Систематизация методов решения показательных, логарифмических уравнений.
методическая разработка по алгебре (11 класс)
В данной разработке представлены виды показательных и логарифмических уравнений. Для каждого вида рассматривается алгоритм решения и 1-2 приммере.
Материал систематизирован и представляет собой таблицу, которая упрощает работу учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistematizatsiya_metodov_resheniya_pokazatelnyh_i_ogarifmicheskih_uravneniy.docx | 34.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Систематизация методов решения показательных, логарифмических уравнений.
Справочная таблица для учащихся 10-11 классов по методам решения показательных уравнений и логарифмических уравнений.
Показательные уравнения | ||||
Вид уравнения | Способ решения | Пример | ||
a f(x) = b при a > 0 и a ≠ 1, где b — некоторое действительное число, b > 0 | Простейшее показательное уравнение решается почленным логарифмированием. При этом используется свойство обратимости логарифмической функции: одному положительному значению аргумента соответствует одно значение логарифмической функции, и, наоборот, одному значению логарифмической функции соответствует одно значение аргумента. По этому свойству x1 = x2 > 0 ⇐⇒ loga x1 = loga x2 (a > 0, a ≠1). Если в равносильности положить, что x1 = af(x) и x2 = b, то уравнение a f(x) = b ⇐⇒ loga af(x) = loga b (a > 0, a ≠ 1, b > 0). Отсюда с учётом, что loga af(x) = f(x), получаем af(x) = b ⇐⇒ f(x) = loga b (a > 0, a ≠ 1, b > 0). В частных случаях, когда b = 1 и b = ac , будем иметь: af(x) = 1 ⇐⇒ f(x) = 0 (a > 0, a ≠ 1); af(x) = ac ⇐⇒ f(x) = c (a > 0, a ≠1). Равносильность предполагает логарифмирование обеих частей уравнения по основанию a. Иногда удобно логарифмирование по основанию 10. При этом af(x) = b ⇐⇒ f(x) lg a = lg b (a > 0, a ≠ 1, b > 0). | Пример 1. В соответствии с равносильностью уравнение 5 7−2x = 121 ⇐⇒ 7 − 2x = log5 121 ⇐⇒ ⇐⇒ x = 3,5 − 0,5 log5 112 ⇐⇒ x = 3,5 − - log5 11. Пример 2. Решим уравнение 5x+1 − 5x = 24. Поскольку 5x+1 = 5 · 5x , то 5x+1 − 5x = 4 · 5x ∀x ∈ R, а уравнение равносильно уравнению 4 · 5x = 24. Переходим к простейшему показательному уравнению 5x = 6 с решением x = log5 6. | ||
af(x) = bg(x) (a > 0, a ≠ 1, b > 0, b ≠1). Если b = a, то af(x) = ag(x) ⇐⇒ f(x) = g(x) (a > 0, a ≠1). | В общем случае данное уравнение может быть решено почленным логарифмированием следующими способами.
af(x) = bg(x) ⇐⇒ f(x)lg a = g(x)lg b (a > 0, a ≠1, b > 0, b ≠1).
af(x) = bg(x) ⇐⇒ f(x)ln a = g(x)ln b (a > 0, a ≠1, b > 0, b ≠1).
af(x) = bg(x) ⇐⇒ f(x) = g(x)loga b (a > 0, a ≠1, b > 0, b ≠1).
af(x) = bg(x) ⇐⇒ f(x)logb a = g(x) (a > 0, a ≠1, b > 0, b ≠1).
af(x) = bg(x) ⇐⇒ f(x)logc a = g(x)logc b (a > 0, a ≠ 1, b > 0, b ≠ 1, c > 0, c ≠1). | Пример. Решим уравнение 32(2x+5) · 52(3x+1) = 155x+6 . Способ 1. Разделим почленно уравнение на 155x+6 = 35x+6 · 55x+6 . А затем по формуле: 32(2x+5)−(5x+6) · 52(3x+1)−(5x+6) = 1 ⇐⇒ ⇐⇒ 3−x+4 · 5x−4 = 1 ⇐⇒ )x−4 = 1 ⇐⇒ x = 4. Способ 2. Прологарифмируем уравнение, например, по основанию 10. Получим равносильное уравнение 2(2x + 5)lg 3 + 2(3x + 1)lg 5 = (5x + 6)(lg 3 + +lg 5) ⇐⇒ ⇐⇒ (lg 5 − lg 3)x − 4(lg 5 − lg 3) = 0 ⇐⇒ x = 4 | ||
A1af(x)+β1 + A2a f(x)+β2 + . . . + Anaf(x)+βn = B, где a, A1, . . . , An, B, β1, . . . , βn — действительные числа, причём a > 0 и a ≠ 1. | Левую часть уравнения приводим к выражению Aaf(x) , где A = A1aβ1 + A2aβ2 + . . . + Anaβn . Тем самым, уравнение равносильно простейшему показательному уравнению Aaf(x) = B. | Пример. Показательное уравнение 32 √ x +32 √ x−1 −9√ x−1 = 11 ⇐⇒ 32 √ x +32 √ x−1 − - 32 √ x−2 = 11 ⇐⇒ ⇐⇒ 32 √ x−2 · (32 + 3 − 1) = 11 ⇐⇒ 32 √ x−2 = =1 ⇐⇒ ⇐⇒ 2√ x − 2 = 0 ⇐⇒ √ x = 1 ⇐⇒ x = 1. | ||
A1af(x)+β1 + A2a2f(x)+β2 + . . . + Ananf(x)+βn = B, где a, B, A1, . . . , An, β1, . . . , βn — действительные числа, причём a > 0 и a ≠1 | С учётом свойства степени преобразуем левую часть уравнения, и, тем самым, уравнение приведём к равносильному уравнению: A1aβ1af(x) + A2aβ2a2f(x) + . . . + Anaβnanf(x) = B. Затем подстановкой af(x) = y уравнение приведём к алгебраическому уравнению A1aβ1y + A2aβ2 y2 + . . . + Anaβnyn = B, которое решаем при y > 0. | Пример. Показательное уравнение 2x − 2 · 0,52x − 0,5x − 1 = 0 равносильно уравнению 2x − 2 · 1/ 22x − 1/2x − 1 = 0 ⇐⇒ 23x − 22x − 2x − 2 = 0. Подстановкой 2x = y > 0 получим кубическое уравнение y3 − y2 − y − 2 = 0 ⇐⇒ (y − 2)(y2 + y + 1) = 0 ⇐⇒ ⇐⇒ y = 2, так как квадратный трёхчлен y2 + y + 1 ≠ 0, как имеющий отрицательный дискриминант D = 1 − 4 = − 3. Следовательно, 2x = 2, а значит, x = 1. | ||
Aaf(x) + Baf(x)/2 · bf(x)/2 + Cbf(x) = 0, где A, B, C, a, b — действительные ненулевые числа, причём a > 0 и b > 0 | Делением на bf(x) (можно и на af(x) ) приведём к показательному уравнению вида A (a/b)f(x) + B(a/b)f(x)/2 + C = 0. С помощью подстановки (a/b)f(x)/2 = y > 0 получим квадратное уравнение Ay2 + By + C = 0, которое решаем при y > 0. | Пример. Показательное уравнение 4x + 6x = 9x равносильно уравнению 22x + (2 · 3)x − 32x = 0. Разделив его почленно на 32x > 0 ∀x ∈ R, будем иметь (2/3) 2x +(2/3) x − 1 = 0. Полагая (2/3)x = y > 0, получим квадратное уравнение y2 + y − 1 = 0 ⇐⇒ ( y + (1 + √5)/2)( y − (− 1 + +√5)/2) = 0, среди корней которого положительным будет y = (− 1 + √5)/2 . Тогда (2/3)x = (− 1 + √5)/2 ⇐⇒ x =( lg( − 1 + √5 − lg 2)/(lg 2 − lg 3) | ||
Логарифмические уравнения | ||||
loga f(x) = b при a > 0 и a ≠ 1, (1) где b — некоторое действительное число, является простейшим логарифмическим уравнением | Уравнение решается почленным потенцированием. При этом основываемся на свойстве обратимости показательной функции: одному значению аргумента соответствует одно значение показательной функции, и, наоборот, одному значению показательной функции соответствует одно значение аргумента: x1 = x2 ⇐⇒ ax1 = ax2 (a > 0, a ≠1). В равносильности положим, что x1 = loga f(x) и x2 = b. Тогда получим: loga f(x) = b ⇐⇒ aloga f(x) = ab (a > 0, a ≠1). Отсюда, с учётом того, что a loga f(x) = f(x) при f(x) > 0, а степень ab > 0, устанавливаем равносильность loga f(x) = b ⇐⇒ f(x) = a b (a > 0, a ≠1). | Пример. log5 log4 log3 log2 = 0 ⇐⇒ ⇐⇒ log4 log3 log2 = 1 ⇐⇒ log3 log2 = = 4 ⇐⇒ ⇐⇒ log2 = 34 ⇐⇒ x4 = 34 ⇐⇒ |x| = 3 ⇐⇒ x = − 3, x = 3. | ||
loga f(x) = loga g(x) (a > 0, a ≠ 1) | loga f(x) = loga g(x) ⇐⇒ ⇐⇒ (a > 0, a ≠1); loga f(x) = loga g(x) ⇐⇒ ⇐⇒ (a > 0, a ≠ 1) | Пример. lg x + lg(30 − x) = lg 19 + lg 11 ⇐⇒ ⇐⇒ ⇐⇒ ⇐⇒ ⇐⇒ ⇐⇒ | ||
loga f(x) = logb g(x) (a > 0, a ≠ 1, b > 0, b ≠1) | С помощью преобразований приводим к уравнению вида: loga f(x) = logb g(x) ⇐⇒ loga f(x) = loga g(x)/loga b ⇐⇒ loga b · loga f(x) = loga g(x) ⇐⇒ ⇐⇒ ⇐⇒ ⇐⇒ при a > 0, a ≠ 1, b > 0, b ≠1. Итак, получена равносильность решения уравнения loga f(x) = logb g(x) ⇐⇒ (a > 0, a ≠1, b > 0, b ≠ 1) | Пример. Уравнение ln x = lg x ⇐⇒ ln x = lnx / ln10 ⇐⇒ ⇐⇒ (ln 10 − 1)ln x = 0 ⇐⇒ ln x = 0 ⇐⇒ x = 1. При a > 0, a ≠ 1, b > 0, b ≠ 1 и b ≠ a, уравнение loga x = logb x ⇐⇒ lnx / lna = lnx / lnb ⇐⇒ ⇐⇒ (ln b − ln a)ln x = 0 ⇐⇒ ln x = 0 ⇐⇒ ⇐⇒ x = 1. | ||
logh(x) f(x) = b (b ∈ R) при каждом фиксированном значении аргумента x таком, что f(x) > 0 и f(x) ≠1, является простейшим логарифмическим уравнением. | logh(x) f(x) = b ⇐⇒ В соответствии с равносильностными переходами получаем, что уравнение logh(x) f(x) = logh(x) g(x)⇐⇒ | Пример. В соответствии с равносильностью уравнение logx 2 401 = 4 ⇐⇒ ⇐⇒ x = = 4√2 401 ⇐⇒ x = 7. Иначе, учитывая, что 2 401 = 74 , получим logx74 = 4 ⇐⇒ 4 logx 7 = 4 ⇐⇒ logx 7 = 1 ⇐⇒ ⇐⇒ x = 7. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме: «Решение показательных, логарифмических и тригонометрических уравнений» Итоговое повторение 10 класс
Урок по теме:«Решение показательных, логарифмических и тригонометрических уравнений» Итоговое повторение10 класс (информационно-технологический профиль)По учебнику Никольского«Алгебра и нач...
Решение показательных, логарифмических и иррациональных уравнений.
Обобщающий урок по алгебре и началам анализа "Решение показательных, логарифмических и иррациональных уравнений". Урок с игровыми элементами для учащихся 10 класса. Целью урока является развитие позна...
Решение показательных, логарифмических и иррациональных уравнений.
Обобщающий урок по алгебре и началам анализа "Решение показательных, логарифмических и иррациональных уравнений". Урок с игровыми элементами для учащихся 10 класса. Целью урока является развитие позна...
Урок на тему "Методы решения показательных, логарифмических уравнений и неравенств"
Этот урок был проведен в 11 классе. Тип урока - урок обобщения и систематизации пройденного материала с целью подготовки к ЕГЭ....
Презентация к уроку "Решение систем показательных логарифмических уравнений"
В презентации рассматриваются методы решения систем показательных логарифмических уравнений. Разобраны примеры с решением для простых систем и систем с нестандартными заменами. Презентация содержит до...
Методическая разработка открытого урока "Показательные уравнения. Методы решения показательных уравнений"
Методическая разработка открытого урока "Показательные уравнения. Методы решения показательных уравнений"...
открытый урок в 11 кл на тему «Общие методы решения показательных и логарифмических уравнений»
Тип урока: обобщения и систематизации полученных знаний (обобщающего повторения).Форма проведения урока: урок творчества.Применяемые технологии: технология уровневой дифференциации, с использованием э...