Графический способ решения систем уравнений
учебно-методический материал по алгебре (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
План-конспект урока
Графический способ решения систем уравнений
ФИО (полностью) | Данилов Сергей Романович | |
Место работы | ГБОУ ООШ с. Чёрновка | |
Должность | учитель | |
Предмет | алгебра | |
Класс | 9 | |
Тема и номер урока в теме | «Графический способ решения систем уравнений», номер урока 1 | |
Базовый учебник | «Алгебра-9» Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. / Автор Ю. Н. Макарычев, Н.Г.Миндюк / Москва: « Просвещение», 2010г. |
Тип урока: Урок изучения нового материала
Дидактические задачи (цель учебного занятия):
Образовательные: Сформировать умение решать системы уравнений с двумя переменными графическим способом.
Развивающие: Развивать умения самостоятельной учебно-познавательной деятельности; развивать познавательный интерес, культуру речи, любознательность.
Воспитательные: Воспитать дисциплинированность, ответственность, настойчивость в учебе.
Средства обучения: компьютер, мультипроектор.
Структура урока: 1. Постановка темы, цели и задач урока.
2. Повторение. Подготовка к изучению нового материала.
3. Изучение нового материала.
4. Первичное осмысление и применение изученного способа решения систем уравнений.
5. Постановка домашнего задания.
6. Подведение итогов урока.
Ход урока:
- Постановка темы, целей и задач урока. (1-2 слайды ).
Учитель сообщает классу о том, что на уроке будет изучаться и ставит задачу научиться решать системы уравнений с двумя переменными графическим способом.
- Повторение. Подготовка к изучению нового материала (3-12 слайды).
Организуется беседа по пройденному материалу, делаются обобщения, ответы подкрепляются наглядными рисунками.
Вопросы для повторения:
- Какие виды функций вы знаете?
- Что называется графиком функции?
- Какой формулой задается линейная функция?
- Что является графиком линейной функции?
- Какой формулой задается обратная пропорциональность?
- Что является графиком обратной пропорциональности?
- Каким уравнением задается окружность?
- Какая функция называется квадратичной?
- Что является графиком квадратичной функции?
- Что называется графиком уравнения с двумя переменными?
Организуется знакомство с уравнениями, используемыми в высшей математике и их графиками
(строфоидой, Лемнискатой Бернулли, астроидой, кардиоидой).
Рассказ учителя сопровождается показом слайдов с данными графиками.
- Изучение нового материала. (13-15 слайды).
4. Изучение нового материала осуществляется с помощью наглядного восприятия (на слайде представлено графическое решение системы уравнений): x2 + y2 = 25,
y = - x2 + 2x +5
Постановка наводящих вопросов по данному слайду:
- Что является графиком уравнения x2 + y2 = 25?
- Что является графиком уравнения y = -x2 + 2x +5?
Координаты любой точки окружности будут удовлетворять уравнению x2 + y2 = 25, координаты любой точки параболы будут удовлетворять уравнению y = -x2 + 2x + 5.
- Координаты каких точек будут удовлетворять и первому и второму уравнениям?
- Сколько точек пересечения у данных графиков?
- Сколько решений имеет данная система уравнений?
- Назвать эти решения.
- Что нужно сделать, чтобы графически решить систему уравнений с двумя переменными?
Сначала на последний вопрос отвечают учащиеся, затем на экран выводится алгоритм графического способа решения систем уравнений с двумя переменными, с предупреждением о наиболее типичных ошибках.
- Первичное осмысление и применение изученного способа решения систем уравнений.(16-21 слайды).
Осуществляется проверка правильного понимания учащимися изученного материала. Выполняются упражнения по выработке умений графически решать системы уравнений.
Задание: Решить графически систему уравнений: x y = 3,
3x – y = 0.
Постановка наводящих вопросов:
1. Что является графиком уравнения x y = 3?
2. Что является графиком уравнения 3x – y = 0?
3. Сколько точек пересечения имеют данные графики?
4. Сколько решений имеет данная система уравнений?
- Назвать решения данной системы уравнений.
(Ответы учащихся подкрепляются демонстрацией графиков на экране)
Аналогичная беседа проводится по 17 слайду.
Задания 18-21 слайдов выполняются учащимися самостоятельно, ответы проверяются.
Задания постепенно усложняются, но являются доступными.
Организуется дальнейшее закрепление изученного материала через задания, которые учащиеся должны полностью выполнить самостоятельно.
Задание: Решить графически системы уравнений
а) y – x2 = 0,
2x – y + 3 = 0.
б) x2 + y2 = 25,
y = -x2 – 6.
Задания выполняются учащимися в тетрадях. Решения проверяются.
- Постановка домашнего задания: П 5, № 5.34 (а, в), 5.35 (а, в).
- Подведение итогов урока.
Вопросы для беседы:
- Что называется решением системы уравнений с двумя переменными?
- С каким способом решения систем уравнений с двумя переменными мы познакомились?
- В чем заключается его суть?
- Дает ли данный способ точные результаты?
- В каком случае система не будет иметь решений?
Демонстрируется 22 слайд, урок заканчивается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Графический способ решения систем уравнений"
Урок по теме "Графический способ решения систем уравнений" можно провести в классах, где достаточно знают и умеют работать по программе EXSEL. С целью этого урока является расширить ...
Интегрированный урок алгебры и информатики в 9-м классе по теме: "Графический способ решения систем уравнений"
Тип урока. Урок обобщения и систематизации знаний по темам: Графический способ решения систем уравнений в системе ЭТ (Microsoft Excel). Оборудование и материалы: 12 ПК (установлена операцио...
Урок по теме "Графический способ решения систем уравнений"
Урок по алгебре в 7 классе....
Разработка урока по теме "Графический способ решения систем уравнений второй степени"
Разработка урока содержит план урока и презентацию...
Презентация "Графический способ решения систем уравнений с двумя переменными"
Презентация к уроку предназначена для учащихся 9 класса коррекционной школы I, II вида, обучающихся по программе ЗПР...
Использование компьютерных технологий при изучении темы: «Графический способ решения систем уравнений» - алгебра 9 класс Конспект комбинированного урока с использованием ЦОР (цифровых образовательных ресурсов).
Данное пособие составлено как методическая разработка для проведения уроков по алгебре в 9 классе по теме «Графический способ решения систем уравнений» (в тематическом планировании - 2 часа).Пособие с...
Графическое решение неравенств c одной переменной. Графический способ решения систем уравнений.
Алгебра. Повторение. Подготовка к ГИА. 9 класс....