Личностно - ориентированное обучение на уроках математики.
методическая разработка по алгебре по теме
Личностно – ориентированное обучение на уроках математики.
Почему возникла такая проблема? При переходе с первой на вторую ступень образования, каждый ученик обладает знаниями разного уровня, поэтому восприятие нового материала для групп с разным уровнем подготовки и развития происходит неодинаково эффективно. Ученики с высоким уровнем развития воспринимают материал с небольшими «затратами». При таком подходе сильный ученик не раскрывается полностью. Если работать на сильного ученика, то группа учеников с «меньшими способностями» вынуждены работать на пределе своих возможностей. Что получаем? Работа на пределе своих возможностей перегружает ученика, и слабоуспевающий ученик теряет интерес к дальнейшему обучению.
Проблема: учеников с разным уровнем знаний необходимо обучать в одном коллективе и нацеливать каждого ученика на достижение максимального результата путем представления условий и мотиваций на основе выстроенных индивидуальных траекторий (слайд 2).
Цель: повысить эффективность обучения каждого ученика с учетом способности к обучению и дифференцировать учебный процесс в интересах ученика. В своей работе использую технологию индивидуально-образовательных траекторий.
ТЕХНОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ.
Данная технология есть один из множества вариантов реализации личностно-ориентированного обучения. Применяя данную технологию, удается организовать процесс обучения на основании принципа индивидуализации, лежащего в основе индивидуальных образовательных траекторий (слайд 3).
ИОТ предполагает предоставление учащимся:
а). выбор уровня, объем и содержание предметного знания (не ниже стандарта);
б). выбор информационного источника для усвоения выбранного объема знаний (учебник, конспект, дополнительная литература);
в). выбор способа учения в соответствии с индивидуально-личностными характеристиками (тип мышления, особенности памяти);
г). использования темпа продвижения по теме, соответствующего личным характеристикам;
д). выбор формы, вида и времени контроля по согласованию с учеником.
Учащиеся по данной технологии находятся в позиции самостоятельного принятия решения, постоянная такая деятельность позволяет решать проблемы воспитания ответственности за собственную жизнь, подготовки к жизнедеятельности после окончания образовательного заведения.
Работая ни один год на одной параллели, уже знаешь индивидуальные особенности своих учеников. В соответствии с уровнем сформированности их умения по решению задач, учащиеся работают по трем маршрутам (слайд 4).
1 маршрут – учащиеся, имеющие пробелы в знаниях, которые могут решить задачи в один-два шага, не могут найти связи между данными и искомыми величинами. На этом маршруте могут оказаться учащиеся различных индивидуальных особенностей: это учащиеся, имеющие пробелы в знаниях и отставание в развитии вследствие частых пропусков по болезни, в силу систематически плохой подготовки к уроку. Те кто имеет высокий уровень обученности, после ликвидации пробелов в знаниях и при соответствующем обучении, обычно переходят на более высокий уровень развития.
2 маршрут – имеют достаточные знания материала, могут применить их при решении стандартных задач. Имеют трудности при переходе к решению не типовых задач, но овладев методами их решения, справляются с решениями аналогичных задач. С решениями сложных задач самостоятельно не справляются.
3 маршрут – умеют решать сложные задачи, разбивая их на простые подзадачи, видят конечную цель и осуществляют правильный поиск решения задач. Могут решать задачи разными способами.
Готовясь к уроку, подбираю соответствующие задачи по каждому маршруту. Отслеживаю результаты по четвертям, где можно увидеть движения учащегося от одного уровня к другому (слайд 5).
Чтобы пробудить интерес среди учащихся 1-го маршрута, использую систему «плюсов». Обычно учащиеся этого уровня боятся отвечать на поставленные вопросы, но за каждый правильный ответ я им ставлю «плюс». За урок набирается несколько «плюсов» и идет оценка в журнал. Если ребенка не устраивает данная оценка, даю возможность «заработать» и повысить балл. Почти на каждом уроке провожу фронтальные письменные опросы в 2-х вариантах на 10 минут. Такие опросы проводятся по 3-м основным компонентам содержания (слайд 7);
а) формулировка определений, правил (типа математического диктанта);
б) доказательства;
в) решение задач.
Домашние задания идут с дополнительной нагрузкой. Процесс выявления, реализация и развитие полученных навыков и умений строится по схеме: стартовая работа, самостоятельная работа, контрольная работа. Результат фиксируется в ведомости учета успеваемости и строится траектория-след движения каждого ученика. Такая работа позволяет определять количественный и качественный прирост знаний и в развитии по отношению к началу года (слайд 8). Определять «точки» достижения и проблемные «точки» для каждого ученика. Видеть и анализировать достижения учащихся. Такая работа позволяет сравнивать ученика ни столько с другими, сколько с самим собой в разные периоды его развития как личности, т.е. в динамике ее становления. Отслеживание уровня выполнения работы происходит только относительно данного ребенка, без сопоставления его с другим (слайд 9).
Литература
Н.Н. Суртаева «Гуманитарные технологии в современном образовательном пространстве», Омск, 2009 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
germanova.ppt | 237 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация личностно - ориентированного обучения на уроках математики через использование информационно-коммуникативных технологий
В статье рассказывается об олыте работы по теме самообразования: "Реализация личностно - ориентированного обучения на уроках математики через использование информационно-коммуникативных технологий"...
Личностно - ориентированное обучение на уроках математики.
На своих уроках я применяю элементы современных образовательных технологий: здоровьесберегающие приемы, личностно-ориентированный подход, игоровые технологии, комбинирую несколько образовательны...
Личностно ориентированное обучение на уроках математики
Школа не может развиваться "из себя", она испытывает на себе все глобальные и локальные изменения в социуме. И это прочно связано с дифференцированным обучением....
Технология личностно ориентированного обучения на уроках математики
Технология личностно ориентированного обучения на уроках математики...
Технология личностно ориентированного обучения на уроках математики
Технология личностно ориентированного обучения на уроках математики...
Личностно ориентированное обучение на уроках математики
В данной статье рассматриваются цели личностно ориентированного обучения на уроках математики и дается обобщение опыта по данной работе....
Инновационный проект «Личностно – ориентированное обучение на уроках математики»
Инновационный проект «Личностно – ориентированное обучение на уроках математики».Живодерова Н.В., учитель математики, МСОШ № 30, г. НижневартовскАдресация проекта:проект может быть использ...