Рабочая программа по математике 5 класс
рабочая программа по алгебре (5 класс) по теме

Садовникова Татьяна Станиславовна

Рабочая программа по математике в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma.doc148.5 КБ

Предварительный просмотр:

                              РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ

Пояснительная записка

Рабочая программа по математике для обучающихся 5 классов составлена на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования  в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования  по авторской программе Н.Я. Виленкина с учетом примерной программы курса математике  для 5 классов средней общеобразовательной школы(Примерные программы основного общего образования. Математика. 5-9 классы: Проект. - 2-е издание. - М.: Просвещение, 2010)..                                                                                                   При разработке рабочей программы были учтены основные идеи и положения Программы формирования и развития учебных универсальных действий для основного общего образования, которые нашли свое отражение в формулировках метапредметных и личностных результатов.             В основе построения данного курса лежит системно- деятельностный подход ,идея гуманизации обучения, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое внимание личности ученика, его интересам и способностям                                                                                                                                            
Содержание математического образования в 5 классе представлено разделом
арифметика, который служит базой для дальнейшего изучения учащимися математики и способствует приобретению практических навыков в осуществлении арифметических операций, необходимых в повседневной жизни.

Одним из приоритетных направлений в обучении математике в 5 классе является формирование навыков осуществления различного вида вычислений с помощью всевозможных вычислительных способов и средств. Содержание курса 5 класса нацелено на достижение основной предметной компетенции - вычислительной,.                                                                                                                           Предлагаемый курс позволяет обеспечить формирование как предметных умений, так и универсальных учебных действий школьников, а также способствует достижению определённых во ФГОС личностных результатов, которые в дальнейшем позволят учащимся применять полученные знания и умения для решения различных жизненных задач. 

                      Целью изучения математики в 5 классе являются:

  • формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математике;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция,  логическое мышление, пространственное воображения, элементы алгоритмической культуры;
  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни,  для изучения школьных естественнонаучных дисциплин, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки,
  • воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношение к математике как к части общечеловеческой культуры.

В ходе обучения математике  по данной программе с использованием учебника и методического пособия для учителя, решаются следующие задачи:

  • систематическое развитие понятия «числа»;
  • выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами;
  • переводить практические задачи на язык математики;
  • осуществление функциональной подготовки школьников;
  • овладение конкретными знаниями необходимыми для применения в практической деятельности.
  • овладение учащимися следующими видами компетенций: предметной, коммуникативной, организационной и общекультурной, ИКТ.

При планировании предусмотрены разнообразные формы контроля:

диктанты (объяснительный, предупредительный, графический, выборочный, распреде

лительный, слуховой);

тесты (с одним правильным ответом, с множественным выбором, на соответствие);

практические задания;

письменные самостоятельные работы;

контрольные письменные работы.

При формировании познавательной деятельности учащихся используется групповая, парная, лекционная, самостоятельная работа,  С целью активизации познавательной деятельности используются:

  • ИКТ технологии
  • словесные методы: беседа, рассказ, лекция, объяснение;
  • наглядные: демонстрации, натуральные объекты;
  •  практические занятия: распознавание и определение объектов, наблюдение, эксперимент.
  • объяснительно-иллюстративный метод;
  • проблемно-поисковый метод.

В Федеральном  образовательном плане на изучение математики в 5 классе отводится 5 часов в неделю, всего - 170 часов.

Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса.

Предметными результатами изучения предмета «Математика» являются следующие качества:

 владение базовым понятийным аппаратом (натуральные числа, обыкновенные дроби,

десятичные дроби, прямая, луч, отрезок, угол);

владение символьным языком математики;

владение навыками выполнения устных, письменных и инструментальных вычислений;

владение навыками упрощения числовых и буквенных выражений.

Метапредметными результатами изучения предмета «Математика» являются следующие качества:

формирование универсальных учебных действий (УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных.

наличие представлений об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки;

умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в окружающей жизни.

Личностными результатами изучения предмета «Математика» являются следующие качества:

умение ясно и точно излагать свои мысли; развитие креативного мышления.

Содержание учебного

материала

Кол-во часов

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Предметные умения

Универсальные учебные действия

Глава 1. Натуральная числа(47ч)

Повторение изученного в начальной школе

Уметь выполнять арифметические действия  с натуральными числами  числа, записанные в работать с тестовыми заданиями,

Уметь изображать  отрезок, треугольник, прямоугольник с помощью линейки.

Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел, их упорядочения. Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному правилу.

Описывать явления и события с использованием чисел. Уметь сравнивать полученные результаты с учебной задачей. Использовать математическую терминологию. Воспринимать устную речь, проводить информационно-смысловой анализ текста; приводить и разбирать примеры. Уметь использовать ИКТ технологии

§1

Натуральные числа и шкалы

15 ч.

Уметь читать и записывать натуральные числа , определять количество единиц заданного ряда чисел.

Иметь представление об отрезке, луче, прямой линии, о пересечении прямых линий; знать правила обозначения и изображения данных фигур; уметь изображать точку, принадлежащую прямой, лучу, отрезку, измерять отрезки; оформлять задачи с построениями, работать с чертежными инструментами.

Уметь сравнивать отрезки, измерять длины отрезков; Иметь представление о координатном луче, о начале отсчета, о единичном отрезке;

Уметь изображать на координатном луче числа, заданные координатами;

Уметь работать по заданному алгоритму, Доказывать правильность решения с помощью аргументов, решать проблемные задачи и ситуации.

Уметь воспринимать устную речь, участвовать в диалоге, составлять и оформлять таблицы, проводить информационно-смысловой анализ прочитанного текста, участвовать в диалоге, приводить примеры

Контрольная работа  № 1

1 ч.

Уметь создавать продукт, для выполнения которого используются математические средства

Уметь работать по самостоятельному плану

§2

Сложение и вычитание натуральных чисел

10 ч.

Уметь складывать и вычитать натуральные числа , используя

Свойства.

Уметь выдвигать свои версии решения проблемы, осознавать конечный результат, уметь строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Уметь воспринимать устную речь, участвовать в диалоге, записывать главное, приводить примеры

Излагать информацию, обосновывая свой подход

Контрольная работа № 2

1

Уметь создавать продукт, для выполнения которого используются математические средства

Уметь работать по самостоятельному плану

§2

Сложение и вычитание натуральных чисел

10 ч.

Иметь представление об уравнении.

Уметь решать уравнения, выполнять проверку уравнения для заданного корня

 Знать определение буквенного выражения; уметь выполнять числовые  подстановки в буквенные выражения и находить числовые значения;

Уеть строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; выдвигать свои версии решения проблемы, осознавать конечный результат,

Контрольная работа № 3

1

Уметь создавать продукт, для выполнения которого используются математические средства

Уметь работать по самостоятельному плану

§3

Умножение и деление натуральных чисел

13 ч.

Уметь решать уравнения, упрощая выражение, применяя законы арифметических действий

Уметь делить натуральные числа нацело и с остатком, используя понятие четного и нечетного числа

Уметь работать по плану, уметь анализировать факты, уметь создавать математические модели.

Контрольная работа № 4

1

Уметь создавать продукт, для выполнения которого используются математические средства

Уметь работать по самостоятельному плану

§3

Умножение и деление натуральных чисел

9 ч.

Уметь упрощать выражения, применяя законы и порядок арифметических действий, находить значения выражений, содержащих квадрат и куб числа, решать задачи с помощью уравнений.

Уметь работать по алгоритму, уметь выражать свои мысли, уметь работать в группе , сопоставлять свой результат с образцами.

Контрольная работа № 5

1

Уметь создавать продукт, для выполнения которого используются математические средства

Уметь работать по самостоятельному плану

§4

Площади и объёмы.

14 ч

Знать понятие « формула», элементы прямоугольного параллелепипеда, уметь построить объемную фигуру по всем правилам построения прямоугольного параллелепипеда .

Уметь составлять формулу по условию задачи,

Иметь представление об объеме, об  единицах измерения объема, о площади прямоугольника, о формуле объема прямоугольного параллелепипеда

Уметь найти объем прямоугольного параллелепипеда по формуле.

Уметь производить поиск информации Уметь составлять план. Уметь отстаивать свою очку зрения.

 Уметь использовать коммуникационные технологии; уметь создать источник информации для одноклассников

Контрольная работа № 6

1 ч.

Уметь создавать продукт, для выполнения которого используются математические средства

Уметь работать по самостоятельному плану

§5

Обыкновенные дроби

11 ч.

Иметь представление об окружности, круге, дуге, радиусе, диаметре, о свойстве диаметров,  формуле радиуса Уметь решать задачи на сравнение площадей двух кругов, на построение окружности заданного радиуса Уметь решать задачи, рассматривая дробь как результат деления натуральных чисел.

Уметь решать задачи на нахождение части от целого и целого по его части.

Уметь записывать и читать обыкновенные дроби, сравнивать правильные и неправильные дроби с единицей

Уметь выделять целую часть дроби, представлять смешанную дробь в виде суммы целой части и дробной

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, составлять план решения проблемы (в группе) , строить логически обоснованное рассуждение.

 Уметь использовать компьютерные технологии для выполнения заданий, обобщать факты и явления

Подготовка к контрольной работе

1 ч.

Уметь демонстрировать теоретические и практические знания о числовых выражениях, о геометрических фигурах и координатном луче; приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы

Контрольная работа № 7

1 ч.

Уметь создавать продукт, для выполнения которого используются математические средства

Уметь работать по самостоятельному плану

Анализ контрольной работы

1 ч.

Уметь исправить ошибку

Уметь объяснять характер своей ошибки; учиться критически относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибки и исправлять их

§5

Обыкновенные дроби

9 ч.

Уметь сравнивать, складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями Уметь вычитать и складывать смешанные числа

Уметь моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения, уметь использовать компьютерные технологии; Уметь работать по алгоритму, уметь выражать свои мысли, уметь работать в группе

Контрольная работа № 8

1 ч.

Уметь создавать продукт, для выполнения которого используются математические средства

Уметь работать по самостоятельному плану

§6

Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей.

15 ч.

Знать правило сравнения десятичных дробей, уметь определять старший разряд десятичной дроби. Сравнивать десятичные дроби Уметь сравнивать десятичные дроби, применяя прикидку.

Уметь складывать и вычитать десятичные дроби, использовать переместительный и сочетательный законы при вычислениях

Уметь решать логические и занимательные задачи на сложение и вычитание десятичных дробей

Уметь работать по плану, выбирать тему проекта.

использовать ИКТ, уметь выделять свойства  в изучаемых объектах и дифференцировать их, уметь оценить свои действия, уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции

Контрольная работа № 9

1 ч.

Уметь создавать продукт, для выполнения которого используются математические средства

Уметь работать по самостоятельному плану

§7

Умножение и деление десятичных дробей

7 ч.

Уметь делить десятичную дробь на натуральное число, находить среднее арифметическое нескольких чисел.

Уметь делить десятичные дроби, использовать переместительный и сочетательный законы при вычислениях

Уметь планировать свою работу, четко ставить систему задач, вычленять среди них главные, избирать рациональные способы решения, быстро вносить коррективы в свою работу.

Уметь выполнять работу по несложному алгоритму; индивидуально или в группе ставить новую задачу, определять последовательность действий по её решению; доводить начатую работу до конца.

Уметь ставить учебную задачу, участвовать в учебном диалоге.

Контрольная работа № 10

1

Уметь создавать продукт, для выполнения которого используются математические средства

Уметь работать по самостоятельному плану

§7

Умножение и деление десятичных дробей

18 ч.

Уметь делить десятичную дробь на десятичную дробь, находить среднее арифметическое нескольких чисел.

Уметь составлять алгоритмы, отражать в письменной форме результаты деятельности; заполнять математические кроссворды; находить и использовать информацию; проводить информационно-смысловой анализ прочитанного текста, составлять конспект, участвовать в диалоге; определять понятия, приводить доказательства

Подготовка к контрольной работе

1

Уметь вступать в учебное общение, организовывать свою работу в малых группах, владеть приемами и навыками учебного сотрудничества.

Уметь задавать уточняющие вопросы; высказывать суждения, подтверждать их фактами.

Контрольная работа № 11

1

Уметь создавать продукт, для выполнения которого используются математические средства

Уметь работать по самостоятельному плану

Анализ контрольной работы

1

Уметь объяснять характер своей ошибки; уметь отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции,

§8

Инструменты для вычислений и измерений

7 ч.

Уметь находить процент числа по определению Знать, как решать задачи на применение процента. Уметь находить процент от числа и число по его проценту

Уметь решать логические и занимательные задачи на проценты

Знать назначение основных клавиш, уметь вычислять примеры с использованием калькулятора

Классифицировать материал, умение планировать свою работу при решении задач,

Уметь задавать уточняющие вопросы; высказывать суждения, подтверждать их фактами

Уметь использовать компьютерные технологии, уметь систематизировать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи..

Подготовка к контрольной работе

1

Уметь создавать продукт, для выполнения которого используются математические средства

Уметь работать по самостоятельному плану

Контрольная работа № 12

1 ч.

Уметь объяснять характер своей ошибки; уметь отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции,

Анализ контрольной работы

1 ч.

Уметь самостоятельно организовать учебное взаимодействие в группе, обобщать знания по теме

§8

Инструменты для вычислений и измерений

9 ч.

Уметь чертить углы и записывать их название, объяснять, что такое вершина, сторона угла Уметь сравнивать углы, применяя способ наложения. Уметь измерить угол транспортиром, построить угол по его градусной мере

Уметь использовать чертежные инструменты, уметь использовать компьютерные технологии.

 Уметь отражать в письменной форме свои решения, уметь стоить логически обоснованное рассуждение, уметь использовать чертежные инструменты

Контрольная работа № 13

1 ч.

Уметь создавать продукт, для выполнения которого используются математические средства

Уметь работать по самостоятельному плану

Обобщающий урок

1 ч.

Уметь использовать изученный материал при выполнении заданий

Умение выражать мысли, умение моделировать, формирование математической компетентности

Обобщающий урок

1

Уметь использовать изученный материал при выполнении заданий

Умение выражать мысли, умение моделировать, формирование математической компетентности

Итоговое повторение (7ч.)


Требования к результатам обучения и освоению содержания курса

Изучение математики в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:
в личностном направлении:
1) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
2) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
3) представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
4) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
5) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
6) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

в метапредметном направлении:
1) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
2) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
3) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме;принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
4) умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
5) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
6) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
7) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
8) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
9) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

в предметном направлении:
1) овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, уравнение, функция, вероятность) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
2) умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
3) развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел;овладение навыками  устных, письменных, инструментальных вычислений;
4) овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований рациональных выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств; умение использовать идею координат на плоскости для интерпретации уравнений, неравенств, систем; умение применять алгебраические преобразования, аппарат уравнений и неравенств для решения задач из различных разделов курса;
5) овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой; умение использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
6) умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
7) овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира;развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
8) усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне — о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
9) умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур;



                                           Источники информации

Учебное и учебно-методическое обеспечение обучения математике

для 5класса Н. Я. Виленкин, В.И. Жохов и  др.

Для учителя:

  1. Математика. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, СИ. Шварцбурд. - М.: Мнемозина, 2011.
  2. Поурочные разработки по математике к учебному комплекту Н.Я. Виленкина. 5 класс. -М.: ВАКО, 2009.
  3. Ермилова Т.В. Тематическое и поурочное планирование по математике: 5 кл.: К учебнику Н.Я. Виленкина и др. «Математика: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений»: Метод, пособие / Т.В. Ермилова. - М.: Экзамен, 2004.
  4. Жохов В.И., Погодин В.Н. Математический тренажер. 5 кл. Пособие для учителей и учащихся. - М.: Мнемозина, 2011.
  5. Чесноков А.С. Дидактические материалы по математике для 5 класса / А.С. Чесноков. -М.: Академкнига / Учебник, 2011.
  6. Попов М.А. Контрольные и самостоятельные работы по математике. 5 кл. К учебнику Н.Я. Виленкина. - М.: Экзамен, 2010.
  7. Ершова А.П. Самостоятельные и контрольные работы по математике для 5 класса. -М.: Илекса, 2011.
  8. Захарова О.А. Практические задачи по математике. 5-6 классы. - М.: Академкнига / Учебник, 2007.

  1. Математика: Тесты для промежуточной аттестации учащихся 5 классов / Ф.Ф. Лысенко и др. - Ростов-на-Дону: Легион, 2010.
  2. Минаева С.С. 30 тестов по математике. 5-7 кл. - М.: Экзамен, 2011.

  1. Уроки математики с применением информационных технологий. 5-6 классы. - М.: Планета, 2010
  2. Шейнина О.С, Соловьева Г.М. Математика. Занятия школьного кружка. 5-6 классы. -М.: ЭНАС, 2003.

Для учащихся:

  1. Математика. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, СИ. Шварцбурд. - М.: Мнемозина, 2011.
  2. Жохов В.И., Погодин В.Н. Математический тренажер. 5 кл. Пособие для учителей и учащихся. - М.: Мнемозина, 2011.
  3. Чесноков А.С. Дидактические материалы по математике для 5 класса / А.С. Чесноков. -М.: Академкнига / Учебник, 2011.
  4. Попов М.А. Контрольные и самостоятельные работы по математике. 5 кл. К учебнику Н.Я. Виленкина. - М.: Экзамен, 2007.
  5. Захарова О.А. Практические задачи по математике. 5-6 классы. - М.: Академкнига / Учебник, 2007.
  1. Минаева С.С. 30 тестов по математике. 5-7 кл. - М.: Экзамен, 2011.

Интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.

Рабочая программа разработана  на один учебный год:   в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...

Рабочая программа по математике класс (автор Виленкин Н.Я.))

Рабочая проргамма содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, требования  к подготовке учащихся...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 5-х классов Разработана на основе примерной рабочей программы ( автор – составитель О.С. Кузнецова ) учителем математики ГБОУ школы № 645 Старковской С.Н

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике....

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет математика Класс 5 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    математика      Класс         5 Учитель      Асессорова Е.М...