Ученическая конференция "Научное и литературное наследие С.В. Ковалевской"
методическая разработка по алгебре (10 класс) по теме

Алексеева Татьяна Алексеевна

Ученическая конференция способствует привитию любви к математике, расширяет кругозор ребят, активизирует познавательную деятельность учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Холмовская средняя школа»

Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение

« Холмовская средняя общеобразовательная школа»

Холм – Жирковского района Смоленской области

(Ученическая конференция в 10 классе)

Выполнила

Алексеева Татьяна Алексеевна,

учитель математики

высшей категории.

2013 г


Оглавление

Цель конференции        

Оборудование        

Ход конференции        

Вступительное слово учителя        

Выступление учащихся: « Страницы жизни С. В. Ковалевской»        

Литературное наследие С.В. Ковалевской (выступления учащихся)        

Выступление учителя литературы        

Заключительное слово учителя        

Источники        


Ученическая конференция

«Научное и литературное наследие С. В. Ковалевской»

Цель конференции

Знакомство учащихся с научным и литературным наследием С. В. Ковалевской; показать духовный и нравственный облик С. В, Ковалевской; верность науке; борьбу за право женщины на творческий труд; обратить внимание старшеклассников на произведения С. В. Ковалевской, рассмотреть отдельные из них; способствовать развитию интереса к математике у учащихся и познавательных способностей.

Оборудование

  • Портрет С. В. Ковалевской;
  • Выставка ее произведений:
  • Роман « Нигилистка»,
  • Повести: «Воспоминания детства»,
  • Драма « Борьба за счастье»,
  • Сборник стихов.
  • Эпиграф, записанный на доске:

«Я чувствую, что предназначена служить истине – науке и прокладывать новый путь женщинам, потому что это значит – служить справедливости». С. В. Ковалевская.

Ход конференции

Вступительное слово учителя

« Я чувствую, что предназначена служить истине – науке и прокладывать новый путь женщинам, потому что это значит – служить справедливости».Эти слова принадлежат выдающемуся ученому – математику Софье Васильевне Ковалевской, которая свою недолгую жизнь стремилась открыть широкую дорогу для разносторонней деятельности  женщины.

Научные труды С. В. Ковалевской получили высокую оценку исследователей в нашей стране и за рубежом и имели большое значение для развития математики и механики. «В истории человечества до Ковалевской не было женщины, равной ей по силе и своеобразию математического таланта»,-так говорил С. И. Вавилов.

Самая известная математическая работа С. В. Ковалевской называется « О движении тяжелого твердого тела вокруг неподвижной точки» . Над этой темой в свое время работали   Эйлер, Лагранж, Пуансо, давшие несколько частных  решений.  Вопрос имел важное  практическое значение. Французская АН объявила два конкурса по этому вопросу, но они не дали ожидаемых результатов. На третьем конкурсе из представленных 15 сочинений была признана работа  Ковалевской. Ее исследованиям о движении твердого тела вокруг неподвижной точки посвящено много работ крупных математиков.

С. В. Ковалевская – автор романа « Нигилистка», повести «Воспоминания детства» и других произведений. Известные мастера пера отмечали тонкую наблюдательность Софьи Васильевны, ее знание психологии людей, образность языка, дар фантазии.

Софья Васильевна всегда сочувствовала революционному движению. Она считала, что только закрыв на все глаза, можно мириться со спокойным  

буржуазным существованием. Но при любом соприкосновении с действительностью «возмущение несправедливостью, которую видишь вокруг себя, станет так велико, что все интересы побледнеют перед интересами великой социальной борьбы,… а искушение самому вступить в ряды борцов станет слишком велико». Эти слова С. В. Ковалевской характеризуют всю ее жизнь и творческую деятельность. Она стояла в рядах борцов и в науке , и в литературе, и в движении за равноправие женщин.

Выступление учащихся: « Страницы жизни С. В. Ковалевской»

Первый ученик рассказывает о детстве Софье Васильевны.сделать гиперссылку При обсуждении текста ученика  следует обратить его внимание  на то, как  у девочки Сони  Корвин – Круковской возникло твердое убеждение продолжить учебу, какое значение в ее духовном  формировании сыграл пример старшей сестры Анны, рано ставшей на путь революционной борьбы.

Для подготовки этой части конференции нужно внимательно прочитать книги: Ковалевская С. В. Воспоминания. Повести \Отв. Ред. П . Я. Кочина, М. Наука, 1974г./; П. Я. Кочина. Софья Васильевна Ковалевская. М. Наука, 1981г.

2.Второй учащийся посвящает свой доклад дружбесдсделать гиперссылку, возникшей между профессором Берлинского Университета Карлом Вейерштрассом и  его ученицей Софьей Ковалевской. Здесь уместно привести отрывки  писем   Вейерштрасса к Ковалевской, многие из которых поражают красотой стиля и самоотверженной любовью к науке.

(Использовать «Письма   Карла Вейерштрасса к Софье  Ковалевской  ( Под. ред. П. Я. Кочиной, М. Наука, 1973 г. )

Учитель:

Берлинский период жизни Софьи Васильевны  оказался очень плодотворным, он ознаменовался созданием трех важных работ. В первом исследовании доказывается существование решения так называемой задачи Коши для определенного вида систем дифференциальных уравнений с частными производными – утверждение, известное ныне как теорема Коши – Ковалевской.

В настоящее время эта теорема является необходимой составной частью любого курса анализа. Эта работа С. В. Ковалевской играет существенную роль в прикладных науках – механике, физике, астрономии.

Второе исследование  С. В. Ковалевской относится к астрономии. Оно называется « О форме кольца Сатурна» и служит продолжением и дополнением исследований Лапласа. Название третьей работы – « О приведении одного класса абелевых интегралов третьего ранга к интегралам эллиптическим».

Эти работы в 1874 году были представлены в Геттингенский университет. За них С. В. Ковалевской присудили степень доктора философии « с высшей похвалой», поскольку каждая из них была достаточна для присуждения научной степени».

(Более подробно описание этого периода можно найти в :

а ). С. В. Ковалевская . «Избранные произведения» М.  1982г., Советская Россия;

б ).П. Я. Кочина ,И. Г. Зенкович « Ковалевская ; кН. Для учащихся, М. Просвещение, 1986г.)

3)сделать гиперссылку Жизнь С. В. Ковалевской после возвращения в Россию рассказывает третий учащийся. Он должен особо подчеркнуть трагическое положение ученого, которому царское правительство не дало возможности применить свой ум и знания на благо родины. Русские высшие чиновники не допустили С. В. Ковалевскую даже к магистерским экзаменам. Один из них сказал так: «Ковалевская и ее маленькая дочь успеют состариться  прежде , чем женщины будут допущены в университет».

4)сделать гиперссылку.Четвертый докладчик рассказывает о работе Софье Васильевны в Швеции. Здесь очень важно показать, что она приняла приглашение  Стокгольмского университета, потеряв всякую надежду заниматься на родине наукой и преподаванием. Этот период ее жизни хорошо освещен в книгах:

а)  Н. Матвеев. « Принцесса науки», М. Молодая гвардия, 1979г.

б)  П. Я. Кочина , И. Г. Зенкевич « С. В. Ковалевская» кн. Для

учащихся, М., Просвещение, 1986г.

Рассказ учителя о жизни С. В. Ковалевской в Швеции.

Изложение можно дополнить сведениями о том, какой интерес вызвал ее приезд в шведском обществе. В одной газете так писали об этом событии: «сегодня нам предстоит сообщить не о приезде какого- нибудь пошлого принца крови или тому подобного, но ничего не знающего лица. Нет, принцесса науки г-жа Ковалевская почтила наш город своим посещением и будет первым приват – доцентом женщиной во всей Швеции». Будучи профессором Стокгольмского университета, С. В. Ковалевская прочла студентам более десяти различных математических курсов. В это время она добилась своих самых замечательных результатов. Популярность ее быстро возрастала , о ней писали газеты и журналы. « Это был человек редкой духовной и физической красоты, самая обаятельная и умная женщина в Европе того времени,- вспоминал в последствии известный ученый     - путешественник Ф. Нансен. Но и находясь на вершине славы, Софья Васильевна не забывала о Родине. В 1887 году она была избрана членом – корреспондентом Петербургской АН. Получив известие об этом, Софья Васильевна с восторгом воскликнула: «Наконец – то  я удостоена чести от дорогого мне Отечества. Наконец русская женщина вошла в Академию наук!»

Очень важно также отметить, что русские передовые ученые всегда поддерживали Софью Васильевну. Так влияние Чебышева, Жуковского, Тимирязева помогло Ковалевской преодолеть все преграды, которые лишали ее научной работы.

Литературное наследие С.В. Ковалевской (выступления учащихся)

а ) Особенно важно обратить внимание на роман «Нигилистка», драму «Борьба за счастье» и повесть «Воспоминания детства». Следует отметить, что роман «Нигилистка» был запрещен в России до 1917 года. В нем писательница верно поняла и хорошо изобразила многое в психологии молодых народников, нарисовала тип русской женщины, готовой отдать жизнь за свою идею.

б)В драме «Борьба за счастье» отражены политические идеалы С. В. Ковалевской. Заключительный «аккорд» ее пьесы: «Сила не в одиночестве – в единении» - созвучен идеям объединения революционных сил в борьбе с любыми формами народного угнетения.

в) «Воспоминания детства» интересны описанием нравов помещичьей усадьбы второй половины  ХIХ века, методов воспитания детей; ценна в историческом отношении данная в книге картина развития русской литературы того периода, когда творили Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой.

Выступление учителя литературы

На данную ученическую конференцию была приглашена учительница литературы, работающая в этом классе, которая подчеркнула, что математика и литература не так далеки друг от друга, как многие думают. Искусство и наука требуют фантазии, творческой смелости, зоркости в наблюдении различных явлений жизни. Служение математике С. В. Ковалевская представляла себе неотрывным от служения литературе. «Мне кажется,- говорила она,- что поэт должен видеть то, чего не видят другие, видеть глубже других. И это должен и математик».

Ранние стихи Софьи Ковалевской слабее по форме, в поздних стихотворениях техника выше. Но для нас любые ее стихи – страницы ее биографии и  вместе с тем документ движения общественной жизни, в котором возникает такое сложное явление, как ученая женщина со своими особыми запросами и проблемами.

Научное творчество, жизнь в нем, наслаждение им – почти не отражены в ее поэтических произведениях, вероятно потому, что они сами несут в себе порыв, утоление жажды, глубокую радость. Но сложность личности ведь и в том, что наука не исчерпывает призвание Софьи Ковалевской. Призвание ученой соединено в ее личном ощущении с общественным долгом.

Тема любви звучит в ее стихах - любви неудовлетворенной и полной трагических нот. Рядом с этой темой – другая: тема одиночества, «бремя холодной вечной пустоты». В одном из стихотворений в прозе говорится об ужасе насильственной  смерти: на берегу моря, поздно замеченная тяжелая волна догоняет ее, сбивает с ног и покрывает, шепча ей на ухо слова поэта: «Полно, о жизни покончен вопрос,// Больше не нужно ни песен, ни слез». В этом стихотворении есть отблеск и ее математических озарений; перед гибелью она полна веселья и жизни: « Ветер дул мне в лицо, вспоминались мелодии, которые в детстве наигрывала моя мать, мои любимые  стихи мне приходили на память, математические теоремы с поразительной ясностью выступали  в моем уме – мне становилось все веселее и веселее»…И вдруг обрушивается страшная нежданная смерть. 29 января/ 10 февраля  1891 от простуды умирает С. В. Ковалевская.

 Стихотворение: «На смерть С. Ковалевской» написала Анна - Шарлотта Леффлер—шведская писательница, подруга  Софьи Васильевны. Читает учитель.

Душа из пламени и  дум!

Пристал ли твой корабль воздушный

К стране, куда парил твой ум,

Призыву истины послушный?

В тот звездный мир так часто ты

На крыльях мысли улетала,

Когда, уйдя в свои мечты,

О мирозданье размышляла;

Когда, в вечерней тишине,

В глубь неба взор твой погружался

И в темно- синей вышине

Кольцом Сатурна любовался.

В тех сферах – числа , функций ряд,

Иному следуя порядку,

Тебе, быть может, разрешат

Бессмертья вечную загадку…

Ты преломленье световых

Лучей на призме наблюдала

Какими там ты видишь их,

У родника их и начала?

Со светлой звездной высоты,

С участьем в просветленном взоре,

Ты смотришь в бездну темноты

НА землю, на земное горе.

И здесь, порою, он видал,

Как в этот мрак, над всем царящий,

Лился, играя, сквозь кристалл

Свет, от любви происходящий.

Душа из пламени и дум!

В часы надежд и просветленья

Одну любовь считал твой ум

Надежным якорем спасенья.

Прощай! Тебя мы свято чтим,

Твой прах в могиле оставляя:

Пусть шведская земля над ним

Лежит легко, не подавляя.

Похоронена С. В. Ковалевская в Стокгольме. Незадолго до смерти она работала над фантастическим произведением «Когда не будет больше смерти…»

Заключительное слово учителя

 Закончить конференцию лучше всего стихотворением Софьи Васильевны «Если ты в жизни…», в котором с необыкновенной силой выражено стремление к познанию:

Если ты в жизни хотя б  на мгновение

Истину в сердце своем ощутил,

Если луч света сквозь мрак и сомненье

Ярким сиянием твой путь озарил:

Чтобы, в решенье своем неизменном,

Рок не назначил тебе впереди,

Память об этом мгновении священном

Вечно храни, как святыню, в груди.

Тучи сберутся громадой нестройной,

Небо покроется черною мглой,

С ясной решимостью, с верой спокойной

Бурю ты встреть и померься с грозой…

( читает ведущий ).

 

Ребята, сегодня мы с вами  остановились лишь  на узловых вопросах общественной и литературной деятельности Софьи Васильевны Ковалевской. Она действительно была подлинным общественным деятелем по своей природе. Она была тесно связана и с передовым русским общественным движением, и с русской революционной борьбой, и с Парижской Коммуной. Тем светлее для нас ее память. Она действительно  была верной и преданной союзницей молодой России, идущей вперед , к новой жизни. Она, несомненно, способствовала движению своей Родины вперед и обогащению русской культуры. Софья Васильевна Ковалевская навсегда останется славой нашей Родины – России, которую она так горячо любила.

Источники

  1. Голдун А. А. С. В.Ковалевская - выдающийся русский математик. -// Математика в школе, - № 2 , -1973.
  2. Ковалевская С. В. Избранные произведения. -  М.: Советская Россия, 1982.
  3. С. В. Ковалевская. Воспоминания. Повести. Отв. Ред. П. Я. Кочиной, М., Наука, 1974 г.
  4. П. Я. Кочина, И. Т. Зенкевич. С. В. Ковалевская. Кн. для учащихся, М., Просвещение, 1986 г.
  5. П. Я. Кочина. Софье Васильевна Ковалевская М., Наука, 1981 г.
  6. Н. Матвеев. Принцесса науки. М., Молодая гвардия, 1979 г.
  7. Письма Карла Вейерштрасса к Софье Ковалевской. Под ред. П. Я. Кочиной, М., Наука, 1973 г.
  8. http://www.litmir.net/br/?b=114115&p=1

Т. А. Алексеева, учитель математики


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование литературного наследия, народной педагогики и народной медицины обско- угорских народов в преподавании школьного курса ОБЖ

Использование литературного наследия, народной педагогики и народной медицины обско- угорских народов в преподавании школьного курса ОБЖ Ермолаев А.В. Муниципальная общеобразовательная школа...

"Литературное наследие Великой Отечественной войны"

Диапазон лирики военных лет был широк. В разработке можно узнать об истории создания литературных произведений о войне....

Литературно-краеведческий проект "Литературное наследие Брянщины"

Парк имени А.К. Толстого - это жемчужина нашего города. Именно здесь наиболее ярко соединились в неповторимое единство поэзия, народная мудрость и скульптура. Главная цель работы - выявить и обозначит...

Элективный курс "Литературное наследие малой родины"

Программа элективного курса в 5 классе...

Учебный проект "Литературное наследие Нижегородской области"

Краеведческая работа в школе способствует  не только повышению качества образования, но и  углубляет у школьников представления об исторических и культурных связях родного края с жизнь...

Образовательная программа дополнительного образования детей "Русский язык сквозь призму литературного наследия" (социально-педагогическая направленность)

В содержании программы "Русский язык сквозь призму литературного наследия" осуществлен принцип комплексного подхода к изучению русского языка и литературы как предметов русской словесности.Данная прог...

Духовно - нравственное воспитание и развитие учащихся на традициях народной культуры, языковом и литературном наследии родного края

Использование проектной технологии как средство развития духовно - нравственных качеств. Учащиеся создают собственные проекты, используя краеведческий материал....