочек спасал жизнь людям. Такая простая обыкновенная дробь, а какое имеет значение. На примере блокадного кусочка хлеба я хотела показать вам значимость
«Кусочек хлеба» (Из книги Воскобойникова «900 дней мужества»)
Погиб при обороне Ленинграда Петр Карпушкин. А в Ленинграде осталась его семья – жена и три дочери, младшей 3 года. Обессиленные от голода, в пустой промерзшей квартире они ждут прихода мамы. Ее слабые шаги за стеной возвращают утерянный, казалось, шанс на спасение. Анна Герасимовна торопливо делит принесенную ею «осьмушку» хлеба на три части и один кусочек подносит младшенькой – самой слабой из троих. Дочка надкусывает хлеб – на большее уже сил не хватает. Она умирает на глазах у мамы, на руках у сестренок. Это самая обычная смерть в голодном блокадном Ленинграде. Необычен поступок матери. Казалось… умерла дочка, но остались две других. Их надо спасать. Хлеба теперь стало больше. Но мать поступает иначе. Она решает сохранить надкусанный ребенком кусочек хлеба как память. Она поняла, что сила духа ее, ее детей неизмеримо важнее, чем маленький кусочек хлеба насущного.
Карпушкины выжили. А блокадный кусочек хранился в их семье более 30 лет. Потом эта семейная реликвия была передана в музей.
А знаете ли вы фамилии жителей нашего поселка, участников блокады?
Вот их фамилии:
1. Макарова Валентина Сергеевна
2. Расторгуева Римма Ивановна
3. Григорьева Мария Сергеевна
4. Дерябин Юрий Николаевич
5. Алферова Лидия Ивановна
6. Петухова Наталья Васильевна
7. Волкова Валентина Ивановна
8. Кабанова Александра Ивановна
9. Дементьева Нина Михайловна
Пожелаем им долгих лет жизни.
-А теперь давайте почтим память всех погибших в годы войны и умерших после войны минутой молчания.
8 . Самостоятельная работа:
|
|
|
|
|
| 1 |
А | Б | П | Е | Н | Д | 0 |
9. Подведём итог урока.
- Учитель: Ребята, наша с вами задача знать помнить тех, кому мы обязаны сегодня мирной жизнью на земле.
- Я надеюсь, что вы много нового узнали о блокадном Ленинграде.
- Узнали, что такая простая обыкновенная дробь одна восьмая, и какое имела значение!
- Мы вместе убедились, как важно уметь решать задачи с дробями.
10. Рефлексия.
Сегодня на уроке мне понравилось______________________________________________
Сегодня на уроке я повторил ___________________________________________________
Сегодня на уроке я поставил себе оценку _________________________________________
Вариант 1
1) ·3 ; 2) ·2 ; 3) : 2 ; 4) :5 ; 5) (+):2
|
|
|
|
|
| 1 |
А | Б | П | Е | Н | Д | 0 |
Вариант 2.
1) ·5; 2) · 4; 3) : 4; 4) : 7; 5) (+):2
|
|
|
|
|
| 1 |
А | Б | П | Е | Н | Д | 0 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в 6 классе Тема Деление дробей. Решение задач на нахождения числа по заданному значению его дроби.
Урок математики в 6 классе Тема Деление дробей. Решение задач на нахождения числа по заданному знач...
Конспект урока по теме "Понятие десятичной дроби.Чтение и запись десятичных дробей"
Разработка урока соответствует идеям системно-деятельностного обучения и требованиями ФГОС ОО, содержит технологическую карту,конспект, сценарий....
Тема: Урок – повторение «Действия над обыкновенными дробями» Цель: -обобщение и систематизация знаний по теме: «Обыкновенная дробь. Действия над обыкновенными дробями». Задачи: Обучающие: обобщение и систематизация знаний; развитие познавательных способн
Урок – повторение по теме: «Действия над обыкновенными дробями», 5 класс....
Конспект урока в 6 классе "Основное свойство дроби. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"
Обобщающий урок...
Урок 6 класс. тема" Умножение дробей."
Разработка открытого урока по теме " Нахождение дроби от числа"....
Технология личностно-ориентированного подхода на уроке математики в 5 классе ("Деление десятичной дроби на десятичную дробь")
Урок изучения новой темы...
Презентация к уроку 5 класс "Умножение обыкновенных дробей"
Презентация к уроку в соответствии с ФГОС...