Реализация требований ФГОС ООО при обучении учащихся 8 класса теме: «Квадратные неравенства»
учебно-методический материал по алгебре на тему
Предварительный просмотр:
ГОУ ДПО МО
Педагогическая академия последипломного образования
кафедра математических дисциплин
ПРОЕКТ
Реализация требований ФГОС ООО при обучении учащихся 8 класса
теме: «Квадратные неравенства»
Выполнил
слушатель учебного курса
«Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности учителя математики (в условиях реализации ФГОС)»
учитель математики МБОУ Володарской СОШ Ленинского р-на МО
Лысовская Наталья Александровна
Руководитель курса: к.п.н. , доцент зав.кафедры математических дисциплин
Васильева Марина Викторовна
Москва 2012
Содержание
Стр. | |
ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. Теоретические основы обучения теме § 1. § 2. Логико-дидактический анализ содержания темы § 3. Цели обучения теме «Квадратные неравенства» 3.1. Развитие познавательных УУД 3.2. Развитие регулятивных УУД 3.3. Развитие коммуникативных УУД 3.4. Развитие личностных УУД ГЛАВА 2. Методические рекомендации обучения теме § 4. Карта изучения темы и её использование 4.1. Диагностируемые цели обучения теме 4.2. Логическая структура и содержание темы 4.3. Средства обучения теме (в том числе ИТ) § 5. Учебный план темы § 6. Примеры реализации целей обучения теме ЗАКЛЮЧЕНИЕ Список литературы Приложение | 3 |
ВВЕДЕНИЕ
2. Логико-дидактический анализ понятий и теорем темы
«Квадратные неравенства».
Учебник: Алгебра 8 класс:учебник для общеобразовательных учреждений/(Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров и др.). – М.:Просвещение,2005.
Тема «Квадратные неравенства» занимает важное место в математике. Эта тема связана с другими содержательными линиями: неравенства, квадратичная функция, график функции, решение неравенств.
Тема изучается в 8 классе: изучается определение квадратного неравенства, различные способы его решения.
Основная цель – выработать умение решать квадратные неравенства с помощью графика квадратичной функции.
На изучения темы «Квадратные неравенства» отводится 10 часов ( 3 часа в неделю), включающие 1 контрольную работу:
Квадратное неравенство и его решение - 2 часа
Решение квадратного неравенства с помощью графика квадратичной функции – 3 часа
Метод интервалов – 3 часа
Контрольная работа-1 час
Работа над ошибками - 1 час
В процессе изучения данной темы рассматриваются следующие понятия, определения и правила :
1. Квадратное неравенство и его решение понятия: квадратный трехчлен; квадратное неравенство; решение неравенства с одним неизвестным определения: квадратное неравенство | 2 .Решение квадратного неравенства с помощью графика квадратичной функции понятия: квадратичная функция; график квадратичной функции; алгоритм решения квадратного неравенства с помощью графика | 3. Метод интервалов понятия: метод интервалов; интервал; Алгоритм решения задачи об определении знака квадратного трехчлена;алгоритм использования метода интервалов для решения рациональных неравенств |
Каждый пункт имеет теоретическое содержание по изучаемым темам, а также примеры разобранных основных типов заданий.
В учебнике представлены задания следующих типов:
Квадратное неравенство и его решение | Решение квадратного неравенства с помощью графика квадратичной функции | Метод интервалов | |
Обязательные задачи | №№649-654 | №№659-667 №№668-670 №№671-673 | №№674-680 №681 №682 |
Дополнительные более сложные задачи | №№655-656 | ||
Трудные задачи | №№657-658 |
При изучении темы имеются возможности для развития памяти, логического мышления, формирования у учащихся навыков самостоятельной работы. Квадратные неравенства сами по себе представляют интерес для изучения, так как именно с их помощью на символьном языке записываются важные задачи познания реальной действительности. Как в самой математике, так и в её приложениях с квадратными неравенствами приходится сталкиваться не менее часто, чем с уравнениями. Например, квадратные неравенства используются при изучении свойств функции (нахождение промежутков знакопостоянства функции, определение монотонности и др.)
5. Учебный план темы
Примерная форма примерной рабочей учебной программы по математике (фрагмент) «Квадратные неравенства»
Утверждаю Согласовано Рассмотрено
Директор СОШ № __ Зам. директора по УВР на заседании ШМО
__________ Ф.И.О. _____________ Ф.И.О. протокол № ________
от ________________
Руководитель ШМО
___________ Ф.И.О.
Тематическое и почасовое планирование образовательных результатов освоения математики
на 2012/2013 учебный год (фрагмент)
Класс: 8
Учитель: Лысовская Наталья Александровна
Количество часов: на учебный год 105 : в неделю: 3
Плановых контрольных уроков: : I ч. – ; II ч. – ; III ч. – ___ IV ч. – 1;
Планирование составлено на основе источников:
Планирование составлено на основе: Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика, 5 – 11 кл. / Сост. Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк. / 4-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2004. – 320 с.
Учебник: Алгебра : учеб. для 8 кл. общеобр. учреждений /Ш.А. Алимов,Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров и др.- М.:Просвещение,2005.
Дополнительная литература:
- Ершова А.П., Голобородько В.В., Ершова А.С. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 8 класса. – М.:Илекса,2009.
Тематическое планирование составила: Лысовская Н.А. Дата 2012 Подпись _____________
Условные обозначения: ПУУД – познавательные УУД; ПЛ УУД - познавательные логические УУД; ПО УУД - познавательные общеучебные УУД; РУУД – регулятивные УУД; КсУУД – коммуникативные УУД сотрудничество; КрУУД – коммуникативные УУД для общения: развитие устной и письменной речи; Ц1 – Ц 5 – цель 1 – 5; ДЗ – домашнее задание; УПД – учебно-познавательная деятельность.
№ уро- ков | Раздел, тема урока | Форма урока; форма обучения | Предметные и метапредметные результаты Ц 1 (ПЛ УУД), Ц 2 (ПО УУД, РУУД), Ц 3 , Ц 4 (КсУУД, КРУУД), Ц 5 (ПОУУД, РУУД) |
1 - 10 | Квадратные неравенства Средства обучения 1) таблицы….. 2) подсказки к поиску решения задач; 3) предписания… 4) карточки с приёмами; 5) Карта темы | Уроки: семинар, практикум, лекция, др. Фронтальная, индивидуальная групповая формы обучения | Ц 1: приобретение учебной информации и развитие интеллектуальных умений при изучении: а) понятий; б) теорем; в) типов задач Ц 2: контроль усвоения теоретических знаний: а) понятий; б) теорем; в) типов и классов задач Ц 3: применение знаний и интеллектуальных умений при решении геометрических и учебных задач Ц 4: развитие коммуникативных умений через: включение в групповую работу; взаимопомощь, рецензирование ответов; организацию взаимоконтроля и взаимопроверки на всех этапах УПД Ц 5: развитие организационных умений (целеполагание, планирование, реализация плана, саморегуляция УПД |
1 | Квадратное неравенство и его решение | Урок смешанного типа Фронтально-индивидуальная | Ц 5: Введение в тему, постановка и формулирование целей своей учебной деятельности; Ц 1: приобретение учебной информации и развитие интеллектуальных умений при изучении: а)понятия квадратное неравенство; б) утверждений; в) задачи на решение квадратных неравенств аналитическим способом |
2 | Квадратное неравенство и его решение | Вводный обзорный семинар Групповая работа | Ц 2: контроль усвоения теоретических знаний: а) математических понятий (квадратное неравенство, решение неравенств); б) утверждений; в) задачи на решение квадратных неравенств аналитическим способом. Ц 3: применение знаний и интеллектуальных умений при решении решение квадратных неравенств аналитическим способом Ц4: развитие коммуникативных умений через: включение в групповую работу; взаимопомощь, рецензирование ответов; организацию взаимоконтроля и взаимопроверки на всех этапах УПД |
3 | Решение квадратного неравенства с помощью графика квадратичной функции | Лекция – диалог Фронтально-индивидуальная работа | Постановка и решение проблемы (познавательные УУД) Ц 1:составление плана и схем поиска решения квадратного неравенства с помощью графика квадратичной функции; Ц 2: контроль усвоения изученного материала в процессе чтения лекции. Ц 4: (КрУУД): запись лекции; ПОУУД – построение речевых высказываний, посредством смыслового разделения текста на части и подбор заголовка к фрагменту лекции; составление плана лекции. |
4 | Решение квадратного неравенства с помощью графика квадратичной функции | Вводный обзорный семинар Групповая работа | Ц 2: использует предписания для решения типов задач своего уровня сложности; Ц 3: решает задачи своего уровня сложности,); аналогичные, обратные задачи решает, используя помощь Ц 4: рецензирует ответы товарищей по выполненным заданиям предыдущих уровней с обоснованием; оказывает помощь, работающим на предыдущих уровнях; |
5 | Решение квадратного неравенства с помощью графика квадратичной функции | Практикум: Фронтальная и парная формы | Ц 2: а1) перечисляет: основные понятия и отношения между ними, утверждения; переходит от одной модели к другой; в 1) выполняет ……; в2) перечисляет …, применяет их к решению задач; Ц 3: решает задачи своего уровня сложности, составляет задачи: по готовому чертежу и требованию, по неполному условию и требованию (выведение следствий из требования) , по условию без требования (выведение следствий из условия); аналогичные, обратные задачи и решает, используя помощь Ц 4: рецензирует ответы товарищей по выполненным заданиям предыдущих уровней с обоснованием; оказывает помощь, работающим на предыдущих уровнях; Ц 5: выбирает задачи и решает их, осуществляет самопроверку с использованием образцов, приёмов; составляет контрольную работу для своего уровня усвоения (в качестве ДЗ); |
6 | Метод интервалов | Обучающий урок. Урок практическая работа. Самостоятельная работа обучающая. | Ц 5: Введение в тему, постановка и формулирование целей своей учебной деятельности; Ц 1: приобретение учебной информации и развитие интеллектуальных умений при изучении: решения квадратных неравенств методом интервалов |
7 | Метод интервалов | Практикум: Парное взаимообучение | Ц 2: а1) использует определения понятия квадратное неравенство для решения задач; б1) используя готовую схему решает квадратные неравенства ; переходит от одного способа решения к другому; б3) составляет план и схему решениия квадратного неравенства; б1) перечисляет использованную теорию; в1) находит ошибки в решении задач своего уровня сложности; решает задачи своего уровня сложности, используя готовый план или схему поиска; в 2,3) решает задачи второго и третьего уровня сложности, составляя схемы поиска и план; Ц 4 |
8 | Метод интервалов. Подготовка к к/р. | Практикум Фронтально-индивидуальная, индивидуальная или парная | Ц 2: использует предписания для решения типов задач своего уровня сложности; Ц 3: решает задачи своего уровня сложности, составляет задачи: по готовому графику и требованию. Ц 4: рецензирует ответы товарищей по выполненным заданиям предыдущих уровней с обоснованием; оказывает помощь, работающим на предыдущих уровнях;. Ц 5: выбирает задачи и решает их, осуществляет самопроверку с использованием образцов, приёмов; составляет контрольную работу для своего уровня усвоения (в качестве ДЗ); |
9 | Контрольная работа | Контроль и оценка знаний учащихся. Фронтальный контроль. | Ц 2, 3, 5: выбирает задачи своего уровня сложности , решает их, осуществляет самопроверку; делает выводы о качестве собственных знаний, необходимых для выполнения контрольной работы |
10 | Урок коррекции и рефлексии | Рефлексивный семинар Индивидуальная, парная (взаимопомощь) | Ц 2, Ц 4: анализирует собственные ошибки с помощью товарища и исправляет их; Ц 5: вспоминает планируемые цели своей учебной деятельности; оценивает свою итоговую деятельность по данным объективным критериям; по собственным критериям, сравнивая их с объективными критериями; е) делает выводы о результатах своей деятельности, дальнейших действиях, планирует коррекцию учебной познавательной деятельности |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ содержит краткий отчёт по поставленным задачам, сформулированным во введении
В БИБЛИГРАФИЮ по проекту вставить указанные источники
БИБЛИОГРАФИЯ
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего основного образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с
- Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.
- Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2009. - 24 с.
- Примерные программы по математике. – М.: Просвещение, 2010. – 67 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация требований ФГОС ООО при обучении учащихся 6 класса теме: «Отношения и пропорции»
итоговый прект...
Проект "Реализации требований ФГОС ООО при обучении учащихся 8 класса теме "Квадратные корни"
Планирование обучения теме "Квадратные корни" с расписыванием УУД и основных требований к знаниям и умениям...
Реализация требований ФГОС ООО при обучении учащихся 5 класса
Итоговый проект...
Реализация требований ФГОС ООО при обучении учащихся 8 класса теме: «Квадратные уравнения»
Реализация требований ФГОС ООО при изучении темы: «Квадратные уравнения» в 8 классе по учебнику Алгебра: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений/ Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Сувор...
РЕАЛИЗАЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ООО при обучении учащихся 8 класса теме «Квадратные корни"
Предложенный материал содержит описание теоретических основ обучения теме "Квадратные корни" в 8 классе, требования ФГОС, логико-математический анализ темы, цели обучения, методические рекомендации, а...
Реализация требований ФГОС ООО при обучении учащихся 8 класса теме «Квадратные уравнения»
Итоговая практико-значимая работа по теме: "Реализация требований ФГОС ООО при обучении учащихся 8 класса теме "Квадратные уравнения""...
Реализация требований ФГОС ООО при обучении учащихся 9 класса теме: «Решение уравнений и неравенств с одной переменной»
Материал содержит:теоретические основы обучения теме «Решения уравнения и неравенства с одной переменной»;методические рекомендации обучения теме «Решение уравнения и неравенства с одной перемен...