Конспект урока алгебры в 7 классе и презентация к нему "Путешествие в страну Степени"
план-конспект урока по алгебре (7 класс) на тему

Зазулина Галина Николаевна

Предварительный просмотр:

Урок алгебры в 7- классе  

Тема: «Путешествие в страну Степени»

Слайд 1.

Тип урока: обобщающий.

Цели урока:

  • проверить в игровой форме теоретические и практические знания по теме «Степень»;
  • активизировать мыслительную деятельность учащихся посредством участия каждого из них в игре;
  • развитие математического кругозора, речи, внимания;
  • развитие информационных и коммуникативных компетенций.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Оборудование: компьютер и проектор, т.к. основным дидактическим обеспечением урока является презентация, специально разработанная для этого урока.

Вступительное слово:

Девиз: «Кто хочет ограничиться настоящим без знания прошлого, тот никогда его не поймёт» (Г.В.Лейбниц)

Слайд 2.

Сегодня мы отправимся в математическое путешествие в страну «Степени». Путешествие будет весёлым, интересным. Вам придётся немного подумать над теми заданиями, которые приготовили для вас на каждой остановке. Не сбиться с дороги и сделать все наши остановки нам поможет карта нашего путешествия, а также вам потребуются смекалка, сообразительность, внимание.

Итак – в путь!

Слайд 3.

I.Пристань «Историческая».

В стране «Степеней» мы посетим пристань «Историческая», где узнаем много интересного и полезного из истории степеней.

Рассказы учеников о степени.

1 ученик: Понятие степени с натуральным показателем появилось ещё у древних народов. Квадрат и куб использовались для вычисления площадей и объемов. Степени некоторых чисел использовались для решения задач учёными Древнего Египта и Вавилона.

2 ученик: В III веке вышла книга греческого учёного Диофанта «Арифметика», в которой было положено начало введению буквенной символики. Диофант вводит символы для первых шести степеней неизвестного и обратных им величин.

3 ученик: В конце XVI века Франсуа Виет ввёл буквы для обозначения в уравнениях не только неизвестных, но и их коэффициентов. Он применил сокращения:

N – для первой степени, Q (квадрат) – для второй,С (куб) – для третьей, QQ – для четвёртой.

Современные определения и обозначения степени берут начало от работ английских математиков Д. Валлиса и И. Ньютона.

«Картина «Устный счёт».

Слайд 4.

Каждый из вас видел репродукцию с талантливой картины художника Богданова-Бельского «Устный счёт в народной школе С.А.Рачинского»

Сергей Александрович был одним из выдающихся профессоров Московского университета. Его глубоко волновала тяжёлая судьба русского крестьянина. В 1875 году учёный едет в село Татево Смоленской губернии и открывает народную школу, в которой обучает крестьянских детей. В своей работе Сергей Александрович уделяет внимание устному счёту. В картине «Устный счёт»художник хорошо передал урок математики своего учителя. На доске пример. Решите его устно.


II. Залив «Правил»  

И вот залив «Правил». Давайте проверим, как мы знаем правила.

Теоретичеческий конкурс.

 Игра «Брейн-ринг» »  

Слайд 5.

Дайте определение степени.

Как выполнить умножение степеней с одинаковым основанием?

Что называют возведением в степень?

Как возвести в степень произведение?

Как возвести в степень дробь?

Чему равна степень a с показателем 0? 1?

Чему равен угол в квадрате?

Как называют вторую степень?

III. Город формул.

Слайд 6.

Путешествие продолжается. Мы посетим город Формул, где нас ожидают интересные задания.

Используя равенство  I. (10n+5)2 = n(n+1)*100+25, вычислите

а) 852 = (10*8+5)2 = 8*(8+1)*100+25 = 7225

б) 9952 = (10*99+5)2 = 99*(99+1)*100+25 = 990025

II.a2 = (a+b)(a-b)+b2    632 = (63+3)(63-3)+32

III. (a+b)(a-b) = a2-b2      71*69 = (70+1)(70-1) = 702-1 = 4900-1 = 4899

IV Волшебный замок.

Слайд 7.

Отправляемся дальше. Вот перед нами замок. Он не простой – волшебный. Вам предстоит заполнить волшебный квадрат.

Впишите в клетки квадрата такие степени числа х, чтобы произведение их по любой горизонтали, вертикали, диагонали было равно х-3:

Этот квадрат «пришёл к нам» из глубины веков. Его составили жрецы и назвали магическим. Верили, что такие квадраты придавали человеку необычные способности.

Вычислить значение  степени  при х=7

V Море знаний

Чтобы прибыть на следующую остановку, мы должны проплыть «Море знаний». Здесь мы должны выполнить тестовое задание. Учащиеся выполняют задания выбирая правильный ответ под определённой буквой и отгадывают слово.

Игра «Определи знак».

Слайд 8.

Сравнить:

1.(-11)-7 и 1174 .12 и 0,82

2. (-16)8 и 1685. 1020 и 2010

3 .2*32 и 3*23

VI. Горы «Мозгодром».

   Слайд 9.

Мы приближаемся к горам. Но чтобы их посетить, нужно исправить ошибки в вычислениях, проверить равенства.

Задание: «Где ошибка?

Выполняя задания на преобразование выражений, содержащих степени, ученик допустил ошибки:

1. 5*5*5*5=45 4. 23+27=2105. 71=1

2.23*27=410              3.230/210=23                6. (2х)3=2х3

Какие определения, свойства, правила не знает ученик?

«Верно ли равенство?»

1218=276*169(Верно.)

VII. Поляна игр.

Слайд 10.

На этой станции проведём игру «Узнай слово!» Решив примеры, вы должны узнать учёного, который ввёл запись степеней.

1 .(172-152):32              4. (321+321+321) :318

2 .(24*(23)5) :2135. х5 = 243

3. 520: (52)5: 57: 506. 2х = 512

VIII «Угадай - кА ».

Слайд 11.

А теперь отправляемся на конечную остановку – «Угадай- кА ». Уже из названия станции вы узнали, что нам нужно что-то угадывать.

1.Удивительные степени:

 а) 1333    б) (((2)2)2)2

2.Угадай корень!

а) 2х-5 = 2;  б)2х = 512;  в) х5 = 243:   г) х3 = (-8).

Вот и подошло к концу путешествие. Вам, ребята, спасибо за активное участие.

Слайд 12.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Путешествие в страну Степени

Слайд 2

Девиз «Кто хочет ограничиться настоящим без знания прошлого, тот никогда его не поймёт» Г.В.Лейбниц

Слайд 4

Пристань « Историческая » Каждый из вас видел репродукцию с талантливой картины художника Богданова-Бельского «Устный счёт в народной школе С.А.Рачинского». Сергей Александрович был одним из выдающихся профессоров Московского университета. Его глубоко волновала судьба русского крестьянина. В 1875 году учёный едет в село Татево Смоленской губернии и открывает народную школу, в которой обучает крестьянских детей. В своей работе С.А. уделяет внимание устному счёту. В картине художник передал урок математики своего учителя. На доске пример. Решите его устно.

Слайд 5

Залив Правил Игра « Брей-ринг »  Дайте определение степени.  Основное свойство степени.  Что называют возведением в степень?  Как возвести в степень дробь?  Чему равна степень числа а с показателем0?  Чему равен угол в квадрате?  Как называют вторую степень?  Как возвести в степень дробь?

Слайд 6

Город Формул Используя равенство 1 .  ( 10 n +5) 2 = n ( n +1) ٠ 100+25, вычислите: а) 85 2 б) 995 2 2.  a 2 =(a+b)(a-b)+b 2 63 2 3.  ( a+b)(a-b)=a 2 -b 2 71 ٠ 69

Слайд 7

Волшебный замок Впишите в клетки квадрата такие степени числа х, чтобы произведение их по любой горизонтали, вертикали, диагонали было равно Этот квадрат «пришёл к нам» из глубины веков. Его составили жрецы и назвали магическим. Верили, что такие квадраты придавали человеку необычные способности.

Слайд 8

Море Знаний Игра «Определи знак!» Сравнить: 1 (- 11) -7 и 11 7 2 (- 16) 8 и 16 8 3 2·3 2 и 3·2 3 4 1 2 и 0,8 2 5 10 20 и 20 10 1 Е > С = У < 2 А < С = П > 3 П < Х > С = 4 А = Е > П < 5 П < С = Х >

Слайд 9

Горы Мозгодром «Где ошибка?» Выполняя задания на преобразование выражений, содержащих степени, ученик допустил ошибки: а) 5·5·5·5=4 5 г) 2 3 +2 7 =2 10 б) 2 3 ٠ 2 7 =4 10 д) 7 1 =1 в) 2 30 :2 10 =2 3 е) (2х) 3 =2х 3 Какие определения, свойства, правила не знает ученик? «Верно ли равенство?» 12 18 =27 6 ٠ 16 9

Слайд 10

Игра « Узнай слово!» Решив примеры, вы должны узнать учёного, который ввёл запись степеней.  ( 17 2 -15 2 ):32  (2 4 ·(2 3 ) 5 ):2 13  5 20 :(5 2 ) 5 :5 7 :5 0  (3 21 +3 21 +3 21 ):3 18  Х 5 =243  2 х =512 Поляна игр

Слайд 11

«Угадай-ка» « Удивительные степени» а ) 1 333 б) (((2) 2 ) 2 ) 2 2.Президент кондитерской компании « Брекс-кекс » спрашивает: «Первый покупатель предлагает за продукцию 2 16 тыс.руб., а второй ((2 2 ) 2 ) 2 тыс.руб. Какое предложение принять? « Угадай корень !» а ) 2 х-5 =2 , б)2 х =512 , в ) х 5 =243 , г ) х 3 =(-8 ).

Слайд 12

Урок заканчивать можно, Итоги все подведены. С математикой дружить можно, Если полюбишь ты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Разложение на множители", конспект урока алгебры 7 класс, раздаточный материал

Урок алгебры в 7 классе. Тема: "Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приемов"...

План конспект урока алгебра 10 класс по теме "Числовая окружность"

Урок по алгебре в 10 классе по теме "Числовая окружность"...

План конспект урока алгебра 10 класс по теме "Числовая окружность"

Урок по алгебре в 10 классе по теме "Числовая окружность"...

Конспект урока "Алгебра 7 класс"

Тема урока "Свойства степени с натуральным показателем"...

Конспект урока алгебры. 7 класс. Тема урока: Свойства степени с натуральным показателем.

Конспект урока алгебры. 7 класс.Учебник: Алгебра 7 класс под редакцией С.А.Теляковского, авторы: Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова, Издательство: М., «Просвещение», 2015 ...

Конспект урока алгебры 9 класс. Тема урока. Способы решения целых уравнений.

Конспект урока алгебры 9 класс.Учебник: Алгебра 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций. Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, С.Б.Суворова – М.: Просвещение, 2014Тема урока. Способы реше...