Методическкая разработка открытого урока в 7 классе по теме "Решение задач с помощью систем уравнений"
план-конспект урока по алгебре (7 класс) по теме
На уроке используются старинные и занимательные задачи. Для работы на уроке учащиеся объединяются в творческие группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodrazrabotka_uroka_reshenie_sistem_uravneniy.docx | 30.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка открытого урока в 7 классе по теме
«Решение задач с помощью систем уравнений»
Цели
- Продолжить формирование умений и навыков решать задачи с помощью систем уравнений с двумя переменными.
- Развивать логическое мышление, математическую речь, интерес к математике.
- Воспитывать трудолюбие, аккуратность.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Сообщение темы урока.
- Сообщение целей урока.
- Сообщение плана работы на уроке:
- Историческая справка;
- Актуализация опорных знаний;
- Устная работа;
- Работа в группах (решение старинных задач);
- Домашнее задание;
- Подведение итогов урока.
II. Историческая справка.
(Рассказ учителя сопровождается показом презентации)
Приложение 1.
1. Высказывания великих людей о задачах.
1.Ничто с такой силой не побуждает высокие умы к работе над обогащением знания, как постановка трудной и в то же время полезной задачи.
Иоганн I Бернулли
2. Задача может быть занимательной по многим причинам: потому, что интересно содержание условия, потому, что интуитивно не понятен возможный ответ, потому, что она иллюстрирует важный принцип, потому, что она трудна, потому, что в решении спрятана «изюминка», или просто потому, что ответ элегантен и прост. Ф. Мостеллер
2. Старинные задачи разных стран и народов
Задача о школе Пифагора
Тиран Самос Поликрат однажды спросил на пиру у Пифагора, сколько у того учеников. «Охотно скажу тебе, о Поликрат, - отвечал Пифагор. – Половина моих учеников изучает прекрасную математику, четверть исследует тайны вечной природы, седьмая часть молча упражняет силу духа, храня в сердце учение. Добавь еще к ним трех юношей, из которых Теон превосходит прочих своими способностями. Столько учеников веду я к рождению вечной истины».
Задача из сказки «1001 ночь» (ночь 458-я)
Стая голубей подлетела к высокому дереву. Часть голубей села на ветвях, а другая расположилась под деревом. Сидевшие на ветвях голуби говорят расположившимся внизу: «Если бы один из вас взлетел к нам, то вас стало бы втрое меньше, чем нас всех вместе, а если бы один из нас слетел к вам, то нас с вами стало бы поровну». Сколько голубей сидело на ветвях и сколько под деревом? Это домашнее задание.
Задача принцессы Либуши, основательницы чешского государства
По преданию принцесса Либуша обещала свою руку тому из трех женихов, кто сумеет решить задачу: «Если бы я дала первому жениху половину слив из этой корзины и еще одну сливу, второму жениху половину оставшихся слив и еще одну сливу, а оставшиеся сливы поделила пополам и половину их и еще три сливы дала бы третьему жениху, то корзина опустела бы». Сколько слив в корзине?
3. Нестареющие отечественные задачи
Задача из «Счетной мудрости»
Идет корабль по морю, на нем мужеска полу и женска 120 человек. Найму дали 120 гривен, мущины дали по 4 алтына, а женщины по 3 алтына с человека. Сколько мужеска полу было и женска порознь? ( Гривна, гривенник – десять копеек, алтын равнялся трем копейкам). Это домашнее задание.
Задача из рукописи XVI в.
Летела стая гусей, навстречу им один гусь и рече: «Бог в помочь летети сту гусям». И гуси ему сказали: «Не сто нас гусей всей стаей летит: нас летит стая и как бы и нам еще столько, да полстолько, да еще четверть столько, да ты, гусь, и то было бы б сто гусей».
Задача из «Арифметики Л.Ф.Магницкого»
Спросил некто учителя: «Скажи, сколько у тебя в классе учеников, так как хочу отдать к тебе в учение своего сына». Учитель ответил: «Если придет еще учеников столько же, сколько имею, и полстолько, и четвертая часть, и твой сын, тогда будет у меня учеников 100». Спрашивается, сколько было у учителя учеников.
III. Актуализация опорных знаний.
- Как решать задачу с помощью системы двух уравнений с двумя переменными?
- Что называется решением системы двух уравнений с двумя переменными?
- Какие существуют способы решения систем двух уравнений с двумя переменными?
(сообщение учащегося сопровождается презентацией, созданной самостоятельно)
Приложение 2.
IV. Устная работа.
(задания представлены на интерактивной доске; ответы учащиеся записывают рядом с соответствующим заданием)
Приложение 3.
1.Решить систему:
- ответ: (5;12)
- ответ: (0;1/3)
- ответ: (7;4)
- ответ: (2;2)
2. Описать с помощью системы уравнений следующую ситуацию:
- В классе 36 учеников. Девочек на 3 меньше, чем мальчиков.
Ответ:
Х - количество мальчиков, у - количество девочек.
- 4 боксера тяжелого веса и 5 боксеров легкого веса вместе весят 730кг. Спортсмен тяжелого веса весит на 70кг больше спортсмена легкого веса.
Ответ:
Х – количество спортсменов тяжелого веса,
У - количество спортсменов легкого веса.
V. Работа в группах (решение старинных задач).
Объяснение порядка работы в группах (группы учащихся созданы заранее).
- Прогноз учащихся о том, в каком порядке группы справятся с заданием.
(заполняется соответственная таблица на откидной доске;
№ группы | Прогноз групп |
1 | |
2 | |
3 |
при подведении итогов урока устанавливается, какая из групп сделала правильный прогноз;
этой группе присваивается звание «Лучший предсказатель» с вручением сертификата)
Приложение 4.
- Формулировка заданий группам.
- Ослица и мул шли вместе, нагруженные равными по весу мешками. Ослица жаловалась на тяжесть ноши. «Что ты жалуешься, - сказал мул, - если ты дашь мне твой мешок, моя ноша станет вдвое больше твоей, а если я тебе дам один мешок, то наши грузы сравняются». Сколько мешков нес каждый?
- Если А получит от В 100 рупий, то станет вдвое его богаче, а если А даст В 10 рупий, то В станет вшестеро богаче. Сколько денег у каждого?
- На левой чаше весов, находящихся в равновесии, лежат 9 одинаковых слитков золота, а на правой – 11 одинаковых слитков серебра. Если поменять местами один слиток золота со слитком серебра, то левая чаша окажется на 13г легче правой. Сколько весит один слиток золота и один слиток серебра?
- Выполнение заданий.
- Представление группами своих решений.
Решение заданий.
Количество мешков было первоначально. | Количество мешков стало после того, как ослица отдала один мешок мулу. | Количество мешков стало после того, как мул отдал один мешок ослице. | |
ослица | Х | Х-1 | Х+1 |
мул | у | У+1 | У-1 |
-х=-5
Х=5
У-1=5+1
У=7
Ответ: 5 мешков несла ослица,7мешков нес мул.
Количество денег было первоначально. | Количество денег после того, как А получит от В 100 рупий. | Количество денег после того, как А даст В 10 рупий. | |
А | Х | Х+100 | Х-10 |
В | у | У-100 | У-10 |
-11х=-440
Х=40
У=170
Ответ: 40 рупий было у А, 170 – у В.
3)
было | стало | |
Левая чаша весов | 9х | 8х+у |
Правая чаша весов | 11у | 10у+х |
Где х – вес одного слитка золота, у - вес одного слитка серебра.
7*- 9у= - 13
77у – 81у = - 117
- 4у = - 117
у = = = 29,25г весит слиток золота
х = г весит слиток серебра
Ответ: 29,25г весит слиток золота, г весит слиток серебра.
VI. Домашнее задание.
- Карточка со старинными задачами дается каждому ученику.
- Повторить п. 41.
VII. Подведение итогов урока.
- Вопросы классу.
- Над какой темой работали на сегодняшнем уроке?
- Какие выводы вы можете сделать по этому поводу?
- Сообщение оценок за работу на уроке.
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Решение задач с помощью систем уравнений и систем неравенств"
Урок математики в 9 классе на тему "Решение задач с помощью систем уравнений и систем неравенств"....
План-конспект урока по алгебре 7 класс по теме:Решение задач с помощью систем уравнений
Открытый урок для 7 класса по алгебре по теме "Решение задач с помощью систем уравнений" подготовленный для методической недели в школе № 1462 на 19 апреля 2013 года...
Методическая разработка урока "Решение задач с помощью систем уравнений. 7 класс"
Методическая разработка урока в 7 классе по теме:"Решение задач с помощью систем уравнений"....
Методическая разработка урока алгебры по теме "Решение задач с помощью систем уравнений"
Урок алгебры в 7 классе по теме "Решение задач с помощью систем уравнений"...
Урок алгебры "Решение задач с помощью систем уравнений второй степени", 9 класс
Конспект урока по теме "Решение задач с помощью систем уранений второй степени"...
технологическая карта урока алгебры в 8 классе "Решение задач с помощью систем уравнений"
Урок закрепления материала по учебнику Алгебра 8 под редакцией Г. В. Дорофеева. Цель урока: учить учащихся решать текстовые задачи с помощью систем уравнений как математических моделей реальных ситуац...
урок в 7 классе по теме « Решение задач с помощью систем уравнений»
В работе повторяются алгоритм решения текстовых задач, умение переводить текстовую информации в знаково-символьную, первоначальные умения решать текстовые задачи с помощью системы уравнений....