Деление.
план-конспект урока по алгебре (6 класс) по теме
Урок обобщения и систематизации знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svoystva_deystviy_s_rats_chislami_28.03.13g.docx | 42.32 КБ |
svoystva_deystviy_s_rats_chislami.pptx | 1.36 МБ |
Предварительный просмотр:
Арндт Ирина
Васильевна,
учитель математики,
МБОУ «Весенненская СОШ»
Тема урока: "Свойства действий с рациональными числами "
Не беда, что лететь далеко
Не боимся, что путь будет труден,
Никогда не давались легко
Достижения людям.
(Перефразированные строки из стихотворения С.Я. Маршака)
Тип урока: систематизации знаний.
Цели урока:
- повторить, как выполняются действия сложения, умножения, вычитания отрицательных чисел и чисел с разными знаками,
- систематизировать основные понятия, которые имеют место в данной теме (определения, свойства, правила),
- применение знаний на практике,
- развитие индивидуальных способностей учащихся,
- воспитывать чувство коллективизма, умение слушать других.
Структура урока:
- организационный момент
- актуализация опорных знаний
- обобщение и закрепление знаний
- подведение итогов урока, постановка задания на дом.
Оборудование: компьютер, мультимедиа, раздаточный материал.
Ход урока
1. Организационный момент.
Дорогие ребята! Сегодня у нас с вами на уроке гости и давайте своими улыбками поприветствуем их. Это у нас с вами второй урок по теме «Свойства действий с рациональными числами». Цель нашего урока заключается в том, чтобы повторить теорию действий и свойств рациональных чисел и применить их на практике.
Так как у нас был с вами перерыв в изучении данной темы, я предлагаю вам следующее задание: выполните действия и расшифруйте слово (задания на карточках у каждого учащегося)
2. Актуализация опорных знаний.
(Слайд №1) Карточка 1: Расшифруй слово: решите примеры, к ответу каждого примера подберите соответствующую букву.
- 12*(-3) (а)
- -81:(-0,9) (с)
- -2,4-3,5 (т)
- 3,4-5,6 (р)
- -2,3*(-2) (о)
- -0,18*4 (н)
- -1,2+5,8 (о)
- 45:(-9) (м)
- -27:9 (и)
- -3,8+2,2(я)
О | Т | И | А | Я | Р | Н | С | М |
4,6 | -5,9 | -3 | -36 | -1,6 | -2,2 | -0,72 | 90 | -5 |
Ответ: Астрономия.
Молодцы, с заданием справились, получили слово. А кто знает, что это за слово? (ответы учащихся). Так вот вопрос о планетах, о космосе – одно из направлений в астрономии. А какие планеты вы знаете? (ответы учащихся). И мы сегодня с вами совершим полет в космос, в этом нам поможет тема нашего урока "Свойства действий с рациональными числами» (Слайд №2).
Эпиграфом урока пусть будут следующие слова (Слайд №3):
И раз мы на сегодня космонавты, значит, мы должны вести бортовой журнал космонавта. Каждый из вас подпишите свой журнал (укажите фамилию и имя). В нем указаны этапы полета, которые нам необходимо преодолеть. В колонке «баллы», кто правильно ответит, ставит себе «плюс». И так, перед тем как отправиться в путешествие, нам необходимо пройти допуск к полету.
Допуск к полету предполагает теоретическую и практическую подготовку. (Слайд №4)
- теоретическая подготовка:
Прочитать задание и ответить на 2 вопроса по нему:
а) что это за понятие (правило, определение или свойство рациональных чисел);
б) сформулировать его.
(Слайд №5-14) учащиеся выбирают планету, получают вопрос и отвечают на него.
Планеты: 1. Меркурий (слайд 5)
Как сложить два отрицательных числа?
2. Венера (слайд 6)
Как сложить два числа с разными знаками?
3. Земля (слайд 7)
Как из данного числа вычесть другое?
4. Марс (слайд 8)
Как умножить два отрицательных числа?
5. Юпитер (слайд 9)
Дайте словесную формулировку аb = bа
6. Сатурн (слайд 10)
Сформулируйте правило деление чисел, имеющих разные знаки.
7. Уран (слайд 11)
Дайте словесную формулировку (а+b)+с = а+(b+с)
8. Нептун (слайд 12)
Какие числа называют рациональными?
9. Плутон (слайд 13).
Дайте словесную формулировку (а+b)с = ас + bс.
- практическая подготовка. (Слайд №15)
- 1. Прочитайте: (Отвечают представители каждой команды)
- а) 0,1111... (Ответ: 0 целых одна тысяча сто одиннадцать десятитысячных и т.д.)
- б) 0,4(25) (Ответ: 0 целых 4 десятых и 25 в периоде)
- в) 0,(3) (Ответ: 0 целых 3 в периоде).
3. Обобщение и закрепление знаний.
Допуск к полету получен. А теперь ребята прошу всех на космодром и приготовиться к старту. Решения вы должны принимать грамотно, быстро и правильно.
И так, внимание, первый этап полета - старт. Скажите, а кто был первым космонавтом? Вы поднялись и сели в космический корабль, чтобы корабль взлетел необходимо выполнить правильно первое задание. (Слайд №16)
Вычислите: -1+2-(-3)+(-4)-10+5
Решив его, узнаете где и когда родился первый космонавт планеты Земля Ю.А. Гагарин?
1935 г. г. Гжатск | 1934 г. с. Клушино | 1936г. г. Смоленск |
5 | -5 | -7 |
(Верный ответ отображается на текущем слайде презентации по щелчку мыши учителя).
Верное решение: -1+2-(-3)+(-4)-10+5= -1+2+3+(-4)+(-10)+5 = -(1+10+4)+(2+3+5) = -15+10 = -5.
Ответ: -5. Ребята, Ю.А. Гагарин родился в селе Клушино в 1934 году.
Второй этап – перегрузки. Во время полета возрастают перегрузки, чтобы организм смог их преодолеть космонавту необходимо вести себя в полете грамотно, а еще необходимо держать связь с Землей и работать (Слайд №17)
Вычислив значение выражения: вы узнаете, какой же позывной был у Ю.А. Гагарина во время полета в космос? «Сосна», «Заря» или «Кедр»?
Сосна | Заря | Кедр |
1,5 | 2 | -1,5 |
(Верный ответ отображается на текущем слайде презентации по щелчку мыши учителя).
Верное решение:
Ответ: -1,5. Позывной Юрия Гагарина во время полета в космос был «Кедр».
Третий этап - отделение ракетоносителей. Ваша ракета отбрасывает ступень за ступенью. Корабль вышел на орбиту. Наступила пора невесомости (Слайд №18).
Чтобы ее преодолеть необходимо решить уравнение: 2,6x = -17,03. Решив его, вы узнаете название корабля, на котором Ю.А. Гагарин совершил полет в космос? «Восход», «Восток» или «Союз».
Восход | Восток | Союз |
-44,27 | -6,55 | -13,43 |
(Верный ответ отображается на текущем слайде презентации по щелчку мыши учителя).
Верное решение уравнения: 2,6x = -17,03
2,6х = -17,03;
х =-17,03:2,6;
х = - 6,55.
Ответ: х = -6,55. Ю.А. Гагарин совершил полет в космос на корабле «Восток».
Четвертый этап – метеоритные дожди. Следующая преграда, с которой может столкнуться космонавт, это «Метеоритные дожди». Это красивое зрелище с земли, но отнюдь не является счастливым моментом в жизни космонавтов (Слайд №19)
Решив его, вы узнаете, какое слово произнес Ю.А. Гагарин во время старта: «Полетели» или «Поехали».
Полетели | Поехали |
«+» | «-» |
(Верный ответ отображается на текущем слайде презентации по щелчку мыши учителя).
Верное решение: (-3)²>0, а (-4)·(-3)·(-7)·(-12)·(-3)³ < 0. Кол-во отрицательных множителей нечетно, следовательно знак «-».
Ю.А. Гагарин во время старта произнес: «Поехали!».
Пятый этап – черная дыра. Еще одна преграда на пути космонавта – «Черная дыра». Это очень серьезное препятствие, дыра может затянуть в себя корабль, и он сойдет с орбиты, и не вернется домой (Слайд №20) Чтобы избежать этого плачевного и рокового момента, вам необходимо распределить равенства.
- a·b=b·a
- a+(-a)=0
- a·(b·c)=(a·b)·c
- a·0=0
- а+(b+c)=(a+b)+c
- (a+b)·c=ac+bc
- a·1=a
- a+0=a
- (a-b) ·c=ac-bc
- a+b=b+a
Что это за равенства? (Ответ учеников: свойства сложения и умножения рациональных чисел. Верный ответ отображается на текущем слайде презентации по щелчку мыши учителя ).
Запишите в тетради большими буквами слова «Сложение» и «Умножение». Ваша задача состоит в том, чтобы на месте под словом «Сложение» записать номера тех равенств, которые являются свойствами для действия сложения. А под словом «Умножение» записать номера тех равенств, которые являются свойствами для действия умножения.
(Верный ответ отображается на текущем слайде презентации по щелчку мыши учителя).
Ответ:
Сложение | Умножение |
2, 5, 8, 10 | 1,3, 4, 7, 9, 11, 6 |
Шестой этап – приземление. С программой полета вы справились. Теперь перед вами стоит задача осуществить посадку. Следующий этап полета «Приземление» (Слайд №21) Вы сможете посадить корабль на Землю, если ответите на вопросы. (Формулировка вопроса отображается на текущем слайде презентации по щелчку мыши учителя).
I. Каким будет произведение двух множителей?
1. Если оба множителя одного знака:
1) a>0, b>0; 2) a<0, b<0.
Ответ: ab>0. Ответ: ab>0.
2. Если оба множителя разных знаков:
1) a>0, b<0; 2) a<0, b>0.
Ответ: ab<0.
II. Какими могут быть множители?
1. Если ab>0 ? 2. Если ab<0 ? 3. Если ab=0 ?
Ответ:
1) a>0, b>0;
2) a<0, b<0.
Ответ:
1) a<0, b>0;
2) a>0, b<0.
Ответ:
1) a=0 или b=0;
2) a=0 и b=0.
5. Итог урока.
Мы на земле. Вы справились с этим заданием. Заполните свои бортовые журналы. Я вас поздравляю, мы закончили путешествие. Урок-путешествие «Полет в космос» завершен. Как всегда на земле проводится разбор полета и итог путешествия. Давайте с вами его подведем (Слайд №22).
Какие вопросы мы с вами повторили и систематизировали?
Разбили по группам:
- понятия (определения, правила, свойства);
- свойства действия умножения;
- свойства действия сложения;
- обобщения (в буквенном виде записали множители и определяли знак произведения).
Выставление оценок: в своих бортовых журналах посчитайте количество баллов. В зависимости от того, каков ваш итоговый балл, выставляется оценка за урок (Слайд №23).
оценка «5» - 7,8 баллов;
оценка «4» - 5,6 баллов;
оценка «3» - 4 балла;
оценка «2» - 0,1,2,3 балла.
Тетради с решениями и бортовые журналы сдаются учителю на проверку.
Д/З: №1226гд, 1229абв, 1231. (Слайд №24) В конце урока звучит музыкальный фрагмент песни в исполнении О. Воронец «Я земля, я своих провожаю питомцев» с ансамблем.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
- Карточка 1: Расшифруй слово: решите примеры, к ответу каждого примера подберите соответствующую букву.
- 12*(-3)
- -81:(-0,9)
- -2,4-3,5
- 3,4-5,6
- -2,3*(-2)
- -0,18*4
- -1,2+5,6
- 45:(-9)
- -27:9
- -3,8+2,2
О | Т | И | А | Я | Р | Н | С | М |
4,6 | -5,9 | -3 | -36 | -1,6 | -2,2 | -0,72 | 90 | -5 |
- Бортовой журнал космонавта ___________________________________
Фамилия и имя учащегося
Этапы полета | Баллы |
Допуск к полету: | |
а) теоретическая подготовка | |
б) практическая подготовка | |
Полет | |
1. Старт | |
2. Перегрузки | |
3. Отделение ракетоносителей | |
4. Метеоритные дожди | |
5. Черная дыра | |
6. Приземление | |
Итог: |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Урок-путешествие «Полет в космос» «Свойства действий с рациональными числами » Арндт И.В., учитель математики, МБОУ « Весенненская СОШ» по теме 2
Не беда, что лететь далеко Не боимся, что путь будет труден, Никогда не давались легко Достижения людям 3
ДОПУСК К ПОЛЕТУ А) Теоретическая подготовка Прочитать задание и ответить на 2 вопроса по нему: а) что это за понятие (правило, определение или свойство рациональных чисел); б) сформулировать его. 4
Выберите название планеты и получите вопрос Венера Меркурий Земля Марс Юпитер Сатурн Нептун Плутон Уран К практической подготовке Солнце 5
Вопрос с планеты МЕРКУРИЙ Как сложить два отрицательных числа? К планетам 6
Вопрос с планеты ВЕНЕРА Как сложить два числа с разными знаками? К планетам 7
Вопрос с планеты ЗЕМЛЯ Как из данного числа вычесть другое? К планетам 8
Вопрос с планеты МАРС Как умножить два отрицательных числа? К планетам 9
Вопрос с планеты ЮПИТЕР Да й те словесную формулировку ab=ba . К планетам 10
Вопрос с планеты САТУРН Сформулиру й те правило деления чисел, имеющих разные знаки. К планетам 11
Вопрос с планеты УРАН Да й те словесную формулировку ( a+b ) +c=a+(b+c) . К планетам 12
Вопрос с планеты НЕПТУН Какие числа называют рациональными? К планетам 13
Вопрос с планеты ПЛУТОН Да й те словесную формулировку ( a+b )∙ c=ac+bc ? К планетам 14
ДОПУСК К ПОЛЕТУ Б) Практическая подготовка Прочитать: а) 0, 1111; б) 0, 4 (25); в) 0,(3). 0,(3). Ответы: Ноль целых одна тысяча сто одиннадцать десятитысячных. Ноль целых четыре десятых и двадцать пять в периоде. Ноль целых три в периоде. 15
1 . СТАРТ 1935 г. г. Гжатск 1934 г. с. Клушино 1936 г. г. Смоленск 5 -5 -7 Вычислите: -1+2-(-3)+(-4)-10+5 Где и когда родился первый космонавт планеты Земля Ю.А. Гагарин? Ответ: -1+2-(-3)+(-4)-10+5= -1+2+3+(-4)+(-10)+5 = -(1+10+4)+(2+3+5) =-15+10 = -5 . 16
2. ПЕРЕГРУЗКИ Сосна Заря Кедр 1,5 2 -1,5 На й дите значение выражения: Какой позывной был у Ю.А. Гагарина во время полета в космос? Ответ: 17
3. ОТДЕЛЕНИЕ РАКЕТОНОСИТЕЛЕЙ Восход Восток Союз -44,27 -6,55 -13,43 Решите уравнение: 2,6 х =-17,03. Как назывался корабль на котором Ю.А. Гагарин совершил полет в космос? Ответ: 2,6 х = -17,03 х = -17,03:2,6 х = -6,55 18
4. МЕТЕОРИТНЫЕ ДОЖДИ Определите знак произведения: -4·(-3)·2·(-7)·3·2·(-3)² ·(-12)·(-3)³ Какое слово произнес Ю.А. Гагарин во время старта? Ответ : Кол-во отрицательных множителей нечетно, следовательно знак «-». Полетели Поехали «+» «-» (-3)² >0, а (-4)·(-3)·(-7)·(-12)·(-3)³ < 0 19
5. ЧЕРНАЯ ДЫРА Распределите номера равенств a · b= b·a a+(-a)=0 a·( b·c )=( a·b )·c a·0=0 а+ ( b+c )=( a+b )+c ( a+b )·c= ac+bc a·1=a a+0=a (a-b) ·c=ac- bc a+b = b+a Сво й ства сложения Сво й ства умножения Ответ: (сво й ства сложения и сво й ства умножения рациональных чисел): 2, 5, 8, 10 1, 3, 4, 7, 9, 11, 6 20
6. ПРИЗЕМЛЕНИЕ I . Каким будет произведение двух множителей? 1. Если оба множителя одного знака : 1) a>0, b>0 ; 2 ) a<0, b<0 . Ответ: ab >0 . Ответ: ab >0 . 2 . Если оба множителя разных знаков : 1) a>0, b<0 ; Ответ: ab <0 . 2 ) a<0, b>0 . II . Какими могут быть множители? 1. Если ab >0 ? 2 . Если ab <0 ? 3 . Если ab =0 ? Ответ: 1) a>0, b>0 ; 2) a<0, b<0 . Ответ: 1) a<0, b>0 ; 2) a>0, b<0 . Ответ: 1) a=0 или b = 0 ; 2) a = 0 и b = 0 . 21
РАЗБОР ПОЛЕТА Какие вопросы мы с вами повторили и систематизировали? Разбили по группам: понятия (определения, правила, свойства ) ; сво й ства де й ствия умножения; сво й ства де й ствия сложения ; обобщения (в буквенном виде записали множители и определяли знак произведения) . 22
ОЦЕНКИ В своих бортовых журналах посчита й те количество баллов. Оценка Кол-во баллов «5» 7,8 баллов «4» 5,6 баллов «3» 4 балла «2» 0,1,2,3 бал. 23
Домашнее задание: № 1226 г д , 1229 а б в, 1231. 24
Спасибо за урок! До встречи в следующем путешествии! 25
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по математике "Отличие умножение и деления обыкновенных дробей от умножения и деления смешанных чисел"
Цель урока: систематизировать знания и умения детей, связанные с умножением и делением обыкновенных дробей и смешанных чисел на однозначное число; развивать умение работать с различными видами информа...
Контрольная работа по математике 3 класс « Школа 21 века» По темам « Внетабличное умножение и деление. Деление с остатком»
Контрольная работа по математике 3 класс « Школа 21 века»По темам « Внетабличное умножение и деление. Деление с остатком»...
Тренажер « МНОГОЧЛЕНЫ. ДЕЛЕНИЕ МНОГОЧЛЕНОВ. ДЕЛЕНИЕ МНОГОЧЛЕНОВ С ОСТАТКОМ»
Тренажер позволит учителю отработать материал по теме....
Методическая разработка урока математики в 5 классе по теме "Деление. Свойства деления"
Работа представлена двумя текстами: собственносама разработка урока и маршрутный лист ученика по ходу урока....
Методическая разработка к уроку математики в 5 классе по теме "Деление. Свойства деления"
Данный материал содержит разработку урока с изображением слайдов для каждого этапа, а также маршрутный лист ученика по ходу урока....
Разработка урока с использованием сингапурской методики по теме "Операторы челочисленного деления и деления по модулю"
Урок разработан с использованием сингапурской методики...
Разработка урока с использованием сингапурской методики по теме "Операторы целочисленного деления и деления по модулю"
Урок разработан с использованием сингапурской методики...