Урок преобразование тригонометрических выражений
методическая разработка по алгебре (11 класс) на тему
Подготовка к ЕГЭ - задание В7
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preobrazvanie_trigonometricheskih_vyrazheniy.doc | 391.5 КБ |
opornyy_konspekt_po_trigonometrii_.doc | 317 КБ |
vychislenie_znacheniy_trigonometricheskih_vyrazheniy.doc | 529 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ школа №340 Санкт-Петербург Невский район
Урок по теме: «Преобразование тригонометрических выражений»
11 класс
Учитель: Екимова И.И.
Март 2012
Тема: Тождественные преобразования тригонометрических выражений.
Цель: систематизировать знания, полученные учащимися в школе при изучении темы «Тригонометрические формулы», выделить общие методы и приёмы решения задач, указав в них стандартные приёмы, продемонстрировать технику решения как простых, так и относительно сложных задач.
Задачи: 1) показать взаимосвязь основных формул тригонометрии;
2) продолжить формирование навыка преобразований тригонометрических выражений;
3) развивать память, внимание, грамотную математическую речь;
4) воспитывать самостоятельность, ответственность, взаимопомощь.
Тип урока: обобщающий с элементами общественного смотра знаний.
Формы контроля знаний, умений и навыков: математический диктант, самостоятельная работа в форме тестовых заданий.
Оборудование:
- опорный конспект «Тригонометрия» - каждому ученику;
- устные упражнения – один лист на парту;
- текст математического диктанта – индивидуально каждому ученику;
- задания для решения в классе – индивидуально каждому ученику;
- варианты тестов для самостоятельной работы – индивидуально каждому ученику;
- Домашнее задание – индивидуально каждому ученику.
План урока.
- Актуализация темы – 1 мин.
- Устные упражнения – 4 мин.
- Повторение теории по опорному конспекту – 5 мин.
- Математический диктант – 5 мин.
- Решение упражнений – 15 мин.
- Самостоятельная работа – 10 мин.
- Задание на дом – 2 мин.
- Подведение итогов – 3 мин.
Ход урока.
1.Мотивация.
Обилие тригонометрических формул – одна из основных причин затруднений при преобразовании тригонометрических выражений и решении уравнений. Этих формул более полусотни, и каждая может понадобиться. При этом, если их заучивать бессистемно, то можно просто не увидеть, когда и какую формулу надо применять.
Нужно твердо помнить только несколько основных формул, а остальные легко можно восстановить в памяти или вывести из основных. В КИМах нет справочного материала. Сейчас мы посмотрим, какие формулы нужно все-таки выучить наизусть тем, кто по каким-то причинам этого не сделал, а какие можно быстро вывести самим, используя справочный материал и свои знания.
У доски 3 ученика записывают тригонометрические формулы:
1 ученик: Формулы, которые устанавливают соотношения между тригонометрическими функциями одного и того же угла.
2 ученик: Формулы сложения.
3 ученик: Формулы суммы и разности и разности тригонометрических функций.
2. Устная разминка:
1.Какие тригонометрические функции могут иметь значения
1).0,5 2). 2,1 3). 4).-0,361
2. Вычислить:
1). sin2+cos2+tg2
2). 2sin 30 - sin 60tg 45
3. Выберите формулу с ошибкой:
Основные тригонометрические тождества:
sin²x+cos²x=1
tg x=sin x /cos x
ctg x=cos x /sin x
tg x×ctg x=1
tg²x+1=1/sin²x
ctg²x+1=1/sin²x
4.В каких четвертях sin и cos имеют разные знаки?
5. Вычислить: , если tg= 2
3. Повторение теории по опорному конспекту
Предложить учащимся рассмотреть опорный конспект « Тригонометрия». По опорному конспекту проверить работу учеников на доске и исправить ошибки, обсудить какие формулы необходимо выучить, а какие можно быстро вывести самим. По опорному конспекту повторить основные моменты теории: радианная мера угла, изображение любого действительного числа на числовой окружности, определение синуса, косинуса, тангенса и котангенса острого угла в прямоугольном треугольнике, определение синуса и косинуса действительного числа через числовую окружность, значения тригонометрических функций углов 30 градусов, 45 градусов и 60 градусов, мнемоническое правило для запоминания формул приведения.
4.Математический диктант.
Вариант1 | Вариант2 |
Найти значение выражения: 2sin150cos150 | Найти значение выражения: cos2150- sin2150) |
Вычислить: sin330º | Вычислить: ctg315º |
1- sin2 = | sin(+)= |
sin(270º - α)= | tg.ctg= |
sin2 + cos2= | cos (270º + α) |
Упростить: | Упростить: |
cos (-)= | 1-cos2= |
Два ученика выполняют работу на закрытых досках.
Критерии оценок: верные ответы оценка
7 «5»
6 «4»
4-5 «3»
менее 4 «2»
Учащиеся проверяют работы одноклассников, работающих на обратной стороне доски, и одновременно свои работы.
5. Решение упражнений:
Перейдем к решению задач с применением тех формул, которые только что повторили.
1. Найдите значение выражения | Формулы |
2. Найдите значение выражения | |
3. Найдите значение выражения | |
| |
5. Найдите значение выражения | |
6. Найдите значение выражения | |
7. Найдите значение выражения | |
| |
9. Найдите tga, если | |
10. Найдите | |
11. Упростить выражение: | |
12. Найдите значение выражения | |
| |
14. Найдите значение выражения , если . |
6. Самостоятельная работа.
Вариант 1 | Вариант 2 |
1. Найдите , если и . | 1. Найдите , если и . |
2. Найдите , если и . | 2. Найдите , если и . |
3. Найдите , если . | 3. Найдите , если . |
4. Найдите , если . | 4. Найдите , если . |
5. Найдите , если и . | 5. Найдите , если и . |
Ответы:
Вариант 1: -3; 0,1;10,88; 0,12; 19,2.
Вариант 2: 4; 0,1;-6,16,8; 0,36; 8.
7. Домашнее задание.
№ | Текст задания | Формулы | Решение задания |
1 | Найдите , если и . | ||
2 | Найдите , если и | ||
3. | |||
4. | |||
5. | |||
6. | |||
7. | |||
8. | Найдите если . | ||
9. | Найдите если . | ||
10. | Найдите если и . |
8. Подведение итогов.
Продолжи фразу
«Сегодня на уроке я повторил…»
«Сегодня на уроке я закрепил…»
Комментирование и выставление оценок.
Предварительный просмотр:
Подготовка к ЕГЭ.
Опорный конспект по тригонометрии
Синусом угла α называется отношение противолежащего катета к гипотенузе.
Косинусом угла α называется отношение прилежащего катета к гипотенузе.
Тангенсом угла α называется отношение противолежащего катета к прилежащему.
Котангенсом угла α называется отношение прилежащего катета к противолежащему.
Синусом угла α называется ордината точки единичной окружности.
Косинусом угла α называется абсцисса точки единичной окружности.
Тангенсом угла α называется отношение синуса угла α к косинусу.
Котангенсом угла α называется отношение косинуса угла α к синусу.
Функция | Аргумент | ||||
0 (0▫) | (30▫) | (45▫) | (60▫) | (90▫) | |
sin α | 0 | 1 | |||
cos α | 1 | 0 | |||
tg α | 0 | 1 | - | ||
ctg α | - | 1 | 0 |
Зависимости между тригонометрическими функциями одного и того же аргумента: , – основное тригонометрическое тождество |
;
Формулы приведения
Для того, чтобы привести тригонометрическую функцию произвольного аргумента γ к аргументу α, 0< α < , надо:
- представить:
- если m – чётное число, то наименование функции НЕ меняется;
если m – нечётное число, то наименование функции меняется на кофункцию;
- определить знак приводимой функции и поставить её перед приведённой.
Формулы сложения для тригонометрических функций
Тригонометрические функции двойного аргумента
Формулы понижения степени тригонометрических функций
; |
Тригонометрические функции половинного аргумента
; |
Выражение тригонометрических функций через тангенс половинного аргумента
; | ; |
Формулы суммы и разности синусов и косинусов
Формулы преобразования произведения тригонометрических функций в сумму
; |
Частные случаи:
sin x = 0, sin x = 1, sin x = - 1, | cos x = 0, cos x = 1, cos x = - 1, |
Уравнение | Формула решения | Примечание |
sin x = a | x = (-1)n arcsin a + πn, | arcsin (-a) = - arcsin a |
cos x = a | x = ± arccos a + 2πn, | arccos (-a) = π - arccos a |
tg x = a | x = arctg a + πn, | arctg (-a) = - arctg a |
ctg x = a | x = arcctg a + πn, | arcctg (-a) = π - arctg a |
Предварительный просмотр:
Вычисление значений тригонометрических выражений
Найдите , если и .
Решение.
т.к. , то <0;
.Ответ: -3.
1. Найдите , если и .
2. Найдите , если и .
Найдите , если и
Решение.
т.к. , то > 0;
, .Ответ: 5.
1. Найдите , если и .
2. Найдите , если и .
Найдите , если и .
Решение.
т.к. , то ;
, => .
Ответ: 1.
1. Найдите , если и
2. Найдите , если и .
Найдите , если и .
Решение.
т.к. , то ;
.Ответ: -1.
1. Найдите , если и .
2. Найдите , если и .
Найдите , если .
Решение.
Ответ: 22,08.
1. Найдите , если .
2. Найдите , если .
Найдите , если .
Решение.
= Ответ: 4.
1. Найдите , если .
2. Найдите , если .
Найдите значение выражения , если .
Решение.
= .
Ответ: -28.
1. Найдите значение выражения , если .
2. Найдите значение выражения , если .
Найдите , если и .
Решение.
;
т.к. , то
; .
Ответ: 0,6.
1. Найдите , если и .
2. Найдите , если и .
Найдите , если и .
Решение.
т.к. , то ;
= .
Ответ: -10.
1.Найдите , если и .
2. Найдите , если и .
Найдите , если .
Решение.Ответ: -2,5.
1. Найдите , если .
2. Найдите , если .
Найдите , если .
Решение.
, .
Ответ: 7.
1. Найдите , если .
2. Найдите , если .
Найдите , если .
Решение.
Способ 1: . Тогда:
= .
Способ 2: поделим числитель и знаменатель дроби на . Тогда:
= .
Ответ: -9.
1. Найдите , если .
2. Найдите , если .
Найдите , если .
Решение.
Сократим дробь на :
.
Ответ: 8.
1. Найдите , если .
2. Найдите , если .
Найдите , если .
Решение.
Сократим дробь на :
.
Ответ: 2,25.
1. Найдите , если .
2. Найдите , если .
Найдите значение выражения , если .
Решение.
= .
Ответ: 3.
1. Найдите значение выражения , если .
2. Найдите значение выражения , если .
Найдите значение выражения , если .
Решение.
=
.
Ответ: 4.
1. Найдите значение выражения , если .
2. Найдите значение выражения , если .
Найдите , если .
Решение.=.
Ответ: -7.
1.Найдите , если .
2. Найдите , если .
Преобразования числовых тригонометрических выражений
Найдите значение выражения .
Решение.
.Ответ: 6.
1. Найдите значение выражения:
2. Найдите значение выражения:
Найдите значение выражения .
Решение.
.Ответ: -24.
1. Найдите значение выражения
2. Найдите значение выражения
Найдите значение выражения .
Решение.
.Ответ: 5.
1. Найдите значение выражения
2. Найдите значение выражения .
Найдите значение выражения .
Решение.
.Ответ: 36.
1. Найдите значение выражения .
2. Найдите значение выражения .
Найдите значение выражения .
Решение.
.Ответ: 2.
1. Найдите значение выражения .
2. Найдите значение выражения .
Найдите значение выражения .
Решение.
Ответ: -16.
1. Найдите значение выражения .
2. Найдите значение выражения .
Найдите значение выражения .
Решение.
Ответ: -6.
1. Найдите значение выражения .
2. Найдите значение выражения .
Найдите значение выражения .
Решение.
.
Ответ: 6.
1. Найдите значение выражения .
2. Найдите значение выражения .
Найдите значение выражения .
Решение.
.Ответ: 18.
1. Найдите значение выражения .
2. Найдите значение выражения .
Найдите значение выражения .
Решение.
.Ответ: -12.
1. Найдите значение выражения .
2. Найдите значение выражения .
Найдите значение выражения .
Решение.
= .Ответ: -14.
1. Найдите значение выражения .
2. Найдите значение выражения .
Найдите значение выражения .
Решение.
= .Ответ: -4.
1. Найдите значение выражения .
2. Найдите значение выражения .
Найдите значение выражения .
Решение.
= .
Ответ: -5.
1. Найдите значение выражения .
2. Найдите значение выражения .
Найдите значение выражения .
Решение.
= .
Ответ: 14.
1. Найдите значение выражения .
2. Найдите значение выражения .
Найдите значение выражения .
Решение.
=.
Ответ: -5.
1. Найдите значение выражения .
2. Найдите значение выражения .
Найдите значение выражения .
Решение.
= = Ответ: 12.
1. Найдите значение выражения .
2. Найдите значение выражения .
Найдите значение выражения .
Решение.
.Ответ: 6.
1. Найдите значение выражения
2. Найдите значение выражения
Найдите значение выражения .
Решение.
.
Ответ: 12.
Найдите значение выражения .
Решение.
Ответ: 10.
1. Найдите значение выражения .
2. Найдите значение выражения
Найдите значение выражения .
Решение.
Ответ: 10.
1. Найдите значение выражения .
2. Найдите значение выражения .
Найдите значение выражения: .
Решение.
.Ответ: -3.
1. Найдите значение выражения: .
2. Найдите
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок алгебры в 10 классе "Преобразование тригонометрических выражений".
Урок алгебры в 10 классе "Преобразование тригонометрических выражений". Тип урока: урок повторения, обобщения и систематизации знаний. Урок сопровождается презентацией....
урок Формулы приведения. Преобразование тригонометрических выражений
целью урока является создание положительной мотивации к обучению и подготовки к ПГК...
"Тождественные преобразования тригонометрических выражений" Урок разноуровневого обобщающего повторения
Урок разноуровневого обощающего повторения...
Преобразование тригонометрических выражений. Свойства тригонометрических функций.
Данный урок проводился в 10 классе в рамках семинара учителей математики...
Тригонометрические функции. Свойства. Основные тригонометрические тождества. Преобразование тригонометрических выражений.
Представленный материал - конспект урока повторения и обобщения знаний в 9 классе по теме"Тригонометрические функции.Свойства.Основные тригонометрические тождества.Преобразование тригонометрических вы...
Тест по теме: "Преобразование тригонометрических выражений. Тригонометрические функции", Алгебра и начала анализа, 10 класс
Четыре варианта теста для проведения контроля знаний учащихся по теме: "Преобразование тригонометрических выражений. Тригонометрические функции". задания с выбором ответа и с кратким...
ТОЖДЕСТВЕННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИХ ВЫРАЖЕНИЙ Тригонометрический круг
ТОЖДЕСТВЕННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИХ ВЫРАЖЕНИЙ...