Рабочая программа по математике 5 класс.
рабочая программа по алгебре (5 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_matematika_5_klass.docx | 36.98 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
КУРСА «МАТЕМАТИКА» 5 КЛАСС
Рабочая программа по математике для обучающихся 5-х классов составлена на основе авторской программыА.Г.Мордковичаи с учётом новых Федеральных образовательных стандартов второго поколения, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике.
Ведущие принципы ФГОС — принципы преемственности и развития. «Человек знающий» заменяется на «человек, подготовленный к жизнедеятельности». Приоритетным направлением ФГОС является реализация развивающего потенциала математического образования. Одной из важнейших задач при этом становится развитие универсальных учебных действий как психологической составляющей фундаментального ядра образования.
Новые образовательные стандарты — это переход от освоения обязательного минимума содержания образования к достижению индивидуального максимума результатов.
По ФГОС второго поколения изучение математики направлено на достижение следующих целей:
1) в направлении личностного развития
- развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
- формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
- воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
- формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
- развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
2) в метапредметном направлении
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
- развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
- формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
3) в предметном направлении
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
- создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (ФГОС), отвечая требованиям времени, смещают акцент на формирование у ученика личностных качеств созидателя и творца, его духовно-нравственное воспитание, но и предлагают конкретные инструменты, обеспечивающие этот переход:
- изменение метода обучения (с объяснительного на деятельностный);
- изменение оценки результатов обучения (оценка не только предметных ЗУН, но и метапредметных результатов).
В соответствии с ФГОС представлено четыре вида универсальных учебных действий(УУД): личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные
Личностные УУД: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков; осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам; стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.
Познавательные УУД: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Коммуникативные УУД: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений РФ обязательноотводится 5 часов в неделю при изучении математики в 5 классе, такое же количество часов предусматривает и авторская программа, 170 часов в год. В нашей школе на изучение математики в 5 классе отводится 6 часов в неделю, 210 часов в год.
Достижение результатов образования обеспечивается через методический аппарат учебников и учебно-методических пособий комплекта. Наша школа работает в 5 классе по линейки УМК Зубаревой И.И. и Мордковича А.Г., что по мнению нашего методического объединения наиболее отвечает поставленным целям в рамках ФГОС нового поколения.
Нормативные документы обеспечивающие, реализацию программы:
- Закон РФ «Об образовании»
- Областной закон «Об образовании в Ростовской области
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010, утверждённая распоряжением правительства РФ от 29.12.2001. №1756-р
- Приказ министерства образования «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004г. №1089
- Примерная программа по предмету.
Изучение курса ориентировано на использование УМК по учебнику "Математика - 5" автора Мордковича А.Г., Зубаревой И.И. Для организации самостоятельной, практической, контрольных, домашних работ используются: рабочая тетрадь, учебное пособие под редакцией И.И. Зубаревой «Самостоятельные работы. Математика-5», пособие для учащихся «Блицопрос-5» Е.Е.Тульчинской. Большое число разнообразных заданий предоставляет возможность варьировать содержание работы по времени и по уровню сложности. В процессе изучения содержания курса предполагает использовать учебно-методической и дополнительной литературы, а именно, Сборник задач и упражнений В.Г. Гамбарин, И.И. Зубарева, Рабочая тетрадь И.И. Зубарева.
Цели изучения математики в 5 классах определены следующим образом:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношение к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
В ходе обучения математике по данной программе решаются следующие задачи:
- систематическое развитие понятия «числа»;
- выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами;
- переводить практические задачи на язык математики;
- осуществление функциональной подготовки школьников;
- овладение конкретными знаниями необходимыми для применения в практической деятельности.
Содержание учебного материала.
( 6ч. * 35 нед.= 210ч.)
Содержание программы соответствует обязательному минимуму содержания образования и имеет большую практическую направленность.
Тема № 1 Натуральные числа
(54 часа - из них 4 контрольные работы).
Десятичная система счисления. Римская нумерация. Арифметические действия над натуральными числами. Буквенные выражения (выражения с переменными). Числовое значение буквенного выражения. Упрощение выражений (простейшие случаи приведения подобных слагаемых). Точка, прямая и плоскость. Расстояние. Отрезок, луч. Ломаная. Координатный луч. Изображение чисел точками координатного луча. Решение задач с помощью координатного луча.Прямоугольник. Периметр и площадь прямоугольника. Законы арифметических действий: переместительный, сочетательный, распределительный. Вычисления с многозначными числами в других системах счисления.Округление чисел. Прикидка и оценка результатов вычислений. Уравнение. Корень уравнения. Решение уравнений методом отыскания неизвестного компонента действия (простейшие случаи).
Тема № 2 Обыкновенные дроби
(43 часа - из них 2 контрольные работы).
Деление с остатком. Основное свойство дроби. Сравнение дробей. Арифметические действия с обыкновенными дробями: сложение и вычитание дробей с одинаковыми и с разными знаменателями (простейшие случаи), умножение и деление обыкновенной дроби на натуральное число. Решение не стандартных задач содержащих дроби.Нахождение части от целого и целого по его части в два приёма. Окружность и круг. Центр, радиус, диаметр.Решение комбинированных задач и примеров.
Тема № 3 Геометрические фигуры
(24 часа - из них 1 контрольная работа).
Угол. Прямой угол. Острые и тупые углы. Развёрнутый угол. Биссектриса угла. Свойство биссектрисы угла. Треугольник. Виды треугольников. Сумма углов треугольника. Перпендикулярность прямых. Серединный перпендикуляр. Свойство серединного перпендикуляра к отрезку. Расстояние между двумя точками. Масштаб. Расстояние от точки до прямой.
Тема № 4 Десятичные дроби
(49 часов- из них 2 контрольные работы).
Понятие десятичной дроби. Чтение и запись десятичных дробей. Умножение и деление десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т.д. Сравнение десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной. Степень с натуральным показателем. Понятие процента. Нахождение процента от величины, величины по её проценту.Решение не стандартных задач олимпиадного характера.
Тема № 5 Геометрические тела
(11 часов- из них 1 контрольная работа).
Прямоугольный параллелепипед. Объем тела. Формулы объема прямоугольного параллелепипеда, куба.
Тема № 6 Введение в вероятность
(8 часов).
Достоверные, невозможные и случайные события. Перебор вариантов, дерево вариантов. Решение не стандартных задач олимпиадного характера.
Повторение курса 5 класса
(21 час–из них 1контрольная работа)
Тематическое планирование 5 класс (6 часов в неделю)
№п/п | Название раздела | Количество часов | ||
Теория | Контрольные работы | Всего | ||
1 | Натуральные числа | 50 | 4 | 54 |
2 | Обыкновенные дроби | 41 | 2 | 43 |
3 | Геометрические фигуры | 23 | 1 | 24 |
4 | Десятичные дроби | 47 | 2 | 49 |
5 | Геометрические тела | 10 | 1 | 11 |
6 | Элементы теории вероятности | 8 | 8 | |
7 | Повторение | 20 | 20 | |
8 | Итоговая контрольная работа | 1 | 1 | |
Всего: | 199 | 11 | 210 |
В результате изучения курса ученик должен иметь представление:
- о числе и десятичной системе счисления, о натуральных числах, обыкновенных и десятичных дробях;
- об основных изучаемых понятиях (число, фигура, уравнение) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
- о достоверных, невозможных и случайных событиях;
- о плоских фигурах и их свойствах, а также о простейших пространственных телах.
Учащиеся должны уметь:
- выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику;
- выполнять арифметические действия с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями;
- выполнять простейшие вычисления с помощью микрокалькулятора;
- решать текстовые задачи арифметическим способом; составлять графические и аналитические модели реальных ситуаций;
- составлять алгебраические модели реальных ситуаций и выполнять простейшие преобразования буквенных выражений (типа 0,5х+7,2х+8=7,7х+8);
Список рекомендованной литературы:
1) Зубарева И.И., Мордкович А.Г. Математика, 5 класс. Учебник.
2) Зубарева И.И., Мордкович А.Г. Математика 5-6. Методическое пособие для учителя.
3) Зубарева И.И. Математика, 5 класс. Рабочая тетрадь. Части 1 и 2.
4) Зубарева И.И., Мильштейн М.С., Шанцева М.Н. Математика, 5 класс. Самостоятельные работы.
5) Гамбарин В.Г., Зубарева И.И. Сборник задач и упражнений по математике. 5 класс.
6) Тульчинская Е.Е. Блиц-опрос. 5 класс.
7) Зубарева И.И., Лепешонкова М.П. Тетради для контрольных работ (6 вариантов). 5 класс части 1 и 2.
8) Тульчинская Е.Е. Математика 5-6. Тесты.
9) Мардахаева Е.Л. Занятия математического кружка. 5 класс.
10) Комплект цифровых образовательных ресурсов для обеспечения фронтальной работы учителя на уроке к учебнику «Математика, 5 класс» И.И. Зубаревой, А.Г. Мордковича. Сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов».
11) Зубарева И.И., Мильштейн М.С., Гамбарин В.Г. Математика, 5 класс. Мультимедийное приложение, диск для учителя.
12) Зубарева И.И. Математика, 5 класс. Мультимедийное приложение, диск для ученика
13) электронные учебные пособия
-тестирование он-лайн-www.kokch.kts.ru/cdo
-энциклопедия Кирилла и Мефодия-mega.km.ru
-сайт энциклопедий-www.encyclopedia.ru
14) Интернет ресурсы
-Министерство образования и науки РФ.- /www.mon.gov.ru/.
-Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций.-www.informika.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.
Рабочая программа разработана на один учебный год: в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...
Рабочая программа по математике класс (автор Виленкин Н.Я.))
Рабочая проргамма содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, требования к подготовке учащихся...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 5-х классов Разработана на основе примерной рабочей программы ( автор – составитель О.С. Кузнецова ) учителем математики ГБОУ школы № 645 Старковской С.Н
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике....
Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет математика Класс 5 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет математика Класс 5 Учитель Асессорова Е.М...