Урок математики по теме "Координаты на прямой" в 6 классе
план-конспект урока по алгебре (6 класс) по теме
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок математики в 6 классе
Тема: “Координаты на прямой”
Цели:
- Дать всесторонние представления о новых числах.
- Научить читать и записывать положительные и отрицательные числа, изображать их точками на прямой.
- Определять координаты точек, находить координату точки, отмечать на координатной прямой точку по ее координате.
- Формировать навыки мыслительной деятельности, внимательность, культуру чтения, культуру математической речи, развивать активность учащихся.
Ход урока
1 Анализ контрольной работы. Разбор ошибок.
2.Объяснение нового материала.
- Решите уравнение: 2,5𝑥 + 6,2 = 3
Какая проблема возникла при решении уравнения?
Чтобы решить эту проблему рассмотрим тему…
Сообщение темы урока.
Задача 1.(№891) Белка вылезла из дупла и бегает по стволу дерева вверх и вниз. Где будет находиться белка, если она удалится от дупла на 3 метра. Сколько ответов можно дать на этот вопрос?
Что нужно знать, чтобы определить положение белки на дереве? Достаточно ли знать лишь расстояние от дупла?
(надо знать еще и направление)
Какую температуру показывает каждый термометр?
-3 -2,5 0 +1,5 +3
На уроках математики до сих пор мы рассматривали натуральные и дробные числа. Однако в жизни вы уже наверняка встречались и с другими числами – отрицательными.
(Дело в том, что существует много вещей, которые могут как увеличиваться, так и уменьшаться. Если на товар большой спрос, завод увеличивает план по его выпуску, а если товар вышел из моды, то план уменьшают. Увеличивается и уменьшается с течением времени температура воздуха…)
(Для описания изменения величин как раз и служат положительные и отрицательные числа. Если величина растет, то говорят, что её изменение положительно, а если она убывает, то изменение называют отрицательным.)
Постановка проблемного вопроса.
Наглядно представить себе дробь может каждый, но как представить себе отрицательное число? Зачем же нужны такие числа?
Отрицательным числом выражается | Числом нуль выражается | Положительным числом выражается |
Расход (денег, воды, топлива и т.п.) |
| Приход (денег, воды, топлива и т.п.) |
Убыток (в рублях, копейках) |
| Прибыль (в рублях, копейках) |
Температура ниже нуля градусов (точки замерзания воды или точки таяния льда) | Температура таяния льда (замерзания воды) | Температура выше нуля градусов |
Глубина ниже уровня океана | Уровень океана | Высота выше уровня океана |
Время до нашей эры (в годах, веках) | Начало христианского летоисчисления (начало нашей эры) | Время нашей эры (в годах, веках) |
- Сообщение из истории отрицательных чисел
(сообщение делает ученик)
Практическая работа.
- Начертите горизонтальную прямую.
- Отметьте на ней точку О (примерно посередине).
Будем называть эту точку начало отсчёта
3. Выберите единичный отрезок и отложите его вправо и влево от начала отсчета
(одну или две клетки)
4. Под каждой точкой подпишите соответствующее число.
Чем неудобна эта шкала? (Одно и то же число стоит под двумя разными точками).
Как выйти из этого затруднения?
В математике принято числа, которые идут влево от начала отсчета, записывать со знаком минус “-”.
Введение понятия положительных и отрицательных чисел.
Направление вправо от начала отсчета называется положительным, и направление на прямой обозначают стрелкой. Числа, расположенные вправо от точки О, называются положительными.
Влево от точки О располагают отрицательные числа, и направление влево от точки О называется отрицательным (отрицательное направление не указывается).
Отрицательные числа пишутся со знаком “-”.
Читают: “Минус один”, “Минус два”, “Минус три” и т.д.
Число 0 – начало отсчета не является ни положительным, ни отрицательным числом. Оно отделяет положительные от отрицательных чисел.
Координатная прямая. Что же такое координатная прямая?
Найти определение в учебнике стр 154
Определение: прямая с выбранным на ней началом отсчета, единичным отрезком и направлением называется координатной прямой.
Задание: назвать среди этих прямых прямую, которая является координатной.
Координата точки
Определение: число, показывающее положение точки на прямой, называют координатой этой точки.
Говорят: “Точка А имеет координату 2”; “Точка С имеет координату – 4”.
Пишут: А (2); С (- 4)
Читают: “Точка А с координатой 2”; “Точка С с координатой – 4” и т.д.
- Закрепление нового материала.
- Найдите по шкале высоты гор и глубины и морей и океанов?
№902 с 150
2) Древнегреческий ученый Аристотель родился в 384 году, а умер в 322 году. Историк Плутарх родился в 46 году, умер в 127 году. Пифагор родился в 570 году и умер в 500 году. Кто из этих ученых родился раньше? Сколько лет прожил каждый из них?
(Пифагор 70 лет Аристотель 62г Плутарх 81г) Начертить координатную прямую.
3) Записать в таблицу пропущенные высказывания
С помощью рациональных чисел (со знаком «+» или «-») | Без использования знака числа |
1. -250 | 1. Убыток в хозяйстве составил 250 рублей |
2. Температура утром была равна -6 градусов | 2. ____ градусов мороза |
3. ____ | 3. Термометр показывал 15 градусов мороза |
4. ____ | 4. Температура тела человека 37 градусов |
5. Уровень Каспийского моря -28 м от уровня океана | 5. На ____ м ниже … |
Задача 1
Написать координаты точек А, В, С, Е, К, О, М.
Прочитать получившиеся записи.
Задача 2 Игровой момент: “Найди ошибку”.
На координатной прямой отмечены точки А, В, С, D. А (2), В (- 3), С (- 2), D (- 4).
4.Итог урока
Домашнее задание
П. 26, вопросы стр. 154
№ 918, №919, 923.
Дополнительное задание:
Отметьте на «линии времени» следующие события из истории математики:
А) Книга «Начала» была написана в 3 веке до н. э.
Б) Теория чисел зародилась в древней Греции в 6 веке до н. э.
В) Десятичные дроби появились в Китае в 3 веке.
Г) Теория отношений и пропорций была разработана в Древней Греции в 4 веке до н. э.
Д) Позитивная система счисления распространилась в странах Востока в 9 веке.
Сколько веков назад произошли эти события? Сравните «линию времени» и координатную прямую.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики по теме "Масштаб", 6 класс. Первый урок в теме. Учебник Л.Г. Петерсон.
Урок математики по теме "Масштаб", 6 класс. Первый урок в теме. Учебник Л.Г. Петерсон....
Интегрированные уроки математики и информатики в профильном классе «Информационно–технологический». .Интегрированный урок математики и информатики в 10 классе по теме «Практическое применение показательной функции и способы ее вычисления».
Современные требования к результатам обучения их практической направленности требуют новые формы организации учебного процесса, создание единого информационного пространства. Не секрет, что очень част...
Конспект интегрированного урока математики и швейного дела 7 класс. Тема урока: Геометрический материал. Построение ромба. Изготовление выкройки выреза пододеяльника в виде ромба.
На уроках в коррекционных школах при реализации общеобразовательной, коррекционно - воспитательной и практических задач осуществляется тесная связь с преподаванием других уче...
Интегрированный урок математики и информатики. 8-й класс. Использование информационных технологий на уроке математики. Тема "Геометрический метод определения количества корней квадратных уравнений "
Психологические исследования подтверждают, что некоторые обучающиеся испытывают значительные трудности при работе с информацией, представленной в формализованном и формальном виде, не восп...
Выступление на ШМО учителей математики по теме ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5-6 ых КЛАССАХ
quot;Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости...
Интегрированный урок математики и биологии в 6 классе (разработка урока)
Обобщение темы "Деление дробей" на уроке-путешествии по Байкалу....
Интегрированный урок математики и биологии в 6 классе (презентация к уроку)
Обобщение темы "Деление дробей" на уроке-путешествии по озеру Байкал....