Физико-математический марафон
методическая разработка по алгебре (8 класс) по теме

Семишина Нина Борисовна

Марафон организован для учащихся 8 классов.

Цель марафона: закрепить у учащихся знания по изученным темам по физике и математике. Научить их применять свои знания в нестандартных ситуациях; способствовать воспитанию у детей чувства уважения к другому человеку. К его мнению и выбору; развитие внимания, воображения, рефлексии, способности к анализу у учеников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fiziko_-_matematicheskiy_kvn.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:


Игра организована  для учащихся 8 классов. Команды 8а (экономического), 8б (физико-математического) и 8в (гуманитарного) классов (по 10 человек) узнают заранее основные правила предстоящего конкурса, выбирают капитанов, придумывают название команд, эмблему.

Цель марафона: закрепить у учащихся знания по изученным темам по физике и математике. Научить их применять свои знания в нестандартных ситуациях; способствовать воспитанию у детей чувства уважения к другому человеку. К его мнению и выбору; развитие внимания, воображения, рефлексии, способности к анализу у учеников.

        ВЕДУЩИЙ:  

Добрый день, а скорее вечер!

Мы приветствуем всех вас!

Хоть и сумрак спустился на землю,

В зале будет светло у нас!

             Эрудиты для вас постарались,

             И программу предложат сейчас,

             Приглашаем команды на сцену,

             В добрый путь, друзья, в добрый час!

Мы приглашаем на сцену команды 8а – капитан …, 8б – капитан … и 8в – капитан … классов.

Приветствуем болельщиков команд.

Судить игру будет компетентное жюри: …

ВЕДУЩИЙ: Первый конкурс приветствие команд. Капитаны команд представляют команды, и все вместе защищают свое название и девиз. (максимальное число баллов - 5)

 ВЕДУЩИЙ: следующий конкурс называется «Счастливый случай». Это действительно счастливый случай, потому что каждая команда сама вытягивает номер списка вопросов, на которые будет отвечать.

  Первой испытывает свою удачу та команда, которая за предыдущий конкурс набрала наименьшее количество баллов.

Для ответа на вопросы вам предоставляется 1.5 минуты (один из ведущих засекает время). На вопрос можно отвечать только один раз. Поэтому если вы не уверены в ответе, лучше пропустите вопрос и сможете к нему вернуться, если останется время.

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

После этого представители команд вытягивают список вопросов и отдают его ведущему, который их зачитывает в определенной последовательности.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПЕРВОЙ КОМАНДЫ

1. назовите 1% метра  (1 см)

2. третья буква греческого алфавита (гамма)

3. чему равна сумма чисел от -100 до 100 (0)

4. чему равен 1 пуд (16 кг)

5. сколько решений имеет уравнение х2 = -1 (ни одного)

6. сколько разных высот можно провести в параллелограмме (две)

7. записывается с помощью цифр (число)

8. назовите наибольшее отрицательное целое число (-1)

9. площадь квадрата равна 49. чему равен его периметр (28)

10. в каком треугольнике один и тот же отрезок выполняет тройную нагрузку (в равнобедренном, в равностороннем)

11. отрезок, соединяющий точку окружности с ее центром (радиус)

12. утверждение, требующее доказательства (теорема)

13. сколько минут в часе (60)

14. результат сложения (сумма)

15. наименьшее трехзначное число (100)

ВОПРОСЫ ДЛЯ ВТОРОЙ КОМАНДЫ

1. как называется сотая часть числа (процент)

2. можно ли при умножении чисел получить ноль (да)

3. первая русская женщина – математик (Ковалевская)

4. как называется функция вида у = ах + в (линейная)

5. сколько диагоналей можно провести в треугольнике (0)

6. периметр прямоугольника равен 24. чему равна сторона квадрата с тем же периметром  (6)

7. чему равно произведение от -100 до 100 (0)

8. как называется первая координата точки на плоскости (абсцисса)

9. как называется знак корня (радикал)

10. трудный путь от условия к ответу (решение)

11. прямоугольник, у которого все стороны равны (квадрат)

12. угол, меньший прямого угла (острый)

13. сколько цифр вы знаете (10)

14. результат умножения (произведение)

15. 0 является натуральным числом (нет)

ВОПРОСЫ ДЛЯ ТРЕТЬЕЙ КОМАНДЫ

 1. наука, изучающая свойства фигур  (геометрия)

2. утверждение, принимаемое без доказательства (аксиома)

3. наименьшее простое число (2)

4. как называется вторая координата точки (ордината)

5. чему равна сумма углов параллелограмма (360 градусов)

6. найдите корни уравнения х2 = -9 (нет корней)

7. без чего не могут обойтись барабанщики, охотники и математики (без дроби)

8. есть у растения и у уравнения (корень)

9. можно ли при делении чисел получить 0 (да)

10. как называется четырехугольник, у которого две стороны параллельны, а две другие нет (трапеция)

11. сумма длин всех сторон многоугольника (периметр)

12. часть прямой, ограниченная с одной стороны (луч)

13. сколько лет в одном веке (сто)

14. величина прямого угла (90 градусов)

15. сколько нулей в записи числа миллиард (девять)

ВЕДУЩИЙ: После того, как все команды испытали свою удачу и ответили на предложенные вопросы, они отправляются готовиться к следующему театральному конкурсу. А мы в это время не будем попусту тратить время и проведем конкурс болельщиков.

Болельщикам наших команд будут зачитываться загадки, ответив на которые они помогут своей команде заработать дополнительные баллы. За правильно угаданный ответ команда получает 2 балла.

Будьте внимательны, первыми отвечают болельщики той команды, которые первыми поднимут руку.

 Если ответ будет неправильным, то болельщики не смогут ответить второй раз, пока не выскажут свои версии представители других команд. Дается две попытки.

  1. Семь братьев: годами равные, именами разные  (ОТВЕТ: дни недели)
  2. Пять чуланов – одна дверь  (ОТВЕТ: перчатка)
  3. Один говорит, два глядят, два слушают (ОТВЕТ: язык, глаза, уши)
  4. У матери пять сыновей, все на одно имя (ОТВЕТ: пальцы рук)
  5. Две головы, две руки, шесть ног. Кто это? (ОТВЕТ: всадник на лошади)

ВЕДУЩИЙ: Попросим наше почтенное жюри объявить результаты предыдущих двух конкурсов.

Команды и зрители узнали баллы, и мы можем переходить к следующему конкурсу «Театральное домашнее задание». Команды должны разыграть сценку встречи двух великих ученых: физика и математика.

Сценка должна начинаться словами: «Однажды в 21 веке встретились два великих ученых: физик_____________ и математик____________ и начали спорить, кто из них важнее для науки».

За данный конкурс команда может получить максимум 10 баллов.

Команды выступают в следующей последовательности: 8 а, 8 б, 8 в.

ВЕДУЩИЙ: Сейчас мы попросим наше жюри выставить  баллы за этот конкурс и объявить общий результат игры.

 Пока жюри подсчитывает баллы ВЕДУЩИЙ: я надеюсь, вы понимаете, что каждый из представленных ученых внес существенный вклад в развитие своей науки. Поэтому будем с уважением относиться к их заслугам.

Жюри объявляет результаты.

ВЕДУЩИЙ: Результаты известны и мы можем переходить к следующему конкурсу, который позволит вам продемонстрировать ваши знания при разгадывании кроссворда.

За отведенное время вы должны отгадать слова. За правильно отгаданное слово команда получает 1 балл.

3

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

6

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По вертикали:

  1. Переход молекул из пара в жидкость. (конденсация)
  2. Ящик с формовочной землей, применяемый в литейном деле.(опока)
  3. Процесс, сопровождающийся быстрым образованием и ростом пузырьков пара, прорывающихся через поверхность жидкости наружу.(кипение)
  4. Агрегатное … вещества.(состояние)
  5. Переход вещества из твердого состояния в жидкое.(плавление)
  6. Физическая величина, измеряемая в джоулях.(энергия)

По горизонтали:

  1. Переход вещества из жидкого состояния в твердое.(отвердевание)
  2. Распространенные в природе кристаллы воды.(снег)
  3. Переход молекул из жидкости в пар.(испарение)
  4. Топливо, получаемое из нефти, кипящее при невысокой температуре.(бензин)

ВЕДУЩИЙ: Мне кажется, нашим командам необходимо дать немного времени передохнуть, а мы в это время поиграем с болельщиками.

От каждой команды болельщиков выбирается три человека

Вы должны ответить на вопрос: какой аналог в современной жизни мы можем найти сказочным персонажам и вещам.

Например: «ковер-самолет» - самолет, аэроплан, вертолет…

«сапоги-скороходы» - автомобиль …

Задание:

«Дудка - самогудка» - магнитофон, радио,

«Волшебное колечко» - компас. Не дает заблудиться,

«Скатерть - самобранка» - столовая, ресторан,

«Топоры - саморубы» - электрическая пила,

«Ведра с водой у Емели» - водопровод, водовоз,

«Телега без коня у Емели» - машина,

«Волшебная палочка» - пульт управления,

«Живая вода» - лекарство,

«Марья - искусница» - швейная машинка,

«Ступа Бабы-Яги» - самолет, вертолет,

«Яблочко на тарелочке» - телевизор.

ВЕДУЩИЙ: Сейчас попросим жюри подсчитать и объявить результаты за конкурс «Кроссворд» и конкурс болельщиков и представить общий результат игры.

Жюри объявляет результаты.

ВЕДУЩИЙ: Мы знаем, что у каждой команды есть капитан, который готов в трудную минуту выручить свою любимую команду. Наверное, настал тот час. Капитаны на сцену.

Вам будет предложены две задачи: одна задача по физике, вторая задача по математике. Условие задач зачитывается вслух, а капитаны команд получают условия на листочках.

Решение вы должны записать на листочке и после отдать на проверку в жюри (ведущий после этого зачитывает правильные ответы).

За каждую правильно решенную задачу вы можете принести в копилку своей команды по 5 баллов.

Готовы? Итак, задача по математике: Во всех подъездах дома одинаковое число этажей и на каждом этаже одинаковое число квартир. При этом число квартир на этаже меньше числа этажей, но больше числа подъездов, а число подъездов больше одного. Сколько в доме этажей, если всего в нем 105 квартир?

РЕШЕНИЕ: пусть к – число подъездов, р – число квартир на этаже, с – число этажей. Тогда крс = 105. Число 105 можно разложить на простые множители единственным образом: 3 5 7 = 105. Исходя из условия задачи к=3, р=5, с=7. ОТВЕТ: число этажей равно 7.

Задача по физике:

Что теплее, три рубашки или рубашка тройной толщины?

РЕШЕНИЕ: Три рубашки, так как между ними всегда есть воздушная прослойка, а воздух обладает плохой теплопроводностью. Поэтому обмен будет идти медленнее, если надета рубашка тройной толщины.

Жюри проверяет решение и объявляет результаты.

ВЕДУЩИЙ: Скажите мне, пожалуйста, как долго вы изучаете геометрию?  Я думаю теперь самое время продемонстрировать не только свои знания по геометрии, но и творческие способности.

От каждой команды вызываются два представителя.

За 2 минуты вы должны жестами, мимикой изобразить определения понятий, которые у вас записаны на карточках (представители команд выбираю карточку с понятием МЕДИАНА ТРЕУГОЛЬНИКА, ВЫСОТА ТРЕУГОЛЬНИКА, БИССЕКТРИСА ТРЕУГОЛЬНИКА).

При этом вы должны не только вспомнить определение, но и изобразить его так, чтобы ваша команда догадалась, о чем идет речь.

При этом обращаем ваше внимание, что во время демонстрации вы не имеете права произносить никакие слова.

За этот конкурс вы можете получить максимум 5 баллов.

На подготовку вам отводится 1 минута.

Первой начинает демонстрацию та команда, которая набрала больше баллов.

ВЕДУЩИЙ: От теории переходим к практике. Следующий конкурс называется «ОПЫТ»

 Для 8 «А» «Пятнадцать спичек на одной»

 Материалы: 16 спичек

Ваша задача поднять на одной спичке 14 спичек.

(Надо положить одну спичку на стол, на нее поперек 14 спичек. Поверх всех спичек, в ложбинку между ними, положить еще одну, 15-ую, спичку и аккуратно поднять)

Для 8 «Б» «Яйцо в соленой воде»

Материалы: 3 банки (2 одинаковые, 1 большая), сырое яйцо, вода, соль

       Перед вами три банки. В одну банку наливаем чистую воду и опускаем яйцо. Оно сразу идет ко дну. Во вторую банку наливаем крепкий раствор соли. Тут яйцо будет плавать, его никак не потопишь.

Ваша задача заставить плавать яйцо.

(Надо налить из обеих банок воду, и добиться такого раствора, чтобы оно плавало)

Для 8 «В» «Свеча и воронка»

Материалы: свеча, воронка, спички

Ваша задача взять воронку концом трубки в рот и потушить через нее свечу.

(Струи воздуха, выходя изо рта, текут по раструбу воронки и растекаются в стороны по краям воронки. Чтобы потушить свечу, достаточно слегка наклонить воронку так, чтобы пламя находилось напротив ободка).

 

Жюри оценивает конкурс. Смекалка, правильность, находчивость.

ВЕДУЩИЙ: Ну вот и подошел конец нашего марафона. Надеемся, что вы и дальше будите интересоваться такими науками, как физика и математика.

А теперь давайте узнаем победителя нашей игры.

Подведение итогов. Награждение.

Дата проведения 1 февраля 2008 г. Кротова В.Н., Семишина Н.Б.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физико-математический КВН. Внеклассное мероприятие по физике, математике, информатике 9-11 классы

На основе соревновательной игры активизировать эвристическую деятельность учащихся;  Развить познавательный интерес к учебному материалу, индивидуальные способности учащихся;   Поднять ...

Материал переводного экзмена по физике для 10 класса физико-математического профиля

Экзаменационный материал в форме тестов, который приближен к экзамену в  форме ЕГЭ...

Материал переводного экзмена по физике для 10 класса физико-математического профиля

Экзаменационный материал в форме тестов, который приближен к экзамену в  форме ЕГЭ...

внеурочное мероприятие "Математическая кухня" диплом 3 степени на физико-математическом фестивале 2012г. Чувашия

внеурочное занятие по математике в 5 классе Ход урока.  Организационная часть:Три ученицы, одетые в национальные костюмы, с караваем в руках встречают гостей:  1 уч. «Здравств...

Рабочая программа учебного предмета Алгебра и начала математического анализа в 10 и 11 классах физико-математического профиля, 2014-2015уч.год

Данный материал содержит рабочую программу учебного предмета Алгебра и начала математического анализа в 10-11 классах физико-математического профиля. Авторы учебника:Ю.М.Колягин, М.В. Ткачёва, Н.Е. Фё...

Формирование математической компетенции на уроках физико – математического цикла.

Ребёнок должен попасть в такую среду компетентностей, когда он должен будет тянуться вверх. Тогда он почувствует реальную планку своего развития....

Урок №94. Лабораторная работа №7 «Определение ускорения свободного падения при помощи математического маятника» 9 физико-математический и инженерный профиль

В рамках дистанционного обучения разработан план занятий с использованием видео материала для 9 ых классов по выполнению лабораторной работы....