Рабочая программа по математике 8 класс
план-конспект урока (алгебра, 8 класс) на тему

Небоженко Лидия Гавриловна

 

Пояснительная записка

 

Материалы для рабочей программы составлены на основе:

  • федерального компонента государственного стандарта общего образования,
  • примерной программы по математике основного общего образования,
  • федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2008-09 учебный год,
  • с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования,
  • авторского тематического планирования учебного материала,
  • базисного учебного плана 2004 года.

Изучение алгебры в 8  классе направлено на достижение следующих целей:

  • продолжить овладевать системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  • продолжить формировать представление об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • продолжить воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

              Математика играет важную роль в общей системе образования. Наряду с обеспечением высокой математической подготовки учащихся, которые в дальнейшем в своей профессиональной деятельности будут пользоваться математикой, важнейшей задачей обучения  является  обеспечение некоторого гарантированного уровня математической подготовки всех школьников  независимо от специальности, которую ли изберут в дальнейшем. Для продуктивной деятельности в современном информационном мире требуется достаточно прочная базовая математическая подготовка. Математика, давно став языком науки и техники, в настоящее время все шире проникает в повседневную жизнь и обиходный язык, внедряется  в традиционно  далекие от нее области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_algebra_8_klass.doc342 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Материалы для рабочей программы составлены на основе:

  • федерального компонента государственного стандарта общего образования,
  • примерной программы по математике основного общего образования,
  • федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2008-09 учебный год,
  • с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования,
  • авторского тематического планирования учебного материала,
  • базисного учебного плана 2004 года.

Изучение алгебры в 8  классе направлено на достижение следующих целей:

  • продолжить овладевать системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  • продолжить формировать представление об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • продолжить воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

        Математика играет важную роль в общей системе образования. Наряду с обеспечением высокой математической подготовки учащихся, которые в дальнейшем в своей профессиональной деятельности будут пользоваться математикой, важнейшей задачей обучения  является  обеспечение некоторого гарантированного уровня математической подготовки всех школьников  независимо от специальности, которую ли изберут в дальнейшем. Для продуктивной деятельности в современном информационном мире требуется достаточно прочная базовая математическая подготовка. Математика, давно став языком науки и техники, в настоящее время все шире проникает в повседневную жизнь и обиходный язык, внедряется  в традиционно  далекие от нее области.

Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющиеся в  определенных умственных навыках. Роль математической подготовки  в общем образовании современного человека ставит следующие цели обучения математики в школе: овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения профессионального образования;    интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе;    формирование представлений об идеях и методах  математики, о математике как форме описания и методе познания действительности;      формирование представлений о математике  как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики  для общественного прогресса.

Целью изучения курса алгебры в 8 классе  является развитие  вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений  до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и  смежных предметов (физика, химия, информатика и другие),  усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач, осуществления функциональной  подготовки школьников.

Курс характеризуется повышением теоретического  уровня обучения.

Календарно - тематическое планирование

№п/п

Наименование раздела, темы

Кол-во часов

Дата

Оборудование, технические средства

план

факт

Глава 1 Рациональные  дроби (23 часа)

1.

Рациональные выражения

1.

2.

Допустимые значения переменной в дроби.

1.

3.

Основное свойство дроби.

1.

4.

Сокращение  дробей

1.

5.

Сокращение  дробей

1.

6.

Сложение   дробей с одинаковыми знаменателями

1.

7.

Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

1.

таблица

8.

Сложение дробей с разными знаменателями.

1.

9.

Вычитание дробей с разными знаменателями.

1.

таблица

10.

Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.

1.

11.

Обобщающий урок

« Сумма и разность дробей».

1.

12.

Контрольная работа № 1 «Сумма и разность дробей».

1.

Карточки с текстом контрольной работы.

13.

Умножение дробей.

1.

таблица

14.

Возведение дроби в степень

1.

таблица

15.

Деление дробей

1.

таблица

16.

Умножение и деление  дробей

1.

17 – 18.

Преобразование рациональных выражений

2.

19.

Функция  y=k/x и ее график

1.

20.

Преобразование рациональных выражений

1.

21.

График функции y=k/x.

1.

таблица

22.

Обобщающий урок «Произведение и частное дробей»

1.

23.

Контрольная работа № 2 «Произведение и частное дробей»

1.

Карточки с текстом контрольной работы.

Глава 2 Квадратные корни (19 часов)

24.

Рациональные числа. Иррациональные числа

1.

25.

Квадратные корни.

1

26.

Арифметический квадратный корень

1.

27.

Уравнение  x^2 = a

1.

таблица

28.

Нахождение приближенных значений  квадратного корня

1.

29.

Функция у = х

1.

таблица

30.

Квадратный корень из произведения

1.

31.

Квадратный корень из дроби

1.

32.

Квадратный корень из степени

1.

33.

Обобщающий урок «Арифметический квадратный корень»

1.

пк

34.

Контрольная работа №3 «Арифметический квадратный корень»

1.

Карточки с текстом контрольной работы.

35.

Вынесение множителя за знак корня

1.

36.

Внесение множителя под знак корня

1.

37 – 38.

Преобразование выражений, содержащих квадратные корни

2.

39.

Разложение на множители.

1.

40.

Освобождение от иррациональности в знаменателе дроби.

1.

41.

Обобщающий урок «Применение свойств арифметического квадратного корня»

1.

42.

Контрольная работа №4 «Применение свойств арифметического квадратного корня»

1.

Карточки с текстом контрольной работы.

Глава 3 Квадратные уравнения (21 часа)

43.

Квадратные уравнения

1.

44.

Неполные квадратные уравнения

1.

таблица

45.

Формула корней квадратного уравнения

1.

46.

Решение квадратных уравнений

1

пк

47.

Решение квадратных уравнений, используя формулу (2)

1.

48 – 49.

Решение задач с помощью квадратных уравнений

2.

50.

Теорема Виета

1.

51.

Решение квадратных уравнений

1.

пк

52.

Обобщающий урок «Квадратное уравнение и его корни»

1.

53.

Контрольная работа №5«Квадратные корни  и его корни»

1.

54 – 55.

Решение дробных рациональных уравнений

2.

56 – 57.

Решение задач с помощью рациональных уравнений

2.

58 – 59.

Решение дробных рациональных уравнений

2.

60 – 61.

Решение задач с помощью рациональных уравнений

2.

62.

Обобщающий урок «Дробные рациональные уравнения»

1.

63.

Контрольная работа №6

« Дробные рациональные уравнения»

1.

Глава 4 Неравенства (20 часов)

64.

Числовые неравенства

1.

таблица

65.

Доказательства неравенств

1.

66.

Свойства числовых неравенств

1.

таблица

67.

Сложение числовых неравенств

1.

68.

Умножение числовых неравенств

1.

таблица

69.

Погрешность и точность приближения

1.

70.

Свойства числовых неравенств

1.

71.

Обобщающий урок «Числовые неравенства и их свойства»

1.

72.

Контрольная работа №7«Числовые неравенства и их свойства»

1.

73.

Пересечение множеств

1.

таблица

74.

Объединение множеств

1.

75.

Числовые промежутки

1.

таблица

76 – 77.

Решение неравенств с одной переменной

2.

78 – 79.

Решение систем неравенств с одной переменной

2.

80.

Решение неравенств с одной переменной

1.

81.

Решение систем неравенств с одной переменной

1.

82.

Обобщающий урок «Неравенства  и системы неравенств с одной переменной»

1.

83.

Контрольная работа №8 «Неравенства с одной переменной и их системы»

1.

Глава 5 Степень с целым показателем. Элементы статистики (11 часов)

84.

Определение степени с целым отрицательным показателем

1.

таблица

85 – 86.

Свойство степени с целым показателем

2.

87.

Стандартный вид числа

1.

88.

Свойства степени с целым показателем

1.

89.

Обобщающий урок «Степень с целым показателем и ее свойства»

1.

90.

Контрольная работа №9 «Степень с целым показателем и ее свойства»

1.

91.

Сбор и группировка статистических данных

1.

92.

Среднее арифметическое, медиана ряда

1.

93.

Наглядное представление статистических данных

1.

пк

94.

Построение полигона, гистограмм

1.

Повторение (8 часов)

95.

Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

1.

96.

Произведение и частное дробей

1.

97.

Решение квадратных уравнений

1.

98.

Решение задач с помощью квадратных уравнений

1.

99.

Дробные рациональные уравнения.

1.

100.

Решение задач с помощью дробных рациональных  уравнений

1.

101.

Решение неравенств с одной переменной

1.

102.

Решение систем неравенств с одной переменной

1.

103.

Итоговый зачет.

1.

104 – 105.

Итоговая контрольная работа.

2.

 

Пояснительная записка

Материалы для рабочей программы составлены на основе:

  • федерального компонента государственного стандарта общего образования,
  • примерной программы по математике основного общего образования,
  • федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2008-09 учебный год,
  • с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования,
  • авторского тематического планирования учебного материала,
  • базисного учебного плана 2004 года.

.

Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими фигурами и их свойствами.

Изучение геометрии в 8 классе направлено на достижение следующих целей:

  • Продолжить овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых для применения  в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.
  • Продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе; ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  • Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • Воспитание культуры личности, отношение к геометрии как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости геометрии для научно-технического прогресса.

В ходе преподавания геометрии в 8 классе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

  • планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
  • овладевали приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теории и решении задач;
  • целенаправленно обращались к примерам из практики, что развивает умения учащихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовали язык геометрии для их описания, приобретали опыт исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
  • ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи; проведения доказательных рассуждений, аргументаций, выдвижения гипотез и их обоснования; поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Учебно-тематическое планирование

№п/п

Тема

Кол-во часов

1

Четырехугольники

14

2

Площади фигур

14

3

Подобные треугольники

19

4

Окружность

17

5

Повторение

3

6

Всего

68

 

     

Календарно - тематическое планирование

 

№п/п

Наименование раздела, темы

Кол-во часов

Дата

Оборудование, технические средства

план

факт

Глава 5. Четырехугольники.   (14 часов).

.1.

Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник.

1.

2.

Решение задач по теме «Многоугольники и четырёхугольники»

1.

ПК

3.

Параллелограмм.

1.

ПК

4.

Свойства и признаки параллелограмма.

1.

ПК

5.

Решение задач по теме «Параллелограмм.»

1.

6.

Трапеция.

1.

ПК

7.

Решение задач по теме «Трапеция.»

1.

8.

Теорема Фалеса.

1.

9.

Прямоугольник.

1.

ПК

10.

Ромб  и квадрат.

1.

ПК

11.

Осевая  и центральная симметрии.

1.

ПК

12.

Обобщающий урок по теме: «Четырёхугольники»

1.

ПК

13.

Контрольная работа по теме: «Четырёхугольники»

1.

Глава 6. Площадь. 14 часов.

14.

Понятие площади многоугольника.

1.

ПК

15.

Площадь прямоугольника.

1.

ПК

16.

Площадь параллелограмма.

1.

ПК

17.

Решение задач по теме «Площадь параллелограмма».

1.

18

Площадь треугольника.

1.

ПК

19.

Решение задач  по теме «Площадь треугольника».

1.

ПК

20..

Площадь трапеции.

1.

21.

Решение задач по теме «Площадь трапеции».

1.

22.

Теорема  Пифагора.

1.

23.

Теорема, обратная теореме Пифагора.

1.

ПК

24-25.

Решение задач по теме «Теорема Пифагора».

2.

26.

Обобщающий урок по теме «Площадь».

1.

ПК

27.

Контрольная работа по теме «Площадь».

1.

Глава 7. Подобные треугольники. 19 часов.

28.

Определение подобных треугольников.

1.

ПК

29.

Отношение площадей подобных   треу гольников.

1.

31.

Первый признак подобия треугольников.

1.

ПК

32.

Второй признак подобия треугольников.

1.

ПК

33.

Третий признак подобия треугольников.

1.

ПК

34-35.

Решение задач по теме «Подобие треугольников».

2.

ПК

36.

Контрольная работа по теме  «Подобные треугольники».

1.

37.

Средняя линия треугольника.

1.

38.

Решение задач по теме «Средняя линия треугольника.».

1.

39.

Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике.

1.

ПК

40.

Решение задач.

1.

41.

Практические приложения  подобия треугольников.

1.

ПК

42.

Измерительные работы на местности.

1.

ПК

 

Решение задач по теме «Определение высоты предмета».

1.

ПК

44.

Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

1.

45.

Основное тригонометрическое тождество.

1.

46.

Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30, 45 и 60.

1.

47.

Контрольная работа по теме «Применения подобия   к решению задач».

1.

Глава 8.

Окружность. 17 часов.

48.

Взаимное расположение прямой и окружности.

1.

ПК

49.

Касательная к окружности.

1.

ПК

50.

Решение задач по теме «Касательная к окружности».

1.

51.

Градусная мера дуги  окружности.

1.

52.

Теорема о вписанном угле.

1.

ПК

53.

Решение задач по теме «Вписанный угол».

1.

54.

Теорема о пересечении хорд.

1.

55.

Свойства биссектрисы угла.

1.

ПК

56.

Свойства серединного перпендикуляра к отрезку.

1.

ПК

57.

Теорема о пересечении высот треугольника.

1.

58.

Вписанная окружность.

1.

ПК

59.

Решение задач по теме «Вписанная окружность».

1.

60.

Описанная окружность.

1.

ПК

61.

Решение задач по теме «Описанная окружность».

1.

62.

Решение задач по теме «Окружность».

1.

63.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Окружность».

1.

ПК

64.

Контрольная работа по теме «Окружность».

1.

65.

Повторение по теме «Четырехугольники».

1.

ПК

66.

Повторение по теме «Площадь».

1.

ПК

67.

Повторение по теме  «Подобные треугольники».

1.

ПК

68.

Повторение по теме «Окружность».

1.

        

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ учащихся

В результате изучения ученик должен

знать/понимать:

  • существо  понятия  математического доказательства; приводить примеры доказательств;
  • каким образом  геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждения о них, важных для практики;

уметь:

  • пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур; распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные фигуры, изображать их;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования; решать простейшие планиметрические задачи;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  • решения геометрических задач;
  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир.

Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Настольная книга учителя математики. М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004
  2. Тематическое приложение к вестнику образования №4, 2005 г.
  3. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования.
  4. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика 5-11 кл., М.: Дрофа, 2002 г.
  5. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Немков К.И., Суворова С.Б. Алгебра, 8 класс, «Просвещение», 2007 г.
  6. Газета «Математика», №11, 2006 г. Приложение к газете «Первое сентября» Тематическое планирование и контрольные работы
  7. Звавич Л.И., Кузнецова Л.В., Суворова С.Б. Дидактические материалы для 8 класса – М.: Просвещение, 2000
  8. Афанасьева Т.Л., Тапилина Л.А. Алгебра 8.Самостоятельные разноуровневые работы. В.: «Учитель».
  9. Ершова А.П., Голобородько В.В., Ершова А.С. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 8 класса, - М.: Илекса, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.

Рабочая программа разработана  на один учебный год:   в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...

Рабочая программа по математике класс (автор Виленкин Н.Я.))

Рабочая проргамма содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, требования  к подготовке учащихся...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 5-х классов Разработана на основе примерной рабочей программы ( автор – составитель О.С. Кузнецова ) учителем математики ГБОУ школы № 645 Старковской С.Н

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике....

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет математика Класс 5 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    математика      Класс         5 Учитель      Асессорова Е.М...