Программа элективного курса "Процентные вычисления в жизненных ситуациях"
методическая разработка по алгебре (9 класс) по теме
Элективный курс предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
На изучение темы «Проценты» в курсе математики основной школы отводится достаточно малый промежуток времени. Изучение проводится на первой ступени основной школы и учащиеся в силу своих возрастных особенностей не могут получить полноценные представления о процентах и их применении в повседневной жизни. Текстовые задачи на проценты включены в контрольно-измерительные материалы и материалы для итоговой аттестации за курс основной и средней школы. После применения указанных материалов видно, что некоторые задачи на проценты вызывают у учащихся трудности и очень многие, окончившие школу не имеют прочных навыков обращения с процентами в повседневной жизни. Понимание процентов и умение производить расчеты в настоящее время необходимы каждому человеку. Прикладное значение этой темы велико и затрагивает в первую очередь финансовую сторону нашей жизни, а также демографическую экологическую, социологическую и другие.
Данный элективный курс «процентные вычисления в жизненных ситуациях» дает учащимся наглядное представление и ключ к решению повседневных бытовых проблем каждого человека. Позволяет разрешить вопросы рыночной экономики и задачи технологии производства. Кроме того познавательный материал будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков процентных вычислений, но и формированию устойчивого интереса к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности.
Элективный курс предполагает изложение теории вопроса, решение типовых задач, самостоятельные работы с различным уровнем сложности и зачетную работу по завершении изучения курса, в которой учащиеся сами составляют по одной задаче к каждой теме и демонстрируют их решение. Зачетная работа может выполняться в домашних условиях и сдается учащимися на последних уроках с последующей защитой.
Цель и задачи
Цель:
- Сформировать понимание необходимости знаний процентных вычислений для решения большого круга задач, показав широту применения процентных расчетов в реальной жизни;
- способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе, для решения практических проблем.
Задачи:
- сформировать умения производить процентные вычисления, необходимые для применения в практической деятельности;
- решать основные задачи на проценты. Применять формулу сложных процентов;
- привить учащимся основы экономической грамотности.
Содержание программы
Тема 1. Проценты. Основные задачи на проценты (4 часа)
Сообщается история появления процентов; устанавливаются пробелы в знаниях по решению основных задач на проценты: а)нахождение процента от числа; б)нахождение числа по его проценту; в)нахождение процента одного числа от другого. Актуализируются знания об арифметических и алгебраических приемах решения задач.
Метод обучения: лекция, беседа, объяснение.
Форма контроля: решение тестовых задач
Тема 2. Процентные вычисления в жизненных ситуациях (операции с ценами) (5 часов)
Показ широты применения в жизни расчетов. Введение базовых понятий экономики: процент прибыли, стоимость товара, заработная плата. Выполнение тренировочных упражнений.
Метод обучения: лекция, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный
Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач
Тема 3. Штрафы (5 часов)
Введение понятий «штраф» и «пеня». Разъяснение причин наложения штрафов. Установка процентных ставок для штрафов и их выражение числом.
Метод обучения: лекция, объяснение решений тренировочных упражнений, репродуктивный
Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач
Тема 4. Тарифы (5 часов)
Введение понятия «тариф» и «пеня». Разъяснение правил установки тарифов и момента возникновения пеня. Решение задач, связанных с тарифами на телефоны и различными платежами.
Метод обучения: лекция, объяснение решений тренировочных упражнений, репродуктивный
Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач
Тема 5. Банковские операции (5 часов)
Разъяснение различных ситуаций, связанных с банковскими операциями. Решение задач, связанных с банковскими расчетами: вычисление ставок процентов в банках; процентный прирост, определение начальных вкладов. Выполнение тренировочных упражнений .
Метод обучения: лекция, объяснение решений тренировочных упражнений, проблемный, самостоятельное составление задач.
Форма контроля: участие в семинаре с самостоятельно составленными задачами.
Тема 6. Задачи на сплавы, смеси, растворы (5 часов)
Усвоение учащимися понятий концентрации вещества, процентного раствора. Формирование умения работать с законом сохранения массы.
Метод обучения: лекция, объяснение решений тренировочных упражнений, самостоятельное составление задач.
Форма контроля: участие в семинаре с самостоятельно составленными задачами.
Тема 7. Решение задач по всему курсу (3 часа)
Обобщение полученных знаний при решении задач на проценты.
Метод обучения: выполнение практических заданий, самостоятельное составление задач и пример их решения, составление презентации своего выступления (2 последних урока проводятся в компьютерном классе)
Тема 8. Защита зачетной работы (2часа)
Форма контроля: Учащиеся предоставляют на обсуждение классного коллектива не менее 5 самостоятельно составленных задач по любой из тем (или по разным темам), дают их решение в форме презентации, после чего получают зачет по изучению данного элективного курса.
Тематическое планирование
№ п\п | Название темы | Всего часов | В том числе | Форма контроля | ||
Лек-ция | Прак-тика | Семи-нары, зачеты | ||||
1 | Проценты. Основные задачи на проценты | 4 | 1 | 3 | тестиро-вание | |
2 | Процентные вычисления в жизненных ситуациях (операции с ценами) | 5 | 1 | 4 | сам.работа | |
3 | Штрафы | 5 | 1 | 4 | сам.работа | |
4 | Тарифы | 5 | 1 | 4 | сам.работа | |
5 | Банковские операции | 5 | 1 | 3 | 1 | участие в семинаре |
6 | Задачи на сплавы, смеси, растворы | 5 | 1 | 3 | 1 | участие в семинаре |
7 | Решение задач по всему курсу | 3 | 3 | |||
8 | Защита зачетной работы | 2 | 2 | зачет | ||
Итого | 34 | 6 | 24 | 4 |
Методические рекомендации
Задачи, представленные в данном курсе, нередко решаются разными способами. Немаловажно, чтобы каждый ученик самостоятельно выбрал свой способ решения, который ему более понятен. В ходе обучения необходимо позаботиться о том, чтобы у учащихся остался интерес к работе с процентами. То, что учащиеся изучали в пятом классе, в последующие годы легко забывается, и даже простые задачи на проценты начинают вызывать затруднения. При объявлении учащимся цели курса, полезно подчеркнуть, что сюжеты задач непосредственно взяты из действительности, окружающей современного человека – финансовая сфера (платежи, налоги, прибыли), демография, экология, социологические опросы.
При решении задач предполагается использование калькулятора при любых вычислениях. Его применение снимает некоторые трудности в вычислениях и позволяет разобрать больше задач. Однако устный счет необходим, он приучает к рациональным способам вычисления, помогает сопоставлять результаты. В повседневной жизни важно уметь считать быстро и для этого полезно знать например: чтобы увеличить число на 50%, достаточно прибавить его половину; чтобы найти 20% от числа, надо найти его пятую часть; что, треть величины – это примерно 33%; чтобы найти 25% процентов от числа надо найти его четвертую часть.
На уроках просто необходимо использовать фронтальный опрос, так как это развивает скорость работы, лаконичную речь учащихся. Можно использовать работу в группах и при этом проблемно-поисковый метод, что помогает учителю «опережать» возможные ошибки. Кроме того, сильные ученики руководят более слабыми и все оказываются вовлеченными в работу.
Поурочные домашние задания являются обязательными для всех, можно их давать с дифференцированным подходом, обязательно включать самостоятельное составление 1-2 задач после каждого урока.
Критерии оценок
Критерии выставления оценок могут быть следующими:
«Отлично» - учащийся демонстрирует сознательное и ответственное отношение, сопровождающееся ярко выраженным интересом к учению; освоил теоретический материал курса, получил навыки в его применении при решении конкретных задач, продемонстрировал умение самостоятельно составлять сложные задачи и предоставлять их правильное решение.
«Хорошо» - учащийся освоил идеи и методы данного курса в такой степени, что может справиться со стандартными заданиями; прилежно выполняет домашние задания (без проявления творческих способностей); продемонстрировал умение составлять задачи и предоставлять их решения (допускается не более одной ошибки).
«Удовлетворительно» - учащийся освоил наиболее простые идеи и методы курса, что позволило ему успешно решать простые задания.
«Неудовлетворительно» - учащийся не освоил элективный курс.
При выставлении оценки за выполнение зачетной работы по всему курсу могут быть следующие критерии оценок:
«Зачтено» - учащийся составил не менее пяти задач, предоставил их решение с презентацией (или без нее).
«Не зачтено» - не предоставлены самостоятельно составленные задачи и их решения.
Литература для учителя
- Алгебра в 7 классе, С.Н.Никольский, М.К.Потапов, Н.Н.Решетников.
- Задачи на проценты, О.О.Баранов. Математика в школе. 2003 №5
- Задачи на части и проценты. А.Р.Рязановский. Математика в школе 1992 №1
- Избранные вопросы математики. Дорофеев. Математика в школе. 2003 №10
- Математика 8-9 класс, В.Н.Студенецкая. Волгоград: Учитель, 2007
- Начала финансовой математики. Г.П.Башарин.
- Решение задач на сплавы, растворы и смеси. Математика в школе. 2001№4
- Старинный способ решения задач на сплавы и смеси. Математика в школе. 1997 №1
- Сложные проценты. А.С.Симонов. Математика в школе. 1998 №5.
- Текстовые задачи. А.В.Шевкин. М: Изд.отд.УНЦ ДО МГУ, 1997
- Элементы финансовой математики. Математика (Приложение к «1сентября») 1995 №27
- Текстовые задачи в школьном курсе математики.(Лекции) А.В.Шевкин, М., Педунивер «1сентября» 2010год
Литература для учащихся
- За страницами учебника математики. Н.Л.Виленкин. М: П, 1989
- Математика 6. Н.Л.Виленкин. М: Д. 2012
- Решение задач и выполнение заданий с комментариями, ответами для подготовки к ЕГЭ. В.Н.Студенецкая. Волгоград: Учитель, 2003
- Математика: Алгебра. Функции. Анализ данных. Г.В.Дорофеев, М: Д, 2000
- Математический винегрет. И.Ф.Шарыгин. М, 1991
- Пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию. Б.В.Соболь. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010
- Справочное пособие по методам решения задач. А.Г.Цыпкин. М: Наука, 1984
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Процентные вычисления в жизненной ситуации
Итоговый урок в 6 классе по теме"Проценты"....
Презентация к уроку "Процентные вычисления в жизненных ситуациях"
презентация к уроку....
Курс по выбору по алгебре в 9 классе "Процентные вычисления в жизненных ситуациях"
Курс по выбору «Процентные вычисления в жизненных ситуациях».адресован учащимся 9 классов и входит в образовательную часть «математика». Цель курса:создание целостно...

Процентные вычисления в жизненных ситуациях. Методическая разработка.
Методическая разработка по теме «Процентные вычисления в жизненных ситуациях» разработана для ориентации учебно-воспитательного процесса на удовлетворение потребностей, интересов учащихся в углу...
Процентные вычисления в жизненных ситуациях
Преподавание ведётся по программе элективного курса «Проценты на все случаи жизни». Это занятие является обобщающим по теме, контролирующим усвоение способов решения задач. Все этапы занятия направлен...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Математические задачи и жизненные задачи.Пути выхода из различных жизненных ситуаций»
Курс имеет целью в научно-популярной форме познакомить учеников с различными направлениями применения математических знаний, роли математики в общечеловеческой жизни и культуре; ориенти...

Рабочая программа элективного курса "Вычисления и преобразования выражений"
Программа предназначена для учащихся старших классов с целью подготовки к успешной сдаче экзаменов....