Урок алгебры по теме "Теорема Виета"
методическая разработка по алгебре (8 класс) на тему
Урок алгебры разработан с применением модели проблемно-диалогического урока, содержит элементы технологии критического мышления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_teorema_vieta.rar | 737.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме «Теорема Виета»
(по учебнику Макарычева Ю.Н)
Цели урока:
«Открыть» зависимость между корнями уравнения и его коэффициентами,
научить применять теорему Виета и обратную ей теорему в различных ситуациях при решении квадратных уравнений.
Способствовать развитию умений анализировать, сравнивать и делать необходимые выводы.
Создать условия для формирования навыков самоконтроля.
Способствовать воспитанию познавательной активности, чувства ответственности, культуры общения.
Технические средства обучения: проектор
Ход урока:
- Организационный момент. Знакомство с листом самооценки.
- Актуализация опорных знаний: (5 мин)
Коллективно составляется кластер: Что знаем о квадратном уравнении.
Занимаясь квадратными уравнениями, вы, вероятно, уже заметили, что информация об их корнях скрыта в коэффициентах.
-От чего зависит наличие или отсутствие корней квадратного уравнения? (от дискриминанта)
- Из чего составляется дискриминант квадратного уравнения? (из коэффициентов а, b и с)
- В зависимости от того, каковы коэффициенты квадратного уравнения, можно определить вид квадратного уравнения и способ его решения. Итак:
Что знаем | Что хотим узнать: |
Решение полных квадратных уравнений с помощью формул | Есть ли другие способы решения квадратных уравнений |
Зависимость числа корней от дискриминанта (от коэффициентов уравнения) | Как еще связаны коэффициенты уравнения и его корни |
- Формулирование темы и целей урока (2 мин)
Сегодня на уроке я хочу: (цели урока формулируют учащиеся с помощью ключевых слов узнать, понять и таблицы «знаем-хотим узнать»)
Узнать __________________ (как связаны коэффициенты квадратного уравнения и его корни)
Понять__________________(в каких ситуациях можно применить связь коэффициентов и корней уравнения).
Заполнить лист самооценки.
3. Открытие нового знания (15 мин)
Исследовательская работа в группах, учитель в роли консультанта.
Решите уравнения и заполните таблицу
Уравнение х2+рх+q =0 | p | q | X1 | X2 | X1+Х2 | X1*Х2 |
x²-7x+6=0 | ||||||
x²+5x+6=0 | ||||||
x²-x-6=0 | ||||||
x²-8x-33=0 | ||||||
х² + 3х – 3=0 |
Выводы по таблице: |
Все уравнения ______________, так как а=___ |
Сумма корней x1 + x2 равна коэффициенту ________ |
Произведение корней x1x2 равно коэффициенту _______ |
Проанализируем результаты (Обсуждение результатов работы групп)
- Назовите вид квадратных уравнений, записанных в таблице. (Все уравнения приведенные.)
- Ребята, сравните коэффициенты уравнения с суммой и произведением корней. Какие закономерности вы заметили?
- Какое утверждение можно сформулировать?
Гипотеза: Сумма корней приведенных уравнений равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком. Произведение корней приведенных квадратных уравнений равно свободному члену.
Доказательство: (работа в группах)
x1+х2= ______________________ =
x1x2 = ________________________ =
Найдите и прочитайте в учебнике доказанную нами теорему. Выделите в ней условие и заключение.
“Условие”: х1 + х2 = -р, х1· х2 =q.
“Заключение”: х1 и х2 – корни квадратного уравнения х2 + рх + q = 0.
Составьте теорему, обратную доказанной.
Формулируется теорема, обратная данной.
Если числа р, q, х1, х2 таковы, что х1 + х2 = -р, х1· х2 = q, то х1 и х2 - корни приведенного квадратного уравнения х2 + рх + q = 0.
Данная теорема справедлива, хотя из курса геометрии нам известно, что не всегда из истинности прямой теоремы следует истинность обратной.
Можно ли применить теорему Виета к полному квадратному уравнению ах2 + вх + с = 0, если да, то запишите чему будут равны сумма и произведение корней.
х1 + х2 = - , х1· х2 = .
Доказанная нами теорема, называется теоремой Виета по имени знаменитого французского математика Франсуа Виета.
Франсуа Виет (1540-1603) —замечательный французский математик (юрист по образованию), положивший начало алгебре как науке о преобразовании выражений, о решении уравнений в общем виде, создатель буквенного исчисления, ввел понятие математической формулы.
- Ввел систему алгебраических символов.
- первый начал решать числовые уравнения приближенным путём, т.е. получал приближенные корни;
- работал в области тригонометрии с Кеплером, Коперником;
- дал словесное описание теоремы косинусов в XVI в.;
- дал первое в Европе аналитическое представление числам.
Заполнить лист самооценки.
- Первичное применение нового знания. (10мин)
А сейчас мы определим, какие задачи можно решать с помощью прямой и обратной теоремы.
Ситуация 1:
устно: Даны приведенные квадратные уравнения.
Сформулируйте задание с применением теоремы Виета.
Найти сумму и произведение корней уравнения:
а) х2 +7х+6=0 б) х2 –х-6=0 в) х2 – 8х+12=0
Ситуация 2
С помощью обратной теоремы по заданным корням можно составлять квадратные уравнения.
Составьте приведённое квадратное уравнение корнями которого являются числа 4 и 5
(х1+ х2=9=-р, р=-9, х1∙х2=20=q, следовательно уравнение имеет вид
х2- 9х+20=0) – образец рассуждений показывается на доске.
Ситуация 3: Как проверить, являются ли числа -8 и 7 корнями уравнения: х2 +х -56 =0
- способ:
(-8)2 +8 -56 = 0
72 +7 -56 = 0
- способ: х1+х2=-8+7= -1 = -р
х1х2 =(-8) 7= 56
Какой способ удобнее?
Ситуация 4
Найти корни подбором.
х2 -9х +20=0
х1+х2= 9
х120
20=124
Ответ: х1=4, х2=5
Закрепление изученного материала.(10 мин)
Самостоятельная работа в парах. Проверка решения по образцу.
Задание1.Уравнение имеет два корня: х1 и х2, не находя их, найдите значения выражений х1 + х2 и х1 х2
2х2 + 8х – 19 = 0; х1+х2= - 4; х1х2= -9,5
3х2 - 7х – 12 = 0; х1+х2= 2; х1х2= -4
2х2 - 5х + 2 = 0; х1+х2= 2,5; х1х2= 1
2х2 - 7х + 6 = 0; ; х1+х2= 3,5; х1х2= 3
Задание2. Заполните таблицу.
X1 | X2 | X1•X2 | X1+X2 | Уравнение |
2 | 5 |
|
|
|
2 |
| 0,8 |
|
|
|
| 8 | 6 |
|
Проверка решения
X1 | X2 | X1•X2 | X1+X2 | Уравнение |
2 | 5 | 10 | 7 | х2- 7х+10 =0 |
2 | 0,4 | 0,8 | 2,4 | х2- 2,4х+0,8 =0 |
2 | 4 | 8 | 6 | х2- 6х+8 =0 |
Задание 3. №581(а) Найти корни уравнения и сделать проверку:
Х2 -2х – 9=0
Проверка решения
Х2 -2х – 9=0
Д = 4 +4
х1= , х2 = 1-
Проверка: х1+х2 = =2= -р
х1
Уравнение решено верно.
Задание 4. №583(б) Найти корни уравнения подбором:
х2 +11х -12 =0
х1+х2= -11
х1-12
-12=1
Ответ: х1=1, х2=-12
Заполнить лист самооценки
Какие цели поставлены в начале урока?
Насколько сумели их достичь?
Что знаем | Что хотим узнать: | Что узнали |
Зависимость числа корней от дискриминанта (от коэффициентов уравнения) | Как еще связаны коэффициенты уравнения и его корни | х1+х2 = -р х1х2 = q |
Решение полных квадратных уравнений с помощью формул | Есть ли другие способы решения квадратных уравнений | Решение квадратного уравнения подбором с помощью теоремы Виета, проверка корней уравнения. |
Закончите предложение:
Мне сегодня на уроке удалось:
Самооценка деятельности:
Этап урока | Задания | Баллы |
Актуализация опорных знаний | Составление кластера | 1 |
Определение целей урока | 1 | |
Открытие нового знания | Правильное решение квадратных уравнений | 1 |
Формулировка гипотезы о сумме и произведении корней | 1 | |
Доказательство теоремы Виета | 1 | |
Формулировка обратной теоремы | 1 | |
Применение теоремы для полного квадратного уравнения | 1 | |
Закрепление | Нахождение суммы и произведения корней квадратного уравнения | 1 |
Составление приведенного квадратного уравнения | 1 | |
Проверка корней квадратного уравнения | 1 | |
Нахождение корней квадратного уравнения подбором | 1 | |
11 |
Домашнее задание:
- Придумать 4 квадратных уравнения по данным корням.
- №581(а,в) №583(а,в)
- Необязательное задание №671(а)
Методическая литература:
- Э.Г.Гельфман «Квадратные уравнения» Издательство Томского университета, Томск, 2001
Интернет –ресурсы:
- ru.wikipedia.org
- nsportal.ru›shkola…urok-po-teme-teorema-vieta
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект к уроку алгебры в 8 классе по учебнику Алимов Ш.А. ТЕМА УРОКА «Решение квадратных уравнений. Теорема Виета»
Информационные технологии на уроках математики.Урок в системе деятельностного подхода обучения. Включает в себя слайдовую презентацию, с помощью которой можно активизировать познавательный интерес уч...
Урок алгебры в 8 классе по теме "Теорема Виета".
Один из путей повышения эффективности учебного процесса в МКШ – использование на уроках элементов новых педагогических технологий, активных методов и форм обучения....
Урок алгебры в 8 классе. Тема урока: «Теорема Виета».
Урок алгебры в 8 классе. Тема урока: «Теорема Виета». Урок формирования новых знаний. На уроке были созданы ситуации для самоконтроля и самоанализа своей деятельности. Для мотивации дальнейшей учебной...
Урок алгебры в 8 классе по теме "Теорема Виета"
Урок изучения нового материала по теме "Теорема Виета" - это проблемный урок, когда в ходе выполнения практической работы учащиеся получают ответ на вопрос "Есть ли связь между корнями уравнения и его...
Презентация к уроку алгебры "Теорема Виета". 8 класс
Презентация содержит разноуровневый материал для проведения итогового урока по теме "Теорема Виета"...
Урок алгебры в 8 классе по теме "Теорема Виета"
Цель урока: повторить и закрепить изученный материал по теме: "Решение квадратных уравнений. Теорема Виета"....
Конспект и презентация урока алгебры в 8 классе по теме "Теорема Виета" с использованием ЭОР"
Урок изучения нового материала. Цель урока формирование практико-ориентированной компетенции при выводе и доказательстве теоремы Виета. Проблемная ситуация создает мотивацию к учебной деятельнос...