Урок "Квадратные уравнения"
план-конспект урока по алгебре (8 класс) по теме
Разработка урока по алгебре в 8 классе по теме "Квадратные уравнения". Урок является одним из заключительных в данном разделе. Материал содержит разработку урока, презентацию к уроку и тесты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kvad_ur-iya-8.zip | 909.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 8 классе по теме
Учитель математики:
Просвиркина И. В.
Тема урока: Решение квадратных уравнений
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний с применением компьютерных технологий. (предпоследний урок по данной теме)
Форма проведения: фронтальная, индивидуальная.
Эпиграф: Уравнения – это золотой ключ, открывающий все сезамы. С. Коваль
Цели урока:
- повторить, обобщить полученные знания по теме “Квадратные уравнения”;
- учить проводить сравнительный анализ, делать выводы;
- провести комплексную самостоятельную работу с использованием компьютеров и без них по усвоению системы знаний и умений и её применение для выполнения заданий
Оборудование к уроку.
- Компьютерный класс
- Графопроектор
- Компьютерная тест- программа для самостоятельной работы – приложение 2
- Презентация «Квадратные уравнения» - приложение1
- Карточки с заданиями «готовность к уроку»
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учитель: Сегодня у нас урок не совсем обычный, поскольку нам потребуется компьютер. Тему урока узнаете, если выполните следующее задание: решить анаграммы (в словах изменён порядок букв).
Какие слова зашифрованы? (слайд 1)
- таиимдкисрнн (дискриминант)
- ярамяп (прямая)
- ниваренуе (уравнение)
- фэкоцинетиф (коэффициент)
- ерокнь (корень)
Необходимо исключить лишнее слово по смыслу. (Прямая).
Задание проектируется с помощью графопроектора на экран.
– Какая тема объединяет остальные слова? (Квадратные уравнения.) (слайд 2)
– Да, сегодня мы с вами отправимся по волнам нашей памяти в Страну “Квадратные уравнения”,(слайд 3) вспомним и обобщим все те знания, которые вы получили на предыдущих уроках. Итак, откройте тетради и запишите тему урока: “Решение квадратных уравнений”.
- Прежде чем перейти к уроку, давайте запишем домашнее задание: № 638 (применить различные способы решения уравнений) и № *
II. Устная работа
Учитель: (слайд 4)Великий, немецкий ученый А. Эйнштейн говорил о себе: «Мне приходится делить своё время между политикой и уравнениями. Однако уравнения, по-моему, гораздо важнее, потому что политика существует только до данного момента, а уравнения будут существовать вечно» Задачи на квадратные уравнения встречаются уже в 449 году. Квадратные уравнения – одно из сокровищ математики. Способы решения квадратных уравнений являются тем инструментом, которым мы можем научиться, искусно владеть. Прежде чем перейти к практической части урока, давайте немного повторим теорию!
Вопросы и ответы учащихся сопровождаются презентацией.
- Дайте определение квадратного уравнения. (слайд 5 )
- Как называются числа а, в и с?
- Что значит решить уравнение?
- Какие виды квадратных уравнений вы знаете? (слайд 6)
- Какое квадратное уравнение называется неполным? (слайд 7,8)
- Перечислите их виды и методы решения.
- Сейчас перейдем с Вами к полным, так называемым стандартным квадратным уравнениям. Скажите, пожалуйста, что это за запись D=b2- 4ac? (слайд 9)
- Для чего он нужен? (Определять наличие и количество корней в уравнении)
- Что такое Дискриминация? (Различные отношения к разным людям и даже к разным народам). Слова «дискриминант» и «дискриминация» происходят от одного латинского слова, которое обозначает – различать. Так вот, Дискриминант у нас – различитель квадратного уравнения по наличию корней.
- Сколько корней может иметь квадратное уравнение? (Д<0,D>0,D=0) (слайд 10)
- Назовите формулу корней квадратного уравнения. (слайд 11)
Учитель: (слайд 12) Ребята, здесь вы видите уравнение, определённые по какому-то признаку. Как вы думаете, какое уравнение из этой группы является лишним? (Второе) Почему?
х2 – 7х + 2 = 0
3х2 – 2х + 5 = 0
х2 + х – 2 = 0
х2 – 4х +3 = 0
– Какое квадратное уравнение называют приведенным?
– Каким способом можно решить приведенное квадратное уравнение? (По формуле корней квадратного уравнения и по теореме Виета)
Учитель: Сформулируйте теорему Виета.
Ответ: Сумма корней приведенного квадратного уравнения равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведения корней равно свободному члену.
Формулы решения квадратных уравнений в Европе были впервые написаны в 1202 году. Вывод формулы решения квадратного уравнения встречается у французского математика Ф. Виета. (слайд 13) С его краткой биографией мы познакомились на предыдущих уроках. Среди открытий сам Виет особенно высоко ценил установление зависимости между корнями и коэффициентами уравнений.
По праву достойна в стихах быть воспета.
О свойствах корней теорема Виета.
Что лучше, скажи, постоянства такого,
Умножишь ты корни – и дробь уж готова.
В числителе С, в знаменателе А.
А сумма корней тоже дроби равна.
Хоть с минусом дробь, что за беда?
В числителе В, в знаменателе А.
III. Практическая часть урока
1) - Перед тем, как вспомнить способы решения квадратных уравнений мы проверим вашу готовность к уроку. На столе у каждого из Вас лежит карточка готовности, подпишите на ней свою фамилию и имя. А теперь давайте на нее посмотрим, что собой представляет данная карточка (комментарии учителя). Прежде чем приступить к работе, проанализируйте, с чего вам легче начать . Пишем карандашом. (исправления не допускаются)
Вариант №1.
Карта готовности ученика__________________
1.
Уравнение | а | b | c | b2-4ac | x1 | x2 | x1+x2 | x1*x2 |
x2+2x-3=0 | ||||||||
2 | -9 |
2. Из уравнений:1)2х2-8х+4=0; 2)3х2+4х-1=0; 3)4х2-8=0; 4)-10х+х2+100=0; 5)5х2+6х=0; 6)х2-8х+12=0; 7)3х2=0; 8)14-2х2+х=0 выпишите номера:
а) Полных квадратных уравнений
б) неполного квадратного уравнения, который имеет один корень;
в) Найти дискриминант в квадратном уравнении №4 и сделать вывод о количестве корней
Вариант №2.
Карта готовности ученика___________________
Уравнение | а | b | c | b2-4ac | x1 | x2 | x1+x2 | x1*x2 |
х2-3x-4=0 | ||||||||
6 | -8 |
Из уравнений:1)2х2-8х+4=0; 2)3х2+4х-1=0; 3)4х2-8=0; 4)-10х+х2+100=0; 5)5х2+6х=0; 6)х2-8х+12=0; 7)3х2=0; 8)14-2х2+х=0 выпишите номера:
а) Полных квадратных уравнений
б) неполного квадратного уравнения, который имеет один корень; в) Найти дискриминант в квадратном уравнении №4 и сделать вывод о количестве корней
После окончания работы ребята меняются карточками и берут в руки ручки, проверяют работу соседа с помощью доски (слайд 14). После проверки карточки передаются учителю.
2) - Самое время заняться содержательной стороной урока.
- Какие способы решения квадратных уравнений вы знаете?
- Метод выделения квадрата двучлена. Вспомнить способ решения этого метода. Решить уравнение: х2 + 4х -5 = 0 (один учащийся у доски, остальные в тетради – желательно самостоятельно, затем проверяют). Давайте оценим перспективы этого метода (применим во всех квадратных уравнениях, но не всегда удобен)
- С помощью формул корней квадратного уравнения. Вспомнить способ решения этого метода. Решить уравнение: 5 х2- 8 х – 4=0 (один учащийся у доски, остальные в тетради – желательно самостоятельно, затем проверяют). Давайте оценим перспективы этого метода (применим во всех квадратных уравнениях)
- Метод переброски коэффициента а. Вспоминаем способ решения (Делим на а обе части уравнения и решаем по теореме, обратной теореме Виета) Решить уравнение: 5х2 +10х - 15 = 0 Учащиеся высказывают свое мнение по применению этого способа (Данный метод всегда применим, в случае удобных коэффициентов)
- Следующие два метода применяются при определенных условиях. Они основаны на двух теоремах. Вспоминаем! (Если в квадратном уравнении ax2+bx+c=0 : 1. a+b+c=0 , то х1=1, х2=с/а 2. a-b+c=0, то х1=-1, х2=-с/а ) Вызывается два ученика для решения квадратных уравнений (класс решает в тетрадях с последующей проверкой) 4х2-12х+8=0 и 3х2+5х+2=0 Учащиеся высказывают свое мнение по применению этого способа (Данный метод не всегда применим, но такие уравнения решаются быстро)
3) Самостоятельная работа
Учитель: А теперь предлагаю вам выполнить тест- контроль. Пройдите к своим компьютерам (компьютеры заранее включены). В папке «Мои документы» находится два теста. Тест «2» - уровень сложности В (на 5), тест «3» уровень сложности А (на 3). Каждый выберет тот тест, который считает посильным для себя и при решений уравнений так же учащиеся выбирают любой способ решения.
Учащиеся выполняют тест, который оценивает сам компьютер.
IV. Итог урока
Вопросы классу: Ребята! Что мы сегодня делали на уроке?
В какой момент Вам было трудно? Почему?
Что больше всего запомнилось и понравилось? Почему?
Выставление оценок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Иррациональные уравнения. Показательные уравнения.Логарифмические уравнения.
Тип урока: Урок повторения. Форма урока – мастерская (групповая работа)Форма урока работа в группах. Коллективная форма работы, которая позволяет создать ситуацию взаимообучения учащихся и сущест...
Итоговый контроль по темам № 1, 2, 3, 4: «Рациональные уравнения. Иррациональные уравнения. Квадратное уравнение и приложения теоремы Виета. Исследование квадратного трехчлена»
Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации (ГИА) и единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, ...
Тема 15. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ТЕМАМ 9-14: "Показательные уравнения. Показательно-степенные уравнения. Показательные неравенства. Преобразования и вычисления логарифмических выражений. Логарифмические уравнения. Логарифмические неравенства".
Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также абитуриентов к вступител...
Тема 18. ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ. Уравнения, решаемые понижением степени. Однородные уравнения и приводимые к ним. Универсальная подстановка.
Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также абитуриентов к вступительным э...
Методические рекомендации к изучению темы: « Решение квадратных уравнений» с применением теоремы Виета для решения приведенного квадратного уравнения и полного квадратного уравнени
Решать квадратные уравнения учащимся приходится часто в старших классах, Решение иррациональных, показательных , логарифмических ,тригонометрических уравнений часто сводится к решени...
Учебный модуль по теме " Уравнение. Решение уравнений.Решение текстовых задач с помощью уравнений."
Данный учебный модуль разработан в рамках персонализированного обучения .Модуль расчитан на 12 часов. Содержитз адания для прохождения уровней цели 2.0,,3.0 и 4.0.В модуле представле...
Презентации по теме "Системы двух линейных уравнений", "Метод подстановки для решения систем уравнений", "Метод сложения для решения систем уравнений" .
Презентации проедполагает использование при проведении онлайн урока по теме "Системы двух линейных уравнений", "Метод подстановки для решения систем уравнений", "Метод сложени...