Преобразование тригонометрических выражений
план-конспект занятия по алгебре по теме
Предварительный просмотр:
ВТЖТ – филиал РГУПС
Методическая разработка занятия по теме:
«Преобразование тригонометрических выражений»
Преподаватель ВТЖТ – филиала РГУПС:
Марченко Любовь Евгеньевна
2012 г.
План занятия
Учебная дисциплина | Математика |
Группа | 11 АТМ |
Дата проведения | 16.10.2012 г. |
Тема занятия по КТП | Преобразование тригонометрических выражений |
Тип занятия | Урок применения и совершенствования знаний и умений |
Цели занятия: | |
обучающая |
|
развивающая |
|
воспитательная |
|
Формы работы: |
|
Оборудование: |
|
- Организационный момент. Приветствие. (7 мин).
Здравствуйте, ребята! Я очень рада всех Вас видеть, надеюсь, что это взаимно. Хотелось бы начать наше занятие с высказывания французского писателя Анатоля Франса. Он заметил, что учиться можно только весело…. Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом.
Так вот, давайте сегодня на занятии будем следовать этому совету писателя, будем активны, внимательны.
Тема нашего занятия «Преобразование тригонометрических выражений». Занятие по совершенствованию ваших знаний по применению и использованию основных формул тригонометрии.
Перед нами стоят цели:
- сформировать навыки применения основных формул тригонометрии при упрощении тригонометрических выражений;
- совершенствовать знания, умения и навыки использования и применения тригонометрических формул при решении разноуровневых задач.
В центре внимания на занятии будет «Рабочая карта». Она находится у каждого из вас. Сюда вы будет вносить знак «+», вписывать год, фамилию, букву за каждое верно выполненное задание. Таких заданий будет несколько. В конце нашего занятия вы сами подведете итог своей работы и поставите оценку за усвоение темы.
Количество примеров | Сумма верных ответов | |||||||||||
Соответствие (проверка знаний) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||||||
1 | Определение имени | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||||
2 | Год рождения | |||||||||||
3 | Название имения | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||||
4 | Фамилия прадеда, деда | |||||||||||
5 | Фамилия первого учителя | |||||||||||
6 | Фамилия математика | |||||||||||
Кроссворд | ||||||||||||
Итого: |
- Проверка домашнего задания (7 мин).
Начнем с проверки домашнего задания. Задание было дано необычное и непростое. Напомним всем.
Дано: координаты 18-ти точек в зашифрованном виде. Задание: Расшифровать координаты точек и построить их в системе координат, соединяя их последовательно линиями.
Точки:
1. ; 10. ;
2. ; 11. ;
3. ; 12. ;
4. ; 13. ;
5. ; 14. ;
6. ; 15. ;
7. ; 16. ;
8. ; 17. ;
9. ; 18. .
Ответы: 1. (2; 6), 2. (-4; 6), 3. (-4; 0), 4. (0; 0); 5. (0; -3); 6. (-2; -3); 7. (-2; -2); 8. (-4; -2), 9. (-4; -4), 10. (-3; -5), 11. (1; -5), 12. (2; -4), 13. (2; 1), 14. (1; 2), 15. (-2; 2), 16. (-2; 4), 17. (2; 4), 18. (2; 6).
РИСУНОК:
- Проверка опорных знаний. (8 мин).
Задание: Необходимо установить соответствие между тригонометрическим выражением (или вопросом) и результатом вычисления (или ответом).
Не забудьте заполнить первую строку рабочей карты!
| А. I |
| Б. |
| В. 2 |
| Г. |
| Д. II |
Ответы: 1В, 2Г, 3А, 4Б, 5Д.
- Обобщение, систематизация и совершенствование знаний.
Вводная часть (3 мин).
В истории науки - немало имен известных ученых: не только мужчин, но и женщин. Это гречанка Гипатия (V в. н. э.), читавшая лекции по философии и математике; француженка Эмилия Дю-Шатле (1706-1749), переведшая на французский язык «Начала» Ньютона. Итальянка Мария Гаетана Аньези (1758-1799), в честь которой одна из кривых третьего порядка названа «локон Аньези», Эмми Нетер - самая крупная женщина-математик когда-либо существовавшая, профессор Геттингенского университета в Германии, и многие другие. Но ни одна из них не пользуется такой известностью и славой, как та, о которой мы с вами будем сегодня говорить. Она считала, что «…среди всех наук, открывавших человечеству путь к познанию законов мира, самая могущественная и самая важная наука, - математика».
В заданиях, которые будут предложены, вам необходимо ответить на вопрос «Знаете ли вы?» К ответу даются «подсказки»: несколько вариантов и математическое задание, правильное выполнение которого указывает на нужный выбор.
Вопрос № 1. Знаете ли Вы имя первой женщины – математика, члена – корреспондента Санкт – Петербургской Академии наук, профессора Стокгольмского университета, литератора и публициста? (7 мин).
Ее жизнь – это увлекательная история о девушке, полюбившей свободу и математику, история о женщине, проложившей дорогу в науку женщинам России и Европы. Она читала лекции на шведском, французском и немецком языках, давала частные уроки. Сверх того она была еще и литератор, писательница, автор ряда литературных произведений. Выберите ее имя из четырех имен известных женщин, каждому из которых соответствует набор из единиц и нулей:
- Ада Августа Лавлейс – 11001
- Софи Жермен – 10101
- Екатерина Дашкова – 01110
- Софья Ковалевская – 10111
Правильность выбора ответа проверьте, выполнив задание: Определите, какие предложения истинны, а какие ложные.
- Если угол содержит радиан, то его градусная мера равна 60°.
- Если угол содержит 240°, то его радианная мера равна .
- Угол, содержащий радиан, лежит в третьей четверти.
- Поворот на 0 рад означает, что точка остается на месте.
- Косинус отрицателен во II и Ш координатных четвертях.
Истинному предложению поставьте в соответствие 1, а ложному – 0. Получив упорядоченный набор из единиц и нулей, вы узнаете верный ответ.
Ада Августа Лавлейс, дочь Байрона, - «первая программистка», сотрудничала с изобретателем вычислительных машин Ч. Бейбиджем, в честь ее один из языков программирования назван «Ада».
Софи Жермен в 1808 году получила Наполеоновскую премию Парижской Академии наук за исследования по теории упругости.
Екатерина Романовна Дашкова – русская княгиня, директор Санкт-Петербургской Академии наук.
Не забыли заполнить первую строку рабочей карты?
Вопрос № 2. Знаете ли Вы, в каком году родилась Софья Васильевна Ковалевская? (5 мин).
Год рождения Софьи Васильевны записан в таблице. Угадайте этот год.
1848 | 1850 | 1852 |
1 | 3 | 5 |
Проверьте правильность догадки, вычислив значение выражения:
.
В строке №2 запишите год рождения.
Отец Софьи Васильевны генерал-лейтенант артиллерии Василий Корвин-Круковский вышел в отставку и уехал с семьей из Москвы в свое родовое поместье, которое находится на границе с Литвой. Сейчас – это псковская земля. Красота имения была необычной: вокруг его на сотни километров простирались леса, богатые ягодами, грибами, зайцами, птицами и барсуками. Большой господский дом стоял на пригорке.
Вопрос № 3. Знаете ли Вы название имения Круковских? (5 мин).
Оно записано в таблице:
Карелино | Ливоново | Полибино | Марьино |
4 | 3 | 2 | 1 |
Число, записанное под названием имения Круковских, равно количеству верных формул:
- ;
- ;
- ;
- ;
- .
В строке №3 проставьте знаки «+», если формула верная, по вашему мнению, или знак «-», если считаете, что она неверная.
Известно, что мать Софьи, Елизавета Федоровна, была внучкой петербургского академика, астронома Федора Ивановича и дочерью почетного академика Федора Федоровича … Дед Софьи Васильевны был крупным ученым и военным деятелем, известным своими работами по геодезии и изданиям географических карт России.
Вопрос № 4. Знаете ли Вы фамилию прадеда и деда Софьи Ковалевской по материнской линии? (10 мин).
Фамилия Федора Федоровича зашифрована. Каждому ответу соответствует число – порядковый номер буквы в русском алфавите.
Вычислите | Номер буквы | Буква |
В строке №4 впишите буквы.
1 – А | 2 – Б | 3 – В | 4 – Г | 5 – Д |
6 – Е | 7 – Ё | 8 – Ж | 9 – З | 10 – И |
11 – Й | 12 – К | 13 – Л | 14 – М | 15 – Н |
16 – О | 17 – П | 18 – Р | 19 – С | 20 – Т |
21 – У | 22 – Ф | 23 – Х | 24 – Ц | 25 – Ч |
26 – Ш | 27 – Щ | 28 – Ъ | 29 – Ы | 30 – Ь |
31 – Э | 32 –Ю | 33 – Я |
Первые уроки математики Соня и ее старшая сестра Анна получили в семье. Для воспитания и обучения сестер был приглашен домашний учитель Иосиф Игнатович – сын мелкопоместного шляхтича Витебской губернии, который после окончания шестиклассного училища посвятил себя учительству, обучая детей помещиков.
Вопрос № 5. Знаете ли Вы фамилию первого учителя сестер Круковских? (5 мин).
Эта фамилия записана в таблице:
Булевич | Малевич | Рашевский |
II | I | III |
Каждой фамилии соответствует число. Фамилии учителя Софьи Ковалевской соответствует номер четверти на тригонометрической окружности, в которой находится угол в радиан.
В строке №5 впишите фамилию учителя.
Первым учителем С. В. Ковалевской был И. И. Малевич. Это был талантливый педагог. К своему труду он относился с увлечением, любил детей и к каждому из них находил особый подход. До десяти с половиной лет Соня изучала арифметику. Впоследствии она считала, что именно изучение арифметики дало ей основу математических знаний.
Весьма любопытно произошло первое знакомство Сони с высшей математикой. Случилось так, что стены в детской комнате в имении отца были оклеены лекциями по математическому анализу знаменитого математика. Как пишет С.В. Ковалевская, «от долгого ежедневного созерцания внешний вид многих формул так и врезался в моей памяти». Через много лет преподаватель по математическому анализу удивлялся: «Как скоро она усвоила понятие предела и производной, точно она их наперед знала».
Вопрос № 6. Знаете ли Вы имя знаменитого немецкого математика, главы Берлинской математической школы, ставшего научным руководителем Софьи Васильевны? (5 мин).
Его имя записано в таблице среди других знаменитых немецких ученых XIX века:
Давид Гильберт | Карл Вейерштрасс | Феликс Клейн |
Имени учителя Ковалевской соответствует число, равное , если , .
Фамилию немецкого математика впишите в строку №6.
- Творческое применение знаний. (15 мин).
Разгадайте кроссворд и узнаете название повести, автором которой была Софья Васильевна Ковалевская.
1. | ||||||||||||||
2. | ||||||||||||||
3. | ||||||||||||||
4. | ||||||||||||||
5. | ||||||||||||||
6. | ||||||||||||||
7. | ||||||||||||||
8. | ||||||||||||||
9. | ||||||||||||||
10. |
1. Координата точки на оси OY.
2. Положительное число Т, такое что на всей области определения функции выполняется равенство .
3. График функции .
4. Зависимость одной величины от другой.
5. Геометрическая фигура, образованная двумя лучами, выходящими из одной точки.
6. Функция, обратная функции .
7. Координата точки на оси OХ.
8. часть окружности.
9. Геометрическое место всех точек плоскости, равноудаленных от заданной точки.
10. Сторона прямоугольного треугольника.
Ответы на кроссворд:
1.О | Р | Д | И | Н | А | Т | А | |||||||
2.П | Е | Р | И | О | Д | |||||||||
3.К | О | Т | А | Н | Г | Е | Н | С | О | И | Д | А | ||
4.Ф | У | Н | К | Ц | И | Я | ||||||||
5.У | Г | О | Л | |||||||||||
6.А | Р | К | С | И | Н | У | С | |||||||
7.А | Б | С | Ц | И | С | С | А | |||||||
8.Ч | Е | Т | В | Е | Р | Т | Ь | |||||||
9.О | К | Р | У | Ж | Н | О | С | Т | Ь | |||||
10.К | А | Т | Е | Т |
- Подведение итогов работы. Выставление оценок (7 мин).
Вот и подходит к концу наше занятие. Подведем итоги нашей работы
Количество примеров | Сумма верных ответов | |||||||||||
Соответствие (проверка знаний) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 5 | ||||||
В | Г | А | Б | Д | ||||||||
1 | Определение имени | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 5 | |||||
1 | 0 | 1 | 1 | 1 | ||||||||
2 | Год рождения | 1850 | 1 | |||||||||
3 | Название имения | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 5 | |||||
+ | - | - | - | + | ||||||||
4 | Фамилия прадеда, деда | ш | у | б | е | р | т | 6 | ||||
5 | Фамилия первого учителя | Малевич | 1 | |||||||||
6 | Фамилия математика | Карл Вейерштрасс | 1 | |||||||||
Кроссворд | н | и | г | и | л | и | с | т | к | а | 10 | |
Итого: | 34 |
Оценка за занятие
32-34 балла | «5» Молодец! |
25-31 балл | «4» Так держать! |
10-24 балла | «3» Не все потеряно! |
Менее 10 баллов | «2» Подтянись! |
- Домашнее задание (3 мин).
Богомолов Н.В. Практические занятия по математике, Гл.9, §21-22, №237(5,6,7,8), 239(1,2).
- Рефлексия (3 мин).
Вопросы:
- Что нового Вы узнали на занятии?
- Какие формулы тригонометрии Вы использовали при ответе на вопросы?
- Какое задание показалось Вам наиболее затруднительным?
Список используемой литературы:
- Богомолов Н.В. Практические занятия по математике. - М.: Высшая школа,2007.
- Глейзер Г.И. История математики в школе: IX-X кл. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1983. – 351 с., ил.
- Кордемский Б.А. Великие жизни в математике: Кн. для учащихся 8-11 кл. – М.: Просвещение, 1995. – 192 с.: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок алгебры в 10 классе "Преобразование тригонометрических выражений".
Урок алгебры в 10 классе "Преобразование тригонометрических выражений". Тип урока: урок повторения, обобщения и систематизации знаний. Урок сопровождается презентацией....
Самостоятельная работа. Преобразование тригонометрических выражений. 10 класс
Самостоятельная работа. Преобразование тригонометрических выражений. 10 класс. Четыре варианта....
урок Формулы приведения. Преобразование тригонометрических выражений
целью урока является создание положительной мотивации к обучению и подготовки к ПГК...
Урок преобразование тригонометрических выражений
Подготовка к ЕГЭ - задание В7...
Преобразование тригонометрических выражений. Свойства тригонометрических функций.
Данный урок проводился в 10 классе в рамках семинара учителей математики...
Тригонометрические функции. Свойства. Основные тригонометрические тождества. Преобразование тригонометрических выражений.
Представленный материал - конспект урока повторения и обобщения знаний в 9 классе по теме"Тригонометрические функции.Свойства.Основные тригонометрические тождества.Преобразование тригонометрических вы...
Тест по теме: "Преобразование тригонометрических выражений. Тригонометрические функции", Алгебра и начала анализа, 10 класс
Четыре варианта теста для проведения контроля знаний учащихся по теме: "Преобразование тригонометрических выражений. Тригонометрические функции". задания с выбором ответа и с кратким...