Методические разработки по математике.
методическая разработка по алгебре (6 класс) по теме
Программа кружка 6 класс программа спецкурса 9 класс.Программа кружка 7 класс.Задачи нок и нод.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа кружка 7 класс | 30.03 КБ |
программа спецкурса 9 класс | 114 КБ |
Задачи нок и нод. | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО Руководитель МО _________ Т.Н.Морозова Протокол №________ «___» ______ 201__г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УР _________ Л.И.Багаутдинова «___» _______ 201_ г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «СОШ №11» _________А.Ю. Огородова Приказ №_____________ «____» _________ 201_г. |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №11 с углубленным изучением отдельных предметов» Нижнекамского муниципального района
Республики Татарстан
Программа
Математического кружка
«Занимательная математика»
7 класс
на 2013 - 2014учебный год
Составитель:
учитель
Галиуллина Лилия Нафисовна
Рассмотрено на заседании педагогического совета
Протокол №__________от
«____»___________201 г.
г. Нижнекамск
2013 – 2014 учебный год
Данная программа является частью интеллектуально-познавательного направления дополнительного образования и расширяет содержание программ общего образования. Это математический кружок спланирован для учащихся 7-ых классов. В основе кружковой работы лежит принцип добровольности. Для обучения по данной программе принимаются все желающие учащиеся седьмых классов.
Каждое занятие по одному часу, проводится 1 раз в неделю. Всего за год – 34 часов.
Пояснительная записка
В век информационного общества без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека и для жизни в этом обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, особенно в начале обучения в основной школе являются математические кружки.
Основная задача обучения математике в школе - обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества.
Для активизации познавательной деятельности учащихся и поддержания интереса к математике вводится данный курс.
Математический кружок позволяет ученикам утвердиться в своих способностях. Учебные занятия по данной программе позволяют желающим развить свои интеллектуальные и творческие способности.
В процессе занятий формируются обще-учебные умения и навыки, развиваются коммуникативные свойства личности учащихся, воспитывается стремление к взаимопомощи в процессе работы.
Основу программы составляют инновационные технологии: личностно - ориентированные, адаптированного обучения, индивидуализация, ИКТ - технологии. В работе кружка используются творческие работы, проектная деятельность и другие инновационные технологии, которые направлены на развитие у учащихся интереса к предмету, творческих способностей, навыков самостоятельной работы.
При отборе содержания и структурирования программы использованы обще-дидактические принципы, особенно принципы доступности, преемственности, перспективности, развивающей направленности, учёта индивидуальных способностей, органического сочетания обучения и воспитания, практической направленности и посильности.
Основными целями проведения кружковых занятий являются:
- Привитие интереса учащихся к математике.
- Углубление и расширение знаний по математике.
- Выработка навыков устного счета.
- Развитие математического и логического мышления.
- Воспитание ответственности, усидчивости, целеустремлённости, способности к взаимопомощи и сотрудничеству.
Задачи данного курса:
- Пробудить желание каждого заниматься изучением математики.
- Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения математики.
- Создание условий для формирования и развития практических умений учащихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и приемы.
- Повышение математической культуры ученика.
Каждое занятие включает себя:
-приемы устного счета;
-рассказ на математическую тему;
-«золотые мысли» математиков и о математике;
-решение логических задач.
-решение задач повышенной трудности;
-игру (играя, проверяем, что умеем и знаем)
- занимательные задачи, стихи;
-биографические миниатюры.
Используемая литература. 1. Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5-8 классы. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 144 с. – (Школьные олимпиады).
2. Шейнина О.С., Соловьева Г.М. Математика. Занятия школьного кружка 6-7 кл. М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2003. С.208.
3. Спивак А.В. Математический кружок. 6-7 классы. М.: Посев, 2003. С.128. 4. Олимпиадные задания по математике 5-8 классы.( 500 нестандартных задач для проведения конкурсов и олимпиад. Развитие творческой сущности учащихся). / автор-составитель Н.В. Заболотнева - Волгоград: Учитель, 2006.
В работе кружка используются материалы сайта http://www.smekalka.pp.ru/
Предполагаемый результат - проведение и успешное участие в математических соревнованиях, олимпиадах, повышение качества обучения учащихся.
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО Руководитель МО _________ Т.Н.Морозова Протокол №________ «___» ______ 201__г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УР _________ Л.И.Багаутдинова «___» _______ 201_ г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «СОШ №11» _________А.Ю. Огородова Приказ №_____________ «____» _________ 201_г. |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №11 с углубленным изучением отдельных предметов» Нижнекамского муниципального района
Республики Татарстан
ПРОГРАММА
Спецкурса по математике
«Решение задач повышенной сложности»
на 2013 - 2014учебный год
Составитель:
учитель
Галиуллина Лилия Нафисовна
Рассмотрено на заседании педагогического совета
Протокол №__________от
«____»___________201 г.
г. Нижнекамск
2013 – 2014 учебный год
,
Пояснительная записка
Одним из важнейших направлений модернизации системы образования в России становится переход к старшей профильной школе. Принята соответствующая концепция, разработан проект базисного плана.
В концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования сформулированы цели профильного обучения среди которых создание условий для дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ. Для реализации этой цели необходимо использовать модель обучения, при которой профильность достигается за счет различных учебных курсов, в том числе и кружковой работы.
Спецкурс «Решение задач повышенной сложности» рассчитан на 2 часа в неделю, всего 68 часов за год. Посещают его учащиеся 9-х классов. Программа спецкурса реализуется в течение одного учебного года.
Предполагаемый спецкурс является развитием ранее приобретенных программных знаний, дополняет базовую программу, не разрушая ее целостности, расширяет и углубляет знания учащихся, является преемственностью между школой и ВУЗом. В программе спецкурса рассматриваются задачи с параметрами, которые являются непривычными, сложными для многих. Они представляют сложность в логическом, техническом и психологическом плане.
Актуальность:
Задачи с параметрами играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры учащихся.
Задачи с параметрами - это материал для настоящей учебно-исследовательской работы.
Задача спецкурса:
Привлечь внимание учеников к этим задачам, привить вкус к решению задач с параметрами. Выработать прочные навыки решения. Закрепить навыки решения задач с параметрами.
Развивающая:
Развивать способность к исследованию, пониманию закономерностей. Развивать навыки анализа конкретного случая на основе известных общих свойств объекта. Развивать познавательную деятельность. Формировать логическое мышление и математическую культуру.
Образовательная:
Сформировать представление о задачах с параметрами. Формировать умение решать уравнения и неравенства с параметрами. Выработать навыки решения базовых видов задач с параметрами. Отработать приемы решения различных задач с параметрами. Формировать осознанный подход к решению задач.
Воспитательная:
Формировать основы научного мировоззрения, нравственные качества, навыки общения. Воспитать уверенность, трудоспособность.
Знание, умения, навыки
Знание:
Сформировать понятия: параметр, задача с параметром. Сформировать методы решения базовых видов задач с параметрами (линейное уравнение, квадратное уравнение, линейное неравенство). Сформировать алгоритмический подход к решению задач с параметрами.
Умения:
Точно, сжато выражать математическую мысль в устном и письменном изложении, использовать символику. Уверенно владеть знаниями и применять их к решению задач.
Навыки:
Уметь анализировать, систематизировать, объединять рассматриваемые задачи. Уметь решать линейные уравнения, неравенства, квадратные уравнения с параметрами. Уметь писать рефераты, доклады, оформлять их.
В процессе изучения материала предполагаются различные формы обучения: лекции, беседы, индивидуальная работа, групповая, взаимное обучение.
Эффективность обучения отслеживается следующими формами контроля:
- самостоятельная работа;
- итоговый контроль.
Итоговый контроль предусматривает:
- собеседование;
- написание реферата;
- защита проекта.
Показателем эффективности обучения следует считать повышающийся интерес к математике, творческая активность и результативность учащихся.
Учебно – тематический план
Решение задач с параметрами” (68 часов)
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Понятие о задачах с параметрами | 2 |
2 | Первое знакомство с параметрами в уравнении | 2 |
3 | Основные понятия уравнений с параметрами | 2 |
4 | Алгоритм решения линейных уравнений с параметрами | 2 |
5 | Решение линейных уравнений с параметрами | 4 |
6 | Уравнения с параметрами (первой степени) | 4 |
7 | Уравнения с параметрами (второй степени) | 4 |
8 | Квадратные уравнения с параметрами | 2 |
9 | Алгоритм решения квадратных уравнений с параметрами | 2 |
10 | Количество корней квадратных уравнений с параметрами | 2 |
11 | Задачи на расположение корней квадратного трехчлена | 2 |
12 | Рациональные уравнения с параметрами | 4 |
13 | Графические приемы при решении | 4 |
14 | Свойства квадратичной функции | 2 |
15 | Алгоритм решения линейных неравенств с параметрами | 2 |
16 | Решение неравенств с параметрами | 4 |
17 | Неравенства с параметрами (второй степени) | 2 |
18 | Параметр и количество решений уравнений, неравенств и их систем | 2 |
19 | Уравнения и неравенства с параметрами с различными условиями | 4 |
20 | Нестандартные задачи | 4 |
21 | Решение комбинированных задач на использование различных свойств и методов | 4 |
22 | Нетрадиционные задачи с параметрами | 4 |
23 | Разработка и защита индивидуальных проектов | 4 |
Содержание программы
- Понятие о задачах с параметрами
Определение параметра. Виды уравнений и неравенств, содержащие параметр.
Основные приемы решения задач с параметрам.
Решение простейших уравнений с параметрами вида
Цель: Дать первоначальное представление учащемуся о параметре и помочь привыкнуть к параметру. К необычной форме ответов при решении уравнений.
- Решение линейных уравнений (и уравнений приводимых к линейным), содержащих параметр.
|
|
|
|
|
Общие подходы к решению линейных уравнений. Решение линейных уравнений, содержащих параметр.
Решение уравнений, приводимых к линейным.
Решение линейно-кусочных уравнений.
Применение алгоритма решения линейных уравнений, содержащих параметр.
Геометрическая интерпретация.
Решение системных уравнений.
Цель: Поиск решения линейных уравнений в общем, виде; исследование количества корней в зависимости от значений параметра.
- Решение линейных неравенств, содержащих параметр.
Определение линейного неравенства.
Алгоритм решения неравенств.
Решение стандартных линейных неравенств, простейших неравенств с параметрами.
Исследование полученного ответа.
Обработка результатов, полученных при решении.
Цель: Выработать навыки решения стандартных неравенств
и приводимых к ним, углубленное изучение методов решения линейных неравенств.
- Квадратные уравнения, содержащие параметр.
Актуализация знаний о квадратном уравнении. Исследования количества корней, в зависимости от дискриминанта. Использование теоремы Виета. Исследование трехчлена.
Алгоритм решения уравнений.
Аналитический способ решения.
Графический способ.
Классификация задач, с позиций применения к ним методов исследования.
Параллельный перенос. Поворот. Гомотетия. Координатная плоскость. Графики функций.
Цель: Формировать умение и навыки решения квадратных уравнений с параметрами.
V. Свойства квадратичной функции в задачах с параметрами.
Область значений функции.
Область определения функции.
Монотонность. Координаты вершины параболы.
Цель: Познакомить с многообразием задач с параметрами.
дифференциального исчисления.
VI. Нестандартные задачи.
VII. Текстовые задачи с использованием параметра.
VIII. Решение комбинированных задач на использование различных свойств и методов.
IX. Нетрадиционные задачи с параметрами
X. Разработка и защита индивидуальных проектов
Литература
- Голубев В.И., Гольдман А.М., Дорофеев Г.В. О параметрах с самого начала. – Репетитор, № 2/1991, с. 3-13
- Гронштейн П.И., Полонский В.Б., Якир М.С. Необходимые условия в задачах с параметрами. – Квант, № 11/1991, с. 44-49
- ДорофеевГ.В., Затакавай В.В. Решение задач, содержащих пареметры Ч.2. – М., Перспектива, 1990, с. 2-38
- Пятьсот четырнадцать задач с параметрами. / Под ред. Тынякина С.А. – Волгоград, 1991
- Ястребинецкий Г.А. Задачи с параметрами. – М., Просвещение, 1986.
- Попов В.А. Задачи с параметрами в курсе алгебры 9-летней школы: Учебное пособие. – Сыктывкар, РИПКРО МО РК, 1997. с. 109.
- Амелькин В.В. Рабцевич В.Л. Задачи с параметрами. – Минск. Асар, 1996. – 464.
- Горнштейн П.И., Полонский В.Б., Якир М.С. Задачи с параметрами – К., РИА “ТЕКСТ”; МП “ОКО”, 1992. – с. 292.
- Интернет-ресурсы.
Поурочно-тематическое планирование
Порядковый номер занятия | Тема занятия | Кол-во часов | Вид деятельности обучающихся и воспитанников | Дата | |
План | факт | ||||
1 | Понятие о задачах с параметрами | 2 | Групповая деятельность | 7.09 | 5.10 |
2 | Первое знакомство с параметрами в уравнении | 2 | Групповая деятельность | 14.09 | 12.10 |
3 | Основные понятия уравнений с параметрами | 2 | Групповая деятельность | 21.09 | 19.10 |
4 | Алгоритм решения линейных уравнений с параметрами | 2 | Групповая деятельность | 28.09 | 26.10 |
5 | Решение линейных уравнений с параметрами | 4 | Групповая деятельность | 5.10 12.10 | 2.11 9.11 |
6 | Уравнения с параметрами (первой степени) | 4 | Групповая деятельность | 19.10 26.10 | 16.11 23.11 |
7 | Уравнения с параметрами (второй степени) | 4 | Групповая деятельность | 2.11 9.11 | 30.11 7.12 |
8 | Квадратные уравнения с параметрами | 2 | Групповая деятельность | 16.11 | 14.12 |
9 | Алгоритм решения квадратных уравнений с параметрами | 2 | Групповая деятельность | 23.11 | 21.12 |
10 | Количество корней квадратных уравнений с параметрами | 2 | Групповая деятельность | 30.11 | 28.12 |
11 | Задачи на расположение корней квадратного трехчлена | 2 | Групповая деятельность | 7.12 | 11.01 |
12 | Рациональные уравнения с параметрами | 4 | Групповая деятельность | 14.12 21.12 | 18.01 25.01 |
13 | Графические приемы при решении | 4 | Групповая деятельность | 28.12 11.01 | 1.02 8.02 |
14 | Свойства квадратичной функции | 2 | Групповая деятельность | 18.01 | 15.02 |
15 | Алгоритм решения линейных неравенств с параметрами | 2 | Групповая деятельность | 25.01 | 22.02 |
16 | Решение неравенств с параметрами | 4 | Групповая деятельность | 1.02 8.02 | |
17 | Неравенства с параметрами (второй степени) | 2 | Групповая деятельность | 15.02 | |
18 | Параметр и количество решений уравнений, неравенств и их систем | 2 | Групповая деятельность | 22.02 | |
19 | Уравнения и неравенства с параметрами с различными условиями | 4 | Групповая деятельность | 1.03 8.03 | |
20 | Нестандартные задачи | 4 | Групповая деятельность | 15.03 22.03 | |
21 | Решение комбинированных задач на использование различных свойств и методов | 4 | Групповая деятельность | 5.04 12.04 | |
22 | Нетрадиционные задачи с параметрами | 4 | Групповая деятельность | 19.04 26.04 | |
23 | Разработка и защита индивидуальных проектов | 4 | Индивидуальная деятельность, защита проектов | 3.05 10.05 |
Предварительный просмотр:
I-Вариант
1 Какое наибольшее число одинаковых подарков можно сделать из 50 мандаринок, 75 шоколадок и 125 конфет? Сколько мандаринок, шоколадок и конфет в каждом подарке?
2 Вдоль аллеи посадили через каждые 6 м. кусты шиповника, а через каждые 9м. кусты жасмина. На каком ближайшем расстоянии от начала аллеи одновременно окажутся и шиповник, и жасмин?
3 Разложите на простые множители число 5508.
4 Докажите, что числа 308 и 585 взаимно простые.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
II-Вариант
1 Из 18 синих,12 желтых и 30 красных флажков нужно сделать одинаковые гирлянды для ёлки. Сколько гирлянд получится? Сколько флажков разного цвета в одной гирлянде?
2 Возле моего дома автобусная остановка трёх маршрутов. Один из них подходит к остановке через каждые 3 мин., другой - через каждые 6 мин., а третий – через каждые 10 мин. В 7 ч. 15 мин. они одновременно стояли на остановке. В какое ближайшее время на этой остановке окажутся снова три автобуса?
3 Разложите на простые множители число 4788.
4 Докажите, что числа 392 и 675 взаимно простые.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
III-Вариант
1 Нескольким группам детского сада подарили одинаковые наборы подарков. Всего было 60 машинок, 80 кукол, 48 конструкторов. Сколько групп получили подарки? Сколько машинок, кукол, конструкторов в каждом наборе?
2 Два теплохода выходят из порта в двух разных направлениях. Первый возвращается в порт каждые 18 дней, второй – каждые 24 дня. Через какое наименьшее время они снова одновременно окажутся в порту?
3 Разложите на простые множители число 47852.
4 Докажите, что числа 495 и 364 взаимно простые.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
IV-Вариант
1 В одной группе 36 спортсменов, а в другой – 40 спортсменов. Сколько имеется возможностей для построения спортсменов так, чтобы группы шли одна за другой одинаковыми рядами?
2 Туристические группы возвращаются на базу каждые 16 дней, 10 дней и 20 дней. Через какое наименьшее количество дней встретятся инструкторы, если отправятся в поход одновременно 1 апреля?
3 Разложите на простые множители число 6552.
4 Докажите, что числа 468 и 875 взаимно простые.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
V-Вариант
1 Из 48 бордовых,36 розовых и 24 белых роз составили одинаковые букеты. Сколько букетов получилось? Сколько роз каждого цвета в одном букете?
2 Три самолета вылетают каждые 6, 8 и 9 часов. Через какое наименьшее время они одновременно окажутся в аэропорту?
3 Разложите на простые множители число 5850.
4 Докажите, что числа 864 и 875 взаимно простые.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по математике "КВН по математике"
Пробудить математическую любознательность и инициативу;· Развить устойчивый интерес к математике;· Способствовать развитию...
Методическая разработка по математике "Решение тестовых задач Единого Государственного Экзамена по математике: задачи на движение"
Решения тестовых задач ЕГЭ по математике по теме "Задачи на движение" всегда вызывают сложности у учащихся. Методическая разработка сделана для того ,чтоб было более ясно и проще выполнять данные зада...
Методическая разработка урока математики 6 кл, Т.А. Казанцева, учитель математики МАОУ гимназия №13 г. Томска. «СРАВНЕНИЕ, СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДРОБЕЙ С РАЗНЫМИ ЗНАМЕНАТЕЛЯМИ».
Цели деятельности педагога: используя правило нахождения наименьшего общего знаменателя и приведения к общему знаменателю, подвести к выводу правила сравнения дробей, сложения и вычитания дробей с раз...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по математике, 8 класс «Урок Победы» «Математика и оборона нашей страны»
Материал подобран к 65 годовщине Дня Победы. Рассматривается практическое применение математики в военном деле....
Методическая разработка урока математики в 6 классе по теме: «О вреде курения языком математики»
Методическая разработка урока математики в 6 классе по теме:«О вреде курения языком математики»...
Методическая разработка урока математики на тему «Проценты. Применение дидактических игр на уроке математики»
План урока...
Методическая разработка урока математики в 6-м классе по теме «Решение задач с помощью уравнений» Урок математики в 6-м классе по теме «Решение задач с помощью уравнений»
Тип урока: введение новых знаний. Цели:Личностные: способность к эмоциональному восприятию математических объектов, умение ясно и точно излагать свои мысли.Метапредметные: умение понимать и испол...