План-конспект урока по математике по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" (5 класс)
план-конспект занятия по алгебре (5 класс) по теме
План-конспект урока и технологическая карта урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slozhenie_i_vychitanie_desyatichnykh_drobey.docx | 22.02 КБ |
slozhenie_i_vychitanie_desyatichnykh_drobey.pptx | 1.32 МБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Сложение и вычитание десятичных дробей»
ФИО | Мухамеджанова Мафруза Фахргалеевна | |
Место работы | МБОУ «Кунашакская СОШ» | |
Должность | Учителя математики первой категории | |
Предмет | Математика | |
Класс | 5 | |
Тема и номер урока в теме | «Сложение и вычитание десятичных дробей» | |
Базовый учебник | Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд. Математика 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. 26-издание, стереотипное. Издательство МНЕМОЗИНА. Москва 2013 г |
8.Цели урока:
1)обеспечить осознанное усвоение алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей и тренировать способность к его практическому использованию;
2)актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: сравнение , анализ, обоснование;
3)организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действий, устраняющего причину выявленного затруднения;
4)развить познавательный интерес;
5)формировать предметные учебные действия: личностного, познавательного, коммуникативного, регулятивного характера.
9. Задачи:
- образовательные (формирование познавательных УУД):
научить в процессе реальной ситуации использовать алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей;
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, интегрироваться в пару со сверстником и строить продуктивное взаимодействие, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; воспитывать ответственность и аккуратность.
- развивающие (формирование регулятивных УУД)
умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям, представлять информацию в виде алгоритма, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
- Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.
- Формы работы учащихся: фронтальная работа, индивидуальная, работа в парах, ИКТ.
- Организация деятельности учащихся на уроке:
- самостоятельно выходят на проблему и решают ее;
- самостоятельно определяют тему, цели урока;
- выводят алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей;
- работают с текстом учебника;
- отвечают на вопросы;
- решают самостоятельно;
- оценивают себя и друг друга;
- рефлексируют
- Необходимое техническое оборудование: доска, компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебники по математике, электронная презентация, выполненная в программе POWER POINT. Листы контроля и бланки ответов.
- Технологическая карта урока (см. ниже)
Технологическая карта урока
Этап урока | Название используемых ЭОР | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование универсальных учебных действий |
1.Вводно-мотивационная часть. Задачи этапа: 1.Подготовка учащихся к работе на уроке. 2.Оределение содержательных рамок урока. 3.Создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности к работе. 4.Организация деятельности учащихся на формирование целей урока.- | Презентация Слайд 3 | Приветствует. Проверка готовности к уроку, организация внимания детей. -Какой серьезной темой мы начали заниматься? -Чему мы уже научились? -Как вы думаете, а чему мы еще должны научиться? - Сформулируйте цели урока. -Давайте вместе с вами составим план урока. | Включаются в деловой ритм урока. Отвечают на поставленные вопросы. Формулируют цели урока. Составляют план урока. | Личностные: самоопределение, смыслообразование. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. Регулятивные: составление плана и последовательности действий. |
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Задачи этапа: 1. Актуализация опорных знаний и способов действий | Слайд4-9 | Начнем с устной работы, потому, что чтобы узнать что-то новое необходимо повторить уже пройденное. -Прочитайте дроби (на доске записаны десятичные дроби) -Сравните дроби. - Чем они отличаются?(количеством знаков после запятой) -Уравняйте количество знаков после запятой - Сложите смешанные числа. - А как можно сложить две десятичные дроби? Оценивает работу учащихся. | Отвечают на поставленные вопросы. Включаются в работу на составление алгоритма. Работают в парах | Познавательные: анализ, сравнение, осознанное построение речевого высказывания. Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция. Личностные: перспективная мотивация. |
3.Усвоение новых знаний и способов усвоения. Задачи: 1.Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы 2.Организация познавательной деятельности. 3.Добиться усвоения и сформировать представления о теме урока. | Слайд 9- 13 | - Попробуйте самостоятельно составить алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей. (работа в парах). Вывешивает все варианты алгоритмов. Организует защиту алгоритмов учащихся. Оценивает работу учащихся. | Проводят обсуждение алгоритмов. Защищают свои алгоритмы. Составляют единый алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей. | Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся. Познавательные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели, решение проблемы. Регулятивные: планирование, прогнозирование. |
4.Закрепление нового материала. Формирование практических навыков при решении учебных задач. Задачи: 1.Проверка знаний, умений мысоить,доказывать. 2.Установить уровень усвоения, устранить пробелы в понимании. 3.Закрепить в память алгоритм решения. | Слайд 14 | На доске записаны номера на сложение и вычитание десятичных дробей. Вызывает несколько учащихся, которые решают примеры по составленному алгоритму. Решение практических задач по учебнику: 1213(б,г); № 1214 (д,е) | Выполняют задания в тетрадях и на доске. Проводят взаимопроверку. | Личностные: самоопределение, смыслообразование. Познавательные: обобщение, поиск и выделение информации, создание способа решения задач. Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументирование своего мнения. |
5.Самостоятельная работа. Задачи: 1.Организация обратной связи. | Слайд 15 | Организует самостоятельную работу учащихся, взаимопроверку и взаимооценку работ. | Каждый ученик выбирает вариант для самостоятельной работы. После выполнения заданий учащиеся обмениваются работами и проводят взаимопроверку и оценивают работы. | Познавательные: анализ, синтез, выполнение действий по алгоритму. Регулятивные: контроль, коррекция и взаимооценка. Коммуникативные: умение интегрироваться, аргументация своего мнения. |
6. Рефлексия. Задачи: 1.Организация самооценки учащихся. 2.Сообщить и разъяснить домашнее задание и методику его выполнения. | Слайд 16. | -Сформулируйте тему урока. -Перечислите цели, которые вы ставили в начале урока. -Оцените себя, достигли ли вы этих целей? -Что вам помогло справиться с затруднениями на уроке? -Как вы сможете оценить свою работу? Обсуждает с учащимися ход урока. Раздает карточки учащимся. 1)Мне понятно, как …. 2) Я смогу применить… Обсуждает вместе с учениками и записывает домашнее задание. | Отвечают на вопросы учителя, оценивают себя, проводят саморефлексию. Записывают домашнее задание. Слушают методику выполнения задания. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: самоопределение своей деятельности. Регулятивные: коррекция и оценка качества уровня усвоения. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Урок получения и усвоения новых знаний
Цели урока: познакомить учащихся с приемом выполнения сложения и вычитания десятичных дробей; р азвивать логическое мышление учащихся.
УСТНАЯ РАБОТА
Прочитайте дроби : 4,5; 0,475; 120,08; 81,792; 9,51. Задания: Что можно выделить у каждой десятичной дроби? Ответ: целую часть, дробную часть. 2) Назовите: целую часть, дробную часть числа в порядке возрастания, убывания Чтобы выполнить последнее задание, нужно знать … Правила сравнения десятичных дробей
Сравните числа: 5,2** и 5,7** **,678 и *,9* 0, 764 и 0, 763*** **,* и *,***
а) 3,6 и о,67 б ) 81,37 и 4,258 В) 7 и 12,365 г ) 15,75 и 8,7 Уравняйте количество знаков после запятой:
+ 7,32 – 3,5 1 + 2 16,5 + 2,14 4 - 2 65 + 3,45 Выполните сложение или вычитание дробей:
Объяснение нового материала
Выполните сложение 8,4 + 0,685 1. Уравняйте количество знаков после запятой 8,400 + 0,685 2. Запишите дроби друг под другом 8,400 + 0,685 3. Выполните сложение, как сложение натуральных чисел 8,400 + 0, 685 9 085 4. Поставьте запятую в сумме Под запятой в слагаемых 8,400 + 0, 685 9,085 5. Запишите ответ 8,4 + 0,685 = 9, 085
Выполните вычитание 8,1 – 5,46 Уравняйте количество знаков после запятой 8,10 – 5,46 2. Запишите дроби друг под другом так, чтобы запятая была под запятой 8,10 - 5,46 3. Выполните вычитание, как вычитание натуральных чисел 8,10 - 5,46 2 64 4. Поставьте в разности запятую под запятыми в уменьшаемом и вычитаемом 8,10 - 5,46 2,64 5. Запишите ответ 8,1 – 5,46 = 2,64
Историческая справка Правила вычислений с десятичными дробями описал знаменитый ученый средневековья Аль – Каши Джемшид Ибн Масуд . Работающий в городе Самарканде в обсерватории Улугбека в начале XV века. Записывал Аль – Каши десятичные дроби так же, как принято сейчас, но он не пользовался запятой: дробную часть он записывал красными чернилами или отделял вертикальной чертой. Но об этом в Европе в то время не знали, и только через 150 лет десятичные дроби были заново изобретены фламандским инженером и ученым Симоном Стевином . Стевин записывал десятичные дроби довольно сложно. Запятая или точка для отделения целой части стали использоваться с XVII века. В России учение о десятичных дробях изложил Леонтий Филиппович Магницкий в 1703 году в первом учебнике математики «Арифметика, сиречь наука числительная ».
Работа с учебником Работа в классе: Стр. 192 №1213 ( б,г ) № 1214 ( д,е ) Домашнее задание: Лекция по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f4b6b948-860d-4759-acba-6912e8452681/%5BM56_5-06%5D_%5BMP%2BMA_03%5D.swf
Математический диктант 1) 3) 4) 5) 6) 2) 3 ,5 7 – 0, 5 = 2,3 – 0,15 = 4,08 + 4,02 = 15,1 + 4,08 = 7 , 11 + 2, 03 = 14,79 – 4,09 = Проверьте себя 3,07 9,14 2,15 8,1 19,18 10,7 1) 3) 4) 5) 6) 2) 9,64 – 0,6 = 8,09 + 2,01 = 4,5 – 0,25 = 17,45 – 2,05 = 1,55 + 4,04 = 12,3 + 7,06 = 9,04 5,59 10,1 4,25 15,4 19,36 I вариант II вариант
Итоги урока: 1)Мне понятно, как …. 2) Я смогу применить… .
Спасибо за урок !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация урока-закрепления по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" 5 класс
Презентация урока-закрепления и проверки знаний по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" в 5 классе по учебнику Зубаревой И.И. Там же предлагается самостоятельная работа по данной теме....
урок по математике 5 кл - Действия с десятичными дробями, решение уравнений
Подробное описание хода урока для 5 класса по теме "Действия с десятичными дробями. Решение уравнений". Прилагаемая презентация выводится на доску / экран в качестве наглядного пособия для учеников....
разработка урока с элементами театрализации "Сложение и вычитание десятичных дробей"
Объяснение нового материала используя театрализованное представление....
Конспект урока с на тему "Сложение и вычитание десятичных дробей" (5 класс).
Конспект урока в 5 классе на тему "Сложение и вычитание десятичных дробей" с использованием новых образовательных технологий (в том числе электронно-образовательных ресурсов и ИКТ)....
Математика 5. Сложение и вычитание десятичных дробей.
Правила сложения и вычитания десятичных дробей. Законы сложения и вычитания. Задачи на движение....
План-конспект открытого урока по математике по теме "Действия с десятичными дробями"
Тема: «Действия с десятичными дробями».Цель урока: обобщить и углубить знания учащихся по теме “Десятичные дроби”, способствовать закреплению знаний умений и навыков сравнения,...
Урок -игра по теме: " Сложение и вычитание десятичных дробей" 5 класс
Данный материал можно использовать для обобщения по теме: "Сложение и вычитание десятичных дробей". Материал состоит из презентации к игре и конспекта урока....