КВН «Ах, математика!»
методическая разработка по алгебре (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
КВН «Ах, математика!»
Тип: познавательная игра.
Форма: соревнование.
Краткое описание: в качестве участников выступают 2 команды учащихся 7-8 классов.
Педагогические возможности: игра учит коллективному поиску ответов на вопросы, способствует развитию межвозрастного общения, воспитывает чувство ответственности за коллективное дело, стимулирует процесс развития познавательного интереса к учебному предмету.
Участники КВН: жюри, зрители, ведущий. У участников конкурса эмблемы команды. Реквизит - пакеты заданий для каждой команды, лист с верными решениями и ответами для жюри, чистые листы и ручки.
Поэтапное описание: подготовительный этап. Формируются команды из учащихся 7 и 8 классов. Выбираются капитаны команд. Разрабатываются задания для конкурсов. Участники команд знакомятся с условиями игры, придумывают эмблемы, представление команды. Разрабатывается бальная система оценивания работы команд на КВНе.
На стене высказывание:
«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит».
/М.В.Ломоносов/
Плакат со словами:
На КВН по математике
Добро пожаловать, друзья!
Вам победить поможет в нём
Смекалка, дружба и семья!
Цели:
- Обучающие: учить применять знания, полученные на уроках, в необычной обстановке.
- Развивающие: развивать познавательные способности детей, обогащать их деятельность увлекательными элементами, занимательными математическими играми и заданиями; развивать мышление, речь.
- Воспитательные: воспитывать чувства товарищества и умения разделять чувство успеха, радости.
План:
1. Вступительная часть;
2. Представление и приветствие команд;
3. Конкурс «Разминка»;
4. Конкурс «Составь слово»;
5. Конкурсы на знания и смекалку;
6. Конкурс художников;
7. Геометрический конкурс;
8. Конкурс на внимание.
9. Подведение итогов.
Вступительная часть.
Добрый день, уважаемые ребята и наши гости. Сегодня мы пригласили вас на КВН. А что такое клуб? (Это общество друзей, которых объединяет одно общее интересное дело). Что такое «веселые» вам объяснять не надо. Ведь вы, какие ребята? Конечно, веселые. А что значит находчивость? (Когда в трудную минуту быстро найдешь верный выход, проявишь умение, примешь правильное решение).
Цель нашего КВНа: показать, что математика вовсе не такая «сухая» наука, как думают некоторые. И хотя математика по-прежнему кажется многим не только серьёзной, но и даже скучной наукой, всё, же иногда в ней проскальзывает озорная улыбка.
1 ученик: Тем, кто учит математику,
2 ученик: Тем, кто учит математике,
1 ученик: Тем, кто любит математику,
2 ученик: Тем, кто ещё не знает,
1 ученик: Что может любить математику,
2 ученик: Наш КВН посвящается.
Ведущий.
Все конкурсы оценивает уважаемое жюри
Чтоб игра пошла как надо
Я жюри представить рада:
Тот, что справа – Ломоносов
Математик и философ.
Лобачевский - слева здесь,
Гордость русская и честь.
Третья им как раз под стать -
Софьей Ковалевской звать!
Ведущий.
Счетный конкурс открываю
Добрый день, мои друзья.
Две команды - в КВНе
Их сейчас представлю я.
2) Представление и приветствие команд.
Вот команда «Треугольник»:
Пусть узнает каждый школьник,
Будут им, сказать хочу,
Все заданья по плечу!
Про команду номер два
Разошлась уже молва.
Называется «Квадрат»,
Им любой ученый рад.
Математический тест «КТО ПЕРВЫЙ».
1.Какая величина в математике обозначается буквой X?
А. хитрая
В. секретная
С. неизвестная
D. любая.
2.Что такое уравнение?
А.деление пирога на равные части
В. равенство с неизвестным
С. весы с гирьками
D. какая разница.
3. Решить уравнение – это значит …
А. найти его в книге
В. найти его у соседа
С. найти его ветки
D. найти его корни.
4.Какой алфавит используют для обозначения неизвестных в математике?
А. русский
В. английский
С. латинский
D. Мумба-Юмба.
5.Найдите корень уравнения х + 2 = 7.
А. х – любое
В. корней нет
С. Х = 5
D. это мы не проходили.
6. Буквой S в математике обозначают
А. стоп
В. слабо
С. скорость
D. площадь.
Обращение к сопернику:
Команда «Треугольник»:
Соперник бывает кусачий только от жизни собачей.
Только от жизни, от жизни собачей
Соперник бывает кусачий.
(Наш подарок - бутылка молока)
Пейте дети молоко, проиграете легко.
Команда «Квадрат»:
Ты проиграешь, но не плачь,
С тобой мы дружим с детства
Всё же старайся проиграть
Желаем тебе от всего сердца.
(Наш подарок - пух.)
Да поможет нам Аллах,
Разнести вас в пух и прах.
Ведущий.Чтобы все в КВНе прошло без заминки,
Его мы начинаем…
Ну, конечно, с разминки!
Конкурс «РАЗМИНКА».
Команда за каждый правильный ответ получает 1 балл.
Вопросы команде «Квадрат»:
Как называется дробь, числитель которой меньше знаменателя? (правильная)
Число 17 – простое или составное? (простое)
Округлите 3,9 до единиц. (4)
Как называется число, изображенное на координатной прямой? (координата)
Результат умножения? (произведение)
Расшифруйте НОК (наименьшее общее кратное)
Единица с шестью нулями? (миллион)
Какое число не простое, ни составное? (1)
На сколько нужно умножить 2, чтобы получить 1? (0,5)
Как называются числа, используемые при счете предметов? (натуральные)
Вопросы команде «Треугольник».
Как называется дробь, числитель которой больше знаменателя? (неправильная)
Число 9 простое или составное? (составное)
Округлите 3,4 до единиц? (3)
Где на координатной прямой расположены точки с отрицательными координатами? (слева от нуля)
Результат деления? (частное)
Расшифруйте НОД (наибольший общий делитель)
Единица с четырьмя нулями? (десять тысяч)
Самое маленькое натуральное число? (1)
Назовите число обратное 3? ()
Что такое периметр? (сумма длин всех сторон).
Конкурс «СОСТАВЬ СЛОВО».
Составьте самое длинное математическое слово из букв: (число)
к л е с н и ч о в
Задание для зрителей (на экране)
Вычеркните буквы А,В,Г и получите математическое понятие.
А,П,Г,Р,Г,В,А,О,В,П,В,Г,А,О,Р,А,В,Г,Ц,В,Г,И,А,Г,Я,В,Г.А (Пропорция).
Рекламная пауза.
Выставка книг «Занимательная математика».
Конкурс « «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ».
Кто в терминах не знает затрудненья,
Напишет все сейчас без промедленья.
написать математические термины на буквы. (Выиграет тот, кто успеет больше вспомнить и записать)
Команда «Треугольник»: - буква К
Команда «Квадрат»: - буква С
Ведущий.
Совершаем небольшое путешествие в математическую галерею.
На экране представлены следующие картины:
- Решетников «Опять двойка».
- Серов «Девочка с персиками».
- Перов «Тройка».
- Богданов-Бельский «Устный счёт».
- Богданов-Бельский «У дверей школы».
- Васнецов «Три богатыря».
- Репин «Бурлаки на Волге».
- Перов «Охотники на привале».
- Шишкин «Утро в сосновом лесу».
РЕКЛАМНАЯ ПАУЗА. (презентация «Танцы»)
И даже танцы связаны с математикой. Действительно, как можно представить себе музыку или танец без счета. У каждого танца свой счет. У вальса 3/4 (раз: раз, два, три}2 раза; у польки и фокстрота 2/4 раза (раз, два); у танго – 4/4. Танцы связаны с геометрией и даже с графиком функций. Танцуя вальс, вы описываете окружность. А вспомните названия танцев. Па-де катр – танец четырех (катр- по-французски – четыре), кадриль тоже происходит от этого слова.
Конкурс «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ЕРАЛАШ» - решите анаграмму в течение 1 минуты.
ГРКУ, ЛГОУ, ЦЕРОПНТ, ВРАТАКД. ( круг, угол, процент, квадрат)
Задание для зрителей (на экране)
ИТЛИЬЛЕСЧ, ДВАКАТР
Конкурс художников.
По команде ведущего нарисовать с закрытыми глазами человечка. Точка - точка - запятая - минус - рожица кривая - палка - палка - огуречик. Вот и вышел человечек!
Конкурс « ГОНКА ЗА ЛИДЕРОМ ИЛИ КТО БЫСТРЕЕ».
Ведущий. Дальше, дальше – не тяни,
Вопрос услышал – говори!
Каждой команде задаётся по 5 вопросов (По 1 баллу за каждый верный ответ).
1. Сколько будет 2*2 ? (4)
2. Сколько градусов в прямом угле? (90)
3. Как найти площадь прямоугольника? (S = а*в)
4.Сколько в одном часе минут? (60)
5. Что стоит сверху у дроби? (числитель)
- Сколько часов в сутках? (24)
- Что стоит внизу у дроби? (знаменатель)
- Сколько пальцев на руке? (5)
- С чего начинается натуральный ряд чисел? (с 1 )
- На что делить нельзя? ( на 0 )
- Что означает слово «процент»? (одна сотая часть)
- Сколько секунд в одной минуте? (60)
- Сколько цифр в математике? (10)
- Сколько градусов в развёрнутом угле? (180)
- Назовите число, противоположное к 5? (- 5 )
- Сколько вершин имеет треугольник? (3)
- Как называется единица с шестью нулями? (миллион)
- Результат сложения. (сумма)
- Сколько будет 102 ? (100)
- Делится ли число 300 на 3? (да)
1.Назовите самое маленькое трёхзначное число. (100)
2. Четверть часа – сколько это минут? (15)
3. Сколько дней в неделе? (7)
4. Сколько будет 24 : 3 ? (8)
5.Найдите 1% от 2000 рублей. (20 рублей)
- Линия, которая не имеет ни начала, ни конца. (прямая)
- Результат умножения. (произведение)
- 12*2. (24)
- Какое действие заменяет дробная черта? (деление)
- Назовите четырёхугольник, у которого все стороны и углы равны. (квадрат).
Сценка “Квадрат и треугольник”.
Трое ребят в костюмах выходят на сцену и инсценируют стихотворение “Квадрат и треугольник”. У “квадрата” на голове склеенный из бумаги головной убор с огромным квадратом сверху, у “треугольника” - головной убор с большим треугольником, третий – рассказчик – в произвольной одежде. Во время инсценировки по содержанию стиха “треугольник” обрезает спящему “квадрату” углы на головном уборе.
Треугольник и квадрат.
Жили – были два брата: треугольник с квадратом.
Старший – квадратный – добродушный, приятный.
Младший – треугольный – вечно недовольный.
Стал расспрашивать квадрат: “Почему ты злишься, брат?”
Тот кричит ему: “Смотри, ты полней меня и шире.
У меня углов лишь три, у тебя же их четыре.”
Но квадрат ответил: “Брат! Я же старше, я – квадрат.”
И сказал ещё нежней: “Неизвестно кто нужней!”
Но настала ночь, и к брату, натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато срезать старшему углы.
Уходя, сказал: “Приятных я желаю тебе снов!
Спать ложился – был квадратом, а проснёшься без углов!”
Но на утро старший брат страшной мести был не рад.
Поглядел он – нет квадрата. Онемел…Стоял без слов…
Вот так месть! Теперь у брата восемь новеньких углов.
Ведущий. Вот так треугольник из зависти срезал квадрату углы: хотел досадить ему, а получилось, что сделал его богаче и красивее – углов стало в два раза больше.
Геометрический конкурс «КАЖДОЙ РУКЕ - СВОЕ ДЕЛО».
Нарисовать одновременно двумя руками: правая рука чертит окружность, левая – треугольник, правая рука пишет цифру 6, левая – цифру 9. Правая - круг, а левая – прямоугольник.
Конкурс на внимание.
Считаем до 30, вместо чисел, кратных трем, произносим: «Ай, да я молодец».
Конкурс «ДОПИШИ, КАК МОЖЕШЬ».
Заметить закономерность в рядах чисел, записать в каждую строчку по два следующих числа:
2,3,4,5,6,7,…
10,9,8,7,6, 5, …
5,10,15, 20, 25, 30, …
9,12,15, 18, 21, …
8,8,6, 6, 4,4, …
3,7,11,15,19,23, …
4,5, 8, 9, 12, 13, …
25, 25, 21, 21, 17, 17, …
1,2, 4, 8, 16, 32,
Конкурс «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ».
Задача: Каждой команде будет задано по 3 вопроса, выбрать лишнее понятие и объяснить почему! Команды советуются. Ответ даёт капитан. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
1)гектар, сотка, метр;
2)миля, тонна, центнер;
3)треугольник, прямоугольник, ромб.
1)медиана, биссектриса, диагональ;
2)квадрат, трапеция, ромб;
3)центральный угол, вписанный угол, вертикальный угол.
Задание на экране « ИСПРАВЬ ЛОГИЧЕСКУЮ ОШИБКУ»
Вопрос. Верно ли, что все эти люди – математики?
1. Гаусс 2. Пифагор 3. Крылов И.А.
(Ответ: нет, Крылов – писатель.)
Вопрос. В какой последовательности они жили?
1. Ньютон 2. Архимед 3. Лобачевский
(Ответ: Архимед (287 – 212 гг. до н.э.), И. Ньютон (1643 – 1727 гг.), Лобачевский (1792 – 1856 гг.).)
Вопрос. Все это – математические термины. Да или нет?
1. Дискант 2. Отрезок. 3. Точка
(Ответ: нет, так как дискант – высокий детский голос.)
Игра со зрителями «ВЕРНАЯ РУКА И ТОЧНЫЙ ГЛАЗ».
1) На столе приготовлено 6 стаканов – 3 пустых, 3 – наполненных водой.
Вопрос: «Как сделать так, чтобы пустые и наполненные стаканы чередовались?», брать в руки можно только один стакан. (Ответ: взять второй стакан, перелить во второй пустой и поставить стакан на место).
2) Угадать, сколько конфет содержится в вазочке? (Участникам показывают вазочку с определённым количеством конфет, например 10)
Конкурс «УГАДАЙ СЛОВО».
Я буду говорить 3 подсказки. Если вы угадаете слово после первой подсказки, зарабатываете 3 балла, если после второй – 2 балла, после третьей – 1 балл.
За это снижают оценку. Отличники их не делают. На них учатся. (Ошибки).
3апомнить их не возможно. По ним считают. Их полно в справочнике (Формулы).
В стране они нас пугают. Самое приятное в школе. Между уроками. (Перемены).
Как муравьев в муравейнике... Бывает пустое. Состоит из элементов. (Множество).
Решение уравнения. У некоторых овощей только он и есть. Его обычно извлекают. (Корень)
У каждой задачи он должен быть. Можно честно его искать, а можно и подогнать или подсмотреть. А она говорит “Провинился, – изволь держать ...” (Ответ)
Под ней звенят бубенчики. У стрелкового лука. Кусок окружности (Дуга).
Обычно находится в центре города. Выражается квадратным числом. Длина на ширину. (Площадь)
С богатством это тоже может произойти. Такое арифметическое действие. Есть такая таблица. (Умножение).
Его платят в банке. Мама говорит, что больше 30 – это грабеж. Пишется, как будто ноль делится на ноль. (Процент).
Им все кончается. Если бы его не было, никто ничего бы не учил. Бывает вступительный, а бывает выпускной. (Экзамен)
Все ждешь, когда же он закончится. Неприятность между переменами. Мама говорит: “Это будет тебе ...” (Урок).
Игра со зрителями
Назовите песню или фразу из песни, в которой будет математический термин.
«Учат в школе» (к четырем прибавить два)
«Вместе весело шагать по просторам» (раз дощечка, два дощечка)
«Крокодил Гена» (и подарит 500 эскимо)
«В траве сидел кузнечик» (он ел одну лишь травку)
«Там вдали за рекой…» (сотня юных бойцов).
Конкурс «ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ».
Закончить пословицы и поговорки, в которых есть числительные.
Один в поле ____________.
Семь пятниц _____________.
Семеро одного _____________.
У семи нянек _________________________.
За двумя зайцами погонишься, ни ___________________________________.
Семь раз отмерь, ___________________________________.
Семь бед - ____________________________________.
Одна голова хороша, а _____________________________.
Сто голов ______________________.
Один с сошкой, ___________________________________.
Не имей сто рублей, а _______________________________________.
Бабушка надвое __________.
Цыплят по осени _______________.
Пифагоровы штаны во _____________________..
Ведущий. Ах, математика! Сколько людей она покорила, очаровала своей таинственностью и красотой! Не случайно же создатель первого русского самолёта Николай Жуковский сказал о ней: “В математике есть своя красота, как в живописи, поэзии!”
Высказывания математиков (на экране).
«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». М.В.Ломоносов
“Математика – это язык, на котором говорят все точные науки”. Н.И.Лобачевский
“Из всех языков мира самый лучший – это искусственный весьма сжатый язык математики”. Н.И.Лобачевский
“Математика – царица всех наук, арифметика – царица математики”. Карл Гаусс
Текст песни “О математике”.
1. Нам без математики нельзя,
Математика для нас важна –
Делает нас сильными и мудрыми она.
Снова всех сплотила нас она,
В этом зале вместе собрала.
Рады всех приветствовать мы
И пропеть друзьям.
Припев. Мы желаем счастья вам, счастья в этом мире большом.
Как солнце по утрам пусть оно приходит в дом.
Мы желаем, счастья вам, и оно должно быть таким –
Когда ты счастлив сам, счастьем поделись с другим.
2. Математика везде нужна,
Помогает в жизни нам она,
Корабли водить на море, строить города.
Будем с математикой дружить,
Интересней будет в жизни жить.
Рады всех приветствовать мы
И пропеть друзьям.
8. Подведение итогов. Слово жюри.
Кто же лучше всех трудился
В КВНе отличился?
Ведущий . КВН наш окончен, пора по домам.
Но это друзья не помеха,
И в час расставанья желаю я вам
В учебе хороших успехов.
Ведущий. Благодарим участников за игру и всех присутствующих за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-исследование по математике в 6 классе « Здоровьесберегающие задачи математики. Роль математики в борьбе с курением»
Этот урок посвящен научному исследованию. Одной из самых актуальных проблем современности является увеличение курящих людей, особенно школьников. Какова роль математики в борьбе с курением....
Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.
Рабочая программа разработана на один учебный год: в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...
Программа курса "Математика 5, 6 класс" (к учебникам Математика 5, Математика 6, авт. Зубарева И. И., Мордкович А.Г.)
Программа по математике для преподавания предмета в 5 и 6 классах по учебникам Зубаревой И. И., Мордковича А. Г. содержит пояснительную записку, в которой отражены: учебно-методическое сопровождение п...
Авторская программа элективного курса по математике Практикум по математике: математика в задачах
Элективный курс "Математика в задачах" рассчитан на учащихся 11 классов общеобразовательных классов, имеющих слабую математическую подготовку при решении задач. ...
ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ для внутришкольной олимпиады ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 классов ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ для внутришкольной олимпиады ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 классов Олимпиада по математике 7 класс
ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ для школьного этапа олимпиады ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 классов....
Обобщающий урок по математике в 5 классе."Математика в мире животных и животные в математике"
Данный урок сопровождается показом презентации. Презентация используется в качестве иллюстрации к уроку математики в 5 классе при повторении курса математики.Цели: развитие вычислительных навыко...
Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-х классов « Математическое кафе» Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-х классов « Математическое кафе» Внеклассное мероприятие по математике "Математическое каые" 7 кл.
В интересной форме представлены задания для трех команд, например, для классов на параллели....