Урок- обобщение по алгебре ,7 класс,"Линейная функция "
план-конспект урока по алгебре (7 класс) на тему
Урок обобщения материала по алгебре "Линейная функция", 7 класс.(по УМК А.Г. Мордковича). Матерал урока соотвествует технологии системно-деятельностного подхода к изучению материала.Использованы индивидуальные и груповые формы работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок -обобщение алгебра 7 класс, "Линейная функция" | 30.29 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Наро – Фоминская
средняя общеобразовательная школа № 4 с УИОП
Обобщающий урок по теме:
« Линейная функция».
7 класс
Учитель: Красичкова И.Е.
Обобщающий урок по теме
« Линейная функция».
Эпиграф:
«В математике есть своя красота, как в живописи и поэзии ».
Н.Е. Жуковский
Цели урока:
- Систематизация и обобщение знаний учащихся.
- Проверка теоретических знаний учащихся по данной теме.
- Стимулирование познавательной деятельности учащихся.
- Развитие интереса к предмету.
Задачи:
Проверить:
умения отличать линейную функцию от прямой пропорциональности;
навыки построения графика линейной функции и прямой пропорциональности;
умения находить наибольшее и наименьшее значения функции;
умения определять взаимное расположение графиков и координаты точки их
пересечения ;
умения выполнять задания по готовым чертежам графиков ;
умения составлять математические и графические модели линейных уравнений
с двумя переменными.
Оборудование:
1)Электронная доска
2)Карточки с вопросами по теории, карточки для выполнения проверочной работы.
3) Распечатка задачи и домашнего задания.
Формы работы:
- Групповая работа. Фронтальный опрос с игровыми элементами.
- Индивидуальная работа у доски.
- Проверочная работа.
Ход урока.
- Организационный момент: объявление темы урока, целей и задачи.
Вступительное слово учителя:
Великий русский учёный Н. Е. Жуковский сказал о математике такие слова: «В математике есть своя красота, как в живописи и поэзии». Эти слова можно в полной мере отнести к теме нашего урока «Линейная функция».
Сегодня мы с вами подведём итог в изучении этой темы и постараемся увидеть какую красоту таит в себе линейная функция.
Начнём с проверки домашнего задания.
II. Актуализация знаний.
1.Проверка домашнего задания.
Учитель: откройте, пожалуйста, тетради с домашним заданием, проверим задание,
которое вы выполняли по карточкам. (Приложение 1),
Домашнее задание на карточках: построив графики следующих функций в прямоугольной системе координат, получите некоторое «произведение искусства» (собака). (Отвечающий демонстрирует на электронной доске выполнение домашнего задания, даёт пояснение к рисунку.)
2.Устная работа.
- Опрос теории по заданным вопросам (Приложение 1)на карточках (лотерея «ромашка»).
- Устная работа по таблице с готовыми чертежами графиков, демонстрируется
мультимедийной доске. (Приложение 1)
- Обобщение и решение задач по теме.
Учитель: После гадания на ромашке, займёмся делом посерьёзней. Тетради с домашним заданием отложили на край стола и сдали учителю на проверку, открыли вторую тетрадь, записали число, классная работа.
№1. а) Установите взаимное расположение графиков линейной функции:
- у = -12х + 2 и у = -12х – 8
- у = 6х – 3 и у = -3х + 6
- у = 0,5х – 5 и у = х- 5
- у = 1,5 - 7х и у = -7х +1.5
б) Для случая, когда графики пересекаются, найдите координаты точки пересечения
графиков графическим способом и проверить ответ алгебраическим способом
(у доски работают два ученика).
№2. (№904 – задачник 7 кл.)
Пусть А - наибольшее значение линейной функции у = 2х – 3 на отрезке [0;2].
В - наибольшее значение линейной функции у = 0,5х – 4 на отрезке [0;2].
Что больше А или В ?
Сделайте графическую иллюстрацию.
№3. (№935 рис. 23– задачник 7 кл.)
Составьте уравнение прямой у = kx + m по рисунку.
(Рисунок демонстрируется на электронной доске).
№4. Старинная задача из арабских сказок «1001 ночь».
Стая голубей подлетела к высокому дереву.
Часть голубей села на ветвях, а другая расположилась под деревом. Сидевшие на ветвях голуби говорят :
« Если бы один из нас слетел к вам, то нас и вас стало бы поровну. А если бы один из вас взлетел к нам, то вас под деревом стало бы втрое меньше, чем нас и вас всех вместе ».
Сколько голубей сидело на ветвях и сколько под деревом ?
было | cлетело вниз | стало | |
Голуби на ветвях | x | ||
Голуби под деревом | y | ||
было | взлетело вверх | стало | |
Голуби на ветвях | x | ||
Голуби под деревом | y |
Каждому ученику раздаётся текст задачи с таблицей.
(К задаче прилагается плакат с рисунком или изображение на электронной доске.)
I этап. В классной работе для задачи составляется математическая модель из двух уравнений с двумя переменными и записывается в таблицу. Линейные уравнения приводятся к виду у = kx + m.
Выполняется дома: II этап: Построение графиков функций;
III этап : Ответы на вопросы задач.
Учитель: Закрыли тетрадь с классной работой, отложили в сторону. Запишите домашнее задание.
IV . Домашнее задание:
дорешать задачу по карточке , №935 (рис.22), №897(в)
V. Проверочная работа по карточкам. ( Приложение 1)
Учитель: Теперь будем выполнять проверочную работу.
Перед вами две карточки: карточка-задание и карточка ответов.
Каждое задание оценивается различными баллами.
Выберете задание по своему усмотрению и решайте их.
Решение и ответы записывайте в карточке ответов.
Наибольшее количество баллов - 6. Желаю всем удачи!
Организация проверочной работы.
Карточка – задание остаётся ученикам, карточка ответов сдаётся на проверку.
VI. Подведение итогов.
Учитель: Сегодня на уроке мы рассмотрели различные виды линейных функций, проверили навыки построения графиков, научились распознавать расположения графиков в зависимости от их коэффициентов, закрепили навыки нахождения наименьшего и наибольшего значения функции, умение составлять математическую модель из линейных уравнений с двумя переменными. В конце урока провели проверочную работу, которая покажет ваш уровень подготовки по этой теме. Задания, которые остались не решёнными, ещё одна часть вашего задания. Всем спасибо за урок!
Литература:
1.Учебник Алгебра 7 класс А.Г. Мордкович и др.
2.Задачник Алгебра 7 класс А.Г. Мордкович и др.М: Мнемозина,2009
3.Книга «Внеклассная работа по математике», Авторы: З.Н.Альхова,А.В. Макеева,
ОАО «Издательство «Лицей», Саратов,2002 г.
4. Дидактические материала .Алгебра 7 класс,.Александрина, М: Мнемозина,
2009г.
Приложение №1
ТАБЛИЦА ДЛЯ УСТНОЙ РАБОТЫ
Вопросы к таблице:
- На каком рисунке изображены графики:
а) линейной функции;
б) функции прямой пропорциональности ( k =?)
- Чему равен коэффициент k на графиках, изображенных на рисунках:
№ 1, 2, 5, 9.
- Найдите в таблице графики 2-х линейных функций в одной системе координат, у которых угловые коэффициенты:
- а) равны (прямые парал-ны)
б)не равны (прямые пересекаются)
с)не равны и противоположны по знаку.
- На каком рисунке график линейной функции с коэффициентом а) m>0 , б) m<0.(чему равны)
- На каком рисунке изображен график функции: а) х = а; б) у = b.
1. у 0 х | 2. у 0 х | 3. у 0 х | 4. у 0 х |
5. у 0 х | 6. у 0 х | 7. у 0 х | 8. у 0 х |
9. у 0 х | 10. у 0 х | 11. у 0 х | 12. у 0 х |
Предварительное домашнее задание к уроку.
Функция | На промежутке x | Аналитическое выражение функции |
1 | x€[4;8] | |
2 | x€ [8 ; 9] | |
3 | x€ [9; 10] | |
4 | x€ [10; 16] | |
5 | x€ [16; 18] | |
6 | x€ [4; 5] | |
7 | x€ [5; 8] | |
8 | x€ [8; 10] | |
9 | x€ [11; 15] | |
10 | x€ [16; 18] | |
11 | x€ [4,5; 7] | |
12 | x€ [11; 12] | |
13 | x€ [14 ; 15] | |
14 | х = 8 |
Вопросы для устного опроса
по теме «Линейная функция».
1.Какое уравнение называют линейным уравнением с двумя переменными?
2.Что является решением линейного уравнения с двумя переменными?
Сколько их может быть?
3.Дайте определение линейной функции.
Какая переменная называется независимой (аргумент)?
Какая переменная называется зависимой( значение функции)
4.Что является графиком линейного уравнения и линейной функции?
5.Дайте определение прямой пропорциональности.
6.Что является графиком прямой пропорциональности?
7.Как называют коэффициент k и чему он равен?
8.Через какие четверти системы координат проходит график прямой
пропорциональности, если k > 0, если k < 0?
9.Какой угол образует с положительным направлением оси прямая
y = k x + m, если k > 0, если k < 0 ?
10.При каком значении k линейная функция y = kx + m возрастает?
При каком значении k линейная функция y = k x + m убывает?
11.Что является графиком уравнения x = a, ( x = 0)?
12. Что является графиком уравнения y = b,( y = 0)?
13.Взаимное расположение графиков линейных функций.
Задания ( вариант 1 ) | балл | |
1. Дано уравнение 5x – 2y -10 =0 преобразуйте его к виду линейной функции y = kx + m. Чему равны k и m ? | 1 | |
2. На рисунке построен график функции y = kx. Найдите угловой коэффициент k. | У
0 х | 1 |
3. На рисунке изображены графики функций: y = 5x ; y= x – 5 ; y = - 5x.. Рассмотрите прямые и укажите, какая формула соответствует каждой из них. | У 1 2 3
0 х | 1 |
4. С помощью графика y = kx + m, изображённого на рисунке, найдите наибольшее и наименьшее значение функции на отрезке [-2; 2 ]. | У
0 х | 1 |
Карточка–задание по теме «Линейная функция».
5. На рисунке изображён график функции y = kx + m. Найдите коэффициенты k и m, используя график | У
-2 0 - 4 | 2 |
Карточка–задание по теме «Линейная функция».
Задания ( вариант 2 ) | балл | |
1. Дано уравнение 7x -5y -35 = 0 . Преобразуйте его к виду линейной функции y = kx + m. Чему равны k и m ? | 1 | |
2. На рисунке построен график функции y = kx. Найдите угловой коэффициент k. | У
0 х | 1 |
3. На рисунке изображены графики функций: y = x + 4; y =4x ; y = - 4x . Рассмотрите прямые и укажите, какая формула соответствует каждой из них. | У 2 1 3
0 х | 1 |
4. С помощью графика y = kx + m, изображённого на рисунке, найдите наибольшее и наименьшее значение функции на отрезке [ - 1; 4 ]. | У
0 х | 1 |
5. На рисунке изображён график функции y = kx + m. Найдите коэффициенты k и m, используя график | У 4
-2 0 х | 2 |
Карточка ответа.
Вариант ____Ф.И. __________________класс _____
1 | 1 б | |
2 | 1 б | |
3 | 1 б | |
4 | 1 б | |
5 | 2 б | |
итого |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
алгебра 7 класс линейные функции
Игра конспект, презентация...
Урок алгебры 7 класса "Линейные функции"
Методическая разработка раздела курса алгебры 7 класса "Линейные функции". Урок обобщения и систематизации знаний....
Урок обобщения и систематизации по теме: Линейная функция и её график
Урок обобщения и систематизации по теме: Линейная функция и её график...
Технологическая карта урока по алгебре 7 класс "Линейная функция и ее график"
Технологическая карта урока "Линейная функция и ее график" 7 класс закрепление...
Урок алгебры 7 класс "Линейная функция"
Тема "Функции и построение графиков функций" пронизывает весь учебный курс алгебры с 7 по 11 класс. Линейные функции это первая встреча ученика с данным понятием.Очень важно ученику дать пон...
Презентация к уроку по алгебре. 7 класс. Линейная функция.
Презентация, дополнение к уроку по алгебре 7 класс....
Конспект открытого урока алгебры 7 класс Линейная функция и ее график
Конспект открытого урока алгебры Школа: ЧОУ «Добрая школа на Сольбе»Дата: 18.11.2020Предмет: алгебраТема урока: Линейная функция и ее график.Класс: 7Учитель: Трофимова Н.А..Тип урока:...