Решение показательных уравнений
учебно-методический материал по алгебре (10 класс) на тему
В публикации приводятся некоторые способы решения показательных уравнений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Показательные уравнения | 187 КБ |
Предварительный просмотр:
Показательными уравнениями обычно называют уравнения, в которых неизвестная величина содержится в показателе степени (а основания степеней ее не содержат).
Решение показательных уравнений основано на следующем свойстве степеней:
если две степени c одним и тем же положительным и отличным от единицы основанием равны, то равны и их показатели.
Согласно этому свойству простейшее показательное уравнение
ах=b (а>0, а 1, b>0) решается следующим образом:
Нужно уметь увидеть общее основание левой и правой частей уравнения. Если в уравнении
общее основание 2/3 (или 3/2) левой и правой частей сразу бросается в глаза, то в уравнении
для отыскания общего основания 2/5 (или 5/2) необходимо предварительно обратить десятичные дроби в обыкновенные. (Попробуйте довести до конца решения приведенных примеров; в уравнении (1) вы получите ответ x=2, а в уравнении (2) х =11/13).
Для сведения многих показательных уравнений к простейшему часто бывает полезна следующая хорошо известная формула:
Пример 1. Решить уравнение
Решение. Запишем уравнение в виде
.
Пользуясь формулой (), получим
,
откуда находим х=4
Пример 2. Решить уравнение
Решение.
Имеем следующую цепочку эквивалентных уравнений:
(23)х 5х= 1600, 8х 5х= 1600, 40х= 402, х = 2.
Легко свести к простейшему уравнение вида
а(х)=1 (а>0, а 1).
Для этого достаточно единицу представить как а в нулевой степени: 1=а0
Пример 3. Решить уравнение
Решение. Последовательно находим
, х2+х—2=0, х1=- 2, х2= 1.
Пример 4. Решить уравнение
Р е ш е н и е. По определению степени с отрицательным показателем
Далее последовательно находим
, 5-3х=0, х=5/3.,
Пример 5. Решить уравнение
Решение.
В этом уравнении имеются два основания: 3 и 5. Узнаем, с каким показателем эти основания входят в уравнение. С этой целью разделим обе части уравнения на :
Далее имеем
,
х + 3 = 0, х = —3.
Пример 6. Решить уравнение
Решение. Сгруппируем члены, содержащие 4х и 9х.
Сокращая на 21, получим — 9х = 214х,
Или , откуда находим 2х+1 = 0, х = - 0,5. .
К простейшим показательным уравнениям иногда удается свести показательные уравнения более сложного вида:
f(ax)=0.
Замена ах = у сводит это уравнение к уравнению f(y)=0. Если
у1, …. Уn —корни последнего уравнения, то нам остается решить совокупность простейших показательных уравнений
ax= у1, ax= у2, …. ax= уn .
Пример 7. Решить уравнение
Решение. Обозначим 2х через у, тогда уравнение примет вид
2у + у = 76,
откуда находим у=32.
Таким образом, 2x=32, x=5.
Пример 8 Решить уравнение
Решение. Перепишем уравнение в виде
Обозначив через y, получим квадратное уравнение относительно у:
3 у2— 10 y+ 3=0, откуда y1 = 3, у2 = 1/3 .
Далее рассматриваем два случая:
а) = 3, =3, ; x1=2
б) =1/3, , х2 = —2.
К решению квадратного уравнения сводятся решения таких показательных уравнений, в которых имеются три различных основания, образующие геометрическую прогрессию, причем эти основания возводятся в одну и ту же зависящую от х степень *).
Пример 9. Решить уравнение 316x +36*=281x.
Решение. Мы видим, что в этом уравнении основания 16, 36, 81 образуют геометрическую прогрессию и возводятся в одну и ту же степень х.
Для решения разделим обе части уравнения на 8Iх. Получаем
Обозначив = у, приходим
к квадратному уравнению 3 у2+ у— 2=0 , с корнями у1 = — 1, y2=2/3
Рассматриваем два случая:
a) = — 1 (решений нет);
б) = =
2х =1, х =1/2.
Пример 10. Решить уравнение
27х+12х=28х.
Это уравнение близко к только что рассмотренному: показатель степени у оснований один и тот же, однако основания 27, 12 и 8 геометрической прогрессии не образуют. Геометрическую прогрессию образуют числа 27, 18, 12 и 8 — мы можем считать, что член, содержащий 18х, входит в уравнение с нулевым коэффициентом.
Решение. Делим все члены на 8х, получаем
Обозначив через у, приходим к кубическому уравнению
у3 + у — 2 = 0,
левую часть которого легко разложить на множители:
(у-1)(уг+y+2)=0
Единственный действительный корень этого уравнения у= 1 приводит к уравнению =1.
Откуда находим х=0.
Пример 11. Решить уравнение 523х-2 - 325-3х+7=0.
Решение.
Перепишем уравнение в виде
Обозначим 23х через у, тогда получим:
у2 +56у—768 =0,
у1==19,2;
у2= 8,
а) 23х = -19,2 — уравнение не имеет решений.
б) 23х =8, 23х =23, 3х=3, х =1.
В разобранном примере произведение оснований равно единице, и это сразу бросается в глаза; в следующем примере этот факт заметить не так просто.
Пример 12. Решить уравнение
Решение.
Перемножим основания:
=
Если обозначить через у, то =
Следовательно, уравнение принимает вид
Или у2-10у+1=0, откуда находим у1 = у2 = Рассматриваем два случая:
а) = , х1=2
б) ; =
, х2==-2.
He всегда показательное уравнение можно отнести к одному из рассмотренных типов. В следующих примерах даны уравнения, при решении, которых появятся моменты, не встречавшиеся у нас ранее.
Пример 13. Решить уравнение
Решение. Перепишем уравнение в виде
(**)
Разделим обе части уравнения (4) на 5222, получим
, или
( . (*)
Нетрудно видеть, что это равенство возможно в любом из двух случаев:
а) показатель степени равен нулю, что дает х1=2;
б) выражение, возводимое в степень х—2, равно единице, что приводит ко второму решению:
,
(х + 1) lg5 + lg2 = 0,
х + 1=, х2 =-1=
При решении этого уравнения второй корень часто теряют, либо забывая в уравнении (*) приравнять основание единице, либо сразу приравнивая показатели у 5 и 2 в уравнении (**)
Пример 14. Решить уравнение
Р е ш е н и е.
Заметим, что
Поэтому данное уравнение имеет решение х=2.
Трудность состоит в доказательстве единственности полученного решения.
Здесь можно рассуждать, например, так.
Запишем наше уравнение в виде
(*)
Каждая из функций у=и у=
как показательная функция с основанием, меньшим единицы, является убывающей для —<Х<+, поэтому их сумма — тоже убывающая функция. Значит, при х<2 левая часть уравнения (*) больше единицы, а при х>2 меньше единицы.
Ответ: х=2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Показательная функция. Решение показательных уравнений и неравенств
Обобщение и закрепление знаний основных свойств показательной функции и применение их при решении задач...
Обобщающий урок по теме "Показательная функция. Решение показательных уравнений и неравенств."
Урок проводится с использованием компьютера и мультимедийного проектора. В ходе урока проводится тест "Показательная функция" с самопроверкой, работа по вариантам, работа по рядам с проверкой консульт...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ: «ПОКАЗАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ. РЕШЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЬНЫХ УРАВНЕНИЙ И НЕРАВЕНСТВ».
РАЗРАБОТКА ОСВЕЩАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ВОПРОСЫ:1.Вступление.2.Историческая справка.3.Структура и место темы в учебном курсе.4. Теоретические основы преподавания темы.5.Тематическое планирование темы.6.Основные...
Повторительно-обобщающий урок по теме Свойства показательной функции. Решение показательных уравнений
Цели:-повторить свойства показательной функции;-проверить навыки выполнения заданий ЕГЭ базового уровня по данной теме;- повторить и систематизировать способы решения показательных уравнений;-расширит...
Урок-семинар на тему: "Показательная функция. Решение показательных уравнений и неравенств в рамках подготовки к ЕГЭ"
Конспект открытого урока-семинара, проведенного в 10 классе, на тему: Показательная функция. Решение показательных уравнений и неравенств в рамках подготовки к ЕГЭ". Предоставленный материал дает возм...
Конспект урока в 11 классе "Показательная функция. Решение показательных уравнений"
Тип урока: урок обобщения, систематизации знаний. Цели урокаОбразовательные: Обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме. Закрепит...
Презентация к уроку алгебры в 10 классе на тему "Показательная функция. Решение показательных уравнений и неравенств в рамках подготовки к ЕГЭ"
Презентация на тему "Показательная функция. Решение показательных уравнений и неравенств в рамках подготовки к ЕГЭ" является иллюстрацией к одноименному уроку-семинару по алгебре и началам анализа, пр...