элективный курс 7класс
календарно-тематическое планирование (алгебра, 7 класс) по теме
. Предполагаемый элективный курс по предпрофильной подготовке учащихся посвящен одной из главных тем, составляющей фундамент современной математики – уравнениям и системам уравнений, решению текстовых задач методом уравнений, решению уравнений, содержащих модуль и уравнениям с параметрами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_7klass.doc | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
Элективный курс по математике в 7 классе
«Элементарные алгебраические уравнения и их применения»
Пояснительная записка
Предполагаемый элективный курс по предпрофильной подготовке учащихся посвящен одной из главных тем, составляющей фундамент современной математики – уравнениям и системам уравнений, решению текстовых задач методом уравнений, решению уравнений, содержащих модуль и уравнениям с параметрами.
Цель данного элективного курса – прояснить и дополнить школьный материал, связанный с уравнениями, с системами уравнений, представить систематизацию уравнений по видам, по степени сложности.
Программа (позволяет познакомить учащихся) дает возможность учащимся:
получить представления об уравнениях как математическом аппарате решения разнообразных задач из математики, смежных областей знаний.
овладеть такими понятиями как “уравнение”, “системами уравнений”, усвоить понятие равносильность уравнений, “уравнение с модулем”, “уравнение с параметром”.
освоить основные приемы решения рациональных уравнений, систем, получить начальные представления о решении уравнений с параметром, уравнений с модулем.
на примере квадратных уравнений ознакомится с историей создания математических задач, с представлением о формуле как алгоритме вычисления.
Учебно-тематический план
№ | Наименование тем курса | Всего часов | В том числе | Форма контроля | ||
лекция | практика | семинар | ||||
1 | Решение уравнений с одной переменной | 2 | 2 | |||
2 | Решение текстовых задач с помощью составления уравнений | 2 | 2 | Самостоятельная работа | ||
3. | Системы линейных уравнений с двумя неизвестными | 2 | 2 | |||
4. | Способ постановки | 1 | 1 | |||
5. | Способ сложения | 1 | 1 | |||
6. | Решение квадратных уравнений | 1 | 1 | Самостоятельная работа | ||
7. | Решение квадратных уравнений (неполные, b=0) | 2 | 1 | 1 | ||
8. | Решение квадратных уравнений, с=0 | 2 | 2 | |||
9. | Решение квадратных уравнений. Самостоятельная работа | 1 | 1 | Самостоятельная работа | ||
10. | Решение уравнений с модулями | 1 | 1 | |||
11. | Решение уравнений с модулем, содержащих в правой части переменную | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
12. | Уравнения, решаемые с помощью понятия «расстояние между двумя точками» | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
13. | Понятие параметра | 1 | 1 | |||
14. | Решение уравнений, содержащие параметр | 4 | 2 | 2 | Самостоятельная работа | |
15 | Решение целых уравнений | 3 | 1 | 2 | ||
16. | Алгоритм решения различных типов уравнений | 2 | 1 | 1 | ||
17. | Решение дробно-рациональных уравнений | 4 | 1 | 3 | Самостоятельная работа | |
18. | Итоговое занятие | 2 | 2 | Контрольная работа | ||
Итого | 35 |
В последнее время в материалах выпускных экзаменов, ЕГЭ и на вступительных экзаменах в высшие учебные заведения, предполагаются задания по теме “Уравнения второй степени”, содержащие параметр. Задачи такого типа вызывают затруднения у учащихся, так как практических заданий по данной теме в школьных учебниках мало. В предполагаемом программном материале рассматриваются простейшие квадратные уравнения с параметром и способы их решения.
Другие не менее важным понятием математики является понятие модуля числа и аспекты его применения. Также рассматриваются различные методы решения уравнений с модулем, основанные на его определении, свойствах, интерпретации.
Содержание спецкурса помогает учащимся понимать, что уравнения широко применяются для описания на математическом языке разнообразных различных ситуаций, уметь решать линейные, квадратные уравнения и простейшие рациональные уравнения, сводящие к ним, системы уравнений с двумя переменными, уравнения с модулем, уравнения с параметрами, понимать графическую интерпретацию решения уравнений и систем уравнений, уметь решать несложные текстовые задачи с помощью составления уравнений.
Таким образом, основная роль элективного курса “Элементарные алгебраические уравнения и их применение” состоит в подготовке учащихся к успеху обучению в старших классах технического профиля.
Основной способ представления занятий: лабораторно-педагогический работы, семинарские занятия с элементами лекций, собеседования.
Основной способ оценивания результативности учащихся: самостоятельные и контрольные работы, рейтинговые оценки, психолого-педагогический анализ наблюдений деятельности учащихся.
Содержание
. Решение уравнений с одной переменной
На первых занятиях сообщается цель и значение данного элективного курса. Выявляются и систематизируются виды школьных уравнений, вводится понятие уравнение с одной переменной и алгоритм его решения. Особенное внимание уделяется, нахождению подобных членов уравнения и принципу нахождения неизвестной, отрабатываются навыки деления следующих 3-х видов:
а) х=а : 0, нет решения (на нуль делить нельзя);
б) х=0 : а, х=0 – один корень, равный нулю;
в) х=0 : 0, б/к много решений.
Рассматриваются и вводятся навыки решения текстовых задач с помощью составления уравнений, способы задания неизвестной величины с помощью переменной, раскрывается смысл понятия “уравнение”, отрабатываются навыки уравнения левой и правой частей данного (высказывания), выражения.
вводится понятие системы двух уравнений с двумя неизвестными. Прослеживается формулировка навыков решения данной системы с помощью двух способов:
а) подстановки;
б) сложения.
При этом требуются равное овладение и применение учащимися обоих способов решения. Рассматриваются решение задач с помощью составления систем уравнений. Можно работать со сборником экзаменационных задач.
Решение квадратных уравнений.
Задается алгоритм решения квадратных уравнений. Основные формулы: дискриминант, формулы корней квадратно уравнения. Рассматриваются неполные квадратные уравнения, правила их решения. В этой же теме рассматриваются задачи, решаемые с помощью составления квадратных уравнений.
. Решение уравнений с модулем.
Вводится понятие модуля числа. Рассматриваются уравнения, решаемые с помощью понятия “расстояние между двумя точками”, и уравнения, решаемые с помощью “критических точек”.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ по теме «Решение уравнений с модулем».
Какие числа являются решениями уравнения |х+3|= -4?
а) -7; б) -7; 1; в) нет корней; г) 1.
2. Решите уравнение |х+3|=7:
а) 7; б) -7; в) 0; 7; г) 7; -7.
3. Определите координаты точки пересечения графиков функций у=|2х+1| и у=0:
а) (0;0); б) (-0,5;0); в) (0;-0,5); г) (0,5;0).
4. Решите уравнение |х+3|+|х-1|=6:
а) 3; -2; б) 4; -2; в) -4; 2; г) 2; -3.
5. Сколько точек пересечения имеют графики функций у=||5,5х-4|+2| и у=3?
а) 1; б) 2; в) 3; г) 4.
6. Решите уравнение |3х-7|=1-х:
а) 2; 3; б) -2; 3; в) -3; 2; г) -2; -3.
7. Сколько решений имеет уравнение (2,5х-5)2=(0,5х-6)2:
а) 1; б) 2; в) 3; г) 4.
Решение дробно-рациональных уравнений.
Основное внимание уделяется нахождению ОДЗ функции. Отрабатываются навыки освобождения от знаменателя дроби. Рекомендуются решения уравнений из заданий вступительных экзаменов в ВУЗы центра и Сибири. Рассматриваются задачи на составление дробно-рациональных уравнений.
Решение уравнений с параметром.
Вводится понятие параметра. Рассматриваются уравнения, содержащие параметр. Рассматривается аналитический способ, графический способы решения. Выполняются самостоятельные, контрольные работы.
Решение целых уравнений.
Рассматриваются простейшие целые уравнения, вводится алгоритм решения данных типов уравнений:
а) деление на х2 и составления соответствующей подстановки;
б) преобразование левой части в произведение двух множителей и соответствующего составления четырех систем уравнений и запись ответа данного уравнения.
Итоговое занятие. 2 часа
Проводится зачет, выставляются рейтинговые оценки по результатам самостоятельных, контрольных работ.
I. Фрагмент занятия по теме “Решения уравнения с модулем”:
1. Вспомним определения модуля:
Отметим, что термин “модуль” (от лат. modulus-мера) ввел английский математик Р. Котес (1682-1716), а знак модуля немецкий математик К. Вейерштрасс (1815-1897) в 1841г.
Рассмотрим примеры, иллюстрирующие методы решения уравнений:
1. Решите уравнение:
|3х-2|=1
Пользуясь определением модуля, данное уравнение равносильно совокупности двух уравнений.а) 3х-2=1 или б) 3х-2= -1
3х=3 3х=1
х=1 х=
Ответ: 1;
2. Решите уравнение:
|2х+1|=32х+1=3 или 2х+1= -3
2х=2 2х= -4
х=1 х= -2
Ответ: 1; -2
3. Решите уравнение:
|6х-3|=2х
В отличие от предыдущего задания в правой части данного уравнения содержится выражение с переменной.
Таким образом, данное уравнение равносильно системе:
Ответ:
4. Решите уравнение:
|2х-х2+3|=12х-х2+3=1 или 2х-х2+3= -1
-х2+2х+2=0 или -х2+2х+4=0
Ответ:
Упражнение для самостоятельной работы:|х - 2|=0,4
|х+3|=0,7
|3х - 4|=7
|2х+8|=0,7
|х2+2х - 3|=2 |х2 – х – 5 |=1
|5х - 2|=3х
|х – 3|=2х
|х2 – 3х+2|=3
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА по теме «Решение уравнений с модулем»
Решите уравнение |х-3|=7.
Решите графически уравнение |2х+1|=3.
Решите уравнение методом интервалов |х+1|+|х-1|=3.
Решите уравнение методом последовательного раскрытия модулей |-х+2|=2х+1.
Решите уравнение (2х+3)2=(х-1)2.
Решите уравнение самым удобным способом |х2+6х+2|=3|х+2|.
При каком значении а уравнение можно решить, используя геометрическую интерпретацию модуля: |х-а|+|х-9|=1?
II. “Решение уравнения с параметрами”:
В обыденной жизни мы употребляем слово “параметр” как величину, характеризующую какое-либо основное свойство процесса, явления или системы, машины, прибора (напряжение, электрическое сопротивление, масса, коэффициент трения и др.).
В математике параметр-это постоянная величина, выраженная буквой, сохраняющая свое постоянное значение лишь в условиях данной задачи. Числовые значения этой величины позволяют выделить определенный элемент (кривую) из множества элементов (кривых) того же ряда. Например, в уравнении х2+у2=r2 величина r является параметром окружности.
В задачах с параметрами наряду с неизвестными фигурируют величины, численные значения которых хотя и не указаны конкретно, но считаются известными и заданными на некотором числовом множестве. При этом параметры, входящие в условие, существенно влияют на логический и технический ход решения и форму ответа. Интересная часть решения задачи - выявить, как зависит ответ от параметра.
С параметрами мы уже встречались, когда вводили понятие:
функция прямая пропорциональность: у=kx (х и у – переменные, k – параметр, k);
линейная функция: у=kx+b (х и у – переменные, k и b – параметры);
линейное уравнение: ax+b=0 (х – переменная, a и b – параметры);
уравнение первой степени: ax+b=0 (х – переменная, a и b – параметры, а0);
квадратное уравнение: ax2+bx+c=0 (x – переменная, а,b и с – параметры, а0).
Решить уравнение f(х;а)=0 с параметром а – значит для каждого действительного значения а найти все решения данного уравнения или установить, что их нет.
Договоримся все значения параметра а, при которых уравнение не имеет решений.
Многочлен ах2+bх+с, где а0,а,b,с – действительные числа, называют квадратным трехчленом.
Уравнение вида ах2+bх+с=0, где а0,а,b,с – действительные числа, называется квадратным.
Число D = b2 – 4ас называется дискриминантом квадратного трехчлена ах2+bх+с, а также дискриминантом уравнения
ах2+bх+с=0.
Примеры:
1. При каких значениях с уравнение х2+2х+с=0 не имеет корней?
Решение:
х2+2х+с=0
D<0
D=4 - 4c, 4 – 4с<0
4с>4
с>1
Ответ: (1;).
2. При каких значениях k уравнение х2+kх+9=0 имеет корни?
Решение:
х2+kх+9=0
D
D=k2 – 36
k2 – 36
(k – 6) (k+6)
Ответ: (; - 6] U [6; ).
3. Определить все значения параметра а, при котором уравнение 2ах2 – 4(а+1)х+4а+1=0 имеет один корень.
Если а=0, то данное уравнение является линейным -4х+1=0 с единственным корнем х=.
Если а0, то исходное уравнение является квадратным и имеет единственное решение при D=0.
Ответ: 0; - ; 2.
4. Определите, при каких значениях k один из корней уравнения х2+(k – 1)х+k2 – 4=0 равен нулю.
Если свободный член равен нулю, то один из корней уравнения х2+(k – 1)х+k2 – 4=0 будет нулевой.
Следовательно, если k=2 или k= - 2, то данное уравнение имеет один корень, равный нулю.
Ответ: - 2; 2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...
Элективный курс Экология растений 7класс 2013год
Пояснительная записка Экология растений 7 класс ( 2 часа в неделю, 68 часов) Настоящая программа составлена на основе государственных стандартов сред...
Элективный курс по биологии для учащихся 7класса « Невидимки под микроскопом»
Изучение микроскопических организмов невозможно без микроскопа, а работа с ним всегда вызывает особый интерес. Исследование живых объектов на занятиях, постановка с ними опытов...
Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.
Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...