Личностно ориентированное обучение на уроках математики
статья по алгебре на тему

В данной статье рассматриваются цели личностно ориентированного обучения на уроках математики и дается обобщение опыта по данной работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Личностно ориентированное обучение на уроках математики

 Дифференциация – это способ осуществления личностно ориентированного обучения

    Личностно ориентированное обучение обычно связывают с гуманизацией образования, с индивидуализацией обучения, с осуществлением уровневой и профильной дифференциацией и даже с дистанционным обучением, делая особый акцент на эти педагогические понятия, иногда фактически подменяя одним из них общее понятие личностно ориентированного обучения.

    Одним из важнейших требований предъявляемых человеком к любой деятельности, в частности учебной, является создание психологического комфорта для его занятий этой деятельностью. Включающего и понимание ее цели и значимости этой цели лично для него, и ощущение реальной достижимости цели именно для него, и желание получить адекватную его достижения оценку результатов его деятельности со стороны учителя, со стороны товарищей и это не менее важно.

    В плане создания такого комфорта математика находится, особенно в старших классах, в особенно трудном положении в сравнении с остальными школьными предметами. Наряду с субъективными трудностями предмета, требующими для их преодоления высокого уровня интеллектуального развития, в частности фактически совершенного владения языком и логикой, в старших классах, ученики которых зачастую уже имеют более или менее устойчивые интересы, далеко не всегда совпадающие с математикой или смежными, близкими предметами, приходится бороться с общим негативным отношением к математике как к совокупности  утверждений, формул и приемов, которые надо запомнить «скинуть» на экзамене и потом немедленно «забыть», поскольку для дальнейшей жизни это никому не нужно, за исключением профессионалов.

    И в создании такого отношения к математике у учащихся способствует обычное, традиционное обучение математике, в котором главная и, по существу единственная цель – освоение стандарта и сдача соответствующего экзамена, цель понятная ученику как индивидууму, принимается им по необходимости.

    Целью  личностно- ориентированного обучения является развитие личности ученика, стремление к переходу к саморазвитию, самопознанию, к выбору индивидуальной траектории обучения. Формирование  интереса к собственному я, кто я на самом деле, могу ли я, если захочу, быть успешным, но не хуже других в математике. То есть, познание себя как субъекта математической учебной деятельности, самостоятельный      выбор учебных целей, задач и форм учебной работы, проявление своего творческого потенциала в учебных заданиях и учебных ситуациях.

    При личностно ориентированном обучении ученик становится подлинным центром образовательного процесса.

    Одна из важнейших составляющих психологического комфорта в математической деятельности – это постоянное ощущение радости от преодоления трудностей. Ученик как личность просто должен «скучать» от рутины, воспринимая ее лишь как необходимый шаг к более интересному, к трудностям,  преодоление которых и доставляет подлинную радость, повышает самооценку ученика его оценку со стороны окружающих.

    Разумеется, такое положение вещей – лишь идеал, к которому следует стремиться, т.к. для многих учащихся  сама рутина представляет трудности, но главное для саморазвития – это стремление сделать сегодня больше, чем вчера, а завтра больше, чем сегодня. В этом и состоит критерий эффективности обучения – каждая личность имеет свои интересы свои способности, и ориентация обучения на личность ученика предопределяет уровень знаний, умений, навыков и «компетентностей», необходимых ученику. Согласование стандартов и интересов учеников возможно при личностно ориентированном обучении – когда даже рутина может быть превращена учителем в творчество. Когда даже сама атмосфера урока, его содержательная и методическая наполненность не только вооружают учащихся конкретными знаниями и умениями, но и вызывают интерес у учащихся искренний интерес, подлинную уверенность, формирует их творческое сознание.

    Учитель на личностно ориентированном учении не формирует личность, а создает условия для ценностных проявлений внутреннего мира ребенка, он не ведет, а идет рядом, сотрудничает с ребенком, переживает его проблемы, вслушивается в него и принимает его таким, каким он пришел.

    Учитель воздерживается от нравственных оценок личности, он дает ребенку возможность самому найти себя и пройти свой путь в поиске истины. Здесь важно все: голос, мимика, манеры поведения, позиция учителя по отношению к ученикам, умение не создавать изменение психологической напряженности.

     Умение ставить вопросы, побуждающие детей мыслить и использовать знания в новой ситуации – одно из проявлений мастерства учителя. Ответы ребят выслушиваются, а ответы предполагают и не слишком рациональные решения, и прямые ошибки. Учитель, выслушивая их,  не выносит оценочных суждений, но в процессе общих обсуждений создает установку на готовность отвечать, не боясь ошибиться, не стесняясь своего, пусть не совсем удачного, решения задачи.

        

Таким образом, я стараюсь организовать работу учащихся, исходя из принципов личностно ориентированного обучения:

  1. ребенок имеет свои индивидуальные возможности в учебной деятельности;
  2. ребенок учится от другого ученика, так же как и от учителя на уроке;
  3. ребенок успешен в учении, когда его поддерживают и вдохновляют;
  4. ребенок успешен в учении, когда его родители активно участвуют в школьной жизни;
  5. ребенок успешен в учении, когда он здоров.

В процессе работы я определила для себя следующий «алгоритм» личностно ориентированного урока. И хочу с вами поделиться, и уверена что это вам поможет в работе.

Чтобы из традиционного урока стал личностно ориентированным нужно помнить о следующих аспектах:

  1. Учащийся должен иметь возможность быстрой перегруппировки рабочих мест.
  2. Использовать технику снятия напряженности; корректировать план  урока  с учетом конкретной учебной ситуации.
  3. Должен использовать оптимальные формы введения в новый материал, опирающийся на личный опыт действия, мышления, ощущения;

- блочная подача - погружения;

- организация самостоятельной работы по опорным и справочным материалом;

- введение нового материала через создание проблемной ситуации;

  1. Урок должен включать в себя различные формы работы и способы получения и усвоения знаний должны присутствовать элементы взаимо -и самообучения; само -и взаимоконтроля.
  2. Этапы работы учащихся над  учебной задачей (проблемой) могут варьироваться с учетом учебной ситуации;
  1. самостоятельная работа с литературой;
  2. изучение материала внутри группы с использованием внутригруппового контроля (парного или с помощью сильных учеников);
  3. самоконтроль с помощью тестов и др.
  4. способ усвоения знаний – каждая группа по желанию;
  5. акцентировать внимание на способах работы с материалом (закрепляется и отрабатывается техника познавательной деятельности).
  1. Должно иметь место быстрое реагирования на непонимание и ошибку («скорая помощь» учителя, опоры – подсказки, взаимоконсультации учащихся).
  2. Дети должны иметь возможность обмениваться информацией; должна присутствовать свобода передвижения в классе во время проработки темы.
  3. Учитель должен стимулировать само - и взаимооценку.
  4. Учащиеся должны иметь возможность оценивать урок, выбрать те моменты и формы, которые им понравились для дальнейшей работы.
  5. Урок должен способствовать сохранению психического и соматического здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация личностно - ориентированного обучения на уроках математики через использование информационно-коммуникативных технологий

В статье рассказывается об олыте работы по теме самообразования: "Реализация личностно - ориентированного обучения на уроках математики через использование информационно-коммуникативных технологий"...

Личностно - ориентированное обучение на уроках математики.

На своих уроках я применяю элементы  современных образовательных технологий: здоровьесберегающие приемы, личностно-ориентированный подход, игоровые технологии, комбинирую несколько образовательны...

Личностно ориентированное обучение на уроках математики

Школа не может развиваться "из себя", она испытывает на себе все глобальные и локальные изменения в социуме. И это прочно связано с дифференцированным обучением....

Технология личностно ориентированного обучения на уроках математики

Технология личностно ориентированного обучения на уроках математики...

Технология личностно ориентированного обучения на уроках математики

Технология личностно ориентированного обучения на уроках математики...

Инновационный проект «Личностно – ориентированное обучение на уроках математики»

Инновационный  проект «Личностно – ориентированное обучение на уроках математики».Живодерова Н.В., учитель математики, МСОШ № 30, г. НижневартовскАдресация проекта:проект может быть использ...

Авторская работа по теме:"Личностно-ориентированное обучение на уроках математики"

В данной работе раскрыт основной замысел личностно-ориентированного урока, где раскрывается индивидуальный опыт ученика, накопленный им не только под влиянием специально организованного обучения, но и...