рабочая программа по предмету «Математика,7»
рабочая программа по алгебре (7 класс) на тему
Материалы к рабочей программе по предмету «Математика,7» составлены на основе:
- федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,
- примерной программы по математике основного общего образования,
- федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования РФ,
- с учетом требований к оснащению образовательного процесса, в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования,
- авторского тематического планирования учебного материала,
- базисного учебного плана 2004 года.
Программа общеобразовательных учреждений. Математика 8-9 классы / Сост. Т.А. Бурмистрова - Москва: «Просвещение», 2004.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_7_klass.doc | 433 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Таловка
Калининского района Саратовской области»
«Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ сТаловка» ______________/_Л.В.Евтеева / ФИО «_____»____________2013__ г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ с,Таловка ______________/Л.А.Кулешова_/ ФИО Приказ № _____ от «_____»____________2013_ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Биркаловой Натальи Фёдоровны, второй категории,
Ф.И.О., 2 категория
по математике 7 класс
предмет, класс
«Рассмотрено»
На педсовете 2013- 2014 уч.год
№_______от________
Рабочая программа по МАТЕМАТИКЕ 7 класс
к учебнику «Алгебра» 7 класс авт. С. М. Никольский,
М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин ,
к учебнику Атанасяна Л.С. и др. «Геометрия 7-9», 7 класс
Пояснительная записка
Статус документа
Материалы к рабочей программе по предмету «Математика,7» составлены на основе:
- федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,
- примерной программы по математике основного общего образования,
- федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования РФ,
- с учетом требований к оснащению образовательного процесса, в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования,
- авторского тематического планирования учебного материала,
- базисного учебного плана 2004 года.
Программа общеобразовательных учреждений. Математика 8-9 классы / Сост. Т.А. Бурмистрова - Москва: «Просвещение», 2004.
Цели
Изучение математики в 7 классах направлено на достижение следующих целей:
- продолжить овладевать системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- продолжить формировать представление об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- продолжить воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
В ходе преподавания математики в 7 классах, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
- планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
- решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
- исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи
- использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
- поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Основные функции и особенности учебника
Информационно-методическая функция. Содержание учебников алгебры для 7-9 классов серии «МГУ-школе» соответствует традиционному содержанию программы для 7-9 классов, но порядок расположения материала в учебниках и способы его изложения отличаются от традиционных.
Учебники «Алгебра,7» , « Геометрия -7» обеспечивают системную подготовку по предмету, позволяют ориентировать процесс обучения на формирование осознанных умений, требует меньше, чем обычно, времени, так как они не «натаскивают» ученика, учат действовать осознанно. Изложение материала связное: подряд излагаются большие темы, нет чересполосицы мелких вопросов, нарушающих логику изложения крупных тем.
Основной методический принцип, положенный в основу изложения теоретического материала и организации системы упражнений, заключается в том, что ученик за один раз должен преодолевать не более одной трудности. Поэтому каждое новое понятие формируется, каждое новое умение отрабатывается сначала в «чистом» виде, потом трудности совмещаются.
Организационно-планирующая функция. Сложность заданий в каждом пункте нарастает линейно: учитель сам должен определить, на какой ступени сложности он может остановиться со своим классом или с конкретным учеником. Для каждого нового действия или приема решения задач в учебнике имеется достаточное количество упражнений, которые выстроены по нарастанию сложности и не перебиваются упражнениями на другие темы. У учителя имеется возможность с помощью учебника реализовывать идею дифференциации обучения при работе со своим классом, а у сильных учащихся – реальная возможность более глубоко разобраться в любом вопросе, чего они часто лишены, если учебник написан на среднего ученика. Учебники полностью обеспечивают обучение и тех школьников, которые могут и хотят учиться основам наук.
Важную роль в формировании первоначальных представлений о зарождении и развитии науки играют исторические сведения, завершающие каждую главу учебника
Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение математики в 7 классе отводится не менее 175 часов из расчета 5 ч в неделю.
Всего контрольных работ по математике – 10 ч.
Контрольные работы направлены на проверку уровня базовой подготовки учащихся, а также на дифференцированную проверку владения формально-оперативным математическим аппаратом, способность к интеграции знаний по основным темам курса.
Промежуточный контроль знаний осуществляется с помощью проверочных самостоятельных работ, электронного тестирования.
Тематическое и примерное поурочное планирование составлено в соответствии с учебником «Алгебра 7», С.М.Никольского, М.К.Потапова и др., М.: Просвещение, 2010. И учебником «Геометрия 7-9», Л.С. Атанасяна, В.Ф.Бутузова М. Просвещение, 2010
Учебно-тематическое планирование
Количество часов
Всего 175часов; в неделю 5 часа.
Плановых контрольных уроков 10. тестов 13шт.,самостоятельных работ 8 шт.
Административных контрольных уроков 2 ч.
Планирование составлено на основе программы для общеобразовательных школ,
Учебник Алгебра 7, Никольский С.М., Москва «Просвещение», 2010г
Учебник Геометрия 7, Атанасян Л.С., Москва «Просвещение», 2011г
Дополнительная литература «Алгебра 7-9» (Элементы статистики и теории вероятности), Москва «Просвещение», 2009; «Математика» приложение к газете «Первое сентября»
Тема. | Содержание обучения | По программе |
1 | Действительные числа | 19 |
2 | Начальные геометрические сведения | 7 |
3 | Алгебраические выражения | 72 |
4 | Треугольники | 14 |
5 | Параллельные прямые | 9 |
6 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 16 |
7 | Линейные уравнения | 24 |
8 | Повторение | 14 |
Итого | 175 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Кол час | Дата пл. | Дата факт. | Использ. ИКТ | Примечание |
Действительные числа (19) | ||||||
Натуральные числа | 4 | |||||
1 | Натуральные числа и действия с ними | 1 | ||||
2 | Степень числа | 1 | ||||
3 | Простые и составные числа | 1 | ||||
4 | Делители натурального числа. Обыкновенные дроби. Конечные десятичные дроби. | 1 | ||||
Рациональные числа | 5 | |||||
5 | Срез знаний. | 1 | с\р | |||
6 | Разложение обыкновенной дроби в конечную десятичную дробь | 1 | ||||
7 | Периодические десятичные дроби | 1 | ||||
8 | Десятичное разложение рациональных чисел | 1 | ||||
9 | Решение примеров на десятичное разложение рациональных чисел | 1 | ||||
Действительные числа | 10 | |||||
10 | Иррациональные числа | 1 | ||||
11 | Понятие действительного числа | 1 | ||||
12 | Сравнение действительных чисел | 1 | ||||
13 | Основные свойства действительных чисел | 1 | тест | |||
14 | Решение заданий на основные свойства действительных чисел | 1 | ||||
15 | Приближения числа | 1 | ||||
16 | Приближения числа | 1 | ||||
17 | Длина отрезка | 1 | ||||
18 | Координатная ось | 1 | ||||
19 | Контрольная работа №1 по теме «Действительные числа» | 1 | ||||
Начальные геометрические сведения(7) | ||||||
20 | Прямая и отрезок | 1 | ||||
21 | Луч и угол | 1 | ||||
22 | Сравнение отрезков и углов | 1 | с\р | |||
23 | Измерение отрезков | 1 | ||||
24 | Измерение углов | 1 | ||||
25 | Перпендикулярные прямые | 1 | Презин-я | |||
26 | Контрольная работа №2 по теме «Начальные геометрические сведения» | 1 | ||||
Алгебраические выражения (72) | ||||||
Одночлены | 9 | |||||
27 | Числовые выражения | 1 | ||||
28 | Буквенные выражения | 1 | тест | |||
29 | Понятие одночлена | 1 | ||||
30 | Произведение одночленов | 1 | ||||
31 | Решение примеров на произведение одночленов | 1 | ||||
32 | Стандартный вид одночленов | 1 | тест | |||
33 | Решение заданий на стандартный вид одночленов | 1 | ||||
34 | Подобные одночлены | 1 | ||||
35 | Многочлены | 18 | ||||
36 | Понятие многочлена | 1 | ||||
37 | Свойства многочленов | 1 | тест | |||
38 | Решение примеров на свойства многочленов | 1 | ||||
39 | Многочлены стандартного вида | 1 | ||||
40 | Приведение многочленов к стандартному виду. | 1 | ||||
41 | Сумма и разность многочленов | 1 | ||||
42 | Рещение примеров на сумму и разность многочленов | 1 | ||||
43 | Произведение одночлена на многочлен | 1 | ||||
44 | Решение примеров на произведение одночлена на многочлен | 1 | ||||
45 | Произведение многочленов | 1 | с\р | |||
46 | Решение примеров на произведение многочленов | 1 | ||||
47 | Закрепление темы на произведение многочленов | 1 | ||||
48 | Целые выражения | 1 | ||||
49 | Закрепление темы целые выражения | 1 | ||||
50 | Числовое значение целого выражения | 1 | ||||
51 | Закрепление темы числовое значение целого выражения | 1 | ||||
52 | Тождественное равенство целых выражений | 1 | ||||
53 | Контрольная работа №3 по теме «Одночлены и многочлены» | 1 | ||||
Треугольники (14) | ||||||
Первый признак равенства треугольников | 2 | |||||
54 | Треугольник | 1 | ||||
55 | Первый признак равенства треугольников | 1 | тест | |||
Медианы, биссектрисы и высоты треугольника | 3 | |||||
56 | Перпендикуляр к прямой | 1 | ||||
57 | Медианы, биссектрисы и высоты треугольника | 1 | ||||
58 | Свойства равнобедренного треугольника | 1 | Презин-я | |||
Второй и третий признаки равенства треугольников | 4 | |||||
59 | Второй признак равенства треугольников | 1 | ||||
60 | Решение заданий на второй признак равенства треугольников | 1 | ||||
61 | Третий признак равенства треугольников | 1 | ||||
62 | Решение заданий на третий признак равенства треугольников | 1 | ||||
Задачи на построение | 5 | |||||
63 | Окружность | 1 | През-я | |||
64 | Построения циркулем и линейкой | 1 | ||||
65 | Примеры задач на построение | 1 | ||||
66 | задачи на построение | 1 | ||||
67 | Контрольная работа №4 по теме «Треугольники» | 1 | ||||
Формулы сокращенного умножения | 19 | |||||
68 | Квадрат суммы | 1 | ||||
69 | Закрепление темы квадрат суммы | |||||
70 | Квадрат разности | 1 | ||||
71 | Закрепление темы квадрат разности | 1 | ||||
72 | Выделение полного квадрата | 1 | тест | |||
73 | Решение примеров на выделение полного квадрата | 1 | ||||
74 | Разность квадратов | 1 | ||||
75 | Решение примеров на разность квадратов | 1 | ||||
76 | Сумма кубов | 1 | с\р | |||
77 | Закрепление темы сумма кубов | 1 | ||||
78 | Разность кубов | 1 | ||||
79 | Закрепление темы разность кубов | 1 | ||||
80 | Применение формул сокращенного умножения | 1 | ||||
81 | Решение заданий на применение формул сокращенного умножения | 1 | ||||
82 | Закрепление темы применение формул сокращенного умножения | 1 | ||||
83 | Разложение многочлена на множители | 1 | ||||
84 | Решение примеров на разложение многочлена на множители | 1 | ||||
85 | Закрепление темы разложение многочлена на множители | 1 | ||||
86 | Контрольная работа №5 по теме «Формулы сокращенного умножения» | 1 | ||||
Параллельные прямые (9) | ||||||
Признаки параллельности двух прямых | 4 | |||||
87 | Определение параллельности прямых | 1 | ||||
88 | Признаки параллельности двух прямых | 1 | ||||
89 | Решение заданий на признаки параллельности двух прямых | 1 | ||||
90 | Практические способы построения параллельных прямых | 1 | с\р | |||
Аксиома параллельных прямых | 5 | |||||
91 | Об аксиомах геометрии | 1 | ||||
92 | Аксиома параллельных прямых | 1 | тест | |||
93 | Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей | 1 | ||||
94 | Решение заданий на теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей | 1 | ||||
95 | Контрольная работа №6 по теме «Параллельные прямые» | 1 | ||||
Алгебраические дроби | 18 | |||||
96 | Алгебраические дроби и их свойства | 1 | ||||
97 | Решение заданий на алгебраические дроби и их свойства | 1 | ||||
98 | Закрепление темы алгебраические дроби и их свойства | 1 | ||||
99 | Приведение алгебраических дробей к общему знаменателю | 1 | ||||
100 | Закрепление темы приведение алгебраических дробей к общему знаменателю | 1 | ||||
101 | Арифметические действия над алгебраическими дробями | 1 | ||||
102 | Решение заданий на арифметические действия над алгебраическими дробями | 1 | ||||
103 | Закрепление темы «Арифметические действия над алгебраическими дробями» | 1 | ||||
104 | Арифметические действия над дробями | 1 | ||||
105 | Рациональные выражения | 1 | ||||
106 | Решение примеров на тему « Рациональные выражения» | 1 | ||||
107 | Закрепление темы «Рациональные выражения» | 1 | ||||
108 | Решение заданий на рациональные выражения | 1 | ||||
109 | Числовое значение рационального выражения | 1 | тест | |||
110 | Решение примеров на тему «Числовое значение рационального выражения» | 1 | ||||
111 | Закрепление темы «Числовое значение рационального выражения» | 1 | ||||
112 | Тождественное равенство рациональных выражений | 1 | ||||
113 | Контрольная работа №7 по теме «Алгебраические дроби» | 1 | ||||
Соотношения между сторонами и углами треугольника(16) | ||||||
Сумма углов треугольника | 3 | |||||
114 | Теорема о сумме углов треугольника | 1 | ||||
115 | Теорема о сумме углов треугольника | 1 | ||||
116 | Остроугольный, прямоугольный и тупоугольный треугольники | 1 | През-я | |||
Соотношения между сторонами и углами треугольника | 3 | |||||
117 | Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника | 1 | тест | |||
118 | Решение задач на тему «Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника» | 1 | ||||
119 | Неравенства треугольника | 1 | ||||
Прямоугольные треугольники | 5 | |||||
120 | Некоторые свойства прямоугольных треугольников | 1 | ||||
121 | Признаки равенства прямоугольных треугольников | 1 | ||||
122 | Решение задач на признаки равенства прямоугольных треугольников | 1 | ||||
123 | Уголковый отражатель | 1 | проект | |||
124 | Решение заданий на уголковый отражатель | 1 | ||||
Построение треугольника по трем элементам | 4 | |||||
125 | Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. | 1 | с\р | |||
126 | Решение примеров на тему «Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми.» | 1 | ||||
127 | Построение треугольника по трем элементам | 1 | ||||
128 | Решение примеров на построение треугольника по трем элементам | 1 | ||||
129 | Контрольная работа №8 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | 1 | ||||
Степень с целым показателем | 8 | |||||
130 | Понятие степени с целым показателем | 1 | ||||
131 | Закрепление понятие степени с целым показателем | 1 | ||||
132 | Свойства степени с целым показателем | 1 | ||||
133 | Закрепление свойства степени с целым показателем | 1 | ||||
134 | Стандартный вид числа | 1 | ||||
135 | Решение примеров на тему «Стандартный вид числа» | 1 | ||||
136 | Преобразование рациональных выражений | 1 | тест | |||
137 | Решение примеров на преобразование рациональных выражений | 1 | ||||
Линейные уравнения (24) | ||||||
Линейные уравнения с одним неизвестным | 6 | |||||
138 | Уравнения первой степени с одним неизвестным | 1 | ||||
139 | Линейные уравнения с одним неизвестным | 1 | ||||
140 | Решение линейных уравнений с одним неизвестным | 1 | ||||
141 | Закрепление темы «Решение линейных уравнений с одним неизвестным» | 1 | ||||
142 | Решение задач с помощью линейных уравнений | 1 | с\р | |||
143 | Решение задач с помощью линейных уравнений | 1 | ||||
144 | Закрепление темы «Решение задач с помощью линейных уравнений» | 1 | ||||
Системы линейных уравнений | 15 | |||||
145 | Уравнения первой степени с двумя неизвестными | 1 | ||||
146 | Системы двух уравнений первой степени с двумя неизвестными | 1 | През-я | |||
147 | Системы двух уравнений первой степени с двумя неизвестными | 1 | ||||
148 | Способ подстановки | 1 | ||||
149 | Решение примеров методом подстановки | 1 | ||||
150 | Решение примеров на тему «Способ подстановки» | 1 | ||||
151 | Способ уравнивания коэффициентов | 1 | ||||
152 | Решение примеров на тему «Способ уравнивания коэффициентов» | 1 | ||||
153 | Равносильность уравнений и систем уравнений | 1 | ||||
154 | Закрепление темы «Равносильность уравнений и систем уравнений « | 1 | ||||
155 | Решение систем двух линейных уравнений с двумя неизвестными | 1 | тест | |||
156 | Закрепление темы «Решение систем двух линейных уравнений с двумя неизвестными» | 1 | ||||
158 | Закрепление темы «Решение систем двух линейных уравнений с двумя неизвестными» | 1 | ||||
158 | Решение задач при помощи систем уравнений первой степени | 1 | ||||
158 | Закрепление темы «Решение задач при помощи систем уравнений первой степени» | 1 | ||||
160 | Решение задач при помощи систем уравнений . | 1 | ||||
161 | Контрольная работа №9 по теме «Линейные уравнения» | 1 | ||||
162 | Решение задач на тему « Подобие треугольников» | 1 | ||||
163 | Решение задач на тему « Параллельные прямые» | 1 | с\р | |||
164 | Решение задач на тему « Соотношение между сторонами и углами треугольника» | 1 | ||||
165 | контрольная работа№ 10 «Решение задач за курс геометрии» | 1 | ||||
Повторение (14) | ||||||
166 | Повторение по теме « Действительные числа» | 1 | ||||
167 | Повторение по теме « Одночлены, Многочлены» | 1 | тест | |||
168 | Повторение по теме « Формулы сокращенного умножения» | 1 | тест | |||
169 | Повторение по теме « Формулы сокращенного умножения» | 1 | ||||
170 | Повторение по теме « Алгебраические дроби» | 1 | ||||
171 | Повторение по теме « Алгебраические дроби» | 1 | ||||
172 | Административная Итоговая контрольная работа | 1 | ||||
173 | Повторение по теме « Линейные уравнения с одним неизвестным» | 1 | ||||
174 | Повторение по теме « Системы линейных уравнений» | 1 | През-я | |||
175 | Повторение по теме « Степень с целым показателем» | 1 |
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Действительные числа (19часов).
Натуральные числа и действия с ними. Делимость натуральных чисел. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители. Деление с остатком целых чисел. Обыкновенные дроби и десятичные дроби. Бесконечные периодические и непериодические десятичные дроби. Действительные числа как бесконечные десятичные дроби (периодические и непериодические). Понятие об иррациональном числе. Десятичные приближения иррациональных чисел. Сравнение действительных чисел, арифметические действия над ними. Длина отрезка. Координатная ось.
Этапы развития числа.
Основная цель – систематизировать и обобщить уже известные сведения о рациональных числах, двух формах их записи – в виде обыкновенной и десятичной дроби, сформировать представление о действительном числе, как о длине отрезка и умение изображать числа на координатной оси.
Алгебраические выражения (72).
Числовые и буквенные выражения. Числовое значение буквенного выражения. Одночлен, произведение одночленов, подобные одночлены. Многочлен, сумма и разность многочленов, произведение одночлена на многочлен, произведение многочленов. Степень многочлена. Целое выражение и его числовое значение. Тождественное равенство целых выражений.
Основная цель – сформировать умения выполнять преобразования с одночленами и многочленами..
Квадрат суммы и разности. Выделение полного квадрата в квадратном трехчлене. Формула разности квадратов. Куб суммы и куб разности, Формула суммы кубов и разности кубов. Применение формул сокращенного умножения. Разложение многочлена на множители.
Основная цель – сформировать умения, связанные с применением формул сокращенного умножения для преобразования квадрата суммы и разности в многочлен, для разложения многочлена на множители..
Алгебраические дроби и их свойства, сокращение дробей. Арифметические действия над алгебраическими дробями. Рациональные выражения, их преобразования и числовое значение. Допустимые значения переменных, входящих в алгебраические выражения. Тождественное равенство рациональных выражений.
Основная цель – сформировать умения применять основное свойство дроби и выполнять над алгебраическими дробями арифметические действия.
Степень с целым показателем (8 часов).
Степень с целым показателем и её свойства. Стандартный вид числа. Преобразование рациональных выражений, записанных с помощью степени с целым показателем.
Основная цель – сформировать умение выполнять арифметические действия с числами, записанными в стандартном виде, и преобразовывать рациональные выражения, записанные с помощью степени с целым показателем.
Линейные уравнения с одним неизвестным (21час).
Уравнения первой степени с одним неизвестным. Линейные уравнения с одним неизвестным. Решение линейных уравнений с одним неизвестным. Решение задач с помощью линейных уравнений.
Основная цель – сформировать умения решать линейные уравнения, задачи, сводящиеся к линейным уравнениям.
Уравнения первой степени с двумя неизвестными. Система уравнений, решения системы. Равносильность уравнений и систем уравнений. Система двух линейных уравнений с двумя
переменными, решение систем двух линейных уравнений с двумя неизвестными подстановкой и алгебраическим сложением.
Основная цель – сформировать умения решать системы двух линейных уравнений и задачи, сводящиеся к системе линейных уравнений.
1. Начальные геометрические сведения (7 час.)
Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отре зок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Срав нение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Из мерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.
Основная цель — систематизировать знания учащихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; ввести понятие равенства фигур.
В данной теме вводятся основные геометрические понятия и свойства простейших геометрических фигур на основе нагляд ных представлений учащихся путем обобщения очевидных или известных из курса математики 1—6 классов геометрических фактов. Понятие аксиомы на начальном этапе обучения не вво дится, и сами аксиомы не формулируются в явном виде. Необхо димые исходные положения, на основе которых изучаются свой ства геометрических фигур, приводятся в описательной форме. Принципиальным моментом данной
темы является введение по нятия равенства геометрических фигур на основе наглядного понятия наложения. Определенное внимание должно уделяться практическим приложениям геометрических понятий.
2. Треугольники(14 час.)
Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпенди куляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построе ние с помощью циркуля и линейки.
Основная цель — ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изучен ных признаков; ввести новый класс задач — на построение с по мощью циркуля и линейки.
Признаки равенства треугольников являются основным рабо чим аппаратом всего курса геометрии. Доказательство большей части теорем курса и также решение многих задач проводится по следующей схеме: поиск равных треугольников — обоснова ние их равенства с помощью какого-то признака — следствия, вытекающие из равенства треугольников. Применение призна ков равенства треугольников при решении задач дает возмож ность постепенно накапливать опыт проведения доказательных рассуждений. На начальном этапе изучения и применения при знаков равенства треугольников целесообразно использовать за дачи с готовыми чертежами.
3. Параллельные прямые (9 час.)
Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.
Основная цель — ввести одно из важнейших понятий — понятие параллельных прямых; дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксио му параллельных прямых.
Признаки и свойства параллельных прямых, связанные с углами, образованными при пересечении двух прямых секущей (накрест лежащими, односторонними, соответственными), широ ко используются в дальнейшем при изучении четырехугольни ков, подобных треугольников, при решении задач, а также в кур се стереометрии.
4. Соотношения между сторонами и углами треугольника (16 час.)
Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоуголь ные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстоя ние от точки до прямой. Расстояние между параллельными пря мыми. Построение треугольника по трем элементам.
Основная цель — рассмотреть новые интересные и важ ные свойства треугольников.
В данной теме доказывается одна из важнейших теорем гео метрии — теорема о сумме углов треугольника. Она позволяет дать классификацию треугольников по углам (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный), а также установить некоторые свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников.
Понятие расстояния между параллельными прямыми вводит ся на основе доказанной предварительно теоремы о том, что все точки каждой из двух параллельных прямых равноудалены от другой прямой. Это понятие играет важную роль, в частности используется в задачах на построение.
При решении задач на Построение в 7 классе следует ограни читься только выполнением и описанием построения искомой фигуры. В отдельных случаях можно провести устно анализ и доказательство, а элементы исследования должны присутство вать лишь тогда, когда это оговорено условием задачи.
5. Повторение. Решение задач. (8 час.)
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ СЕМИКЛАССНИКОВ ПО МАТЕМАТИКЕ
В результате изучения математики ученик должен
знать/понимать
- существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
- существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы и уравнения; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
Арифметика
уметь
- переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и обыкновенную – в виде десятичной, записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
- выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями; находить значения числовых выражений;
- округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
- пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
- решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
- устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления, с использованием различных приемов;
- интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Алгебра
уметь
- составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
- выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
- решать линейные уравнения, системы двух линейных уравнений с двумя переменными;
- решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
- изображать числа точками на координатной прямой;
- определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами;
Литература
1. Настольная книга учителя математики. М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004;
2.Тематическое приложение к вестнику образования №4 2005г.;
3. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования;
4. Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9 классы / Сост. Т.А. Бурмистрова - Москва: «Просвещение», 2008.
5 Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 7-9 классы / Сост. Т.А. Бурмистрова - Москва: «Просвещение», 2008.
6. Учебник «Алгебра», 7класс общеобразовательных учреждений авт. С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин- М.Просвещение,2010 г.
7. Учебник «Геометрияа», 7 класс общеобразовательных учреждений авт. С.Л.С. Атанасян – М.Просвещение,2010г.
8.Рабочая тетрадь Геометрия Л.С, Атанасян М. Просвещение 2010г.. 9.Дидактический материал Геометрия Б.Г. Зив В.М. Мейлер М. Просвещение 2010г..
10.Дидактический материал Алгебра М.К.Потапов А.В. Шевкин М. Просвещение 2010г..
11.Электронные тренажёры (Интернет, СД )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета «Математика» 10-11 класс (базовый уровень). Разработана Галимовой Н.В., учителем математики
Рабочая программа учебного предмета «Математика» 10-11 класс (базовый уровень). Разработана Галимовой Н.В., учителем математики...
Рабочая программа по предмету «Математика» (компонент основной общеобразовательной программы ООО) ФГОС ООО 5-9 класс
Рабочая программа по математики расчитана на срок освоения 5 лет и отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и примерн...
Рабочая программа учебного предмета «Математика (Алгебра)» Предметная область: математика и информатика Ступень: 2 Класс: 7
Рабочая программа составлена на основе программыПрограммы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7 - 9 классы / [сост. Т. А. Бурмистрова]. - М.: Просвещение, 2009. – 256 с....
Рабочая программа по предмету «Математика» (компонент основной образовательной программы ООО) ФГОС ООО 5-9 классы
Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта авторов А.Г. Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир издательства Москва, «Вентана -Граф». Срок реализации - 5 лет....
Рабочая программа учебного предмета математика УМК «Виленкин Н.Я «Математика 6 класс» _6_ класс, базовый уровень
Рабочая программа учебного предмета УМК «Виленкин Н.Я «Математика 6 класс»...
Рабочая программа по предмету МАТЕМАТИКА для 9 "Б" (профильный класс математики и компьютерных технологий)
Рабочая программа по предмету "Алгебра" для 9 класса, авторы Макарычев Ю.Н. и др. по предмету "Геометрия 7,8,9" авторы Атанасян Л.С. и др....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «МАТЕМАТИКА» КЛАСС 5 по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с нарушением интеллекта
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена на основании следующих нормативных документов:- В соответствии с п.5 ст.14 Закона РФ «Об образовании», приказом М...