«Применение производной при решении уравнений с параметрами»
план-конспект урока по алгебре по теме
«Три пути ведут к знанию: путь размышления - это путь самый благородный, подражания - это путь самый легкий и путь опыта - это путь самый горький».
Конфуций
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok2.docx | 33.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа№6»
Тема: «Применение производной при решении уравнений с параметрами»
Учитель: Трофимова Ольга Васильевна
Торжок
2013
Цели урока:
- Образовательные: знать общую схему исследования функции, метод построения графика функции, уметь проводить исследования функции и строить ее график. Уметь решать уравнения с параметрами при помощи производной.
- Развивающая: развитие математического и общего кругозора, способствовать формированию умений применять приемы выделения главного, переноса знаний в новую ситуацию, развитие творческих способностей учеников путем решения заданий, содержащих параметры.
- Воспитательные: побуждать учеников к самоконтролю, самоанализу совей учебной деятельности.
Тип урока: комбинированный
«Три пути ведут к знанию: путь размышления - это путь самый благородный, подражания - это путь самый легкий и путь опыта - это путь самый горький».
Конфуций
Ход урока
- Организация класса.
- На доске домашнее задание, на столах у учеников лабораторная работа «Исследование функции и построение графика».
Урок делится на три этапа.
1 этап. В начале урока повторяется схема исследования функции и построение ее графика.
Вопросы.
- Что называется областью определения функции?
- Какая функция называется четной (нечетной)?
- Как ведет себя график четной (нечетной) функции?
- Как определить промежутки монотонности?
- Как найти экстремумы функции?
Ученики отвечают на вопросы учителя в процессе построения графика функции.
Пример 1. Исследуйте функцию на монотонность и постройте эскиз ее графика.
Решение:
- D(f)=[-2;2
+
- - x
- Определим четность функции – следовательно, данная функция нечетна, то есть график ее симметрии относительно начала координат непрерывна.
- найдем производную: ;
f(x)=0, =0
найдем промежутки монотонности:
f(x) - + -
f(x) -2 -2 2 2 x
min max
Составим таблицу по результатам исследования функции:
X | -2 | (-2;2) | 2 | ||
f(x) | - | 0 | + | 0 | |
f(x) | -4 | 4 | |||
min | max |
Нули функции:
строим эскиз графика:
y
4
x
-4
Пример2. Сколько корней имеет уравнение в зависимости от значений параметра.
Решение: Решим данное уравнение, используя предыдущее значение. Для этого введем функцию. Пусть График функции мы уже построили. График функции y=a – пучок прямых параллельных оси ох. Будем (мысленно) проводить горизонтальные прямые y=a и отслеживать количество их пересечений с графиком функции
Ответ: 1) при а=4 один корень 2) при а два корня 3) при а=0 три корня 4) при а два корня 5) при а=-4 один корень 6) при а корней нет.
2 этап. Решение уравнения с параметром при помощи производной.
Пример 3. Сколько корней имеет уравнение в зависимости от параметра t.
Решение: Введем функции y= и y=t
Исследуем функцию и построим эскиз графика.
- D(y)=[-2;2], т.к.
- y(-x)=
Функция четная, следовательно, график ее будет симметричен относительно оси ординат.
- Функция непрерывна
- Нули функции: y(-2)=0 y(0)=0 y(2)=0
- Найдем производную
Найдем стационарные точки.
Определим промежуток монотонности, учитывая четность функции
y + -
y 0 2 x
Найдем значение функции в точках экстремума:
Построим эскиз графика, используя таблицу
x | 0 | ) | ( | |
y | + | 0 | - | |
y | 0 | 2 | ||
max |
y
2
-2 0 2 x
Используя эскиз графика, ответим на вопрос задания
Ответ: 1) при t=2 два корня 2) при tчетыре корня 3) при t=0 три корня 4) при t корней нет.
3этап. Закрепление.
Используя домашнее задание (лабораторная работа «Исследование функции при помощи производной и построение эскиза графика») решить уравнение с параметром.
I вариант f (х) = 6х - 2г3 +1 6х - 2х3 +1= t
II вариант f(х)= г3-12х-1 x3-12х-1=а
- вариант f(х) = х4-4х2 + 2 х4-4х2 + 2=k
- вариант f(х) = х4 - 6х2 + 3 х4 - 6х2 + 3 = t
Во второй части лабораторной работы необходимо ответить на вопрос: «Сколько корней имеет уравнение в зависимости от параметра»
Домашнее задание. Контрольные измерительные материалы ЕГЭ за 2002 год № 85 - 91.
- При каком натуральном значении параметра а уравнение
х3 + Зх2 - 9х - а = 0 имеет ровно два корня? - При каком наименьшем натуральном значении параметра t уравнение
-г3 + х2 -15х = т имеет ровно один корень?
3. При каком наименьшем целом значении параметра p уравнение
-х3 + - х2 - 6х = р имеет три корня?
- При каком наибольшем значении параметра a уравнение x3 + х2 - х = а
имеет ровно два корня? - При каком наименьшем натуральном значении параметра n уравнение
-х3 +-х2 -12х = п имеет ровно один корень?
- При каком целом значении параметра b уравнение 8г3 + 4х2 -2х = Ь
имеет ровно два корня? - При каком наименьшем значении параметра n уравнение х3 -6х2 = п
имеет ровно два корня?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Способы решения уравнений с параметрами
Это методическое пособие для учителя и учащихся дает возможность изучения способов решения уравнений и неравенств с параметром.На конкретных примерах рассматривается несколько способов решения одних и...
Решение уравнений с параметрами, связанных со свойствами показательной, логарифмической и тригонометрической функциями
Методическая разработкаТема: Решение уравнений с параметрами, связанных со свойствами показательной, логарифмической и тригонометрической функциями. Учитель: Удодова Любовь Валентинов...
Решение уравнений с параметрами при особых условиях
Решение уравнений второй степени с параметрами при особых условиях....
Разработка урока по теме «Производная степенной функции. Применение производной в решении задач физики» 11 класс
Урок соответствует технологии модульного обучения....
Методическая разработка по теме:Решение уравнений с параметрами
Материал разработан для УМК А.Г. Мордкович для 11 класса....
Применение производной при решении задач с параметрами
элективный курс по теме производная с параметрами...
Применение производной при решении задач с параметрами
элективный курс по теме производная с параметрами...