Урок по математике "Текстовые задачи и их решение"
план-конспект занятия по алгебре по теме

Соколова Наталья Юрьевна

Воспитателю дошкольных учреждений необходимо владеть различными методиками, в частности – математического развития детей. А для этого нужно разбираться в математических понятиях, владеть математическим языком, иметь запас математических знаний, умений и навыков. Формирование умения решать задачи – одно из условий успешного обучения в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспекты к уроку34.88 КБ
Файл презентация к уроку669.67 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ  СПО "Торжокский педагогический колледж им. Ф.В. Бадюлина"

Специальность 050144 "Дошкольное образование"

Методическая разработка

открытого урока

по дисциплине

 «Математика»

Тема занятия:  «Текстовые задачи и их решение»

Преподаватель    Соколова Наталья Юрьевна

           

 

2013

План открытого занятия

  1. Дисциплина   Математика
  2. Курс   2
  3. Тема     Текстовые задачи и их решение
  4. Тип урока  Изучение нового материала
  5. Цель занятия:
  1. Дидактическая: 

Добиться усвоения студентами представлений о структуре текстовой задачи и методах её решения.

Добиваться формировать у студентов умения составлять и решать текстовые задачи разными методами и способами.

  1. Развивающая:

Расширить понятия о типах арифметических задач,  которые определены  программными задачами для детского сада. Учится разрабатывать методический материал по данной теме на основе примерных заданий. Представлять цели и задачи, планирование занятий по обучению дошкольников решению арифметических задач. Ознакомление с предполагаемыми результатами в обучении детей старшего дошкольного возраста по данной теме.

Воспитывающая:

Организовывать собственную деятельность. Осознавать значимость изучения данной темы для будущей профессии.

Вид урока: семинар

Форма обучения: фронтальная, индивидуальная, парная

Методы обучения: 

Словесный: объяснение, беседа.

Практический: составление и решение арифметических задач;

Наглядный: презентация

 Средства обучения: компьютер, интерактивная доска, опорный конспект

  1. Межпредметные связи: Теория и методика математического развития дошкольников.
  2. Список используемой литературы:

  1. Стойлова Л.П. Основы начального курса математики. М: «Просвещение»: 1988
  2. Щербакова Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников. М.: «МОДЭК», 2005
  3. Фрейлах Н. И. Математика для педагогических училищ. М: «Форум», 2012

11. Структура занятия

Элементы занятия

Время

Продолжительность, мин.

1. Организационный момент (взаимное приветствие, контроль присутствия и т. д.)

1

2. Постановка цели и задач, сообщение плана учебного занятия

4

3. Объяснение нового материала

10

4. Проверка усвоения нового материала.

15

5. Изучение нового материала.

5

6. Проверка усвоения студентами знаний.

5

  1. Домашнее задание.

1

  1. Итог занятия.

4

                      Итого                                                       45

12. Технологическая карта занятия

№ этапа

Содержание этапа

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

Методы и формы обучения

1.

Приветствие, настрой на работу

  • приветствует студентов;
  • фиксирует отсутствующих;
  • организует внимание студентов;
  • приветствуют преподавателя;
  • настраиваются на активную работу

Словесный метод

2.

Сообщение темы и цели занятия.

  • сообщает тему учебного занятия;
  • рассказывает о значении данной темы для будущей профессии
  • ставит перед студентами цель;

  • слушают преподавателя;
  • уясняют значение данной темы
  • вникают в смысл учебного занятия

Словесный метод

3.

Изучение нового материала.

- знакомит студентов с понятием текстовой задачи и её структурой

- знакомит студентов с типами задач, которые изучают в детском саду

- слушают преподавателя

- задают вопросы

- отвечают на вопросы

- составляют задачи, анализируют их

-принимают активное участие в обсуждении типов задач и их решениях

Беседа.

Фронтальная работа

Наглядный метод (презентация)

4.

Проверка усвоения нового материала

- предлагает студентам составить задачи всех типов, которые изучают в детском саду и решить их

- предлагает выполнить взаимно - проверку

- самостоятельно составляют и решают задачи

- обмениваются тетрадями и выполняют проверку

Индивидуальная работа

Работа в парах.

5.

Изучение нового материала.

- преподаватель знакомит с практическим и арифметическим методами решения задач, которые используются в детском саду

- внимательно слушают, вникают в сущность материала

Беседа.

6.

Проверка усвоения студентами знаний.

- предлагает студентам составить задачу для дошкольников, решить её практическим и арифметическим методами.

 - работают самостоятельно

- выступают перед аудиторией

Индивидуальная

работа

Беседа.

7.

Домашнее задание

- предлагает студентам выполнить задание, творческого характера

- записывают домашнее задание

8.

Подведение итога занятия

- предлагает ответить на вопросы

- анализирует и даёт оценку успешности достижения цели в ходе занятия

  • отвечают устно на вопросы
  • самооценка работы
  • осознание студентами значимости полученных результатов

Словесный метод

13.  Пояснительная записка 

Воспитателю дошкольных учреждений необходимо владеть различными методиками, в частности – математического развития детей. А для этого нужно разбираться в математических понятиях, владеть математическим языком, иметь запас математических знаний, умений и навыков. Формирование умения решать задачи – одно из условий успешного обучения в школе.

Многие студенты, которые поступили в педагогический колледж на специальность «Дошкольное образование» имеют низкий уровень математической подготовки. Необходимо отметить, что им не  интересно заниматься математикой.  «Зачем нам это надо?»  - приходится слышать от них. Однако,  если внимательно посмотреть,   что должен знать и уметь студент, изучивший обязательную часть цикла,  и сопоставить с задачами и содержанием математического развития дошкольников, то связь очевидна.  

Чтобы студента заинтересовать, чтобы студент понимал,  что знания по математике необходимы в дальнейшей его профессии, необходимо при изучении каждой темы на занятиях по математике показывать, как эта тема раскрывается на занятиях по математическому развитию дошкольников. Это легко сделать, если  преподаватель математики свободно владеет методикой математического развития дошкольников.

Я покажу, как использую эту связь на своих занятиях.

Тема занятия: Текстовые задачи и их решение.

На данную тему отводится 5 аудиторных часов. Это первое занятие по данной теме. Считаю, что целесообразнее, со студентами, вначале  рассмотреть все типы задач, которым обучаются дети в детском саду и отработать навыки их составления и  решения. За основу предлагаю брать учебное пособие Е. И. Щербаковой.  

Конспект занятия

1 этап. Организационный.

2 этап.  Значимость данной темы для будущей профессии.

Преподаватель. Тема занятия: Текстовые задачи и их решение».  Роль текстовых задач в математике велика. Решая задачи, учащиеся приобретают новые математические знания, готовятся к практической деятельности. Задачи способствуют развитию их логического мышления. Большое значение имеет решение задач и в воспитании личности учащегося. Поэтому важно, чтобы учитель имел глубокие представления о текстовой задаче, о её структуре, умел решать такие задачи различными способами. Однако, знакомство с арифметическими задачами начинается с детского сада. Поэтому тема актуальна для вас будущих воспитателей. Сегодня на уроке должны добиться понимания всех типов задач, которые рассматриваются в детском саду, умения решать эти задачи. На конец занятия у вас должна сформироваться целостная система знаний необходимых для вашей профессии по данной теме.

Все вы имеете свой практический опыт по решению задач. Не секрет, что у большинства из вас большие трудности возникают при решении задач.

Можно поставить вопрос: Почему, около 20% детей седьмого года жизни испытывают трудности в выборе арифметического действия, аргументации его?

Эти дети, решая арифметические задачи, проявляют   неумение правильно выбрать необходимый знак, арифметическое действие в том случае, когда заданное в условии конкретное отображение не соответствует арифметическому действию (прилетели, добавили, дороже – сложение; улетели, взяли, дешевле – вычитание). Более того, иногда отдельные воспитатели ориентируют детей именно на эти связи. В таких ситуациях вычислительная деятельность формируется недостаточно осознанно.  Цель наша – показать, что только в двух из пяти типов задач соответствие будет верным.

3 этап. Изучение нового материала.

3.1. Понятие текстовой задачи и её структура.

Слайд 1.

Преподаватель.

Текстовая задача – это описание некоторой ситуации на естественном языке с требованием дать количественную характеристику какого-либо компонента или определить вид этого отношения.

Структура задачи – любая текстовая задача состоит из двух частей: условия и требования. В условии сообщаются сведения об объектах и их величинах, об отношениях между ними. Задаются количественные характеристики величин (их численные значения). Требование – это указание, что нужно найти. Оно может быть выражено предложением в повелительной или вопросительной форме.

Примеры:

  1. «Маша нашла з гриба, а Петя -2 гриба. Сколько всего грибов нашли дети?». Требование представлено в виде вопроса.
  2. «Сколько грибов принесли домой дети, если Маша нашла 3 гриба, а Петя – 2 гриба?»  Условие и требование даётся в одном предложении.
  3. «Маша нашла 3 подберёзовика и 2 белых гриба, а Петя -4 подосиновика. Сколько всего грибов нашла Маша?» Условие задачи содержит лишнее данное.
  4. «Маша нашла 3 гриба. Сколько грибов нашёл Петя?» В задаче недостаточно данных для ответа на вопрос.

Задание студентам:

Придумайте задачи с лишними или недостающими данными для старших дошкольников.  (студенты предлагают свои  задачи, идёт обсуждение)

 3. 2. Ознакомление с типами арифметических задач, которые изучаются в детском саду.

Слайд 2

На данном слайде перечислены типы задач, которым обучаются дошкольники.

Типы задач:

1)        На нахождение суммы и остатка;

2)        На отношения «больше – меньше на несколько единиц»;

3)        На разностное сравнение;

4)        Взаимно-обратные задачи;

5)        Косвенные задачи.

Только в двух из пяти типах задач отображение соответствует арифметическому действию. Разберём особенности каждого типа задач.

Слайд 3.

Преподаватель:

Задачи данного типа не представляют сложности при решении. Необходимо обратить внимание, как изменяется множество при объединении или вычитании части из целого. Ход рассуждений может идти от условия к вопросу задачи.  Именно на таких задачах воспитатель в детском саду формирует представления о действиях сложения и вычитания у детей.

Слайд 4.

Преподаватель:

В этих задачах арифметические действия подсказаны в самом условии задачи. Отношение «больше на единицу» требует от ребёнка увеличения, присчитывания, сложения. В вопросе подчёркивается только количество второго множества, которое больше (меньше).

Слайд 5.

Преподаватель:

Задачи этого типа решаются только вычитанием. При ознакомлении детей  с этим типом задач их внимание обращается на основное – вопрос в задаче. Вопрос начинается со слов «на сколько?»  Разницу всегда находят вычитанием: от большего числа вычитают меньшее число. 

Далее преподаватель предлагает одному из студентов у доски выполнить аналогичные рассуждения для второй задачи.

Слайд 6

Преподаватель:

Ознакомление с преобразованием прямых задач в обратные даёт возможность глубже усвоить математическую формулу задачи, специфику каждого типа задач. Каждую простую арифметическую задачу можно преобразовать в новую. Если искомое задачи взять за одно из данных новой задачи, а одно из данных преобразованной задачи считать искомой в новой задаче. Взаимно–обратные задачи – это задачи, где одно из данных первой является искомым во второй, а искомое второй задачи входит в данные первой. Из каждой прямой арифметической задачи путём преобразования можно сделать 2 обратные задачи.

Слайд 7.

Преподаватель:

5 тип задач – косвенные (проблемные задачи). Они для детей высокого уровня интеллектуального развития. Косвенные задачи отличаются тем, что в них оба числа характеризуют один и тот же объект, а вопрос направлен на определение количества другого объекта. Трудности в решении таких задач определяются самой структурой и содержанием задачи. Как правило,  в этих задачах есть слова, которые дезориентируют ребёнка при выборе арифметического действия. Несмотря на то, что в условии задачи есть слова  «больше»,  следует выполнять обратное этому действие – вычитание. И наоборот. Рассуждения: «В условии задачи оба числа характеризуют один объект – количество грибочков в корзине. В ней 5 грибочков и в ней же на 2 больше, чем на столе. Необходимо узнать, сколько грибочков на столе. Если в корзине на 2 больше, то на столе лежит на 2 грибочка меньше. Чтобы узнать, сколько их на столе, следует из 5 вычесть 2»

Далее преподаватель предлагает одному из студентов у доски выполнить аналогичные рассуждения для второй задачи.

4 этап.  Составить и решить задачи, заполнить таблицу. Самостоятельная индивидуальная работа студентов.

Тип задачи

Содержание

Решение

Студенты обмениваются тетрадями, проверяют работы друг друга и выставляют оценки.

5 этап. Понятия практического и арифметического методов решения задач.

Слайд 8

Преподаватель:

Решить задачу – это значит через логически верную последовательность действий и операций с объектами, числами, величинами, отношениями выполнить требование задачи (ответить на вопрос).

Методы решения текстовых задач: практический, арифметический, алгебраический, геометрический, логический и др.

Практический метод часто используют при решении задач дошкольники. Где действуют с конкретными предметами или их заместителями.

Например.

«В вазе было 3 цветка, добавили ещё 2. Сколько стало цветов в вазе?»

-Маша, поставь 3 цветка в вазу.

-Коля, поставь 2 цветка в вазу.

-Петя, посчитай, сколько всего цветков.

Практический метод решения задач – это метод, при котором ответ находится в процессе действий с предметами или их заместителями (например, путём пересчёта).

Арифметический метод решения задачи – метод, при котором ответ находится в результате выполнения арифметических действий над числами.

Например:

«В комнате сидят 4 девочки и 3 мальчика. Сколько всего детей?»

4+3=7

6  этап. Проверка усвоения студентами материала.

Задание студентам: Придумать задачу для старших дошкольников, показать её решение практическим и арифметическим методами.

(студенты выступают перед аудиторией)

7  этап творческое домашнее задание

Придумать простые текстовые задачи:

  1. на нахождение остатка;
  2. на отношение «больше» («меньше») на несколько единиц;
  3. на разностное сравнение

Разработать фрагменты диалогов с детьми при решении задач практическим методом. Решить арифметическим действием.

8  этап Итог урока. (вопросы)

Слайд 9

  1. Какая задача называется текстовой?
  2. Какова структура задачи?
  3. Что значит решить задачу?
  4. Что значит, задача решена практическим методом?
  5. Что значит, задача решена арифметическим методом?

Преподаватель благодарит студентов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Текстовая задача - это описание некоторой ситуации на естественном языке с требованием дать количественную характеристику какого – либо компонента этой ситуации. В условии сообщаются сведения об объектах и их величинах. Об отношениях между ними, задаются количественные характеристики величин. Требование - это указание, что нужно найти. Оно может быть выражено предложением в повелительной или вопросительной форме. 1) «Сколько грибов принесли домой дети, если Маша нашла 3 гриба, а Петя – 2 гриба ?» 2) «Маша нашла 3 гриба, а П етя – 2 гриба. Они положили их в одну корзину. Найдите число грибов в корзине». 3) «Маша нашла 3 подберёзовика и 2 белых гриба, а Петя – 4 подосиновика. Сколько грибов нашла Маша?» 4) «Маша нашла 3 гриба. Сколько грибов нашёл Петя?»

Слайд 2

1. Задачи на нахождение суммы и остатка. 2. Задачи на отношения "больше - меньше на несколько единиц". 3. Задачи на разностное сравнение. 4. Взаимно - обратные задачи. 5 . Косвенные задачи. Типы арифметических задач (По методике Е. И. Щербаковой)

Слайд 3

Задачи на нахождение суммы и остатка По тропинке идут 4 утки и 6 гусей. Сколько всех птиц идёт по тропинке ? У пруда росло 9 осин. 4 осины спилили. Сколько осин осталось у пруда?

Слайд 4

. Задачи на отношения "больше - меньше на несколько единиц". Миша нарисовал 5 домиков, а Лида нарисовала на 3 домика больше. Сколько домиков нарисовала Лида? На стол положили 7 яблок, а груш на 4 меньше. Сколько груш на столе? 5 ?

Слайд 5

Задачи на разностное сравнение. На прогулку дети взяли четыре больших мяча и один маленький. На сколько больше взяли больших мячей, чем маленьких? У Нины 9 тетрадей, а у Коли 5. На сколько тетрадей у Коли меньше, чем у Нины?

Слайд 6

Взаимно - обратные задачи. Для составления узора девочка взяла 4 синих и 3 красных кружочка. Из скольких кружочков девочка составила узор? Неизвестное целое всегда находится сложением частей, а часть целого - вычитанием. Составим две обратные задачи: Девочка составила узор из 7 кружочков. Из них 4 кружочка синего цвета, а остальные – красного цвета. Сколько кружочков красного цвета? Девочка составила узор из красных и синих кружочков. Кружочков красного цвета было 3, а всего кружочков 7. С колько кружочков синего цвета?

Слайд 7

Косвенные задачи В корзине лежало 5 грибков, что на 2 грибочка больше, чем их лежит на столе. Сколько грибочков лежит на столе? В парке 8 голубых ёлок. Их на 2 меньше, чем берёз. Сколько берёз в парке?

Слайд 8

Практический метод - это метод, при котором ответ находится в процессе действий с предметами или их заместителями. «В вазе было 3 цветка, добавили ещё 2. Сколько стало цветов в вазе?» Дошкольники решают эту задачу , выполняя задания воспитателя: Маша, поставь 3 цветка в вазу. Коля, поставь 2 цветка в вазу. Петя, посчитай, сколько всего цветков. Арифметический метод решения задачи - метод, при котором ответ находится в результате выполнения арифметических действий над числами. «В комнате сидят 4 девочки и 3 мальчика. Сколько всего детей?» 4 + 3 = 7

Слайд 9

ВОПРОСЫ: Какая задача называется текстовой? Какова структура текстовой задачи? Что значит решить задачу? Что значит, задача решена практическим методом? Что значит, задача решена арифметическим методом?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 1 классе "Закрепление решения примеров типа +4, -4. Решение задач"

В ходе урока у обучающихся формируются самостоятельные  пробно-поискового действия, системно-деятельностный подход.     Закрепляются знания в последовательности чисел от 1 до ...

УРОК Решение логических задач табличным способом. Решение логических задач графическим способом

На уроке используется технология обучения в сторудничестве  - работа обучающихся в мини-группах. Презентация к уроку....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ Решение логических задач табличным способом. Решение логических задач графическим способом

Презентация к уроку "Решение логических задач табличным способом. Решение логических задач графическим способом"...

План конспект для 6 класса по учебнику "Математика 6 класс. Урок – закрепления изученного материала по теме: «Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений. Продолжение».

Урок – закрепления изученного материала по теме: «Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений. Продолжение»....

Урок по теме: «Задачи на максимум и минимум. Применение математических методов в решении практических задач: CSI: место преступления»

Урок по теме: «Задачи на максимум и минимум. Применение математических методов в решении практических задач: CSI: место преступления» проводится в 11 классе в рамках темы "Математичес...

Урок в 5-ом классе по теме «Решение текстовых задач. Использование при решении задач таблиц и схем» по ФГ

Содержание урока в 5-ом классе по теме «Решение текстовых задач. Использование при решении задач таблиц и схем» направлено на  формирование у обучающихся  понятия расходы, п...