"Литературное наследие Великой Отечественной войны"
занимательные факты по литературе (8 класс) по теме
Диапазон лирики военных лет был широк. В разработке можно узнать об истории создания литературных произведений о войне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_nasledie_v.o._voyny.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель. Диапазон лирики военных лет был необычайно широк.
Идея единства поколений, слитности их в глубоком патриотическом чувстве и совершаемом всем народом подвиге выражена в лирическом стихотворении Константина Симонова «Майор привез мальчишку на лафете». Поэт создает характер человека, вобравшего в себя трагический опыт войны – опыт страданий, лишений, ненависти, уничтожения и неугасимой любви к родной земле.
Писатели остро выразили несовместимость войны и детства. Героика и драматизм войны давали обширный материал для стихотворной баллады. Героями становились юные участники войны, подростки.
1. Константин (Кирилл) Михайлович Симонов «Майор привез мальчишку на лафете».
2. Александр Трифонович Твардовский «Рассказ танкиста».
Учитель. Поэма «Василий Теркин» - произведение подлинно новаторское по своим особенностям.
Начальный замысел возник в редакции газеты №На страже Родины» в 1939-1940 годах в период финской кампании. Речь шла о попытке в шутливом решении создать образ неунывающего балагура и умельца, который выходит невредимым из самых безнадежных передряг. Эта поэма стала одним из популярнейших произведений о войне. Недаром К. Симонов сказал об этой поэме: «Василий Теркин» - это лучшее из всего написанного о войне на войне. И чтобы написать так, как написано это, никому из нас не дано».
Василий Теркин – лицо, вымышленное от начала до конца, плод воображения, создание фантазии. А когда в 1943 году поэт решился расстаться с Василием Теркиным, он стал получать письма от своих читателей с просьбой не делать этого.
3. Чтение глав поэмы «Василий Теркин».
Учитель. Стихотворение А.Т. Твардовского «Я убит подо Ржевом…» написано после войны, в конце 1945 года и в самом начале 1946 года.
«Стихи эти продиктованы мыслью и чувством, которые на протяжении всей войны и в послевоенные годы более всего заполняли душу…. Обязательство живых перед павшими за общее дело, невозможность забвения – так можно определить эту мысль и чувство».
Стихотворение написано от лица убитого солдата. Твардовский как бы дал голос погибшему воину, выполнившему свой долг на поле боя. Он помнит о себе как о живом, который лежал в безымянном болоте и погиб во время жестокого налета. Именно потому, что воин отдал жизнь за родину, слово «родина» становится главным словом в его скорбном монологе. И святая память о нем – это то дело, которое он оставил после себя.
4. А.Т. Твардовский «Я убит подо Ржевом…»
Учитель. 65 лет отделяют нас от времен Великой Отечественной войны. Может быть, через много лет люди почти не будут вспоминать об этой войне. Но люди не могут привыкнуть к смерти, к голоду, к потери близких людей, к тревоге за судьбу своих детей и своей страны. Эти чувства сохраняет и передает, прежде всего, поэзия.
Стихотворение Сергея Сергеевича Орлова «Его зарыли в шар земной…» посвящено простому солдату, вынесшему все тяготы войны.
5. С.С. Орлов «Его зарыли в шар земной…»
Учитель. В Берлине, в старинном Трептов-парке, стоит поистине всемирно известный памятник советским воинам-героям. Над могилой насыпан высокий зеленый курган. А на кургане – грандиозная бронзовая фигура советского воина. В правой руке он держит меч, а в другой бережно поддерживает ребенка. Доверчиво склонила девочка кудрявую голову на крепкое плечо своего спасителя.
Не для завоеваний и грабежей шел советский солдат от Волги до Берлина. А шел, чтобы спасти людей от ужасов кровавого фашизма.
Памятник в Трептов-парке скульптор Е.В. Вучетич создавал в 1948 году, тогда же поэт Р. Рублев написал стихотворение «Памятник».
Сюжет памятника не придуман. Во время штурма Берлина на ничейной полосе возле груды камней девочка 3-4 лет, плача, ползала вокруг убитой матери. Солдата-белоруса Трифона Андреевича Лукьянова. Никто не посылал под пули. Он дополз до девочки, взял ее на руки, но обратно ползти по-пластунски уже не мог. На некоторое время выстрелы прекратились. Пуля вражеского снайпера настигла солдата, когда тот передавал ребенка в протянутые руки и через силу сказал: «Возьмите девочку, а я, кажется, готов».
6. Г. Рублев «Памятник»
Учитель. Солдата на войне поддерживала не только военная техника, не только плечо однополчанина, но и любовь близких, верность любимых. Об этом писал Константин Михайлович Симонов в своем стихотворении «Жди меня». Эти строки знали наизусть все солдаты войны от рядового до маршала.
7. «К.М. Симонов «Жди меня»
Учитель. О героизме, мужестве, преданности Родине писали поэты, которым пришлось пройти фронтовыми дорогами. Но и поэты, перенесшие все тяготы войны в тылу, вместе со всем народом ковали победу своими стихами. Ленинградская поэтесса Анна Ахматова потеряла на войне многих дорогих ей людей. Боль за свою Родину, боль за людей подвигла ее на создание стихотворения «Мужество».
8. Анна Ахматова «Мужество»
Учитель. Письма в стихах были одним из весьма распространенных и вовсе не литературных жанров самого тяжелого периода Великой Отечественной войны.
Стихотворение «Землянка» - грустное, лирическое произведение, положенное на музыку Константином Листовым, выполняло функции боевой, воодушевляющей песни. Оно написано в ноябре 1941 года под Москвой, в землянке.
«Алексей Сурков не писал специально песню. Впрочем, он и стихотворения не писал – просто сложил письмо из наиболее пронзительных слов, какие тогда пришли; просто рассказал жене, где находится, о чем думает, какая, наконец, погода в тех местах, где он сейчас находится, и какая обстановка…» - так рассказывает о Землянке поэт Евгений Долматовский.
9. Песня «Землянка»
Учитель. Это были годы мужества, героизма, беззаветной любви к Отчизне. Благодарная память о погибших в этой войне – вечна. Она будет жить во всех поколениях, будет передаваться от отца к сыну, от сына к своему сыну. Шрамы войны не затянет время. Этой памяти – памяти, которая живет в нас, посвящают поэты свои стихотворения.
Читая их, мы не можем оставаться равнодушными. Я хочу прочитать вам стихотворение татарского поэта Муссы Джалиля, погибшего в застенках Моабитской тюрьмы. Он попал в плен. До нас дошла только одна тетрадь стихов, написанных в застенках тюрьмы.
10. Мусса Джалиль «Варварство» (ЧУИ, № 4, 2009, с. 49)
Учитель. Виктор Дронников – поэт из Орла, города больших литературных традиций. Орловский корень напитал мощнейшую крону великой русской литературы XIX века. Вспомним орловские общероссийские и мировые имена – И. Тургенев, Н. Лесков, А. Фет, И. Бунин…Большая культурно-историческая традиция, безусловно, ощущается и в творчестве Виктора Дронникова.
11. В. Дронников «Послевоенные года…»
Уч-ся. Послевоенные года.
Невыразимые печали.
Я не забуду никогда,
Как нас, мальчишек, разлучали.
Чтоб сохранить среди живых,
Чтоб каждый был и сыт, и вымыт,
Одних – в суворовцы, других –
В дома суровые для сирот.
Наш путь войною не отмечен.
Но посмотри со стороны –
Мы обнимаемся при встречах
Так, словно мы пришли с войны…
Учитель. История русской литературы не знает другого такого периода, когда за 4 года было создано столько значительных, подлинно талантливых поэтов, как в суровое четырехлетие Великой Отечественной войны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно - музыкальная композиция "У войны не женское лицо?!" (судьба женщин в годы Великой Отечественной войны)
Мероприятие посвящено женщинам, которые воевали на земле и в небе в годы Второй мировой войны, солдатским матерям. Есть информация о Прасковье Еремеевне Володичкиной, потерявшей на фронте 9 сыновей, о...
Литературный журнал, посвящённый 65-летию победы русского народа в Великой Отечественной войне «Поэзия, опалённая войной».
. Сегодня наш литературный журнал посвящён 65-й годовщине ...
Литературно-музыкальная композиция, посвященная 65-летию Победы в Великой Отечественной войне.Поклонимся великим тем годам!
Литературно-музыкальная композиция, посвященная 65-летию Победы в Великой Отечественной войне.«Поклонимся великим тем годам!»...
Методическая работа «Формирование гражданско-патриотических качеств личности у детей с ОВЗ в процессе воспитания на историческом наследии Великой Отечественной войны» (с применением личностно-ориентированных методов)
Воспитание старших школьников на историческом наследии Великой Отечественной войны...
Литературная викторина "Великая Отечественная война в литературе"
Литературная викторина "Великая Отечественная война в литературе"...
План-конспект открытого занятия детского объединения «Наследие» по теме: «Памятники воинов, захороненных на территории города Щигры Курской области в годы Великой Отечественной войны»
Экскурсия к памятникам воинов, захороненных на территории г. Щигры Курской области...
Внеклассное мероприятие для 5-9 классов Литературная викторина «Великая Отечественная война в литературе и живописи».
Викторина направлена на формирование самосознания подростков на основе культурно- исторических и духовных ценностей...