Интегрированный урок - математика в физике. «Приложения определенного интеграла в задачах физики».
план-конспект урока по алгебре (11 класс) по теме
Интегрированный урок - математика в физике содержит исторические сведения о происхождении терминов и понятий, об ученых, знакомит с историей развития интегрального исчисления, физические задачи, приводящие к интегралу. Демонстрирует применение определенного интеграла в физике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок - математика в физике.
«Приложения определенного интеграла в задачах физики».
Цели урока
1. Обучающая. Применить умения и навыки, полученные на уроках математики для решения физических задач. Показать связь математики и физики, науки и жизни. Решить практические задачи. Повторить темы по физике: работа против силы тяжести, давление жидкости, закон Гука. Повторить темы по математике: определенный интеграл, формула Ньютона – Лейбница. Углубить имеющиеся у учащихся сведения на основе самостоятельно полученных знаний. Научить отбирать и систематизировать материал.
2. Развивающая. Формировать умение пользоваться источниками информации, делать выводы, выбирать главное, выступать перед слушателями, работать в группе, развивать познавательную активность.
3. Воспитательная. Прививать интерес к предмету, способствовать формированию самостоятельности, активности, навыков взаимодействия учащихся, внимания, трудолюбия, ответственности. Развивать культуру общения.
Тип урока: урок – исследование.
Урок охватывает темы.
- Вычисление площадей фигур и объемов тел.
- Вычисление пути.
- Вычисление работы переменной силы.
Основополагающий вопрос. Приложения определенного интеграла.
Направляющие вопросы:
- История развития интегрального исчисления.
- Решение физических задач с применением интеграла.
Оборудование. Компьютер, проектор, экран, карточки с задачами.
Этапы урока
- Исторические сведения о происхождении терминов и понятий, об ученых, история развития интегрального исчисления. Теория. Задачи, приводящие к интегралу.
- Применение определенного интеграла в физике. Работа учащихся по решению практических задач: эксплуатация нефтехранилищ, строительство гидротехнических сооружений, запуск искусственного спутника Земли,
- Представление решенных задач.
- Выводы.
5. Подведение итогов. Выставление оценок.
Этапы деятельности учащихся до урока и на уроке
№ этапа | Название этапа | Вид деятельности учащихся |
1 | Подготовительный | Ознакомление с основными вопросами, формирование рабочих групп |
2 | Сбор и изучение теоретического материала | Самостоятельная работа с учебником, справочной литературой, поиск информации в интернете |
3 | Обработка материала, решение задач | Работа в группе, консультация с учителями |
5 | Представление работы (на уроке) | Обсуждение основных вопросов |
6 | Применение полученных знаний в новой ситуации (на уроке) | Решение практических задач (работа в группах) |
7 | Подведение итогов | Обсуждение решения задач |
Ход урока
Тема. Приложения определенного интеграла в задачах физики (тема написана на доске)
I. Организационный этап (постановка цели).
Цель урока. Познакомиться с историей возникновения интегрального исчисления, научиться применять интеграл для решения геометрических и физических задач.
II. Историческая справка (Иванов Евгений, Легостаева Алиса, презентация).
III. Задачи, приводящие к определенному интегралу. Вычисление площадей, объемов, пути, массы, координаты центра масс. Короткое сообщение (Потанина Снежана, Иванов Евгений, презентация).
IV. Переход к физическим задачам. Вычисление работы переменной силы.
Теория (Стецюра Инна). Пример (Назарова Светлана).
V. Работа в группах. Задачи для каждой группы учащихся.
Каждая группа получает задачи, которые необходимо обсудить, решить и представить.
На экране памятка для работы над задачей.
1 группа Эксплуатация нефтехранилищ | 2 группа Строительство гидросооружений | 3 группа Запуск искусственного спутника Земли |
|
|
|
VI. Представление решения задач каждой группой, на экране слайды с задачами.
1 группа –
2 группа –
3 группа –
VII. Обсуждение. Выводы. Итоги урока. Оценки. Домашнее задание № 3, 4, 9 из списка задач, полученного учащимися в начале урока.
Заключительное слово учителя. Слово интеграл происходит от латинского слова «целый». Употребление такого термина вполне оправданно. Вспомните, какой смысл вкладывается в русском языке в слово «интеграция» - восстановление, восполнение, воссоединение; интегрирование – это процесс объединения отдельных частей в целое. С этой точки зрения сегодняшний урок можно назвать интегрированным, соединяющим физику и математику. Мы увидели, что одно и то же явление можно рассматривать с нескольких точек зрения, что подтверждает целостность окружающего мира.
Приложение1
Задачи
- Tело движется прямолинейно со скоростью
м/с. Найдите длину пути, пройденного телом от начала движения до его остановки.
- Силой 180 Н пружина растягивается на 2 см, первоначальная длина пружины 20 см. Какую нужно совершить работу, чтобы растянуть пружину до 25 см?
- Вычислите работу, которую надо затратить, чтобы растянуть пружину, находящуюся в положении равновесия, на 10 см. Известно, что при растяжении пружины на 1 см сила натяжения равна 5 Н.
- Вычислите работу, которую необходимо затратить, чтобы выкачать воду из вертикально стоящей цистерны, радиус основания которой равен R, а высота H.
- Вычислите работу, которую необходимо затратить, чтобы выкачать воду из резервуара, имеющего форму усеченного конуса высотой H, если радиус нижнего основания равен r, а верхнего – R, (R больше r).
- Вычислите кинетическую энергию однородного диска массой m и радиуса r, вращающегося с угловой скоростью w вокруг оси, проходящей через его центр перпендикулярно к его плоскости.
- Найдите силу давления воды на вертикальную треугольную пластинку с основанием a и высотой h, погруженную в жидкость так, что ее вершина лежит на поверхности.
- С какой силой вода давит на вертикальный прямоугольный шлюз с основанием 18 м и высотой 6 м?
- Вычислите, с какой силой вода давит на вертикальную плотину, имеющую форму трапеции, верхнее основание которой равно 70 м, нижнее – 50 м, а высота – 20 м.
- Вычислите работу, которую необходимо затратить, чтобы выкачать воду из резервуара, имеющего форму конуса, обращенного вершиной вниз. Высота конуса h, радиус основания R.
- Вычислите работу, которую необходимо затратить, чтобы поднять тело массой m с поверхности Земли на высоту h .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (математика-физика) по теме "Решение практико-ориентированных задач"
Интегрированный урок по математике и физике используется для подготовки учащихся 11 класса к ЕГЭ по математике при решении задач В 12. Целью данного урока является формирование умения строить математи...

Интегрированный урок математики и информатики в 7 классе "Решение задач составлением систем линейных уравнений с двумя переменными"
Урок-расследование, на котором обучающиеся выступают в роли следователей в области математики и в конце урока должны как можно больше сдать «раскрытых дел» в архив – решенных задач.1 этап организацион...

Интегрированный урок математики и физики по теме "Применение производной к решению физических задач"
На данном уроке показана межпредметная связь математики и физики. Если знать производную и уметь её получать,то можно решить многие физические задачи. Основных операций исчисления бесконечно малых - д...

Интегрированный урок математики и физики по теме "Применение производной к решению физических задач"
Выбор данной темы обоснован её актуальностью. Многие задачи физики решаются с помощью производной.При помощи производной можно найти скорость , ускорение,мощность и многие другие величины. задач...

Методическая разработка интегрированного урока математики и физики по теме "Применение производной к решению физических задач"
Данный урок показывает метапредметную связь математики и физики. Выбор данной темы обусловлен её актуальностью. Многие задачи физики решаются с помощью производной. При помощи производной можно найти ...

Методическая разработка интегрированного урока математики и физики по теме "Применение производной к решению физических задач"
Данный урок показывает метапредметную связь математики и физики. Выбор данной тема обусловлен её актуальностью. Многие задачи физики решаются с помощью производной....
методическая разработка урока Приложения определенного интеграла в геометрии. Вычисление площадей фигур с помощью определенных интегралов.
Практическое занятие Приложения определенного интеграла в геометрии. Вычисление площадей фигур с помощью определенных интегралов....