конспект урока в 5 классе по теме: "Сложение и вычитание десятичных дробей"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему
Обощающий урок по указанной теме, разработан в форме: урок - путешествие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5kl._i_-_desyat._drobey.docx | 212.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики, 5класс
Учитель: Смагунова Галина Ивановна
Тема: «Сложение и вычитание десятичных дробей».
Цели:
- повышение уровня осмысления учащимися изученного материала по теме, формирование у школьников умений применять знания в разнообразных ситуациях;
-воспитание сознательного отношения к учебному труду, самостоятельность.
Тип урока: урок – путешествие.
План урока
1.Организационный момент.
2.Повторение.
3.Устный счёт.
4.Коррекция знаний.
5.Закрепление.
6.Итог урока.
7.Домашнее задание.
ХОД УРОКА.
- Организационный момент.
Сегодня на уроке мы с вами совершим увлекательное путешествие по математической стране, в котором вам понадобятся ваши знания, умения и навыки по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей». Много трудностей вам придется преодолеть, но я уверена, что вы с ними справитесь без труда.
Девиз нашего путешествия: «Математики тропинки одолейте без
запинки».
2.Повторение:
Прежде, чем отправиться в путешествие, надо к нему как следует подготовиться, собрать необходимый багаж знаний. А это, конечно, знание правила сложения и вычитания десятичных дробей.
3.Устный счёт.
- Сравните десятичные дроби. 2.Вычислить.
0,14 и 1,40 3,5+0,2 41,1+2,8
2,34 и 2,43 0,23+0,51 7,3+0,23
0,012 и 0,0012 11,8-0,3 6,5-1,1
15,65 и 16,32 152,33-2,2
321,95 и 312,95
Фронтальная работа с классом.
4. Коррекция знаний.
Итак, отправляемся в путешествие. Чтобы добраться до Вычислительного центра, мы садимся в автобус. Заняли свои места! Поехали! Но что это? Нас останавливает инспектор ГИБДД. Наш водитель нарушает правила. Чтобы все уладить, нам надо исправить ошибки в примерах:
54,1 19,73 3) 61,5 4) 49,6
3,26 6, 8 0,38 17,536
86,7 25,81 57,7 32,136
Молодцы! Всё верно, едем дальше.
5.Закрепление.
Вычислительный центр.
Мы подъезжаем к Вычислительному центру.
Девиз: «Дробное число в математику вошло, тайн немало принесло».
Задание выполняется по вариантам, самостоятельно.
Кто быстрее поднимется по лестнице (от каждого ряда по ученику работают у доски, остальные – на месте).
Первый ряд:
13,4+8,04-0,51+4,003-14,022=10,911
Второй ряд:
7,05+3,8-3,67+12,002-8,271=10,911
Кто раньше выполнит задание, работает в рубрике «НЕ скучай». Поставьте правильно запятую, чтобы было верно равенство:
32+18=5 42+17=212
3+108=408 57-4=17
736-336=4 63-27=603 (Задание написано на доске)
Пересаживаемся в лодки. Плывем к острову Смекалистых вниз по реке
На острове « Смекалистых.»
Девиз: «Думай, пробуй и ищи,
Трудно будет - не пищи!»
После небольшого плавания мы наконец-то пришвартовываемся к берегу. Высаживаемся на берег. Здесь вам предлагается проявить математическую смекалку, чтобы справиться со следующими заданиями:
Задача про бобров: В нашей стране водится много бобров. Бобр – крупный грызун, ведёт полуводный образ жизни. Найдите длину бобра в дециметрах. Поможет вам в этом удивительный квадрат.
4,2 | 3,6 | |
0,5 | 2,7 | 0 |
3,7 | 5,3 | 0,1 |
1. Из первой строки выберите наименьшее число.
2. Из второй строки выберите наибольшее число.
3. Из третьей строки выберите не наименьшее и не наибольшее число.
4. Найдите сумму трёх этих чисел - это и будет длина бобра (Ответ:10 дм=1м)
Дальше едем на поезде.
Станция: « Поле чудес.»
Ситуации в жизни такие: либо сложные, либо простые.
Наш поезд прибыл на станцию: « Поле чудес». И что же мы здесь видим? Посмотрите на это дерево: множество цветков разместились на его ветках. Чтобы узнать, как называется это дерево, надо выполнить действия и в кружочки вписать буквы, соответствующие найденным ответам. (дерево магнолия)
- 0,26+0,45=
- 37,4+3,067=
- 12+3,728=
- 6,28-5,32=
- 0,03-0,0246=
- 12-11,999=
- 10,2-0,5=
- 8,58-4,3=
а – 39,467 и – 9,7 г – 15,728 н – 11,6 м – 0,71 о – 0,0546 я – 4,28 л – 0,001
-выполняют самостоятельно. Проверяем. Теперь вы узнали название дерева. А знаете ли вы, что оно произрастает на юге нашей страны и большие цветки белого цвета украшают дерево.
Садимся в лодки. Плывём к городу УГАДАЙКА. И вот мы у цели.
1) 0,27+(1,78+5,73) 1. 56,674
2) 21,49+3,674+31,51 2. 3,1
3) 37,45-(26,45+7,9) 3. 7,78
4) (13,88+8,46)-2,46 4. 19,88
6. Итог урока.
-Молодцы! Вы успешно справились со всеми заданиями. Давайте вспомним, а какую цель я ставила перед вами в начале урока?
-Применить свои знания, умения и навыки по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей».
-Как вы считаете, справились вы с этим?
-Справились.
Поставьте на полях:
+, Если у вас все получалось на уроке, вы довольны своей работой, вы понимаете, как складывать и вычитать десятичные дроби, можете найти сумму и разность десятичных дробей.
?, если вы что-то недопонимаете, в чем-то сомневаетесь, не все получается;
-, если вы недовольны уроком, у вас ничего сегодня не получалось, но вы знаете над чем надо поработать дома.
Вывод: мы сегодня повторили действия с десятичными дробями (сложение и вычитание), показали, как умеем работать, и поняли, что если есть желание, то вы всегда найдете способ преодолеть любые трудности.
-Мне бы хотелось оценить работу следующих учащихся…
7.Домашнее задание : карточки
А закончить урок мне бы хотелось словами:
« Да, много решено загадок от прадеда и до отца,
И нам с тобой продолжить надо тропу, которой нет конца».
Рабочая программа по математике
к учебнику С.А. Козловой, А.Г. Рубина
«Математика» 5 класс
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обеспечена УМК для 5–9-го классов авторов С.А. Козловой, А.Г. Рубина, В.Н. Гераськина, В.А. Гусева, П.В. Чулкова.
Программа предусматривает обучение учеников разного уровня развития, рассчитана на шесть часов (6 ч.) в неделю (204 ч. за учебный год).
Количество контрольных работ – 12 часов, проверочных работ – 28 штук, практических – 8 шт.
Предлагаемый курс позволяет обеспечить формирование как предметных, так и общеучебных умений школьников, которые в дальнейшем позволят им применять полученные знания и умения для решения собственных жизненных задач.
В основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования, изложенные в концепции Образовательной программы «Школа 2100»:
А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности процесса обучения.
Б. Культурно ориентированные принципы: принцип целостной картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.
В. Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.
Обучение осуществляется по учебнику «Математика» (5 класс) в 2-х частях, авторов: С.А. Козлова, А.Г. Рубин М.: Баласс, 2011 г. (Образовательная система «Школа 2100»)
Цели изучения математики в 5 классе:
Сформированы как линия развития личности ученика средствами предмета «Математика»:
- производить вычисления для принятия решений в различных жизненных ситуациях;
- читать и записывать сведения об окружающем мире на языке математики;
- строить цепочки логических рассуждений, используя математические сведения;
- узнавать в объектах окружающего мира известные геометрические формы и работать с ними.
Оценивание уровня образованности учащихся осуществляется с помощью устных опросов, математических диктантов, проверочных работ, тестов, практических работ и контрольных работ.
Дополнительная литература:
- Рабочая программа «Математика» 5-9 классы С.А. Козлова, А.Г. Рубин
- Тесты для промежуточной аттестации, «Математика 5-6 классы», под редакцией Ф.Ф. Лысенко, учебно-методическое пособие, изд. «Легион», Ростов-на-Дону, 2008 г.
- Школа 2100. «Математика» 5 класс. Методические рекомендации для учителя. С.А. Козлова, А.Г. Рубин М., 2011 г.
- 20 тестов по математике ко всем учебникам по математике за 5-6 классы, С.С. Минаева, изд. «Экзамен», М., 2007 г.
- Дидактические материалы по математике для 5 класса, М., «Дрофа», 2004 г.
- Уроки математики в 5-10 классах с применением информационных технологий; методическое пособие с электронным приложением, М., изд. «Глобус», 2009 г.
- Наглядная геометрия, учебное пособие для учащихся 5-6 классов, И.Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева, М., 1992 г.
- Математический тренажер 5 класс. Пособие для учителей и учащихся В.И. Жохов М., «Мнемозина», 2011
- Математические диктанты 5 класс. Пособие для учителя В.И. Жохов М. «Мнемозина», 2011
- Задачи на смекалку 5-6 класс И.Ф. Шарыгин, А.В. Шевкин М. «Просвещение», 2003
По окончанию курса должны быть достигнуты результаты:
а) предметные
Учащиеся должны знать:
- название и последовательность чисел в натуральном ряду в пределах 100000 (с какого числа начинается этот ряд, как образуется каждое следующее число в этом ряду);
- как образуется каждая следующая счетная единица;
- названия и последовательность разрядов в записи числа;
- названия и последовательность первых трех классов;
- сколько разрядов содержится в каждом классе;
- соотношение между разрядами;
- сколько единиц каждого класса содержится в записи числа;
- как устроена позиционная десятичная система счисления;
- единицы измерения величин (длина, масса, время, площадь), соотношения между ними;
- функциональную связь между группами величин (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа).
Учащиеся должны уметь:
- выполнять устные вычисления (в пределах 1 000 000) в случаях, сводимых к вычислениям в пределах 100, и письменные вычисления в остальных случаях;
- выполнять проверку правильности вычислений;
- выполнять умножение и деление с 1000;
- вычислять значения числовых выражений, содержащих 3–4 действия со скобками и без них;
- раскладывать натуральное число на простые множители;
- находить наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное нескольких чисел;
- решать простые и составные текстовые задачи;
- решать удобным для себя способом (в том числе и с помощью таблиц и графов) комбинаторные задачи: на перестановку из трех элементов, правило произведения, установление числа пар на множестве из 3–5 элементов;
- решать удобным для себя способом (в том числе и с помощью таблиц и графов) логические задачи, содержащие не более трех высказываний;
- выписывать множество всевозможных результатов (исходов) простейших случайных экспериментов;
- находить вероятности простейших случайных событий;
- читать информацию, записанную с помощью линейных, столбчатых и круговых диаграмм;
- строить простейшие линейные, столбчатые и круговые диаграммы.
б) личностные
Интеллектуальные умения:
- самостоятельно определять, какая информация необходима для решения конкретной задачи
- самостоятельно отбирать для решения предметных задач необходимые источники информации
- сопоставлять и отбирать полученную информацию
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать и факты. Выстраивать доказательства, логически выстраивая цепочки умозаключений
- предоставлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта. Передавать информацию в сжатом, выборочном или развернутом виде
Организационные умения:
- учиться формулировать цель деятельности в совместной работе с другими учащимися при помощи педагога
- составлять план действий по решению проблемы (задачи) в совместной работе с другими учащимися при помощи педагога
- действовать согласно плану, намеченному в совместной работе с другими учащимися при помощи педагога
- в диалоге с учителем и другими детьми совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими при оценке и самооценке своей деятельности. В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатам
Коммуникативные умения:
- при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументами факты. Учиться критично относиться к своему мнению
- понимать точку зрения другого. Формировать умение работать с научным текстом
- участвовать в организации учебного взаимодействия. Прогнозировать последствия своих и коллективных решений
в) метапредметные
Результатами изучения курса «Математика» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
– выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
– составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
– работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
– в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
– анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
– осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию путём дихотомического деления (на основе отрицания);
– строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- использовать навыки доказательной математической речи;
- работать с информацией, в том числе с различными математическими текстами;
– создавать математические модели;
– составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст, диаграмму и пр.);
– вычитывать все уровни текстовой информации.
– уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
– понимая позицию другого человека, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания.
– самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;
– уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.
Коммуникативные УУД:
– самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
– отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
– в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;
– учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
– понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
– уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Содержание учебного предмета «Математика»
5-й класс
Математика
Повторение, обобщение и систематизация материала, изученного в начальной школе.
Понятие натурального числа, числовой луч, координата точки на луче, десятичная система счисления. Чтение и запись чисел. Классы и разряды. Сравнение чисел. Арифметические операции. Устные и письменные приёмы вычислений. Понятие дробного числа. Сравнение дробей с одинаковыми числителями либо с одинаковыми знаменателями. Нахождение части числа. Нахождение числа по его части. Какую часть одно число составляет от другого. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Вычисление значений числовых выражений (со скобками и без них) на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических операций.
Делимость натуральных чисел.
Свойства делимости. Признаки делимости. Простые и составные числа. Делители и кратные. Разложение на простые множители. Наибольший общий делитель, наименьшее общее кратное; методы их нахождения.
Обыкновенные дроби.
Понятие дроби. Нахождение части от целого и целого по его части. Натуральные числа и дроби. Основное свойство дроби. Приведение дробей к общему знаменателю. Понятие неправильной и смешанной дроби. Преобразование неправильной дроби в смешанную и наоборот. Сравнение дробей.
Действия с дробями и их свойства.
Сложение дробей. Свойства сложения. Вычитание дробей. Умножение дробей. Свойства умножения. Деление дробей. Сложение и вычитание смешанных дробей. Умножение и деление смешанных дробей.
Геометрические фигуры.
Углы. Измерение углов. Ломаные и многоугольники. Треугольники и их виды. Равенство геометрических фигур. Окружность и круг. Центральные углы. Площадь прямоугольника. Площадь прямоугольного треугольника. Единицы измерения площадей. Объёмные тела. Прямоугольный параллелепипед. Объём прямоугольного параллелепипеда. Единицы измерения объёма.
Текстовые задачи.
Различные модели текстовых задач: выражение, уравнение, схема, таблица.
Задачи на уравнивание. Задачи на части. Задачи на работу. Задачи с дробными числами. Задачи с альтернативным условием.
Задачи на движение и их различные виды. Одновременное движение по числовому лучу. Встречное движение и движение в противоположном направлении. Движение вдогонку. Движение с отставанием. Движение по реке.
Элементы логики, статистики, комбинаторики, теории вероятностей.
Сбор и обработка статистической информации о явлениях окружающей действительности. Опросы общественного мнения как сбор и обработка статистической информации.
Решение простейших логических задач.
Круговые диаграммы. Чтение информации, содержащейся в круговой диаграмме. Построение круговых диаграмм.
Решение простейших комбинаторных задач.
Понятие о вероятности случайного события.
Занимательные и нестандартные задачи.
Принцип Дирихле.
Математические игры.
Итоговое повторение.
Присоединяйтесь!
Зарегистрировавшись, Вы сможете:
- Создать свой персональный мини-сайт.
- Разместить на мини-сайте свои разработки и получить Свидетельство о публикации в электронном СМИ иСертификат о создании персонального сайта.
Стоимость свидетельств и сертификатов - 90 руб. Подробнее...
Документы для Вашего портфолио:
Благодарность за активное участие в работе сети
По теме:
методические разработки, презентации и конспекты
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок – смотр знаний в 5 класс по математике.«Сложение и вычитание десятичных дробей"
Цели урока: Обобщить и систематизировать материал по теме; обогатить знания; установить связь между теорией и практикой. Содействовать рациональной организации труда; воспитыва...
Конспект урока и презентация на тему: Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
Конспект урока и презентация на тему: Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Предмет: Математика (5 класс)Цели урока:научить использовать правила сложения и вычитан...
План-конспект урока по математике по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" (5 класс)
План-конспект урока и технологическая карта урока....
Разработка урока в 5 классе по математике "Сложение и вычитание десятичных дробей"
Цель: воспитывать культуру поведения при индивидуальной работе, формировать навыков сложения и вычитания десятичных дробей. Задачи: 1.Отработка приемов сравнения десятичных дробей; 2. Выработка ...
Конспект урока в технологии деятельностного метода "Сложение и вычитание десятичных дробей".
Конспект урока в технологии деятельностного методапредметные: сформировать способность к сложению и вычитанию десятичных дробей; повторить и закрепить запись и сравнение десятичных дробей, сокращение,...
План-конспект урока по математике на тему "Сложение и вычитание дробей" (6 класс, Никольский)
План-конспект урока № 73по математике Класс: 6...
Урок-экскурсия по Казанскому Кремлю «Сложение и вычитание десятичных дробей» в 5 классе
Урок-экскурсия по Казанскому Кремлю «Сложение и вычитание десятичных дробей» в 5 классе...