Дробь как результат деления натуральных чисел
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему
Цели урока:
Дидактическая:
- сформировать у учащихся знания о связи между дробной чертой и операцией деления;
- сформировать умения переходить от записи дроби к записи операции деления чисел.
Развивающая:
Формирование:
- мыслительных операций (анализ, рефлексия, проектирование)
- способов применения учебного материала в практической деятельности.
Воспитательная:
- формирование у учащихся адекватной самооценки уровня усвоения учебного материала.
Тип урока:
Урок – освоение новых знаний.
Цели урока осуществляются через организацию разнообразных форм индивидуальной самостоятельной учебно-познавательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
drob_kak_rezultat_deleniya_naturalnykh_chisel.doc | 79 КБ |
drob_kak_rezultat_deleniya_naturalnykh_chisel.ppt | 2.89 МБ |
Предварительный просмотр:
«Дробь как результат деления натуральных чисел».
Математика 5 класс, авторы Г.К. Муравин и О.И. Муравина.
Качула Наталья Николаевна,
учитель математики
МБОУ Кировская СОШ
п. Средний Маныч
Цели урока:
Дидактическая:
- сформировать у учащихся знания о связи между дробной чертой и операцией деления;
- сформировать умения переходить от записи дроби к записи операции деления чисел.
Развивающая:
Формирование:
- мыслительных операций (анализ, рефлексия, проектирование)
- способов применения учебного материала в практической деятельности.
Воспитательная:
- формирование у учащихся адекватной самооценки уровня усвоения учебного материала.
Тип урока:
Урок – освоение новых знаний.
Цели урока осуществляются через организацию разнообразных форм индивидуальной самостоятельной учебно-познавательной деятельности.
Оборудование:
Мультимедиа-проектор, компьютер.
Презентация.
Листы для осуществления контроля.
Сигнальные карточки.
Лист настроения учащихся.
Ход урока
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами урок математики, на котором мы с вами будем записывать частное в виде дроби и обратно, сформулируем определение правильной и неправильной дроби, исходя из сравнения дроби с единицей.
Перед вами лист настроения.Это моё настроение.
Но оно зависит от ваших ответов, от вашей творческой деятельности.
А какое ваше настроение? - В конце урока узнаем.
Урок проведем в виде увлекательного путешествия в Царство чисел. ( Презентация. Слайды 1, 2.)
Прежде, чем отправиться в путь, давайте проверим, весь ли багаж мы собрали в дорогу.
Устная работа.
- Какие числа называются натуральными?
- Какая дробь называется правильной?
- Какая дробь называется неправильной?
- Как сложить две дроби с одинаковым знаменателем?
Багаж собрали, теперь в путь. Но чтобы совершить путешествие, нам надо определить маршрут движения, а маршрут наш закодирован, и нам надо его разгадать.
1.Графический диктант. (Презентация. Слайд 3.)
«Да и нет не говорите, лучше сразу нарисуйте» ( да – «», нет «», т. е.
Наш маршррут будет выглядеть так
Верно ли утверждение:
1) 40681 –натуральное число.
2) 5 > 1 .
7 7
3) 14 правильная дробь.
13
4) 19 = 1 .
19
5) 5 + 2 = 7.
3 3 6
6) 2 правильная дробь .
3
7) 4 - 1 = 3 .
9 9 9
8) 0- натуральное число.
9) 5 + 8 = 13
17 17 17
10) 6 < 9
10 10
Путешествие : выполнение заданий, контроль и оценка полученных результатов.
Маршрут путешествия – полученный график, а его вершины(этапы движения) – которые нужно покорить.
Д Р З Э П С Е
Вершина «Д» - диктант (уже написан). (Презентация. Слайд 4)
2. Разминка: (Презентация. Слайд 5)
Прочитайте записи двумя способами:
А) 34+56; Б) 90-45; В) 7∙5; Г) 45: 9.
2. Продолжить цепочку вычислений:
128 :2____ ... :2____ ... :2____ ... :2____ ... :2____ ... :2____ ... :2____ ...
Как можно записать деление единицы на 2?
1: 2 = 0 (ост 1) или 2 ∙ 0 + 1=1
Молодцы, вы преодолели вершину «Разминка» и определили тему нашего урока. (Презентация. Слайды 6,7)
3 этап.Запишите в тетрадях тему урока:
« Дробь как результат деления натуральных чисел ».
Дробь можно получить и при делении натуральных чисел.
Решим задачу:
Два яблока разделить между тремя учениками:
2: 3 = 0 (ост. 2), т.е. нацело не делится .
Каждое яблоко разделим на 3 части. (Презентация. Слайд 8)
1 1 2
− + − = −
3 3 3
каждый ученик получит по две таких доли яблока, т.е. 2/3.
Математики имеют дело не с конкретными примерами, а с числами.
Они говорят, что при делении числа а на число в получается дробь а/в.
a
а : b = −
b
Черта дроби означает то же самое, что и знак деления. Черта дроби в математике используется чаще знака деления.
Запишите несколько примеров:
1) 10 : 3 = ; 2) 5 : 6 = ; 3) 20 : 45=.
Назовите, пожалуйста, компоненты при делении?
А теперь давайте установим связь между компонентами приделении и числителем и знаменателем. (Презентация. Слайды 9,10)
Числитель ----- делимое,
Знаменатель -----делитель,
Дробь ------ частное.
Молодцы, мы с вами одолели следующую вершину «Знай-ка».( Презентация. Слайд 11)
4 этап. «Эстафета» (примеры записаны на доске).
Запишите в виде дроби частное (физминутка, соревнование по рядам . Учащиеся по очереди выходят к доске и записывают ответы):
I ряд II ряд III ряд
1) 3 : 7 = 1) 5 : 4 = 1) 3 : 5 =
2) 9 : 10 = 2) 8 : 7 = 2) 5 : 3 =
3) 1 : 12 = 3) 12 : 2 = 3) 48 : 48 =
4) 47 : 1 = 4) 21 : 21 = 4) 35 : 38 =
5) 42 : 21 = 5) 8 : 10 = 5) 10 : 7 =
6) 51 : 51 = 6) 35 : 36 = 6) 12 : 4 =
7) 38 : 39 = 7) 1 : 5 = 7) 8 : 5 =
8) 7 : 7 = 8) 5 : 1 = 8) 5 : 8 =
9) 35 : 20 = 9) 46 : 23 = 9) 1 : 6 =
_____________________________________________________________
код 1237 код 567 код 1489
Вопросы:
Найдите правильные дроби и составьте из номеров правильных дробей код. (Презентация. Слайд 12)
Есть ли среди дробей натуральные числа?
Молодцы, мы с вами одолели вершину « Эстафета». (Презентация. Слайд 13.)
5 этап. Самостоятельная работа (Вершина «Самоделкин»).
Заполните таблицу.(Приложение 1)
Частное | Делимое | Делитель | Дробь | Числитель | Знаменатель |
4 : 9 | |||||
11 | 13 | ||||
3/10 | |||||
7 | 15 | ||||
8 | 11 |
Проверяем результаты (взаимопроверка в парах).
А теперь подведем итог: (Презентация. Слайд 14)
- Поднимите зеленые карточки, кто справился со всеми
заданиями и не допустил ошибки (оценка 5), кто допустил
одну ошибку – (оценка 4).
Молодцы, мы с вами одолели вершину «Самоделкин».( Презентация. Слайд 15)
6 этап: «Сказка». (Сказку по ролям расказывают учащиеся)
В царстве чисел жил один государь-господин. (Презентация. Слайд 16)
Безраздельно правил он всем один.
Натуральные числа верой и правдой служили ему,
Своему повелителю – Нулю.
Не по дням, а по часам расширялись его владения,
Но не удавалось до точности производить измерения.
Чтобы учитывать части и доли
Пригласили в царство «Дроби». (Презентация. Слайд 17)
И с приходом Дробного числа
Заметно потолстела государева казна.
Возгордился государь, о себе возомнил он много,
Невозможное стал требовать от своего народа.
Нуль: Я хочу, чтоб работали вы еще больше,
Чтоб казна час от часу становилась все толще.
Иначе возьму в руки знак умножения,
Вмиг все изменят ко мне отношение,
Лучше плети этот знак их устрашит:
В маленькие нулики он всех их превратит
Стоит мне с ним к числам подойти.
Поможет он порядок в царстве навести.
Ведущий:
Услышав это, заявили дроби:
- С вами и с нами, Натуральные числа,
Нуль не состоит в родстве по крови.
Мы подчиняться ему не хотим,
Давайте другое число на трон воцарим.
Ведущий:
Узнал Нуль про недобрые вести,
Не усидел на своем царском месте.
Испугавшись, помчался к дробям.
Нуль: - Я ничего плохого не сделал вам!
Пред знаменателем на колени упал,
Просьбу свою излагать он стал.
Нуль: - Оставьте меня при себе (Презентация. Слайд 18)
Хотя бы на дробной черте!
Дроби нулю возразили:
От присутствия твоего мы теряем силы.
Нуль:
- Знаменатель, ряды свои потесните, (Презентация. Слайд 19)
К себе вы меня возьмите!
Дроби: По конституции математики запрещено.
Место под дробной чертой никогда не будет твое.
Вон из нашего государства –
Единицу выбираем на царство.
Она самая демократичная,
Стройная, симпатичная.
Раздели на Единицу – ничего не меняется,
А при сложении немного, но прибавляется.
Ведущий: Но случился тут среди дробей спор,
До драки чуть не дошел он.
Дроби: Кто из нас у Единицы приближенным будет?
Кто нас рассудит?
Ведущий: Тут единица слово взяла,
Добрый совет она им дала.
Единица: Если мир меж вами будет, а не война,
То вместе вы превзойдете даже меня.
А если ссориться будете и браниться,
Не превзойти вам меня, Единицы.
Ведущий: Приняли дроби добрый совет,
И живут они дружно несколько сотен лет.
Вопросы:
1. Почему отвергли Дроби просьбу Нуля оставить его над дробной чертой?
2. Конституция – основной Закон государства. По какому закону математики нельзя ставить 0 в знаменателе?
5 4
3. Как − и − могут превзойти единицу?
7 7
Молодцы, мы с вами одолели вершину « Сказка» (Презентация Слайд 20).
7 этап. «Египетский свиток» (Презентация Слайд 21)
В археологической экспедиции обнаружили обгоревший египетский свиток. Изучая его, ученые не сразу пришли к выводу, что знак «идущие ноги» ставился в примерах вместо знаков «< », «< » или « = ».
Расшифруйте свиток.
5 16 4 5
а) − 1; б) − 1; в) − − ;
5 17 5 4
7 34 99
г) − 1; д) − − .
6 34 99
(Презентация Слайд 23)
Мы преодолели все вершины и прибыли в «Царство дробей»
Домашнее задание: Интересное о дробях вы сможете прочитать в книге
И.Я. Демпана и Н.Я. Виленкина «За страницами учебника математики».
Рефлексия.
Подведем итог урок.
- Сформируйте определение неправильной дроби, сравнивая её с единицей.
- Как можно 1 представить в виде дроби?
- Какое задание вам понравилось?
- Какое задание вызвало затруднение?
- Ответ какого ученика вам понравился?
-Кто был на уроке более активен?
На парте у вас лежат милые мордашки, дорисуйте их, выражая
своё настроение от урока.(Приложение 2) (Презентация Слайд 23)
На этом наш урок окончился. Спасибо за урок. ( Презентация. Слайд 24)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Путешествие в страну Математика Дорогу осилит идущий …
Графический диктант Верно ли утверждение: ( да – « », нет «___», т.е. ___ ) 40681 –натуральное число 2 ) 5 > 1 4 1 3 7 7 7) ─ - ─ = ─ 9 9 9 8) 0- натуральное число 14 8 5 13 3 ) ─ правильная дробь 9) ─ + ─ = ─ 13 17 17 17 19 4) ─ = 1 6 9 19 10) ─ < ─ 5 2 7 10 10 5) ─ + ─ = ─ 3 3 6 2 6) ─ правильная дробь 3
Вершина « Диктант» Д Р З Э П С Е
Разминка Прочитайте записи двумя способами: 34 +56; 2) 90-45; 3) 7 · 5; 4) 45:9. Продолжите цепочку вычислений: : 2 : 2 : 2 : 2 : 2 : 2 : 2 : 2 128 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …
Вершина « Разминка» Д Р З Э П С Е
Дробь как результат деления натуральных чисел 2 : 3 = ?
1 1 2 − + − = − 3 3 2 2 : 3 = ─ 3
10 10 : 3 = ─ 3 a a : b = ─ b Делимое Знаменатель Делитель ? Дробь Частное Числитель
Делимое Знаменатель Делитель Дробь Частное Числитель
Вершина « Знай-ка» Д Р З Э П С Е
Эстафета Правильные ответы 1 ряд - 1237 2ряд - 567 3 ряд - 1689
Вершина « Эстафета» Д Р З Э П С Е
Заполните таблицу Частное Делимое Делитель Дробь Числитель Знаменатель 4:9 11 13 3 ─ 10 7 15 8 11
Заполните таблицу Частное Делимое Делитель Дробь Числитель Знаменатель 4:9 4 9 4 ─ 9 4 9 11:13 11 13 11 ─ 13 11 13 3:10 3 10 3 ─ 10 3 10 7:15 7 15 7 ─ 15 7 15 8:11 8 11 8 ─ 11 8 11
Вершина «Самоделкин» Д Р З Э Т С Е
Сказка 0 Царство чисел
Дроби Натуральные числа
0 числитель «От присутствия твоего мы теряем силы»
Знаменатель « …место под дробной чертой никогда не будет твое.» 0
Вершина «Сказка» Д Р З Э Т С Е
Египетский свиток 5 ─ 1 5 16 ─ 1 17 4 5 ─ ─ 5 4 7 ─ 1 6 34 99 ─ ─ 34 99
Вершина «Египетский свиток» Д Р З Э Т С Е
Лист настроения понравился урок не понравился урок мне всё равно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок математики, 5 класс. Тема: Дробь как результат деления натуральных чисел (УМК Никольского и др.)
Цель урока: записать результат измерения с помощью числа нового вида.Тип урока. Постановка учебной задачи.Задачи урока.Образовательные – содействовать развитию поиска решения задачи, содействовать раз...
Презентация к уроку на тему: "Дроби и деление натуральных чисел"
Урок закрепления изученного материала с устным счетом и проверочной самостоятельной работой....
Технологическая карта урока математики 5 класс "Дроби и деление натуральных чисел."
Технологическая карта урока математики 5 класс....
Технологическая карта урока математики 5 класс "Дроби и деление натуральных чисел."
Математика 5 класс. Технологическая карта урока. по теме "Дроби и деление натуральных чисел"...
Дроби и деление натуральных чисел
Объяснение нового материала 5 класс Мерзляк А.Г....
Дроби и деление натуральных чисел
Объяснение нового атериала 5 класс Мерзляк А.Г....
Дроби и деление натуральных чисел
Дроби и деление натуральных чисел....