Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках математики
статья по алгебре по теме
Развитие активности, самостоятельности, инициативы, творческого отношения к делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Процессы развития общества неразрывно связаны с активизацией человеческого фактора, развитием творческой активности людей во всех сферах общественной и производственной деятельности. Поэтому развитие общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение знаний, умений и навыков, но и на развитие личности, её познавательных способностей. Без развития познавательной активности, умения самостоятельно пополнять свои знания, нельзя решить задачи по формированию нового человека.
Математика объективно является одной из самых сложных школьных дисциплин и вызывает субъективные трудности у многих учащихся. В то же время имеются дети с явно выраженными способностями к этому предмету. Поэтому надо строить работу так, чтобы на уроках было интересно каждому учащемуся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_3.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках математики
Знание только тогда знание,
когда оно приобретено усилиями своей мысли,
а не памятью (Л.Н.Толстой)
Развитие активности, самостоятельности, инициативы, творческого отношения к делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Процессы развития общества неразрывно связаны с активизацией человеческого фактора, развитием творческой активности людей во всех сферах общественной и производственной деятельности. Поэтому развитие общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение знаний, умений и навыков, но и на развитие личности, её познавательных способностей. Без развития познавательной активности, умения самостоятельно пополнять свои знания, нельзя решить задачи по формированию нового человека.
Математика объективно является одной из самых сложных школьных дисциплин и вызывает субъективные трудности у многих учащихся. В то же время имеются дети с явно выраженными способностями к этому предмету. Поэтому надо строить работу так, чтобы на уроках было интересно каждому учащемуся.
Обучение математике способствует умственному развитию, в процессе которого у учащихся вырабатываются умения обобщать и конкретизировать, систематизировать и классифицировать, проводить анализ. Формируются также личные качества: точность, сосредоточенность, внимание, настойчивость, ясность словесного выражения мысли. А как понять предмет, если он кажется ученику скучным, уроки однообразными? У определенной части учащихся наблюдается довольно низкий уровень интереса к учению, негативное отношение к знаниям. Из-за низкого уровня мыслительной деятельности учащиеся размышляют шаблонно, стремятся действовать знакомым способом. Проявление интереса к предмету можно добиться путём применения новых современных технологий в обучении.
Важное место в комплексе задач обучения математике занимает проблема активизации мыслительной деятельности обучаемых. Современная концепция обучения сегодня состоит в том, что учащийся должен учиться сам, а учитель – осуществлять мотивационное управление его учением, т.е. мотивировать, организовывать, координировать, консультировать его деятельность.
Учебная деятельность идет более успешно, если у учеников сформировано положительное отношение к учению, есть познавательный интерес и потребность в познавательной деятельности, а также, если у них воспитаны чувства ответственности и обязательности. Очень важно, чтобы вступая в сложный взрослый мир ученик имел такие качества личности, как умение анализировать, решать проблемы, умение самостоятельно принимать решения, применять знания в своей практике, творить. И моя задача в том, чтобы развивать у учащихся познавательный интерес, творческое отношение к делу, стремление к самостоятельному добыванию знаний и умений, применения их в своей практической деятельности.
Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы действия очень быстро вызывают скуку. Работа учителя по активизации познавательной деятельности учащихся наиболее эффективна, а качество знаний учащихся выше, если при проведении уроков используются приемы и средства, активизирующие их познавательный интерес. В своей работе я использую приемы, методы, которые позволяют вовлечь учащихся в активную, познавательную, творческую деятельность.
В урок я включаю:
Занимательные задания
Занимательное содержание материала
Игровой материал
Составление кроссвордов
Конкурсы, соревнования
Различные формы проведения урока позволяют разнообразить учебный процесс. Дети охотно включаются в работу, ведь здесь нужно проявить знания, смекалку, творчество.
Система развивающих заданий позволяет привить интерес к предмету, дает более глубокое и полное понимание изучаемых тем, развивает мышление учащихся. В результате повышается успеваемость учащихся.Устойчивые положительные результаты можно получить при подборе заданий, имеющих отношение к заданной теме. Например, при изучении темы « Деление с остатком» я предлагаю своим ученикам задачу про оловянного солдатика: Было когда-то на свете 25 оловянных солдатиков, которых сделали из старой оловянной ложки массой 123 г.24 солдатика были одинаковыми: друг от друга не отличались. Но двадцать пятый солдатик был не такой как все. Он оказался одноногим. Его отливали последним, и олова немного не хватило. Какова масса последнего солдатика?
При изучении темы « Дроби» - задачу «Режим дня для Попрыгуньи Стрекозы»:
. Попрыгунья Стрекоза половину времени каждых суток красного лета спала, третью часть времени каждых суток танцевала, шестую часть - пела. Остальное время она решила посвятить подготовке к зиме. Сколько часов в сутки Стрекоза готовилась к зиме?
При изучении признаков делимости на 9 и на3:
Ковбой Джо зашел в бар и попросил у бармена бутылку виски за три доллара, трубку за 6 долларов, 3пачки табака и 9 коробок непромокаемых спичек, цену которых он не знал. Бармен потребовал с него 14 долларов 80 центов (1д=100ц), на что Джо вытащил пистолет. Бармен пересчитал снова и исправил ошибку. Как Джо догадался, что бармен пытался его обсчитать?
При изучении темы « Делители и кратные»:
Найдите истинные высказывания. Из соответствующих им букв составьте название страны. В какой части света она находится?
А 56808 не кратно 10
Д 100 является делителем 5240;
Л 27000-380 делится на 10;
С 93*75000*8 кратно 1000;
Ч 14300+70 делится на 100;
О 100 не кратно 500.
Не следует предлагать занимательные задачи как средство заполнения досуга или развлечения. Проблема включения задач подобного вида в учебный процесс должна решаться естественным образом. Анализ показывает, что среди занимательных задач много задач чисто учебного назначения, но поданных в нестандартной или проблемной форме.
Мне, как любому учителю, хочется, чтобы мои ученики быстро считали, умели аргументировать свои действия при решении любого типа задания, владели необходимыми и достаточными умениями и знаниями по математике. Я стараюсь воспитать активно мыслящую личность. Ведь очень важно, сможет ли ученик творчески подойти к изучаемому материалу, а в дальнейшем быть активным в жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Активизация учебно-познавательной деятельности обучающихся на уроках математики"
Описание опыта работы...
Использование ИКТ как средства активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках математики
Выступление с презентацией по теме "Использование ИКТ на уроках математики"....
Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках математики
Современный уровень развития образовательной системы ставит вопрос, как обеспечить высококачественное обучение каждого учащегося и усвоение им знаний в объеме стандарта образования, дать возможность д...
Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках математики
“Основная задача обучения математике в школе - прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому член...
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики, развитие любознательности и глубокого познавательного интереса к предмету через игровую деятельность
«Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, ...
Методы и приемы активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках математики в условиях ФГОС.
Вместо сухого и монотонного изложения материала, можно применять живое и активное общение. Творческий подход повышает интерес у обучающихся, а значит и результативность урока....