«Решение квадратных уравнений»
методическая разработка по алгебре (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Решение квадратных уравнений»
Урок рассчитан на 2 академических часа и не является заключительным в рассмотрении различных способов решения квадратных уравнений.
- Цели:
- обучающие:
- обобщение и систематизация знаний по теме.
- ликвидация пробелов в знаниях учащихся.
- установление внутри предметных связей изученной темы с другими темами курса алгебры.
развивающие
- расширение кругозора учащихся
- пополнение словарного запаса
- развитие мышления, внимания, умения учиться
воспитание общей культуры
Оборудование: проектор, экран; у каждого ученика: конспект
1.Организационный момент.
Учитель. Тема занятия «Решение квадратных уравнений». На этом занятии повторим и закрепим знание различных основных способов решения квадратных уравнений. Рассмотрим еще один способ решения квадратных уравнений. Каждый ученик должен уметь верно и рационально решать квадратные уравнения. Эта тема является ступенькой в изучении более сложного материала математики средней школы, включая 11-й класс. В конце будет проведена самостоятельная работа. За неверно выполненное задание «плохая» оценка ставиться не будет и каждый ученик должен работать самостоятельно, выясняя неясные вопросы на уроке.
( 8-й класс – решение задач на составление квадратных уравнений;
разложение квадратного трехчлена на множители; квадратичная функция и ее график; неравенства второй степени с одной переменной;
10-й класс – тригонометрические уравнения и неравенства; применение производной к исследованию функции;
11-й класс – интеграл, площадь криволинейной трапеции; иррациональные уравнения; показательные уравнения и неравенства; логарифмические уравнения и неравенства)
2.Устная работа
Прежде всего, вспомним, какие уравнения называются квадратными.
(Уравнение вида , где х - переменная, a,b,c – числа , называется квадратным.)
Квадратное уравнение, записанное в таком виде, является стандартным видом уравнения. Как называются числа a, b, c ?
(а – старший коэффициент, b – второй коэффициент, с – свободный член)
Квадратные уравнения
неполные квадратные уравнения полные квадратные уравнения
ах 2=0; ах 2+вх=0; ах 2+с=0 ах 2+вх+с=0, а отлично от 0
приведенные квадратные уравнения
х2+рх+q=0, а=1
- Что такое полное квадратное уравнение?
- Какие из записанных ниже уравнений являются полными квадратными уравнениями?
- х2+ 2х -9=0,
- 2х2 +16х=0,
- 7 х2 =0,
- х2 -Зх+1=0,
- Зх2 -2х +19=0,
- 7х2 -14х=0.
(Ответ: 1,4,5)
Какие уравнения называются неполными квадратными уравнениями? Приведите примеры. под какими номерами неполные кв. уравнения? Назовите коэффициенты. Вспомним ,как они решаются.
Неполные квадратные уравнения (слайд)
ах 2=0; ах 2+вх=0; ах 2+с=0 (устная работа)
- Назовите числа, которые являются корнями уравнения:
- x2 + 3х = 0; 0; -3
- x2 - 3х = 0; 0; 3
- 8х 2=0; 0
- х2+16=0; нет корней объяснить
- х2-25=0; 5; -5 способы решения
- х3-4х=0 0; 2; -2 показать на доске
-3 -2 -4 0 4 2 3 5 -5
Или - А теперь, друг, не зевай, а скорее называй уравнения, в которых не увидишь ты корней.
1. (х - 1)(х +11) = 0; 1, -11
2. (х – 2)² + 4 = 0;
3. (2х – 1)(4 + х) = 0; ½, -4
4. (х – 0.1)х = 0; 0, 0.1
5. х² + 5 = 0;
6. 9х² - 1 = 0; 1/3, -1/3 способы решения
7. х² - 3х = 0; 0, 3 способы решения
8. х ²+ 2 = 0;
9. 16х² + 4 = 0;
10. 16х² - 4 = 0. ½, -1/2 ответы: 2,5, 8, 9
Вспомним, как традиционно решаются квадратные уравнения, записанные в стандартном виде. Прежде всего, обратимся к понятию дискриминанта. Для чего и зачем он нужен? Вспомните слово “дискриминация”, что оно означает? Оно означает унижение одних и возвышение других, т.е. различное отношение к разным людям. Оба слова (и дискриминант и дискриминация) происходят от одного латинского слова, означающего “различающий”. Дискриминант различает квадратные уравнения по числу корней. (анализ слайда). Важное дополнение: в таких случаях (D<0) обычно уточняют – нет действительных корней. Дело в том, что в математике кроме действительных чисел, рассматриваются так называемые мнимые числа; так вот мнимые корни у такого уравнения есть. О мнимых числах и разрешимости таких квадратных уравнений мы поговорим в старших классах.
ах 2+вх+с=0, а отлично от 0
D= в2-4ас;
D>0 (2 действительных корня);
D<0(нет действительных корней); мнимые есть
D=0(1 корень; 2 совпадающих корня)
Задание: определите вид уравнения (1-9-приведенные), любое ли уравнение можно привести к такому виду? Что для этого надо сделать? Определить имеет ли корни уравнение, не решая уравнение определить знаки его корней, если D>=0 (устная работа с классом).
- х2-х+1=0 D<0
- х2-6х+8=0 4;6 ???
- х2+5х-14=0 -7; 2
- х2+5х+6=0 -2; -3
- х2-х-2=0 -1; 2
- х2+х-6=0 -3; 2
- х2+4х+4=0 (х+2)2=0 2
- х2+4х+15=0 D<0
- х2+х+3=0 D<0
- 9-12х+4х2=0 3/2 ?
Решить 2-7, 10 уравнения (самостоятельная работа учащихся) Ответы проверить. Каким способом решали уравнения? Какие способы можно было еще применить? Решить 2, 10 уравнения методом выделения полного квадрата. Решения записать в тетрадь.
Итак, при решении уравнений все использовали теорему Виета. А знаете ли вы что-нибудь о нем и о квадратных уравнениях?
Обратимся к историческому путеводителю.
Первые упоминания о способах решения уравнений, которые мы сейчас называем квадратными относятся ко торому тысячелетию до н.э. Это эпоха расцвета Вавилонии и Древнего Египта.
Первое тысячелетие н.э. – Римские завоевательные войны. К этому периоду относится творчество Диофанта. Его трактат “Арифметика” содержит ряд задач, решаемых при помощи квадратных уравнений. В IX веке узбекский математик Аль-Хорезми в Трактате “Алгебра” классифицирует квадратные уравнения. Для нас это время знаковое тем, что приблизительно в это время образуется древнерусское государство Киевская Русь.
Все это время отличные по записи уравнения считались различными. Не было единого подхода к их решению.
И только в XVI веке французский юрист, тайный советник короля Франции и математик Франсуа Виет впервые вводит в обращение буквенные обозначения не только для неизвестных величин, но и для данных, то есть коэффициентов уравнения. Тем самым заложил основы буквенной алгебры.
Теорема, выражающая связь между корнями квадратного уравнения и его коэффициентами, носящая имя Виета, была им сформулирована впервые в 1591 году. Выражая зависимость между корнями и коэффициентами уравнений общими формулами, записанными с помощью символов, Виет установил единообразие в приемах решения уравнений. Однако его символика была далека от современного вида. Он не признавал отрицательных чисел, поэтому при решении уравнений рассматривал только положительные корни.
Метод введения новой переменной
Решить уравнение: х4-4х2+3=0 х2=к, к>0
к2-4к+3=0 к=3, к=1
х2=3 х2=1
х=3, х=-3 х=1, х=-1 ответ:-1, 1, 3, -3
уравнение вида ах4+вх2+с=0 называется биквадратным. Интересно, сколько корней может иметь биквадратное уравнение? Решить уравнения( учащиеся у доски):
- 2х4-3х2+5=0 не имеет корней Д= -31
- у4-5у2-36=0 3; -3
- а4-а2=0 0; 1; -1
- в4=0 0
Из рассмотренных примеров видим, что биквадратное уравнение может иметь 0,1,2,3,4 действительных корня.
Подведение итогов.
Итак, подведем итог.
Решение квадратных уравнений, возможно, осуществлять разными методами. Для квадратных уравнений применимы не только традиционные и специальные методы решения, но и общие методы решения уравнений.
Сегодня мы обобщили опыт решения квадратных уравнений и посмотрим, как научились выбирать наиболее рациональный метод решения.
Самостоятельная работа
Вариант 1 1. 2x2 + 3x – 5 = 0. | Вариант 2 1. 3x2 + 5x – 2 = 0. |
Домашнее задание:
Решите уравнение х2+6х-16=0 разными способами;
Решите уравнение (х2-х)2-14(х2-х)+24=0 методом введения новой переменной;
Х2+ 8x + 2 = 0 по формуле, выделением квадрата.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективное решение квадратных уравнений. Приемы устного решения.
Квадратные уравнения – это фундамент, на котором покоится величественное здание алгебры. Квадратные уравнения находят широкое применение при решении тригонометрических,...
урок по информатике в 9 классе по теме "Решение задач с конструкцией ветвление. Алгоритм решения квадратного уравнения"
Конспект и презентация к уроку в 9 классе по теме "Алгоритм решения квадратного уравнения"...
План конспект урока по алгебре в 8 классе по теме "Решение квадратных уравнений содержащих параметры, решение нестандартных задач"
План конспект урока по алгебре в 8 классе по теме "Решение квадратных уравнений содержащих параметры, решение нестандартных задач"...
Конспект урока по теме: квадратные уравнения. Решение квадратных уравнений.
Урок в 8 классе по теме Учитель математики: Папшева Ю.А. Тема урока: Квадратные уравнения. Ре...
Решение уравнений, сводимых к решению квадратных уравнений
Тема «Решение квадратных уравнений» изучается в 8 классе, и она является одной из самых важных тем при изучении математики. В старших классах при изучении различных тем, мы возвращае...
Методические рекомендации к изучению темы: « Решение квадратных уравнений» с применением теоремы Виета для решения приведенного квадратного уравнения и полного квадратного уравнени
Решать квадратные уравнения учащимся приходится часто в старших классах, Решение иррациональных, показательных , логарифмических ,тригонометрических уравнений часто сводится к решени...
Решение задач по теме «Графические способы решения квадратных уравнений»
Цель урока: закрепить графический способ решения квадратных уравнений при решении задач практического содержания, формировать умения строить математические модели, совершенствование навыков пост...