Решение показательных, логарифмических и иррациональных уравнений.
план-конспект урока по алгебре (10 класс) по теме
Обобщающий урок по алгебре и началам анализа "Решение показательных, логарифмических и иррациональных уравнений". Урок с игровыми элементами для учащихся 10 класса. Целью урока является развитие познавательной активности учащихся, навыков самостоятельной и коллективной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Решение показательных, логарифмических и иррациональных уравнений" | 40.3 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №34 ГОРОДА ТИХОРЕЦКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН
План – конспект
открытого урока по алгебре и началам анализа
10 класс
Учитель:
Мирошниченко Валентина Николаевна
Тихорецк 2010г.
Тема урока: Решение иррациональных ,показательных и
логарифмических уравнений.
Уравнение представляет собой наиболее
серьёзную и важную вещь в математике ».
( О. Лодж.)
Цели урока: Образовательная: в ходе повторения и обобщения учебного материала повысить осознанность и прочность усвоения знаний по теме.
Развивающая: на основе использования технологии дифференцированного обучения развивать познавательную активность учащихся, навыки самостоятельной и коллективной работы в микрогруппах, логическое мышление, математическую речь.
Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, сотрудничество, культуру общения.
Тип урока: повторительно – обобщающий.
Форма проведения: урок – путешествие с использованием игровых
элементов.
Методы обучения:
– словесные
– наглядно – демонстрационные
– самостоятельное исследование и выполнение расчетов по
заданному алгоритму.
Методические приемы :
● наглядность
● доступность
● сотрудничество учащихся и учителя
● использование технологии дифференцированного обучения,
развитие способностей каждого.
Материально – техническое оснащение урока: информационные стенды, мультимедийные материалы, экран, задания для самостоятельной работы.
Ход урока
I. Организационный момент:
- проверка присутствующих и их готовности к уроку;
- мотивация урока (информация о содержании темы, целях и форме провидения урока).
Французский писатель Анатоль Франс (1844–1924гг.) заметил «что учится можно только весело… Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом. »
Последуем совету писателя и проведем наш урок в необычной форме – в форме путешествия по «стране уравнений». Будем на уроке внимательны, активны, будем поглощать знания с большим желанием, ведь они вам понадобятся.
Сегодня перед нами стоит задача: повторить типы, методы решения иррациональных, показательных и логарифмических уравнений. В ходе изучения темы вы обнаружили разный уровень знаний. Исходя из этого, я предложила вам сформировать для путешествия по «стране уравнений» 2 группы. Маршрут путешествия одинаков для всех, но на некоторых станциях вам будут предложены задания разной степени сложности, и в соответствии с этим оцениваться они будут разным количеством балов.
Роль гида в нашем путешествии буду играть я, а помогать мне будут учащиеся, которые будут следить за провидением по маршруту каждой группы и каждого из вас, оценивая выполнения вами заданий на каждой станции, а их в нашем маршруте:
«Угадай-ка»
«Рабочий городок»
«Занимательная»
«Эрудит»
II. Повторение, обобщение и систематизация знаний по теме.
1. На станции «Угадай-ка» учащиеся разгадывают кроссворд, составленный по определениям типов уравнений. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. (см. приложение 1).
2. На станции «Рабочий городок» учащиеся решают иррациональные, показательные и логарифмические уравнения в следующей последовательности:
- на экране демонстрируется пример решения уравнения, которое комментирует один из учащихся;
- решение уравнений разной степени сложности учащимся у доски и в микрогруппах.
Каждое правильное решение учащихся 1ой группы оцениваются в 2 балла, а 2ой группы – в 1 балл.
1. Иррациональные:
I. √ 2х2 + 1 = 1 + х
II. √3х2 +х – 3 = х
2. Показательное:
I. 2 –х + 2,5 = √2
II. =
3. Логарифмическое:
I. log 4 (3х+1) + log 4 5 = log 4 20
II. log 2 (2х – 3) = 4.
3. На станции «Занимательная» учащиеся в устной форме решают задачи на логическое мышление и смекалку. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл (см. приложение 2).
4. На станции «Эрудит» учащиеся выполняют тестовые задания . Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
III. Подведение итогов урока. Выставление и аргументация оценок.
Задание на дом.
Приложение № 1.
Кроссворд
| ||||||||||||
По горизонтали:
- Уравнение, содержащее переменную в показателе степени, называется …..
- Уравнение, содержащее переменную под знаком корня, называется …..
- Без него производство обойтись не может у нас
Это качества пищи гарант
Ну а кто же такой …….
По вертикали:
- Уравнение, содержащее переменную под знаком логарифма, называется …..
- Ключевое слово: равенство содержащее неизвестное называется ….
Приложение № 2.
Занимательные задачи.
1.У Марины было целое яблоко, две половины и 4 четвертинки. Сколько было у неё яблок?
2. Что больше 25 или 52 ?
3. Расположение числа в порядке возрастания.
А) 1 млн; В) 100*100; С) (10003); Д) (2 млн)
4. Чему равно значение вот этого выражения.
√
√
√ …….
√ 1
5. Решите уравнение:
х*х = х+х (0;2)
хх=х (1;0)
√ х = х (1;0)
6. Найдите 5 2; 72; угол в квадрате.
7. Математик получил приглашение на званый обед. Он ответил запиской: «С а».
8. В ванне 10 тыс.кг молока, процент внесения закваски 5 %. Сколько нужно внести закваски в ванну?
Оценочный лист учащихся 1ой группы.
№ п/п | Ф.И. учащихся | Ст. «Угадай-ка» | Ст. «Рабочий городок» | Ст. «Занимательная» | Ст. «Эрудит» | Итого | Оценка |
Оценочный лист учащихся 2ой группы.
№ п/п | Ф.И. учащихся | Ст. «Угадай-ка» | Ст. «Рабочий городок» | Ст. «Занимательная» | Ст. «Эрудит» | Итого | Оценка |
ВАРИАНТ I
1. Решите уравнение: 2Х = 32.
1) 5; 2) 16; 3) 2; 4) 0.
2. Решите уравнение: 3Х – 1 = 27.
1) 2; 2) 4; 3) 10; 4) 8.
3. Решите уравнение: log 3 х = 3.
1) 3; 2) 1; 3) 27; 4) –3 .
4. Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения:
log 5 х + log 5 9 = 3
1) [ – 10; – 15] ; 2) (5; 10); 3) (10; 13); 4) [ 10; 15]
5. Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения:
√ х + 1 = 1
1) [ 2; 5] ; 2) (– 2; – 1); 3) [– 1; 1]; 4) [ 1; 2]
6. Решите уравнение: log 7 (2 х – 3) = log 7 (х – 2).
1) 5; 2) решений нет; 3) 1; 4) 3 (1/3)
.
7. Найдите сумму корней уравнения:
(1/3)2х +5 (1/3)х – 24 = 0
1) –1; 2) 11; 3) –5; 4) 1 .
ВАРИАНТ II
1. Решите уравнение: 4Х = 64.
1) 3; 2) 16; 3) 4; 4) 8.
2. Решите уравнение: 4Х + 5 = 16.
1) 3; 2) –3; 3) 7; 4) 9.
3. Решите уравнение: log 4 2х = 3.
1) 3; 2) 6; 3) 32; 4) 1,5 .
4. Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения: √ 2х + 5 = 4
1) [ 0; 5] ; 2) (0; 5); 3) (6; 7); 4) [ 5; 7]
- Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения:
log 7 (3х – 5) = log 7 (х – 3)
1) 2; 2) 4; 3) решений нет; 4) 1.
6. Найдите произведение корней уравнения :
lg 2 х – 4 lg х– 5= = 0.
1) 5; 2) 10 4; 3) 10; 4) 5; –1.
7. Решите уравнение 3х + 3х+1 = 4.
1) 0; 2) 1; 3) 3; 4) –1.
ВАРИАНТ III
1. Решите уравнение: √ х 2 – 1 = √ 8
1) 3; –3; 2) 3; 3) –3; 4) 7.
2. Решите уравнение: . =
1)2 (5/7); 2) –1(3/7); 3) –2; 4) 1.
- Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения:
√ х – 5 + х = 7
1) (7; +∞) ; 2) [ 7; 9]; 3) (–∞; 7]; 4) [ 9; +∞)
4. Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения:
log 5 (3х + 1) = 2
1) (–∞; 0) ; 2) [ 0; 7]; 3) (2; 3); 4) ( ; +∞)
5. Решите уравнение: 3х+2 + 3 х + 1 + 3х = 39
1) –1; 2) 0; 3) 1; 4) 3 .
6. Найдите сумму корней уравнения: 3 2х – 4*3х + 3 = 0.
1) 0; 2) 1; 3) 3; 4) 2.
7. Решите уравнение lg(5х+11)–lg(1/2) = lg13
1) –0,9; 2) 2,5; 3) 10/9; 4) 10.
ВАРИАНТ IV
1. Решите уравнение: √ х 2 – 16 = 3.
1) 5; –5; 2) 5; 3) –5; 4) 4.
2. Решите уравнение: . 4 х – 2 =
1) –3 ; 2) 3; 3) 5; 4) .
- Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения:
х – √ 2х 2 – 9х + 5 = 3.
1) [ –5; –2]; 2) [ 0; 4]; 3) (–5; 0]; 4) [ 3; +∞)
- Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения:
log 5 (3х – 1) = 3
1) (15; 20) ; 2) [ 0; 2]; 3) (20; 40); 4) [ 40; 50]
5. Решите уравнение: 5х+1 + 5х + 5х – 1 = 31.
1) решений нет; 2) 0; 3) 1; 4) 5 .
6. Решите уравнение: : log 5 (2 х – 3) + log 5 6 = log 5 18.
1) 0; 2) 3; 3) 2; 4)
7. Найдите сумму корней уравнения: log22 х – 4 log 2 х= 12.
1) 64,25; 2) 8; 3) 4; 4) 60.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Иррациональные уравнения. Показательные уравнения.Логарифмические уравнения.
Тип урока: Урок повторения. Форма урока – мастерская (групповая работа)Форма урока работа в группах. Коллективная форма работы, которая позволяет создать ситуацию взаимообучения учащихся и сущест...
Решение уравнений с параметрами, связанных со свойствами показательной, логарифмической и тригонометрической функциями
Методическая разработкаТема: Решение уравнений с параметрами, связанных со свойствами показательной, логарифмической и тригонометрической функциями. Учитель: Удодова Любовь Валентинов...
Урок по теме: «Решение показательных, логарифмических и тригонометрических уравнений» Итоговое повторение 10 класс
Урок по теме:«Решение показательных, логарифмических и тригонометрических уравнений» Итоговое повторение10 класс (информационно-технологический профиль)По учебнику Никольского«Алгебра и нач...
Решение показательных, логарифмических и иррациональных уравнений.
Обобщающий урок по алгебре и началам анализа "Решение показательных, логарифмических и иррациональных уравнений". Урок с игровыми элементами для учащихся 10 класса. Целью урока является развитие позна...
Крупноблочное изучение тем : "Показательная логарифмическая функция", "Решение показательных и логарифмических уравнений и неравенств"
Данная методическая разработка поможеть учителю в планировании учебной деятельности...
Урок на тему "Методы решения показательных, логарифмических уравнений и неравенств"
Этот урок был проведен в 11 классе. Тип урока - урок обобщения и систематизации пройденного материала с целью подготовки к ЕГЭ....
Систематизация методов решения показательных, логарифмических уравнений.
В данной разработке представлены виды показательных и логарифмических уравнений. Для каждого вида рассматривается алгоритм решения и 1-2 приммере.Материал систематизирован и представляет собой т...