Решение показательных уравнений
план-конспект урока по алгебре (11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема урока: Решение показательных уравнений.
Цели урока:
1. Ввести понятие показательных уравнений и показать способы их решения, умение применять их при решении нестандартных задач; проверка знаний обучающихся по решению показательных уравнений;
2. Выработать умение мыслить, делать выводы, применять теоретические знания для решения задач; развивать самостоятельность, мышление, познавательный интерес;
3. Воспитание устойчивого интереса к математике, культуры поведения и общения, трудолюбия, аккуратности, положительного отношения к окружающим.
Тип урока: урок изучения нового материала
Вид урока: смешанный (рассказ, показ, работа с учебниками, работа в группах, практическая работа)
Оборудование: учебник, карточки с заданиями для работы в группах, карточки с тестом, карточки с бланком, проектор, презентация.
Ход урока
I. Организационный момент (2 мин)
- Проверка присутствующих;
- Проверка готовности к уроку. Ребята, у всех ли получилось домашнее задание?
II. Актуализация опорных ЗУН и мотивационных состояний (4 мин)
Повторение пройденного материала (работа в группах): (слайд 3, 4)
Класс разделён на 3 группы. Раздается каждой группе карточки с заданиями.
1. Укажите, какая из данных функций является возрастающей, какая убывающей:
а) б) в) г)
д)
2. Верно ли, что показательная функция :
а) имеет экстремумы;
б) принимает наибольшее значение в некоторой точке х0;
в) принимает в некоторой точке значение, равное нулю;
г) является четной (нечетной)?
III. Изучение нового материала (10 мин)
Что такое показательное уравнение? Это уравнение, в котором неизвестные и выражения с ними находятся в показателях каких-то степеней. (слайд 6)
Например, ,
Методы решения показательных уравнений:
а) Приведение к стандартному виду (слайд 7)
Рассмотрим пример:
Приведем обеих частей к общему основанию:
Данное уравнение равносильно уравнению: ,
Ответ: 1.
б) (слайд 8)
Так как показательная функция принимает только положительные значения, то данное уравнение не имеет решений.
Ответ: нет решений.
в) Уравнения, решаемые с помощью вынесения общего множителя за скобки. (слайд 9)
,
,
,
,
,
.
Ответ: 2.
г) Уравнения, решаемые с помощью введения новой переменной. (слайд 10)
,
Пусть , тогда уравнение примет вид:
Данное квадратное уравнение является приведенным, по теореме Виета получим:
,
Вернемся к замене: или . Из первого уравнения находим, что х=2, а из второго х=0.
Ответ: 2;0.
При решении показательных уравнений, главные правила - действия со степенями. Без знаний этих действий ничего не получится.
IV. Самостоятельная работа по изучению нового материала (2 мин)
Устная работа (слайд 11)
Какие из следующих уравнений являются показательными:
а) б) в) г)
V. Первичное повторение и закрепление (3 минут)
Является ли число х корнем уравнения: (слайд 12)
а) , х=5 б) , х=1 в) , х=0 г) , х=-2
VI.Самостоятельная работа по закреплению и совершенствованию ЗУН ( 10 мин) (слайд 13)
- №460 (а, в)
- №463 (а, г)
- №464 (в)
VII. Тестирование в двух вариантах (раздается каждому ученику с таблицей ответов, которую они заполняют). (10 мин)
I вариант
Решите уравнения:
1. а) 2 б) 3 в) 0 г) -2
2. а) 3 б) 1 в) 4 г) 2
3. а) 3 б) -3 в) 2 г) нет решений
4. а) 4 б) 1 в) 3 г) -1
5. а) 1 б) -1; 2 в) 1; 2 г) -2
II вариант
Решите уравнения:
1. а) 2 б) 1 в) 0 г) 3
2. а) 5 б) 3 в) 1 г) -7
3. а) 3 б) нет решений в) -3 г) 2
4. а) 4 б) 3 в) -3 г) 0
5. а) 1 б) -1; 0 в) 1; 0 г) 3; 1
Ф. И. О. ученика | |
№ | Ответы |
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 |
Проверяются с помощью слайда 15.
VIII. Домашнее задание ( 2 минут) (слайд 14)
П.36, №463(в ), №464(г)
Определить, какими степенями и каких чисел являются числа:
2; 8; 16; 27; 32; 64; 81; 100; 125; 128; 216; 243; 256; 343; 512; 625; 729, 1024.
IX. Подведение итогов урока и объявление оценок за урок (2 минут)
- - Какие из способов решения показательных уравнений из рассмотренных оказались наиболее трудными?
- Какие проблемы у вас возникли по окончании урока?
- Анализ работы обучающихся на уроке (итоги теста)
- Объявление оценок.
Дорогое ребята! Спасибо вам за работу на уроке. Я благодарю всех, кто принял активное участие в работе. Благодарю вас за помощь в проведении урока. Урок окончен. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Показательная функция. Решение показательных уравнений и неравенств
Обобщение и закрепление знаний основных свойств показательной функции и применение их при решении задач...
Обобщающий урок по теме "Показательная функция. Решение показательных уравнений и неравенств."
Урок проводится с использованием компьютера и мультимедийного проектора. В ходе урока проводится тест "Показательная функция" с самопроверкой, работа по вариантам, работа по рядам с проверкой консульт...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ: «ПОКАЗАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ. РЕШЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЬНЫХ УРАВНЕНИЙ И НЕРАВЕНСТВ».
РАЗРАБОТКА ОСВЕЩАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ВОПРОСЫ:1.Вступление.2.Историческая справка.3.Структура и место темы в учебном курсе.4. Теоретические основы преподавания темы.5.Тематическое планирование темы.6.Основные...
Повторительно-обобщающий урок по теме Свойства показательной функции. Решение показательных уравнений
Цели:-повторить свойства показательной функции;-проверить навыки выполнения заданий ЕГЭ базового уровня по данной теме;- повторить и систематизировать способы решения показательных уравнений;-расширит...
Урок-семинар на тему: "Показательная функция. Решение показательных уравнений и неравенств в рамках подготовки к ЕГЭ"
Конспект открытого урока-семинара, проведенного в 10 классе, на тему: Показательная функция. Решение показательных уравнений и неравенств в рамках подготовки к ЕГЭ". Предоставленный материал дает возм...
Конспект урока в 11 классе "Показательная функция. Решение показательных уравнений"
Тип урока: урок обобщения, систематизации знаний. Цели урокаОбразовательные: Обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме. Закрепит...
Презентация к уроку алгебры в 10 классе на тему "Показательная функция. Решение показательных уравнений и неравенств в рамках подготовки к ЕГЭ"
Презентация на тему "Показательная функция. Решение показательных уравнений и неравенств в рамках подготовки к ЕГЭ" является иллюстрацией к одноименному уроку-семинару по алгебре и началам анализа, пр...