Роль ИКТ при объяснении нового материала на уроках математики.
статья по алгебре (5 класс) по теме

Обмен опытом по использованию информационно - коммуникативных технологий на уроках математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_ikt_pri_obyasnenii_novogo_materiala.docx26.48 КБ

Предварительный просмотр:

Роль ИКТ при объяснении нового материала на уроках математики.

И. В. Арндт, учитель математики МБОУ

 «Весенненская СОШ»

Информационные и телекоммуникационные технологии (ИКТ) стали неотъемлемой частью современного образования. Перед школой встала непростая задача: подготовить новых граждан к жизни в новом информационном обществе, подготовить их к продуктивной деятельности в новых экономических условиях. Направление на информатизацию учебного процесса вызвано объективными факторами: внешними и внутренними. Внешние факторы обуславливаются процессами, которыми нельзя управлять изнутри системы образования. Они определяются развитием информационной индустрии, применением ИКТ в различных областях нашей жизни. Они требуют от выпускников высокой общеобразовательной и информационной культуры. Внутренние факторы определяются процессами, которые в значительной степени контролируются внутри системы образования. Они связаны с уровнем развития педагогической науки и инновационной практики, возможностями реагировать и откликаться на запросы общественной практики, применять новые инструменты работы с информацией.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащихся, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приёмов, которые бы активизировали мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда ещё формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Немаловажная роль здесь отводится информационным технологиям. Сегодня использование ИКТ позволяет значительно повысить эффективность учебного процесса, достичь учебной цели наиболее рациональным способом, получить максимальное количество информации за кратчайшее время.

С появлением компьютера в кабинете математики стало возможным, применение ИКТ  на различных этапах урока математики. Компьютер на уроках математики становится реальной необходимостью. Обучать на основе прогрессивных методов — значит обучать методам приобретения знаний. Эффективность проведения урока повышается за счёт того, что уменьшается роль «классной доски» как основного инструмента преподавания математики. Вместо доски используются демонстрации, динамические рисунки, дающие возможность повторить объяснение, обращая внимание учеников на вызывающие затруднения моменты.

Общеизвестно, что в памяти человека остается 25% услышанного материала, 33% увиденного, 50% увиденного и услышанного, 75% материала, если ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения. 

При объяснении нового материала большинство учеников являются пассивными слушателями. Если объяснение подробное и доступное, то учащиеся попадают в благоприятную среду, которая не требует самостоятельного поиска решений, лишает возможности каждого ученика достигать поставленных целей. Дети “растут в любви и ласке”. А наша цель воспитать человека, способного самостоятельно принимать решения, адаптироваться к новым условиям, проявлять смекалку, находить необходимую информацию. Хорош не тот учитель, который дает готовые рецепты на все случаи жизни, а тот, который заставляет искать их самим. В своей практике я часто сталкиваюсь с ситуацией, когда решение стандартных задач, даже очень сложных и объемных, не вызывает никаких сложностей у учащихся. Но стоит лишь немного изменить условие, сформулировать практическую задачу, для которой необходимо построить математическую модель, ученики не справляются и учителю приходится подробно расшифровывать каждый шаг.

В  своей работе я применяю уроки, в основе которых лежат презентации, созданные в программе Power Point. Такие презентации использую на всех этапах урока:

       при объяснении нового материала;

       при закреплении, повторении, контроле;

       во время устного счета;

       при проверке домашней работы.

Проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Дидактические достоинства уроков с использованием информационных технологий – создание эффекта присутствия, у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше.

На этапе изучения нового материала наиболее эффективным является учебный тип деятельности. Воздействие учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности учебного материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию. При изучении новой темы провожу уроки-лекции с применением компьютерных презентаций. Объяснение темы урока сопровождается демонстрацией слайда, на котором дана тема урока и план изучения. Затем идёт объяснение темы по плану, ученики делают необходимые записи в тетрадях. После объяснения материала  ученики решают устные упражнения, затем – в тетрадях задания более сложные.

Урок-презентация обеспечивает получение большего объема информации и заданий за короткий период. Всегда можно вернуться к предыдущему слайду (обычная школьная доска не может вместить тот объем, который можно поставить на слайд).

Использование презентаций позволяет облегчить учащимся восприятие материала, повысить плотность урока, эффективность контроля знаний и умений учащихся и познавательную активность школьников. Задания, предложенные на уроке, подбираются с учетом возрастных особенностей учащихся и способствуют развитию логического мышления, умения анализировать, применять знания в новых условиях.

Использование на уроках мультимедийных презентаций реализует следующие принципы:

  • принцип наглядности - позволяет использовать на любом уроке иллюстративный материал, аудиоматериал. Наглядность материала повышает его усвоение учениками, так как задействованы все каналы восприятия учащихся - зрительный, механический, слуховой и эмоциональный;
  • принцип природосообразности - подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей;
  • принцип прочности -использование уроков-презентаций технически позволяет неоднократно возвращаться к изученному или изучаемому материалу;
  • принцип научности -преобразование этого принципа при мультимедиа обучении получает более фундаментальную основу;
  • принцип доступности - данная технология интегрируется с технологией дифференцированного обучения и позволяет одновременно на уроке выводить на монитор или экран разноуровневые задания, контрольно-тестовые задания, задания повышенной сложности;
  • принцип системности - использование уроков-презентаций позволяет разработать систему уроков по одной теме, а также выводя на экран элементы предыдущих уроков, объяснять новое;
  • принцип последовательности - как и на традиционных уроках, учебный материал запоминается в большем объеме и более прочно.

Итак,  ИКТ – реальность современного урока.

Мною замечено, что учащиеся проявляют больший интерес к теме, когда я при объяснении нового материала применяю презентации. Обучающиеся более активно принимают участие в уроке, даже самые пассивные из них с огромным желанием включаются в работу, с интересом просматривают слайды и отвечают на вопросы.А от учителя требуется тщательное продумывание содержания урока и планирование работы учеников на каждом этапе урока. Разумеется, любая презентация для детей интересна и полезна, когда она сопровождается словом учителя.

На мой взгляд, применение ИКТ делают уроки чрезвычайно эффективными, более интересными и увлекательными, у ребят значительно повышается интерес к предмету. На таких уроках они увлеченно и активно отвечают на вопросы, выполняют самостоятельные работы с последующей проверкой, и сами себе могут выставить оценки. Учащиеся получают довольно большой объем научно-познавательной информации, что позволяет им не только получать определенные знания, но и углублять их. Использование презентаций помогает легко и непринужденно изучить даже самые сложные для ребят вопросы.

Систематическое использование компьютерных демонстрационных презентаций развивает воображение, абстрактное мышление, повышает интерес к изучаемому учебному материалу и предмету в целом.

Использование ИКТ на уроках позволяет:

- развить коммуникативные умения обучающихся;

- повысить интенсивность учебного труда;

- развить познавательную активность, а, следовательно, желание изучать предмет;

- приучить обучающихся к самостоятельной работе с материалом;

- организовать моментальную обратную связь с обучающимися;

- вовлечь в учебную деятельность пассивных обучающихся;

- привить обучающимся навыки сотрудничества;

- обеспечить учебный процесс новыми, ранее недоступными материалами, которые помогают обучающимся проявлять их творческие способности.

Я считаю, что использование современных образовательных технологий в практике обучения способствует созданию и поддержанию высокого уровня познавательного интереса и самостоятельной умственной активности учащихся; увеличивает объем и прочность полученных на уроке знаний, умений и навыков, является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся.

Однако нельзя сказать наверняка, что результаты обучающихся значительно повысятся благодаря использованию ИКТ, но они будут больше интересоваться тем, что происходит на уроке, будут активнее работать и быстрее запоминать материал. Важно понимать, что использование ИКТ не решит всех проблем моментально, над этим нужно работать.

Список литературы.

1. Макарова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. // М.: Изд-во МГУ, - 2009.

2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. // Под ред. Е.С. Полат. / М.: "Академия", - 2009.

3. Панюкова С.В. Информационные и коммуникационные технологии в личностно ориентированном обучении. // М.: ИОСО РАО – 2008

4. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.; Педагогика, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение ИКТ при объяснении нового материала на уроках математики

Доклад по теме: "Применение ИКТ при объяснении нового материала на уроках математики"...

Изучение нового материала на уроках математики

В материале рассматривается ключевой элемент в структуре многих уроков - изучение нового материала...

Устный счёт как средство подготовки к усвоению нового материала на уроках математики в пятом и шестом классах.

Материал содержит примеры использования устного счёта на уроках математики в пятом и в шестом классах. Обосновывает его значимость и необходимость.Устные упражнения повышают уровень вычислительных нав...

АКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ НОВОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В данной статье рассмотрены приемы обучения, используемые в школьной программе при изучении нового материала на уроках математики. Проанализированы этапы изучения нового материала, возможности использ...

Методы объяснения нового материала на уроках английского языка, 2018

Методы объяснения нового материала на уроках английского языка, 2018...

Статья "Основные методы и приёмы объяснения нового материала на уроках русского языка с опорой на ранее изученное"

Содержание статьи ориентировано на краткий обзор методов и приемов в редакции учёных. Работа позволит учителю на уроке сформировать практические навыки ученика в процессе повторения и изучения учебног...