Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках математики
статья по алгебре по теме

Современный уровень развития образовательной системы ставит вопрос, как обеспечить высококачественное обучение каждого учащегося и усвоение им знаний в объеме стандарта образования, дать возможность для его дальнейшего развития, повысить мотивацию к учению. Образование в наше время должно быть направлено на развитие личности и способностей учащегося, на его подготовку к жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №30» г. Уссурийска Уссурийского городского округа

Моя педагогическая копилка

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках математики

Автор: Попова Л.Д.- учитель математики

Уссурийск 2012

Содержание 

Введение......……………………………………………..…….……………..……………3

1. Традиции урока

а) Вход в урок…………………………………………………………………… ……….3

б) Приемы устного счета…………………………………………………………………4

в) Виды устных опросов…………………………………………………………………4

г) Виды контроля………………………………………………………………………….4

Заключение………………………………………………………………………………………….5

Список литературы………………………………………………………………. ………5

Введение

Учение, лишенное всякого интереса

и взятое только силой принуждения, убивает

в ученике охоту к овладению знаниями.

Приохотить ребенка к учению гораздо более

достойная задача, чем приневолить.

К.Д. Ушинский.

    Современный уровень развития образовательной системы ставит вопрос, как обеспечить высококачественное обучение каждого учащегося и усвоение им знаний в объеме стандарта образования, дать возможность для его дальнейшего развития, повысить мотивацию к учению. Образование в наше время должно быть направлено на развитие личности и способностей учащегося, на его подготовку к жизни.

Методика обучения, как и вся дидактика, переживает сложный период. В связи с введением новых ФГОСов изменились цели образования, разрабатываются новые учебные программы, новые подходы к отражению содержания посредством не отдельных обособленных дисциплин, а через интегрированные образовательные области. Создаются новые концепции образования, основанные на деятельностном подходе. И качество знаний определяется тем, что умеет с ними делать обучаемый.

По-прежнему актуален вопрос: как развить у учеников стремление к знаниям? И конкретный ответ – им должно быть интересно. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубоко познавательного интереса.

Это требует иных подходов в организации учебного процесса, обновления методов, средств и форм организации обучения, разработки и внедрения в учебный процесс новых педагогических технологий. Обновление образования требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения, в результате использования которых у учащихся возникает целостное восприятие мира, формируется как раз тот деятельностный подход в обучении, о котором много говорится.

Новизна такого обучения проявляется в создании условий для активной познавательной деятельности обучающихся, через применения современных образовательных технологий на уроках математики. 

Эффективность процесса обучения математике в наше время определяется многими факторами, но главная роль принадлежит учителю. Его задача, прежде всего, воспитать активно мыслящую личность. От мастерства учителя, его умения управлять процессом формирования знаний учащихся, развитием их мышления во многом зависит, сможет ли ученик творчески подойти к изучаемому материалу. В своей работе я придерживаюсь определённой системы. Сразу замечу, что не всё, предоставленное вашему вниманию, является моим "изобретением", многое является результатом перенятого опыта у коллег по совместной работе, а также из источников полезной информации. Остановлюсь на некоторых приемах, которые способствуют успешному усвоению учебного материала, развитию познавательной активности школьников.

Традиции урока

По моему мнению, верный путь повышения эффективности урока – это обеспечение единства его содержания и формы.

О некоторых средствах и методах повышения эффективности обучения и приемах активизации познавательной деятельности учащихся, которые используются мною, я хочу рассказать.

Вход в урок

Атлет, придя на тренировку, не хватается за штангу без разминки. Каратисты начинают с медитации. Нужен настрой на определенный тип работы, деятельности. Для этого существует процедура «вход в урок». Некоторое количество лет назад распространенным входом в урок был такой: все встали, замерли, по команде сели. Скажу, что он не единственный.

Чаще всего я начинаю урок с «настройки»: например, знакомлю с планом урока в полушутливой манере. Например, так: «Сначала мы вместе восхитимся глубокими знаниями – а для этого проведем устный опрос. Потом попробуем ответить на вопрос… (звучит тема урока в вопросной форме). Затем потренируем мозги – порешаем задачи. И наконец, вытащим из тайников памяти кое-что ценное… (называется тема повторения)». Можно начать урок с того, что каждый ребенок показывает одну из «мордашек», соответственно своему настроению. Например, вот таких:

  Здесь важно, что ребенок сам осознает свое настроение и делится этим с учителем, дети видят внимание к себе. А учителю дается возможность подкорректировать настроение двумя-тремя фразами, дополнительно настроить на работу. Показом «мордашек» можно и завершить урок. Если улыбок стало больше – урок удался!

Приемы устного счета

Устный опрос – чего уж проще? Но посмотрим на него с другой стороны. Учитель задает вопрос. Что происходит? Одни ученики поднимают руку, другие – нет. Одни работают, другие - отдыхают. Во многом проблемы повышения эффективности устного опроса решает прием, который  называется  «светофор». «Светофор»- это всего лишь полоска картона, с одной стороны красная, с другой – зеленая. При опросе ученики поднимают «светофор» красной или зеленой полосой к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу. При использовании «светофора» пассивность невозможна, чем бы она ни была мотивирована.

Устный счет на уроках математики может быть представлен разнообразными формами работы с классом: ребусы, кроссворды, “круговые” примеры,  “Цветок, солнышко”, “Числовой фейерверк”, “Математическая эстафета”, «Торопись, да не ошибись».  С помощью устного счета можно создать проблемную ситуацию.

Вычислительные задания нужно облекать в занимательную форму, сопровождая их красочными плакатами. Ребята с увлечением выполняют устный счет, когда наградой служит право дополнить рисунок. Например, изобразить печку «составить» две лесенки. Тот, кто выполнит все необходимые действия «у печки» может разжечь огонь, то есть нарисовать дым из трубы или нарисовать пламя.

Виды устных опросов

В традиционном своем виде опрос у доски – это, скорее всего антиприем. Толку от него мало: один отвечает, остальные как бы слушают. В своей практике я применяю разные виды опросов: «тихий опрос» - беседа с одним или несколькими учениками происходит полушепотом, в то время как класс занят другим делом, например групповой работой.

«Щадящий опрос» - делается это так. Класс разбивается на две группы по рядам-вариантам. Учитель задает вопрос. На него отвечает первая группа. При этом каждый ученик дает ответ на этот вопрос своему соседу по парте – ученику второй группы. Затем на этот вопрос отвечает учитель. Ученики второй группы, прослушав ответ учителя, сравнивают его с ответом товарища и выставляют ему «+» или «-». На следующий вопрос учителя отвечают ученики второй группы, а ребята первой их прослушивают. Каждый ученик при такой форме опроса выступает и в роли отвечающего, и в роли контролирующего. В конце опроса ребята выставляют друг другу оценки.

Большой успех у учащихся имеет «Турнир рыцарей». К доске вызывается несколько человек. Класс задает им теоретические вопросы по всему курсу пройденного материала. Вызванные ребята отвечают по очереди. Если кто-то не сможет ответить на вопрос, не него должен отвечать следующий игрок. За ответами следит весь класс и начисляет баллы, за которые в конце игры выставляется оценка. Условия начисления баллов и выставления оценок обсуждается с классом в начале игры.

Виды контроля

В целях повышения ответственности учащихся за результаты своего труда, для развития самостоятельности в овладении знаниями желательно использовать различные формы контроля знаний. Известно, что опрос, письменный или устный, - основное средство «обратной связи» в системе «учитель-ученик». Проверка и оценка знаний, умений, навыков является важной и необходимой частью учебного процесса. 

Какие формы контроля знаний и умений наиболее приемлемы для уроков математики?

    Индивидуальная форма контроля целесообразна в том случае, если требуется выяснить индивидуальные способности и возможности  отдельных учащихся. Это смотр знаний,  выполнение презентаций и рефератов. На индивидуальный опрос требуется много времени, поэтому нет возможности проводить его часто. Он целесообразен для учащихся пропустивших много занятий или показавших результат контрольной работы не соответствующий его текущим оценкам. 

    Групповую форму организации  контроля применяю при повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала  при выделении приёмов и методов решения задач, при акцентировании внимания учащихся на наиболее рациональных способах выполнения заданий, на лучшем из вариантов доказательства теоремы и т.п.      

Показательна в этом случае устная контрольная работа по карточкам, она позволяет повторить довольно быстро какую-то небольшую тему и оценить её усвоение большим количеством учащихся или для получения обратной связи. Её можно проводить по окончании изучения определённой темы.

Математический диктант также можно использовать как для контроля пройденного материала, так и для актуализации прежних знаний. Буквенный диктант: Использую перед объяснением новой темы. Смысл диктанта в следующем: учащиеся отвечают про себя на вопрос, а записывают лишь первую букву ответа, затем из полученных букв составляют слово.

Блиц-опрос: быстрый опрос теории проводится на этапе проверки домашнего задания или  первичного усвоения, или при актуализации опорных знаний. Вопросы просты и требуют однозначный, быстрый ответ, проверяющий знания и внимание детей, умение слушать и слышать вопрос

 Фронтальный контроль полезен для проверки правильности восприятия и понимания учебного материала,  степени закрепления в памяти. Для 5, 6 и 7-х классов можно рекомендовать работу с таблицами, геометрическими материалами, графические диктанты, работа с учебником (составление плана ответа, составление опорных конспектов). Для старшекурсников подойдут тематические беседы и опросы. Фронтальный контроль в той или иной форме можно использовать на каждом уроке.

Текущий контроль важен в течение всего обучения, на каждом уроке, причём на каждом его этапе. Это самостоятельные работы, тесты, устные опросы; математическое лото, кроссворды и ребусы; задания «Найди ошибку», «Истинно – ложно» с использованием сигнальных карточек.

Каким бы ни был контроль, он должен быть целенаправленным, объективным, всесторонним и регулярным.

Творческие работы

Стимулирующее влияние на познавательный интерес оказывают творческие работы учащихся. Они активизируют эмоционально-волевые и интеллектуальные психические процессы, способствуют формированию творческих возможностей школьников.

Приведу примеры тех творческих заданий, которые использую в своей практике.

1) Придумывание, а точнее, составление математических задач. Это занятие увлекает учащихся любого возраста.

2) Составление математических кроссвордов. Это задание с удовольствием выполняют как учащиеся 5-6 классов, так и учащиеся старшего школьного возраста.  Таким образом, они усваивают математическую терминологию, учатся формулировать вопросы, находить на них ответы.

3) Написание сказок, героями которых являются числа или геометрические фигуры.

Известному сказочнику Джанни Родари принадлежат такие слова: «Чтобы научиться думать, надо сначала научиться придумывать».

4) Математические сочинения. Они могут быть посвящены раскрытию связи изучаемых математических понятий с окружающим миром, практикой; раскрытию какого-либо понятия, освещению роли определенных идей.

5) Доклады и рефераты. Тематика их очень разнообразна. Они могут содержать определённых методов, раскрывать приложение изученных тем на практике и т.п.

В творческих работах материализуется и мысль, и усвоенные знания, и практические действия. Сила влияния творческих работ на познавательный интерес состоит в их ценности для развития личности вообще, поскольку и сам замысел работы, и процесс её выполнения, и её результат  всё требует от личности максимального приложения сил.

Заключение.

 Я предложила те средства активизации познавательной деятельности учащихся, которые применяю на своих уроках.

 А в основе мотивации лежат потребности и интересы личности. Значит, чтобы добиться каких-либо успехов в учебе, необходимо сделать этот процесс желанным.

У каждого учителя свое мнение о современном уроке.

 Я придерживаюсь такой формулировки:

1. Урок должен быть продуман во всех деталях, чтобы один этап урока вливался в другой, а ученики понимали, что и зачем они делают на уроке.

2. Учащихся необходимо готовить к восприятию нового материала, осознанию темы урока.

3. Задача каждого учителя – не только научить, а развить мышление ребенка средствами своего предмета.

4. Стараться ставить оценку не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока)- вводить забытое понятие поурочного балла.

Этого всего можно добиться, вводя в свою работу  средства активизации познавательной деятельности, которые повышают  не только интерес к предмету, но и саму активность ребенка.

В заключении хотелось сказать: в последнее время очень часто говорят о том, что ученик не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь. Но часто на практике мы сталкиваемся с тем, что факелы только тлеют, а сосуды упорно наполняются. Чтобы научить детей думать, открывать, изобретать, учитель должен очень много придумывать, изобретать и открывать. Факелы зажигаются только при условии активной творческой деятельности самого учителя.

Список литературы

1. Гусев В.А. Как помочь ученику полюбить математику? М.:Авангард,1994.

2. Истомина Н. Б. Активизация учащихся на уроке математики М., 1986

3. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. Москва, 1990 г.

4. Окунев А.А. Спасибо за урок, дети! Москва, 1998 г.

5. Оникул П.Р. Игры по математике: Учебное пособие. - СПб., 1999 г.

6. Шуба М.Ю. Занимательные задания в обучении математике. М.:Просвещение,1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ как средства активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках математики

Выступление с презентацией по теме "Использование ИКТ на уроках математики"....

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках математики

“Основная задача обучения математике в школе - прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому член...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики, развитие любознательности и глубокого познавательного интереса к предмету через игровую деятельность

«Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, ...

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках математики

Развитие активности, самостоятельности, инициативы, творческого отношения к делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитат...

Методы и приемы активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках математики в условиях ФГОС.

Вместо сухого и монотонного изложения материала, можно применять живое и  активное общение. Творческий подход повышает интерес у обучающихся, а значит и результативность урока....