Викторина "Ох, уж эта математика!"
учебно-методический материал по алгебре (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Викторина для 9 класса
«Ох, уж эта математика»
Автор:
Юрова Татьяна Вячеславовна
учитель математики
МБОУ СОШ № 66 г. Краснодара
Викторина проводится среди учащихся 9-х классов. За неделю до проведения викторины учащимся сообщаются вопросы для подготовки, изготавливаются карточки для участников и трафареты для проверки ответов.
Викторину оценивает жюри, состоящее из учителей математики.
Предварительный отбор
Выбор участников проходит следующим образом: всем ученикам предлагается тест с выбором ответа. Учителем зачитываются вопросы, а ученики заполняют карточки теста. Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.
Подводятся итоги предварительного теста и определяются участники супервикторины /5 человек/. Если число участников больше шести, то задаются дополнительные вопросы.
Дополнительные вопросы для предварительного тура
«Да хоть кого смутят вопросы быстрые...»
А. Грибоедов
1. Что больше: сумма всех цифр или их произведение? /Сумма/.
2. Казалось бы, лупа должна увеличивать все без исключения предметы, но все же существуют такие объекты, которые лупа не увеличивает. Что это за объекты? /Углы/.
3. Такое же большое, как Эйфелева башня, а не вест ни грамма. Что же это? /Тень от нее/.
4. Что тяжелее: кг ваты или железа?
5. Какой музыкальный инструмент состоит из меры площади и музыкальной ноты? /Арфа/.
Тест с выбором ответа:
Ученики из 3-х предложенных ответов должны выбрать правильный и занести его в карточку участника.
Карточка участника
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
б |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
в |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Натуральные числа:
а) 0, 1, -1, 2, - 2, 3, - 3, ...
б) 1, 2, 3, 4, 5, 6, ...
в) 1, 1, 1, 1, 1, 1, ...
2, 3. 4, 5, 6
2. Р. Декарт является:
а) математиком и философом ХVII в.
б) древнегреческим математиком
в) современным французским математиком
3. На нуль можно делить:
а) каждое число
б) положительное число
в) любое числе нельзя делить на нуль
4. Нуль принадлежит множеству:
а) целых чисел
б) натуральных чисел
в) простых чисел
5. Теорема Пифагора действительна для:
а) равностороннего треугольника
б) любого треугольника
В) прямоугольного треугольника
6. Число 1
а) простое число
б) сложное число
в) ни простое, ни сложное
7. Переместительный закон не удовлетворяется в случае:
а) деления чисел
б) сложения чисел
в) умножения чисел
8. Множество целых чисел обозначается
а)
б) С
в)
9. Площадь прямоугольника вычисляется по формуле:
а)
б)
в)
10. Архимед был
а) математиком
б) физиком
в) математиком и физиком
11. Сколько прямых можно провести через 2 точки?
а) одну
б) две
в) три
12. Сотая часть километра
а) 10 метров
б) 1 метр
в) 1 дециметр
13. Перевод слова "геометрия"
а) землеописание
б) землемерие
в) изучение свойств фигур
14. Простые числа
а) знали древнегреческие математики
б) открыли математики в конце XVI в.
в) открыли математики в начале XX в.
15. Синус 30° равен
а) 1
2
б) 3
2
в) 2
2
16. Уравнение гиперболы имеет вид
а) y = ах3 + bх + с
б) y = kx + b
в) y = k
х
Первый круг викторины «ВЕЛИКИЕ МАТЕМАТИКИ»
Участники сами выбирают по два номера с 1 по 12. Каждому номеру соответствует имя математика. Участник должен ответить, чем известен этот математик. Каждый правильный ответ оценивается по 3 балла. Если ученик ответит, в каком веке жил этот математик, добавляется еще 3 балла.
После того, как каждый кандидат ответит /или нет/ на свои 2 вопроса, жюри подсчитывает очки. Сообщается результат первого круга и объявляется начало второго.
Великие математики
- Ферма
- Евклид
- Декарт
- Ератосфен
- Пифагор
- Архимед
- Эйлер
- Лобачевский
- Гипатия
- Брадис
- Ньютон
- Фалес
Второй круг викторины
«ЗНАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СИМВОЛОВ И ОБОЗНАЧЕНИЙ»
Участники вновь выбирают номера с 1 по 18-й по 3 номера. Они должны ответить на вопросы: "Как называется символ, каково его значение, привести пример. Каждый правильный ответ оценивается по 3 балла. Если участник сообщит, кто ввел этот символ, историю символа, добавляется еще 5 баллов.
Знание математических символов и обозначений
- ∪
- ⋂
- ∈
- >
- ( ; ), (а; b)
- ∉
-
- //
- ∑
- ∞
-
- ≈
-
- Q
-
- е
- а
- R
Третий круг викторины
«МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ»
Участникам предлагаются на выбор 20 вопросов. Каждый должен ответить на 3 вопроса. Жюри подсчитывает очки, торжественно оглашается имя победителя большой супервикторины "Ох, уж эта математика!"
Во время подсчета баллов зачитываются сообщения из серии "Биографические миниатюры" и показывается миниатюра на математическую тему.
Биографические миниатюры
Г.В. Лейбниц
Лейбниц пролагал новые пути как философ, юрист, теолог, историк, изобретатель, физик, естествоиспытатель, геолог, химик, политик, языковед, логик и наряду с этим как математик. В математике, где Лейбниц, по его собственным словам, был самоучкой, он изобрел анализ позже Ньютона, но независимо от него.
Петр I во время своих неоднократных встреч с Лейбницем в Германии /1697, 1711 - 1712, 1716/ консультировался с ним по вопросам распространений просвещения в России и плана создания Академии наук в Петербурге и пожаловал его званием тайного советника юстиции русской службы.
К. Ф. Гаусс
Гаусс полущутя вспоминал, что умел считать раньше, чем выучился говорить. В молодости он увлекался языкознанием и математикой. В неполные 19 лет, построив циркулем и линейкой правильный 17 - угольник, он сделал выбор. В дальнейшем интересы Гаусса охватывали всю математику, астрономию, физику и геодезию. Как обнаружилось из его записных книжек, он предвосхитил множество открытий, сделанных впоследствии другими математиками. Еще при жизни Гаусса считали равным Архимеду и Ньютону.
Миниатюры
За столом сидит ученик-старшеклассник. Он в роли учителя математики. К столу прикреплен плакат: "Экзамен по математике".
Вбегает ученик.
- Извлекать корни умеете? - спрашивает экзаменатор.
- Да, конечно. Нужно потянуть за стебель растения посильнее, и корень его извлечется из почвы.
- Нет, я имел в виду другой корень, например из девяти.
- Это будет "девя", так как в слове "девять" суффиксом является "ть".
- Вы меня не совсем поняли, я имел в виду корень квадратный.
- Квадратных корней не бывает. Они бывают мочковатые и стержневые.
- Арифметический квадратный корень из девяти.
- Три, так как три в квадрате равно девяти.
Литература и ссылки:
- Умные программы для умных детей. http://astersoft.net/prezentatsija-k-uroku-po-algebre-8-klass-na-temu-prezentatsija-i-plan-uroka
- Литература по истории математики http://eek.diary.ru/p77020421.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-исследование по математике в 6 классе « Здоровьесберегающие задачи математики. Роль математики в борьбе с курением»
Этот урок посвящен научному исследованию. Одной из самых актуальных проблем современности является увеличение курящих людей, особенно школьников. Какова роль математики в борьбе с курением....
Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.
Рабочая программа разработана на один учебный год: в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...
Программа курса "Математика 5, 6 класс" (к учебникам Математика 5, Математика 6, авт. Зубарева И. И., Мордкович А.Г.)
Программа по математике для преподавания предмета в 5 и 6 классах по учебникам Зубаревой И. И., Мордковича А. Г. содержит пояснительную записку, в которой отражены: учебно-методическое сопровождение п...
Авторская программа элективного курса по математике Практикум по математике: математика в задачах
Элективный курс "Математика в задачах" рассчитан на учащихся 11 классов общеобразовательных классов, имеющих слабую математическую подготовку при решении задач. ...
ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ для внутришкольной олимпиады ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 классов ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ для внутришкольной олимпиады ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 классов Олимпиада по математике 7 класс
ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ для школьного этапа олимпиады ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 классов....
Обобщающий урок по математике в 5 классе."Математика в мире животных и животные в математике"
Данный урок сопровождается показом презентации. Презентация используется в качестве иллюстрации к уроку математики в 5 классе при повторении курса математики.Цели: развитие вычислительных навыко...
Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-х классов « Математическое кафе» Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-х классов « Математическое кафе» Внеклассное мероприятие по математике "Математическое каые" 7 кл.
В интересной форме представлены задания для трех команд, например, для классов на параллели....