Конспект урока по математике по теме "Смешанные числа"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Урок по теме "Смешанные числа", 5 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

урока математики в 5 классе по теме «Смешанные числа»

Учитель: Георгиева Надежда Константиновна

Тема: «Смешанные числа»

Тип урока:  урок изучения  нового материала  

Участники: обучающиеся 5 класса

Цели: 

Образовательная цель: ввести понятие смешанного числа, сформировать умение выделять целую часть из дроби и записывать в виде неправильной дроби смешанные числа;

Развивающая цель: развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, развивать устную речь, проявлять инициативу и самостоятельность.

Воспитательная цель:  воспитывать умение высказывать свою точку зрения, слушать ответы других, принимать участие в диалоге, формировать способность к позитивному сотрудничеству.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Методы и приёмы обучения: объяснительно-иллюстративный, поисковый, проблемный, словесный, наглядный, практический.

   Планируемый результат:

УУД.

   Личностные: адекватная самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности.

   Познавательные: получение  новых знаний по теме «Смешанные числа», осознание  необходимости получения новых знаний,  переработка  информации для получения необходимого результата.

   Регулятивные: самостоятельное формулирование познавательной цели и построение своих действий в соответствии с ней, планирование собственной деятельности, определение средств для её осуществления, сотрудничество в поиске и выборе способа решения возникшей проблемы.

   Коммуникативные: регулирование собственной деятельности посредством речевых действий; умение слушать и вступать в диалог, воспитание чувства взаимопомощи. Уважительное отношение к чужому умению, культура учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.

Технологическая карта урока

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя.

 Содержание учебного материала.

Деятельность

обучающихся

Время

Формируемые УУД

1. Организационный этап.

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Не стыдно чего-нибудь не знать,

Но стыдно не хотеть учиться.  (Сократ)

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей, вступительное слово учителя.

Слушают речь учителя, психологический настрой на продуктивную работу.

1

Коммуникативные:

  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности.

Личностные: мотивация учения.

2. Актуализация знаний

Актуализация опорных знаний и способов действий

Какие числа мы изучаем?

На какие группы делятся обыкновенные дроби?

Какие действия научились производить с обыкновенными дробями?

Устно:

1).  Выполните деление с остатком:     14:6;     25:3;     11:2.

2).  Сравните числа:     и   ;    1  и  ;     и   1;      и  ;       и  0.

3).  Исключите лишнее:  а).    ;    ;    ;    ;     .    б).   ;   ;   ;   ;    .   

Выполняют задания

Отвечают на вопросы учителя

4

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.

Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков.

3. Целеполагание и мотивация

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.

При выполнении задания 3б возникает проблема: Число отличается от всех остальных чисел. К какой группе отнести? Как оно связано с остальными числами?

Из каких частей состоит это число?

Как бы вы назвали такие числа?

Смешанные числа – тема нашего сегодняшнего урока.

Какие цели поставим перед собой на сегодняшний урок?

Формулируют проблему

Отвечают на вопросы

Ставят цели урока (выявить связь между ранее изученными числами и смешанными числами,  переход от одного вида записи чисел к другой)

2

Коммуникативные: постановка вопросов. Регулятивные: целеполагание.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование проблемы, самостоятельное формулирование целей и задач.

4. Изучение нового материала.

Организовать построение проекта изучения нового знания

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания  детьми изучаемой темы

Запишите дроби под делениями координатного луча:   ;  ;  ;  ; ;  ;  ;  ;  ;  ;  ;  .

Сколько целых единиц содержат дроби   ;  ;  ;  ?

Что вы можете сказать про дробь   и все дроби, стоящие справа от неё?   (Все эти дроби неправильные). Сравните неправильную дробь с единицей. Приходим к выводу, что все эти дроби содержат в себе целое, целую часть.

 = 1;        =  +  = 1 + ;      = 1 +  ;

 = 2;       = 2 + ;       = 2 +   ;

 Далее проводим такие же рассуждения для чисел  ;  . Сложение демонстрируем на координатном луче.

Записи вида  1 +   принято записывать короче:     1 +   =  1.  Чтение таких чисел.

У каждого ученика – карточка.

Задание: Пользуясь рисунком, запиши неправильную дробь в виде смешанного числа

а).                                     б).  

                             

           =  3                                 =     ____

в).                                            г).                      

                       

          =  _____                       =   _____

На доске изображены рисунки   а)  и  б).

Проверка выполнения задания. Какое действие мы с вами производили? (Превращали неправильную дробь в смешанное число). Иначе это действие называется выделение целой части из неправильной дроби.

Но ведь каждый раз мы не будем рисовать картинки, чтобы записать неправильную дробь в виде смешанного числа.  Это неудобно. Что делать?

Приходим к выводу, что необходимо правило, алгоритм.

Вспоминаем, что черту дроби можно понимать, как знак  деления.

Работаем с примерами а)   и   б):      = 3

-7   2_

 6_ 3

   1 (ост.)

 = 2             

-19   8_

 16_ 2

   3 (ост.)

Сравнивают, сопоставляют, составляют алгоритм выделения целой части из неправильной дроби.

Сравнивают с алгоритмом из учебника  (стр. 232).

Выполняют по полученному правилу задания    в)  и   г)

14

Познавательные: 

моделирование ситуации, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование, Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: сотрудничество в поиске и выборе способа решения возникшей проблемы

5.Физкультминутка

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

1, 2, 3, 4, 5 — все умеем мы считать.

Раз! Подняться, потянуться.

Два! Согнуться, разогнуться.

Три! В ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре — руки шире.

Пять — руками помахать.

Шесть — за парту тихо сесть.

Учащиеся поднимаются с мест и повторяют действия за учителем

Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу

2

5 Организация первичного закрепления

Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

Решение заданий №1086 (1 - 5), №1087(1 - 4) из учебника (подробно, с комментарием отвечающего). Учитель добивается от детей логичной, правильно выстроенной речи.

Учащиеся решают в тетрадях задания, 1 ученик работает у доски, подробно комментируя свои действия

 

8

Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. формирование интереса к данной теме.

Личностные: самоопределение. формирование интереса к данной теме.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Диагностика качества учебно-познавательной деятельности

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков.

Организует деятельность по применению новых знаний в виде обучающей самостоятельной работы:

Выдели целую часть из неправильной дроби и соедини линией с полученным ответом:

                                                       

1         2           3               1             2  

Сравнивают с правильным результатом.

Выполняют самостоятельную работу. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном

8

Познавательные: формирование интереса к данной теме.

Личностные: формирование готовности к самообразованию.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результат

Подведение итогов урока.

Оценка результатов деятельности

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых

Что изучали сегодня на уроке?

Какие числа называются смешанными?

Как выделить целую часть из неправильной дроби?

Как представить неправильную дробь в виде смешанного числа?

С учетом работы в течение всего урока  комментируются ответы учащихся и выставляются отметки.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

2

Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль

Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания.

Выучить правило, решить №1109, №1110, №1082 (а).

Учащиеся записывают в дневники задание

2

Рефлексия деятельности

Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной  деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

Учитель предлагает учащимся назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

Отвечают на вопросы.

2

Личностные: формирование позитивной самооценки, учатся принимать причины успеха (неуспеха) умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные:

оценивание собственной деятельности на уроке.

   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Не стыдно чего-нибудь не знать, Но стыдно не хотеть учиться. (Сократ)

Слайд 2

Устно: 1). Выполните деление с остатком: 14:6; 25:3; 11:2 . 2 ). Сравните числа : 3 ). Исключите лишнее:

Слайд 3

Тема урока: Смешанные числа

Слайд 4

Запишите дроби под делениями координатного луча : Сколько целых единиц содержат дроби

Слайд 6

Пользуясь рисунком, запиши неправильную дробь в виде смешанного числа:

Слайд 7

Выдели целую часть из неправильной дроби и соедини линией с полученным ответом :

Слайд 9

Домашнее задание: Выучить правило, Решить №1109, №1110, №1082 (а).

Слайд 10

Желаю успеха!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике на тему: «Число и цифра 3».

Представлен конспект урока по математике для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). 1 доп. класс...

Конспект урока по математике на тему: "Число и цифра 2. Чтение и запись цифры 2".

Представлен конспект урока по математике для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). 1 доп. класс...

Конспект урока по математике на тему: "Число и цифра 2. Чтение и запись цифры 2".

Представлен конспект урока по математике для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). 1 доп. класс...